Обмен арабско-византийскими пленными

редактировать

В ходе арабо-византийских войн обмен военнопленными стал регулярной чертой отношений между Византийская империя и халифат Аббасидов. Обмены начались в конце 8 века и продолжались до конца 10 века. Большинство из них произошло на реке Ламос в Киликии, на границе двух держав.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Обмен пленными
  • 3 Ссылки
  • 4 Источники

Предыстория

Столетия войны между Византийской империей и Арабский халифат привел к определенной степени взаимопонимания и уважения, о чем свидетельствует регулярный дипломатический и культурный обмен между двумя державами. Примером тому служат протоколы императорских приемов при византийском дворе, где «восточные мусульмане» отводятся на первое место сразу после любых церковных чиновников, включая болгар и франков со- религиозные деятели. Обе стороны также гуманно обращались с военнопленными; на византийской стороне, хотя арабских заключенных обычно выставляли напоказ в триумфальных шествиях, в остальном с ними обращались хорошо. Высокопоставленные деятели, которые были государственными заключенными, часто были почетными гостями во время их плена, их регулярно приглашали на скачки на Ипподром или императорские банкеты в Большой дворец ; им часто дарили подарки во время императорских церемоний. Тем не менее, рядовых обычно продавали в рабство или держали в тюрьме до выкупа или обмена. Большинство из них использовалось в качестве рабочей силы, хотя некоторым, кого можно было убедить принять христианство, были предоставлены земли для поселения. В противном случае они наслаждались свободой поклонения в собственных мечетях. Аль-Мукаддаси отмечал, что, хотя арабских пленников заставляли работать в качестве рабов, они могли зарабатывать деньги, и что византийцы «не принуждают никого из них есть свинину, и они не режут себе носы и не режут». их языки ».

Обе стороны также участвовали в регулярных обменах пленными (ἀλλάγια, allagia, по-гречески; fidāʾ, мн. afdiya, по-арабски), которые происходили на реке Ламос (мод. Лимонлу Чайы ) в Киликии, на границе Византии и Халифата. Заранее было заключено перемирие, и обе стороны встретились на реке. Обмен был произведен человеком на человека, как показывает ат-Табари в своем отчете об обмене в 845 году: «Два моста были построены через реку, по одному для пленных с каждой стороны. Каждая из сторон освободила по одному заключенному, который вместе со своим коллегой направился через мост к своим единоверцам. После завершения обмена излишки заключенных были либо выкуплены за деньги, либо обменены на рабов ».

Обмен заключенных

ГодПодробности
769Упомянутый только Феофан Исповедник.
797Упоминается только ал-Мас'уди.
805Упоминается ал-Мас'уди и аль-Табари. Это было первое мероприятие на реке Ламос, которое проводил арабский евнух Абу Сулейман Фарадж. Он длился 12 дней, и обменяли 3700 заключенных.
808Упомянутый аль-Мас'уди и ат-Табари как «фидах Табит ибн Натр » после человек, который руководил им с арабской стороны. Он длился 7 дней, и обменяли 2500 пленных.
810Упоминается только аль-Мас'уди.
816Упоминается только аль-Мас'уди. 151>сен. 845Упоминается в нескольких мусульманских источниках («фидах»), согласно которым у византийцев было намного больше заключенных, чем у мусульман, что вынуждает халифа аль-Ватика покрывать остаток покупкой рабов у на рынках Багдада и Ракки, и даже путем освобождения рабынь из его собственного дома. Мусульманские заключенные были допрошены эмиссаром вождя кади, Ахмадом ибн Аби Дувадом, по их мнению о творении Корана, разрешив только тем, кто его поддерживал. обменяться. Обмен длился 10 дней. Ат-Табари сообщает, что мусульмане вернули 4600 пленных, из которых 600 женщин и 500 дхимми, в то время как Ибн аль-Асир приводит соответствующие числа как 4460, 800 и 100.
23 февраля 856 г.«фидах шунайф» в мусульманских источниках длился 7 дней. Ат-Табари сообщает, что в общей сложности византийцы держали в плену 20 000 мусульманских заключенных, и что императрица-регент Феодора послала посланника Георгия, сына Кириака, для организации обмена. Халиф аль-Мутаваккиль в свою очередь послал оценить число мусульманских заключенных. С 19 ноября 855 г. по 5 марта 856 г. было заключено перемирие. Делегацию Аббасидов возглавлял Шунайф аль-Хадим, к нему присоединились главный кади, Джафар ибн Абд аль-Вахид, и количество ведущих багдадцев. По словам ат-Табари, мусульмане выздоровели 785 мужчин и 125 женщин. Аль-Масуди, с другой стороны, приводит цифру: 2200 мужчин или 2000 мужчин и 100 женщин.
апр. / Май 860 г.«фидах Нахр ибн аль-Азхар ваʿ Али б. Yaḥyā ". Согласно ат-Табари, император Михаил III послал пожилого эмиссара по имени Трифилиос с 77 пленными мусульманами в аль-Мутаваккиль, который был представлен перед халифом 31 мая 859 года. Наср ибн аль-Азхар ибн Фарадж был отправлен к нему. сопровождать византийского посланника обратно в Константинополь, но обмен был отложен до следующей весны, после того как византийский гарнизон приграничной крепости Лулон восстал и перешел на сторону Аббасидов. По словам ат-Табари и аль-Мас'уди, 2367 заключенных-мусульман, мужчин и женщин, были обменены за 7 дней.
861/2Упоминается только аль-Масуди.
867Упоминается только аль-Масуди.
872Упоминается только аль-Масуди.
сен. / Окт. 896"Фидах Ибн Суган ". Согласно ат-Табари и Сибту ибн аль-Джаузи, мусульмане освободили 2504 заключенных, мужчин, женщин и детей, за 10 дней, в то время как Масуди дает в общей сложности 2495 заключенных или 3000 мужчин. 151>сен. 905Под руководством Рустама ибн Бараду обмен был прерван после того, как, по словам аль-Масуди, были обменены 1154 или 1155 мусульманских заключенных, поскольку византийцы нарушили согласованные условия. Следовательно, в арабских источниках он известен как «выкуп за предательство» (фидам аль-гадр).
июль 908 г.После двухлетней дипломатической миссии византийского посланника Лео Хойросфактес, обмен возобновился в 908 году, поэтому он был назван «выкуп за завершение» (фидам ат-тамам). Снова под наблюдением Рустама ибн Бараду мусульмане вернули еще 2842 заключенных, согласно аль-Мас'уди (аль-Табари дает «около 3000»).
сен / окт. 917Обмену ("fidāʾ Muʾnis ") предшествовало византийское посольство под Иоанном Раденосом в Багдад. Согласно Ибн аль-Джаузи, было обменено 5500 пленных, по данным аль-Масуди - 3336 за 8 дней.
сен / окт. 925"Фидах Муфлих ". Согласно аль-Масуди, за 19 дней обменялись 3983 мусульманами, а аль-Макризи дает 3933.
окт. 938"Фидах ибн Варнах". Переговоры с мусульманской стороны вел автономный правитель Египта аль-Ихшид. Более 6300 человек были обменены в течение 16 дней, но византийцы по-прежнему держали на 800 пленных больше, чем мусульмане, и перемирие было продлено на шесть месяцев, чтобы позволить выкупить оставшихся пленников меньшими партиями.
946Последний обмен на Ламосе. Были обменены 2482 заключенных, мужчин и женщин, а оставшиеся 230 пленных-мусульман, удерживаемых византийцами, были выкуплены за 80 000 золотых динаров, частично оплаченных Хамданидом Эмиром Алеппо, Сайф ад-Давла и частично Ихшидиды. Обмен контролировался Наср ат-Тамали от имени Сайфа ад-Давлы, поэтому обмен также известен как «фидах ибн Хамдан».
953Небольшой обмен, который потребовал место в Александрии, с участием 60 мусульманских заключенных.
954Византийцы отправили посольство в Сайф ад-Давла для переговоров об обмене пленными.
966Обмен произошел 23 июня между Сайф ад-Давлой и императором Никифором II Фокасом в Самосате после завоевания Киликии под властью Фокаса в предыдущие годы. Византийцы держали более 3000 пленных, за которых Сайф ад-Даула обещал выкупить по 270 динаров за каждого. Однако у него кончились деньги после того, как было уплачено 240 000 динаров, и он был вынужден выкупить оставшуюся часть, передав ценную кирасу и заложника от вельмож своего двора. Среди обмененных пленников был кузен и знаменитый поэт Сайфа ад-Давлы, Абу Фирас.
969Обмен произошел между византийцами и Фатимидским халифатом после того, как обе державы разделили Сирию между собой.

Что примечательно в цифрах, приведенных для обменов, согласно Арнольду Дж. Тойнби, так это то, что даже в 845 году, до того, как византийцы получили В ходе битвы при Лалакаоне (863 г.) они держали в плену больше, чем арабы, несмотря на массовый захват и депортацию византийских подданных в таких событиях, как Разграбление Амориона в 838 году. Согласно Тойнби, это свидетельствует об эффективности стратегии византийских военных по «преследованию и нападению» на мусульманские армии, совершавшие набеги на Малую Азию.

Ссылки

Источники

Последняя правка сделана 2021-06-11 23:16:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте