Арабское правление в Грузии

редактировать
Арабская карта с указанием Тбилиси, 10 век

Арабское правление в Грузии относится к периоду История Грузии, когда вся или часть страны находилась под политическим господством мусульман арабских правителей, от первых арабских вторжений в середине VII века до окончательного поражения тбилисского эмирата в руках царя Давида IV в 1122 году. Этот период называется арабоба (არაბობა) в грузинском. По сравнению с другими регионами, пережившими мусульманские завоевания, арабское присутствие не сильно повлияло на культуру и даже политическую структуру Грузии, поскольку люди сохраняли свою веру, дворяне - свои вотчины, а иностранные правители в основном настаивали на уплата дани, которую они не всегда могли добиться. Тем не менее, повторяющиеся вторжения и военные кампании арабов во многих случаях опустошали Грузию, а халифы сохраняли сюзеренитет над значительными частями страны и оказывали влияние на динамику внутренней власти в течение большей части периода.

Историю арабского владычества в Грузии можно разделить на 3 основных периода:

1. от первого появления арабских армий около 645 г. до образования тбилисского эмирата в 736 г. В эти годы наблюдалось постепенное установление политического контроля над грузинскими землями со стороны халифата Омейядов.

2. с 736 по 853 год, когда Аббасидский халифат из Багдада разрушил Тбилиси, чтобы подавить восстание местного эмира, закончив период господство Эмирата над всей Восточной Грузией.

3. с 853 г. до 2-й половины 11 века, когда Великая Империя Сельджуков сменила арабов в качестве основной силы на Ближнем Востоке. До этого власть тбилисского эмирата уже пошла на убыль в пользу независимых грузинских государств. Однако Тбилиси оставался под властью арабов до 1122 года.

Содержание
  • 1 Первые завоевания и установление арабского господства (645–736)
  • 2 Тбилисский эмират (736–853)
  • 3 Постепенное угасание Арабское господство над Грузией (853–1120)
  • 4 Источники
Первые завоевания и установление арабского господства (645–736)

В первые десятилетия 7-го века большая часть современной Грузии находился под властью принципата Иберии. Это государство, как и его предшественники, постоянно играло роль двух основных держав того времени, Византийской и Сасанидской империй, чтобы гарантировать свое собственное выживание в качестве независимого государства. Присяги регулярно менялись, но с 626 г., когда византийский император Гераклий напал на Тбилиси и назначил правящим князем Адарнасом I из про- Византийская Династия Хосроидов, византийское влияние было преобладающим. Однако в следующем десятилетии начались мусульманские завоевания Ближнего Востока, нарушившие этот баланс.

Первые арабские вторжения в современную Грузию произошли примерно между 642 и 645 годами, во время завоевания Персии. Вскоре это превратилось в полномасштабное вторжение, и Тбилиси был взят в 645 году. Председательствующий князь Стефан II должен был признать сюзеренитет Рашидунского халифа. Регион по-прежнему оставался маргинальным в глазах халифата, и, хотя он был официально интегрирован в недавно созданную провинцию Армия, местные правители сначала сохранили такую ​​же автономию, какую они имели под протекторатами Византии и Сасанидов..

Халифат тогда был еще в первые десятилетия своего существования, очень нестабилен политически и еще не разработал административную систему, способную удерживать их многочисленные завоевания под контролем. Основным проявлением арабской власти над регионом было в то же время религиозное повеление ислама: уплата налога (для территорий, находящихся под прямым управлением) или дани (для вассальных государств) неверующими, называется джизья. Его уплата символизировала подчинение исламскому государству, но была также для христиан Кавказа способом избежать новых вторжений или карательных экспедиций арабов против тех, кто не платил. В Иберии, как и в Армении, во второй половине VII века часты восстания против дани, каждый раз местная знать и правящие князья чувствовали внутреннюю слабость в халифате. Самое значительное из этих восстаний, охватившее весь Кавказский регион, произошло в 681–682 годах и возглавил его в Грузии правящий князь Адарнас II. Несмотря на двухлетнюю борьбу, восстание было подавлено, Адарнасе был убит, а арабы поставили на его место Гуарам II из конкурирующей династии Гуарамидов.

В своих усилиях отстоять свои править Иберией, арабы также должны были бороться с двумя другими крупными державами в регионе, Византийской империей и хазарами. Последние, конфедерация полукочевых тюркских народов, правили степями к северу от хребта Большого Кавказа. Они играли роль в истории Кавказа с начала 7 века, когда они помогали византийцам против Персии. Позже они успешно остановили мусульманские армии в серии войн , но также помогли им подавить грузинское восстание 682 года. Грузинские земли пострадали от конфронтации между арабами и хазарами, поскольку они играли стратегическую роль как плацдармом для арабов в этих неоднократных столкновениях, а также пострадал от разрушительных вторжений хазар из-за гор. Что касается Византии, то она не оставляла надежды на восстановление своего сюзеренитета над Иберией и в ответ на новую арабскую державу сначала усилила свой контроль над прибрежными регионами Черного моря, Абхазией и Лазица, который еще не был достигнут арабами. Около 685 г. император Юстиниан II заключил перемирие с халифом, в котором они договорились о совместном владении Иберией и Арменией. Однако победа арабов в битве при Севастополе в 692 г. нарушила равновесие и привела к новому арабскому завоеванию Армении, их выходу к Черному морю и завоеванию королевства Лазица (около 697 г.). Теперь установился новый статус-кво, более благоприятный для арабов.

Тбилисский эмират (736–853)
Грузия и Кавказ после основания эмирата.

Около 730 г. два фактора привели к изменению политики Омейядов в отношении Грузии. Во-первых, в том году хазарам удалось вторгнуться в Северо-Западный Иран и пройти весь путь до Мосула, прежде чем они потерпели поражение. Придаточные буферные государства Кавказа не смогли предотвратить это вторжение. Более того, местные христианские правители, такие как Гуарам III Иберийский, все еще поддерживали контакты с Византией и надеялись на ее вмешательство. Однако империя была слабой, и арабские набеги могли достичь Константинополя, что делало византийцы менее опасными, чем хазары. В 732–733 годах халиф Хишам ибн Абд аль-Малик назначил Марвана ибн Мухаммада наместником Армении и Азербайджана с задачей вести войну против хазар и покорение Грузии.

Последовавшая за этим кампания была разрушительной для Грузии. Марван не только вторгся в Картли, как это сделали его предшественники, но также повел свои армии после отступления грузинских князей в западную половину страны, от Самцхе до Абхазии, где они в итоге были остановлены. Согласно Кириллу Туманову, Западная Грузия, как зависимость от Византийской империи, фактически была главной целью кампании, и принц Иберии встал на сторону арабских сил, чтобы помочь дать отпор хазарам, которые только что опустошил свои земли. Так или иначе, отступая из Западной Грузии, Марван установил в Тбилиси эмира, который правил Иберией, в то время как он обратил свои войска против хазар (737 г.). Это вторжение и его ужасы оставили сильный след в коллективной памяти грузин, которые прозвали арабского генерала Марвана Глухим.

Однако новому эмирату пришлось бороться с оставшейся грузинской знатью и принципатом, который не был полностью упразднен. Более того, Марван стал последним халифом Омейядов, и после его смерти гражданская война охватила мусульманское государство. Это позволило кавказцам-христианам вновь обратиться к Византии за помощью и восстановить большую автономию. Но эти надежды вскоре развеялись после того, как Аббасиды восстановили халифат в Багдаде в 762 году: новое мусульманское государство было лучше организовано и более способно требовать дани и устанавливать свою власть в приграничных регионах. Это было продемонстрировано Грузии в 786 году, когда вали Кавказа Хузайма ибн Хазим кроваво подавил бунтарские настроения среди грузинской аристократии. Князь Арчил Кахетинский среди прочих был убит после отказа принять ислам.

С этого момента местный баланс сил между арабами и грузинской знатью стал более благоприятным для первых. Обе древние княжеские династии Гуарамидов и Хосроидов вымерли, что дало тбилисским эмирам большую власть над землей. Сельская экономика была разрушена повторными вторжениями, и многие регионы лишились своего населения, которое было убито или бежало в византийские земли. Однако города, особенно Тбилиси, процветали, поскольку Аббасиды поощряли торговлю между своими провинциями и использование валюты (дирхам ) для получения дани, что привело к более открытой экономике <144.>Святой Або Тифлисский.

Некоторые регионы, удаленные от основных городов и торговых путей, сохраняли значительную степень автономии от арабских правителей, особенно на западе Грузии. Там, в Кларджети и Самцхе, во второй половине VIII века выдалась знатная семья: Багратиони, или грузинские Багратиды. Их происхождение оспаривается, но в настоящее время в целом признается, что они были ветвью армянской династии Багратуни, чей предок Васак переселился в Кларджети и получил там земли после 772 г., прежде чем получил большая часть бывших гуарамидских земель после исчезновения последней линии около 786. Багратиони установили свою власть в Тао-Кларджети, но вскоре стали соперниками эмирата за контроль над грузинскими землями. Чтобы утвердить свой авторитет, они могли опираться как на византийское вмешательство, так и на разногласия среди арабов. В 809 году тбилисский эмир провозгласил независимость от халифата, который обратился за помощью к грузинским князьям в борьбе с восстанием, и привлек Багратиони против Ибн Шуаба. В 813 году глава династии Ашот I восстановил для себя принципат Иберии, или Картли. Он получил признание как халифа, так и византийцев, которые даровали ему официальный титул куропалат. Этот новый баланс между эмиратом и независимыми землями Багратионов сохранится в течение следующих десятилетий, и халиф будет поддерживать ту сторону, которая в данный момент менее опасна для его общей власти. Это дало другим грузинским регионам больше автономии, и Кахети обрела независимость как от Иберии, так и от эмирата в то время, под своим собственным мтавари. В то же время Византия потеряла свои последние зависимости от грузинского черноморского побережья, поскольку Абхазское царство расширилось.

В этой современной надписи в церкви Атени Сиони упоминается разграбление Тбилиси и падение Исхака ибн Исмаила.

С 833 г., Исхак ибн Исмаил, Эмират восстановил власть над грузинскими землями, наложив свою власть на многих князей и вынудив багратионов платить дань: после смерти Ашота его владения были поделены между тремя его сыновьями и стали более уязвимыми. Ободренный этими успехами, эмир перестал признавать высшую власть халифата. Только когда армяне также восстали, халиф аль-Мутаваккиль отреагировал в 853 году, послав турецкого генерала Буга аль-Кабира с армией против кавказских повстанцев. Эта экспедиция, по словам Кирилла Туманова, «отмечена особой жестокостью». Армия Аббасидов разграбила и сожгла Тбилиси, а эмира казнила. Многие грузинские вельможи были схвачены во время вторжения, такие как Костанти-Кахай, и либо убиты за отказ принять ислам, либо отправлены в качестве заключенных в столицу Аббасидов в Самарра. Решение Аббасидов не перестраивать город в значительной степени ослабило бы их экономическое и культурное влияние в Грузии и позволило Багратионам стать главной державой в стране, облегчая ее дальнейшее объединение.

Постепенное ослабление арабского владычества над Грузией (853–1120 гг.)

После экспедиции 853 г. арабское господство над Грузией уже никогда не было таким сильным. Эмират Тбилиси не был упразднен, но халифы не позволили его власти снова расти, поскольку это не раз приводило к его восстаниям против центральной власти. Более того, Византийская империя при Василии I Македонском (годы правления 867–886) переживала политический и культурный ренессанс, который мог только соблазнить кавказцев от власти халифа.

Грузия и Кавказ вокруг 900

христианских феодальных государств расширились во второй половине IX века, и Багратиды Армении и Грузии особенно ощутили рост своего могущества. И Халифат, и Византия теперь ухаживали за ними, чтобы обеспечить их поддержку или, по крайней мере, нейтралитет в их борьбе против друг друга. Монархия была восстановлена ​​в Армении в 886 году в пользу Багратида Ашота I, который короновал своего грузинского кузена Адарнаса IV царем Иберии, восстановив титул. Сильные христианские государства теперь отделили ослабленный эмират Тбилиси от его повелителей, которые обладали лишь теоретическим сюзеренитетом над двумя восстановленными королевствами.

Другой вассал халифата, Юсуф ибн Абил-Садж, эмир Азербайджана, возглавил в 914 году последнюю попытку арабов восстановить свое господство на Кавказе. Вторжение Саджидов в Грузию, как известно, было неудачным, хотя оно опустошило грузинские земли и позволило Багратидам восстановить союз с Византией, которым они ранее пренебрегли в пользу халифов. Этот обновленный союз с сильной христианской державой ограждал Грузию от вмешательства арабов и позволил экономическому и художественному возрождению.

С этого момента арабы перестали играть значительную роль в истории Грузии, и прогрессивное объединение страны под властью Багратионов продолжалось без какого-либо вмешательства с их стороны. Только Тбилиси и его окрестности по-прежнему находились под властью эмира, отношения которого с Халифатом теперь были в лучшем случае шаткими. В течение 11 века богатые горожане приобрели большую власть в качестве совета старейшин (биреби) и сохранили жизнь эмирата в основном для того, чтобы избежать налогов со стороны грузинских королей. Грузинский царь Баграт IV трижды брал город (1046, 1049, 1062), но не мог удержать его под своей властью. К 1060-м годам Великая Империя Сельджуков, возглавляемая Алп Арсланом, турком, сменила арабов в качестве главной мусульманской угрозы Грузии. Сельджуки назначили нового эмира в Тбилиси, но после его смерти в 1080 году городом снова стали управлять местные старейшины. В 1121 году Давид IV «Строитель», царь Грузии, победил сельджуков в битве при Дидгори, позволив ему войти в Тбилиси в следующем году и почти положив конец этому. 500 лет арабского присутствия в Грузии. Тбилиси потерял автономию и стал королевской столицей, но его жители долгое время оставались преимущественно мусульманскими.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 23:09:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте