Анико, Аниге или Аранико (Деванагари: अरनिको, китайский: 阿尼哥; 1245–1306) был одной из ключевых фигур в искусстве Непал и Китайская династия Юань и художественные обмены в этих областях. Он родился в долине Катманду, Непал, во время правления Абхая Малла. Он известен тем, что построил Белую ступу в храме Мяоин в Пекине. Во время правления Джая Бхим Дев Малла его послали на проект по строительству золотой ступы в Тибете, где он также принял монашество. Из Тибета он был отправлен дальше в Северный Китай для работы при дворе императора Хубилай-хана, основателя династии Юань (1279–1368), куда он принес трансгималайский народ. художественная традиция Китая. Позднее он отказался от монашества и основал свою семью в Китае. Он женился на семи других женщинах, от которых у него было в общей сложности шесть сыновей и восемь дочерей.
Из-за некоторой путаницы в переводе его имя в старых текстах по-разному пишется как Арнико или Аранико. По ошибке Бабурам Ачарья назвал свое санскритское имя Балабаху. Однако позже он утверждает, что Анико могло быть китайским произношением санскритского имени Анека. Также вероятно, что его имя могло означать Аа Ни Ка, что означает «респектабельный брат из Непала».
Аранико родился в 1245 году в долине Катманду, Непал, когда он правил королем Абхая Малла (1216–1255). В то время как в непальской истории нет никаких записей об Арнико, и все, что известно о нем, происходит из китайских источников, китайская история и историк Бабурам Ачарья полагает, что Аранико мог быть из Патана, место, известное скульптурами и изобразительным искусством. Таким образом, он был бы буддистом, но его каста невар открыта для предположений. Однако известно, что Аранико жил в долине Катманду во время правления Джая Бхим Дев Малла, преемника Абхая Малла.
В китайских записях имя его деда дано как «Ми-ти- rha », а бабушка -« Kun-di-la-qi-mei », китайское произношение санскритских имен Митра и Кундалакшми соответственно. Его отца звали «Ла-ке-на» (Лакшман), а его мать звали «Шу-ма-ке-тай».
Как часто говорят в рассказах о профессиональных художниках, Анико была вундеркиндом. даже в раннем детстве. Анекдот из его эпитафии повествует о том, что, когда ему было три года, его родители отвели ребенка в храм, чтобы воздать должное Будде. Взглянув на ступу, он спросил: «Кто сделал ее деревянную стамбху, бхуми и анду?» Сильно удивившись, окружающие поняли, что он прирожденный художник. Когда ему было около семи лет, его темперамент был трезвым, как взрослый. В школе он освоил свои учебники и за такое короткое время стал хорошим каллиграфом, что даже маститые старшие признали свою неполноценность. Он мог запоминать трактаты по искусству, как только слышал их чтение. Перед тем как уехать из Непала в Тибет, он уже был экспертом в живописи, моделировании и отливке изображений.
Событие, которое привело Арнико в Тибет и, в конечном итоге, в суд Юань в Шангду (сегодняшний Пекин), было указом Хубилай-хана от 1260 г. Дрогон Чогьял Пхагпа, пятый патриарх секты Сакья тибетского буддизма, чтобы построить золотую ступу для Суэр чи ва (тибетское: «Чос рже па» или «Господь Дхармы»), то есть Сакья Пандита Кун дга 'ргьял мтшан (1182–1251), четвертый патриарх секты. Приказ Хубилая был одним из индикаторов его принятия учения Сакья.
Следует обратить внимание на время строительства, 1260 год. В апреле 1260 года Хубилай был избран Великим ханом своими сторонниками, чтобы противостоять притязаниям его младшего брата Арика Буке. Таким образом началась гражданская война между братьями за руководство Империей. В двенадцатом месяце 1260 года он назначил Пхагпу своим императорским наставником, даровал ему нефритовую печать и должность лидера буддизма. Поступив так, Хубилай официально признал Пхагпу своим высшим религиозным авторитетом и был обязан покровительствовать учению Сакья. Взамен он ожидал, что секта Сакья предоставит религиозную санкцию. Строительство ступы было не только данью уважения Сакья Пандиту, но и задумано как проект, призванный получить религиозное благословение в критический год. В конце концов, Арик Бёке представился Хубилаю в Шангду 21 августа 1264 года.
Для строительства ступы Пхагпа пригласил ремесленников из Непала. Иконографии и художественные ценности тибетцев были близки к непальской традиции. Поэтому для Пхагпы было естественным обратиться в Непал за талантливыми художниками. Он намеревался нанять сотню художников, но Джая Бхим Дев Малла, король Непала в то время, смог передать только восемьдесят. С его назначением на пост императорского наставника в 1260 году, его видение и амбиции по будущему распространению своей секты во все еще растущей монгольской империи были его стремлением искать новых художников.
Художники, направлявшиеся в Тибет. приказали выбрать лидера среди себя. Возможно, из-за неуверенности в будущем никому не хватило смелости взять на себя ответственность, кроме уверенного Арнико. Когда король попытался отговорить его из-за его молодости, он ответил: «Мое тело действительно молодо, но мой разум - нет». В конце концов король сделал его руководителем группы из восьмидесяти ремесленников и отправил в Лхасу. Ему было всего семнадцать, когда он уехал из Непала.
В Тибете Арнико произвел впечатление на Пхагпу при их первой встрече в 1261 году. Пхагпа сразу же признал его исключительные художественные способности и административные способности и поручил ему наблюдать за строительством. Ступа была построена в главном зале монастыря Сакья. Арнико потратил на этот проект два года. После его завершения Пхагпа не хотел отпускать его, когда попросил разрешения вернуться в Непал.
К этому времени Хубилай-хан победил Арика Бёке, и и Хубилай, и Пхагпа, должно быть, чувствовали, что строительство ступы в монастыре Сакья принесло религиозные заслуги, которые способствовали военной победе Кублая и другим достижениям. Как императорский наставник, Пхагпа был готов пойти ко двору и распространить учение своей секты. Поскольку ни один художник в Китае не мог создать ошеломляющее множество гималайских тантрических божеств, которые были бы необходимы для его религиозной деятельности, ему нужно было взять с собой кого-то, кто мог бы. Выбор Арнико был естественным. Вместо того, чтобы вернуться в Непал, Пхагпа посоветовал ему пойти к монгольскому двору и представиться Хубилай-хану. Пхагпа принял Арнико в ученики и посвятил его в тайные буддийские договоры, тем самым подняв его социальный статус над обычным ремесленником. Таким образом, обнаружив Арнико, Пхагпа лично подготовил и обучил Арнико его будущим задачам при дворе.
Арнико прибыл в Шангду (Занаду) в конце 1262 г. Ченг Цзюфу:
Услышав его рекомендацию, Хубилай немедленно приказал посланнику вызвать его. После того, как он прибыл, Император долго смотрел на него, прежде чем спросил: «Ты боишься приехать в большую страну?» Он ответил: «Мудрец смотрит на людей со всех сторон как на своих сыновей. Когда сын приходит к отцу, чего ему бояться?» "Почему вы пришли?" Он ответил: «Моя семья жила на западе в течение нескольких поколений. Я принял императорский указ построить ступу в Тибете в течение двух лет. Я видел постоянные войны там, и хотел бы, чтобы Ваше Величество могло умиротворить там. Я пришел за живыми существами. " "Что вы практикуете?" Он сказал: «Я считаю себя учителем и приблизительно знаю живопись, литье и резьбу».
Император был очень доволен и попросил юного Аранико починить важный бронзовый идол, подаренный императором Сун. На реставрацию у него ушло два года. Во втором месяце 1265 года Арнико завершил реставрацию, и статуя выглядела настолько безупречно, что даже самые опытные художники Китая восхищались его работами.
В юаньском Китае он спроектировал и построил множество зданий. Его самая известная архитектура - Белая Ступа Храма Мяоин в Пекине, которая была самым большим сооружением в то время. На строительство потребовалось почти десять лет (1279–1288 гг. Н. Э.), И Ступа, более известная как Белая Дагоба, все еще стоит. Он поднимается на высоту 50,9 метра и имеет диаметр в основании более 30 метров. Тринадцать широких круглых полос лепного украшения, называемых «Тринадцатью небесами», разделяют его поверхность. На вершине конуса находится конструкция из бронзового диска в форме зонтика с 36 бронзовыми колокольчиками, свисающими с его края. На самом верху находится небольшая бронзовая пагода, которая сама по себе является произведением искусства. В 1961 году тогдашний премьер Китая Чжоу Энь-лай подписал Прокламацию, в которой говорилось, что Храм должен охраняться как национальное достояние. Эта Прокламация сохранила Белую ступу в безопасности во время Культурной революции 1960-х годов. В 1976 году храм серьезно пострадал от Таншаньского землетрясения. Верх ступы наклонился в сторону, и кирпичи и строительный раствор, поддерживающие ступу, осыпались, а многие реликвии были разбиты. В 1978 году Пекинский Департамент культурных реликвий взялся за ремонт и реконструкцию храма. По состоянию на 2010 год комплекс Ступы в настоящее время подвергается очередной реконструкции.
В его эпитафии резюмируется, что за свою жизнь Арнико построил три ступы, девять великих буддийских храмов, два конфуцианских святыни, один даосский храм и бесчисленное множество изображения и предметы, используемые в суде и за его пределами. Арнико был прекрасным художником и написал ряд портретов императорской семьи. Портреты Хубилай-хана и его жены Чаби, которые сейчас находятся в Национальном дворце-музее в Тайбэе, считаются его работой.
Арнико при жизни удостоился высоких почестей. В 1273 году он был назначен директором всех ремесленных классов и обучил многих китайских мастеров стилю сакья. К 1274 году ему дали серебряную тарелку с изображением тигра на ней. Император очень полюбил его и в знак чести присвоил ему титул «герцог Лян». Награжденный Та Са Тху, эквивалент министра, он является одним из немногих иностранцев, биография которых может быть найдена в книгах по истории китайской империи. Самым важным источником жизни и карьеры Арнико является его официальная эпитафия, написанная Ченгом Цзюфу (1249–1314) по приказу Аюрбарвады (Жэньцзун, годы правления 1311–20) от 1316 года, Liangguo Minhui gong shendao bei (Духовная стела для Миньхуэй)., герцог штата Лян), в Ченг Цзюфу, Ченг Сюэлоу вэньцзи (Коллективные произведения Ченг Цзюфу). Другой важный источник - официальная биография Арнико в "Сун Лянь и Ван И", "Юаньши" ("История Юань"), составленная под руководством ранней династии Мин. Он во многом основан на эпитафии, но также содержит некоторую новую информацию.
Арнико снова женился и поселился в Китае. Помимо жены-непальки, у него было две монгольские жены и семь ханьско-китайских жен. Вместе у них было шесть сыновей и восемь дочерей. Он жил в Китае до своей смерти в марте 1306 года в возрасте шестидесяти двух лет. О его смерти Ченг Цзюфу пишет:
8 марта 1306 года он посмотрел на людей вокруг себя и сказал: «Если я пойду, тебе следует поставить занавески в холле и диван, чтобы я мог уйти в мирный сон ". На следующий день он принял ванну и обратился в суд. Вернувшись, он выглядел больным. Его посетили дворцовые посланники и врачи, но одиннадцатого он скончался во сне. Услышав эту новость, император горевал о своей смерти и приостановил судебное заседание. Он приказал дворцовым чиновникам позаботиться о семье и наградить семью двадцатью пятью тысячами таэлей серебром. Император приказал соответствующим властям организовать похороны. В ту ночь во двор упала звезда. На следующий день увидели на деревьях сосульки. Семь дней спустя, семнадцатого марта, его останки были кремированы по непальскому обычаю. Пятнадцатого июля его прах был захоронен в ступе в Ганцзиюань, Сяншань, уезд Ванпин (недалеко от столицы).
Надпись на стеле, установленной в его память, гласит:
|
|
Имперские портреты Арнико представляют собой водораздел между Сун, Юань и более поздними имперскими портретами. Целью более поздних портретов было уже не добродетельное поведение, а физиономия. Этому подходу следовали не только в более поздних имперских портретах Юаня, но и в имперских портретах Мин и Цин, которые становились все более прямолинейными и жесткими, а со временем становились все более и более реалистичными под новым влиянием европейской портретной живописи.
История Китайское буддийское искусство стало свидетелем трех основных волн художественного влияния из Центральной и Южной Азии: искусство Гандхары до Тан (618–907), искусство Гупта во время Тан и искусство Пала-Гималаев во время Юаня. Арнико - фигура, представляющая третью волну. Работы из его заведений, ступ и два портрета Юаня из его руки демонстрируют это, черпая вдохновение в художественных традициях Палы, Непала и Китая. После падения монгольского правления в Китае художественное наследие и новаторство Арнико продолжали оказывать влияние на буддийское искусство при дворах Мин и Цин.
Правительство Непала, в знак признания его достижений, выпустило на его имя почтовые марки для почитай его шоссе Аранико в Непале также названо его именем.
Статуя Araniko в Китае Отсылка к белой ступе, которую Аранико и ремесленники построили в Тибете под руководством Пхагпа.