Экзарх

редактировать
Бывший политический и военный офис; теперь церковный офис Первоначальные епархии Римской Империи, созданные императором Диоклетианом (284–305) Позднее епархии Римской Империи, около 400 г. н.э.

Термин экзарх () происходит от древнегреческого ἔξαρχος, экзархов, и обозначает обладателей различных исторических должностей, некоторые из них были политическими или военными, а другие - церковными.

В конце Римской империи и начале Византийской империи экзарх был правителем определенной территории. С конца III или начала IV века каждой римской епархией управлял викарий, которого называли «экзархом» в восточных частях Империи, где греческий язык и преобладало использование греческой терминологии, хотя латынь была языком имперской администрации с провинциального уровня до 440-х годов (греческие переводы рассылались вместе с официальным латинским текстом). В греческих текстах латинское название пишется βικάριος (bikarios). Пост экзарха в качестве губернатора с расширенной политической и военной властью был позже создан в Византийской империи, с юрисдикцией над определенной территорией, обычно приграничным регионом на некотором расстоянии от столицы Константинополь.

В восточно-христианских церквях (православных, восточных православных и восточно-католических ) термин экзарх имеет три различных значения: митрополит, занимающий должность экзарха, является заместителем патриарха и имеет власть над епископами указанного церковного региона (таким образом, положение между патриархом и обычным митрополитом); или вспомогательный или титулярный епископ, назначенный экзархом над группой верующих, еще недостаточно большой или организованной, чтобы составлять епархию или епархию (таким образом, эквивалент апостольского викария ); или священник или диакон, который назначается епископом в качестве его исполнительного представителя в различных областях епархиального управления (в Византийской империи исполнительные экзархи обычно собирали епархиальные доходы для местных епископов).

Содержание
  • 1 Политические экзархи
  • 2 Духовные экзархи
    • 2.1 Ранние традиции
    • 2.2 Восточные православные церкви
    • 2.3 Восточные православные церкви
    • 2.4 Латинская церковь
    • 2.5 Современные восточно-католические церкви
      • 2.5.1 Апостольские экзархи
      • 2.5.2 Патриархальные экзархи
      • 2.5.3 Архиепископские экзархи
      • 2.5.4 Коадъюторные экзархи
      • 2.5.5 Вспомогательные экзархи
    • 2.6 Список восточно-католических экзархатов
      • 2.6.1 Патриархальные экзархаты
      • 2.6.2 Архиепископские экзархаты
      • 2.6.3 Бывшие восточно-католические экзархаты
        • 2.6.3.1 Бывшие восточно-католические экзархаты в Старом Свете
        • 2.6.3.2 Бывшие восточно-католические экзархаты в Новый Свет
  • 3 Ссылки
  • 4 Источники
  • 5 Внешние ссылки
Политические экзархи

В гражданской администрации Византийской империи экзарх был, как указано выше, имперским губернатором большой и важный регион Империи. Экзархаты были ответом на ослабление имперской власти в провинциях и были частью общего процесса объединения гражданских и военных должностей, начатого в ранней форме Юстинианом I, который в конечном итоге привел к созданию Тематическая система либо императором Ираклием, либо Константом II.

После распада Западной империи в конце пятого века Восточная Римская империя оставался стабильным до начала средневековья и сохранял способность к будущей экспансии. Юстиниан I отвоевал Северную Африку, Италию, Далмацию и, наконец, часть Испании для Восточной Римской империи. Однако это создало невероятную нагрузку на ограниченные ресурсы Империи. Последующие императоры не сдавали повторно завоеванные земли, чтобы исправить ситуацию. Таким образом, император Морис учредил экзархаты для решения постоянно меняющейся ситуации в провинциях.

В Италии лангобарды были основным противником византийской власти. В Северной Африке князья амазигов или берберов преобладали из-за слабости римлян за пределами прибрежных городов. Проблемы, связанные со многими врагами на разных фронтах (вестготов в Испании, славяне и авары на Балканах, сасаниды персы на Ближнем Востоке и амазигов в Северной Африке) вынудили имперское правительство децентрализовать и передать власть бывшим провинциям.

Термин «экзарх» чаще всего относится к экзарху Италии, который управлял территорией Италии и Далмации, все еще остававшейся под византийским контролем после ломбардского вторжения в 568 году. Место экзархата находилось в Равенна, откуда он известен как «Экзархат Равенны ». Равенна оставалась резиденцией экзарха до восстания 727 г. из-за иконоборчества. После этого растущая угроза лангобардов и раскол между восточным и западным христианским миром, вызванный иконоборчеством, делали положение экзарха все более и более несостоятельным. Последний экзарх был убит лангобардами в 751 году.

Второй экзархат был создан Морисом для управления северной Африкой, ранее отдельной преторианской префектурой, островами западного Средиземноморья и Византийские владения в Испании. Столицей Африканского экзархата был Карфаген. Император Восточной Римской империи, Ираклий, был сыном экзарха Африки до того, как Ираклий сменил императора-узурпатора Фоки в 610 году. Фока восстал при императоре Маврике, который назначил отца Ираклия экзархом Африки. Экзархат оказался сильным как в финансовом, так и в военном отношении и просуществовал до завоевания Карфагена арабами-мусульманами в 698 году.

Экклезиастические экзархи

Ранняя традиция

Термин экзарх вошел в церковный язык в сначала для митрополита (архиепископа) с юрисдикцией не только для области, которая была его как митрополита, но также и над другими митрополитами в пределах местных политических епархий. Поскольку имперский викарий (губернатор политической епархии) часто назывался «экзархом» в восточных, грекоязычных частях Империи, это стало обычным явлением для митрополитов епархиальных столиц (Эфес в Азиатской епархии, Гераклее в Фракии и Кесарии в Понтийской епархии ) также использовать титул «экзарх», чтобы подчеркнуть их приоритет и первостепенный статус над другими митрополитами в рамках местных политических епархий.

Халкидонский собор (451), который дал особые полномочия Константинопольская кафедра как «резиденция императора и сената» в своих канонах говорила о епархиальных «экзархах», помещая всех митрополитов в епархии Азии, Фракии и Понта (включая митрополитов-экзархов Эфеса, Гераклеи и Кесарии) под юрисдикцией архиепископа Константинополя. Митрополиты-экзархи Эфеса пытались противостоять верховной юрисдикции Константинополя, но в конечном итоге потерпели неудачу, поскольку имперское правительство поддержало создание централизованного Патриархата.

Когда предложенное правительство всемирного христианства пятью патриархальными престолами (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим, известная как пентархия ), под эгидой единой универсальной империи, была сформулирована в законодательстве императора Юстиниана I (527-565), особенно в его Новелла 131, и получил формальную церковную санкцию на Соборе в Трулло (692), имя «патриарх» стало официальным для глав крупных автокефальных церквей, а титул «экзарх» был в дальнейшем понижен в должности, назвав всех митрополитов «патриархальными экзархами» в их церковных провинциях. Наступление Константинополя положило конец привилегиям трех более старых, первоначальных экзархатов, которые упали до состояния обычных митрополичьих престолов.

Местное церковное развитие в некоторых регионах также включало титул экзарха. Поскольку Кипрская Церковь была объявлена ​​автокефальной (431 г.), ее Предстоятель получил титул Экзарха Кипра. По схожему принципу архиепископ горы Синай и Райтху является экзархом, хотя в этом случае, как и на Кипре, современные восточно-православные обычаи обычно предпочитают титул «архиепископ».

Восточные Православные Церкви

Грузинский экзархат в XIX веке Митрополит Платон (Рождественский), последний экзарх Грузии (1915-1917) и первый экзарх Кавказа (1917-1918) Карта болгарского экзархата (1870–1913).

В современной церковной практике Восточной православной церкви титул экзарха часто использовался для обозначения высшей иерархической должности под властью сан патриарха. Когда в 1700 году скончался русский патриарх Адриан Московский, император Петр Великий упразднил патриарший пост и назначил митрополита Стефана Яворского «экзархом» и главой управляющий совет Русской Православной Церкви.

После того, как царская Россия аннексировала Грузию (восточная часть в 1801 году и западная часть в 1810 году), древняя Грузинская Православная Церковь (автокефальный с 750 г., глава которого с 1008 г. был назван католикосами-патриархами) был реорганизован в Экзархат Грузии, а вновь назначенный Экзарх Грузии (с 1817 г. всегда этнический русский) заседал в Российском Священном Синоде в Санкт-Петербурге. Поскольку весь регион Кавказа подпал под власть России, юрисдикция Экзархата Грузии была расширена, охватив территории современной Грузии, Армении и Азербайджан. 7 апреля 1917 года Грузинский Патриархат был восстановлен для архиепископов Мцхета и Тбилиси в стиле Католикоса-Патриарха всея Грузии, и титул Экзарх Грузии был аннулирован, но только для грузинской части Экзархата. Русская Православная Церковь и ее экзарх Платон (Рождественский) сохранили свою юрисдикцию над негрузинскими частями Кавказского региона, и для этих территорий летом 1917 года был создан Кавказский экзархат Русской Православной Церкви с митрополитом Платоном в качестве экзарха Кавказа.. Весной 1918 года его сменил митрополит Кирилл (Смирнов) новым экзархом Кавказа, но после перехода его на другую должность весной 1920 года новый экзарх не был назначен.

28 февраля 1870 года Двадцатилетняя борьба между греками и болгарами за контроль над Православной церковью в Болгарии завершилась, когда османский султан Абд-уль-Азиз создал независимую болгарскую церковную организацию, известную как Болгарский экзархат.. Православная Церковь в Болгарии теперь стала независимой от Вселенского Патриархата Константинополя, где преобладали греки. Болгарский экзарх, проживавший в Константинополе, стал самым известным носителем титула экзарха; его сторонников по всему региону называли экзархистами, в отличие от греческих патриархистов. Последовавшая за этим борьба, которая велась особенно в Македонии, была не только религиозной, но и имела заметный политический аспект борьбы между конкурирующими национальными целями Греции и Болгарии. Для получения дополнительной информации см. Болгарский экзархат и Болгарская православная церковь.

В 1921 году епархии Русской Православной Церкви в Украине были реорганизованы в Украинский Экзархат Русского Православная Церковь во главе с патриаршим экзархом с резиденцией в Киеве. Украинский экзархат просуществовал до 1990 года, когда ему была предоставлена ​​более высокая степень церковной автономии в рамках Московского Патриархата. В 1989 г. был образован автономный Белорусский экзархат Русской Православной Церкви с юрисдикцией над епархиями в Беларуси.

. В течение 20-го века принцип пентархии с числами, от которого уже отказались в случае Болгария (10 век), Сербия (14 век) и Россия (16 век) уступили место желанию политически независимых ортодоксальных народов увидеть их суверенитет отражается в церковной автономии - автокефалии - и в символическом титуле, венчающем ее: «национальный» патриарх. Например, Болгарский экзархат был возведен в сан Патриархата в 1953 году.

В Восточной Православной Церкви должность экзарха может быть также возложена на особую заместитель Патриарха, имеющий юрисдикцию над общиной за пределами родной территории Патриархата. Таким образом, в Соединенных Штатах есть экзархи, представляющие, среди прочего, сербский, румынский, болгарский и Иерусалимский патриархов. Стиль экзархов Иерусалимского Патриархата - «Экзарх Гроба Господня».

Мексиканские православные приходы в пяти благочинных (Мехико, округ Колумбия, штат Мехико, штат Халиско, штат Веракрус и штат Чьяпас) Православной церкви в Америке управляются как «Мексиканский экзархат», в настоящее время под руководством епископа Алехо из Мехико.

Третий чиновник суда Вселенского Патриарха Константинополя, который рассматривает дела о браке (аналог католик defensor matrimonii ), называется экзархом.

Восточные православные церкви

Восточный православный Патриарх Антиохии в настоящее время управляет экзархом в Индии, известным под древним титулом мафриан, хотя в народе его называют католикосом. Это не следует путать с автокефальным католикатом Востока, который также находится в Индии.

Латинская церковь

Исторически было очень мало случаев, когда гражданский титул экзарха предоставлялся гражданской властью прелатам Латинской церкви, например, когда Император Фридрих I назвал архиепископа Лиона экзархом Бургундии в 1157 году.

Однако церковный титул экзарха исчез в западно-католическом обществе. Церковь, заменяется терминами «примас » (ранг выше митрополита архиепископа) и «апостольский викарий » (ранг ниже суфраганского епископа).

Современные восточно-католические церкви

В восточно-католических церквях (восточной традиции, но в полном общении с епископом Рима, Папой Римским), церковный титул экзарха широко используется, как и его православные аналоги.

Эти церкви, как правило, не отождествляются с конкретным литургическим обрядом. Таким образом, не менее четырнадцати из них используют один и тот же византийский обряд, в основном на том или ином из двух языков, греческом и церковнославянском, но при этом сохраняют свою отличительную идентичность. Из-за перемещений населения примерно половина этих Церквей имеет не только экзархаты, но и полноценные епархии (епископства) или даже архиепархии (архиепархии) за пределами их первоначальной территории.

Апостольские экзархи

Апостольский экзарх обычно посвященный епископ титулярной см., для которого Папа является епископом римского престола апостола Петр доверил пастырское попечение верующим автономной восточно-католической особой церкви sui iuris на территории, не возведенной в ранг епархии (епархии), которая расположена за пределами родной территории Восточной католической церкви. Таким образом, должность апостольского экзарха соответствует тому, что в Латинской церкви называется апостольским викарием. Апостольские экзархаты обычно освобождены от уплаты (непосредственно подчиняются Святому Престолу) с ограниченным надзором со стороны Патриарха, Главного Архиепископа или Митрополита, главнокомандующего конкретной Восточной Церкви. Если в какой-то одной восточно-католической церкви нет митрополита, апостольские экзархаты на их территории напрямую подчиняются Риму. Например, византийский католический апостольский экзархат Сербии принадлежит византийской католической церкви Хорватии и Сербии, но поскольку в этой церкви нет митрополита, апостольский экзарх Сербии непосредственно подчиняется Святой Престол.

Патриаршие экзархи

Патриаршие экзархи назначаются в тех восточно-католических церквях, глава которых носит титул патриарха. Должность патриаршего экзарха часто (не всегда) отдается рукоположенному епископу титулярного престола. Их назначения ограничены традиционной территорией их церкви, с основной задачей управления регионом, еще не возведенным в ранг епархии (епархии). Они могут быть членами архиепископа или архиепархии Восточной Католической церкви или непосредственно подчиняться Патриарху.

Архиепископский экзарх

Архиепископский экзарх назначается в тех восточно-католических церквях, глава которых носит титул главный архиепископ. Должность архиепископского экзарха также обычно предоставляется посвященному епископу титулярного престола. Назначение архиепископских экзархов ограничено традиционной территорией их конкретной церкви. Они также могут быть суфражистами архиепископа или архиепархии своей Восточной католической церкви или подчиняться главному архиепископу.

Экзархи-коадъюторы

В особых случаях, обычно из-за болезни или какой-либо другой проблемы, экзарху любого ранга может помочь назначение коллеги, которого называют экзарх-коадъютор. Положение экзарха-коадъютора по отношению к своему высшему экзарху похоже на положение латинского епископа-коадъютора по отношению к своему высшему епархиальному епископу. Экзархи-коадъюторы назначаются с правом наследования. Например, в 1993 году титулярный епископ Брюлы Христо Пройков был назначен коадъютором Апостольского экзарха Софии, Мефодия Стратиева, а после его смерти в 1995 году его сменил экзарх-коадъютор как новоапостольский Экзарх.

Вспомогательные экзархи

На практике экзарху любого ранга может дополнительно помогать вспомогательный экзарх, который назначается для помощи экзарху в управлении его экзархат. Положение вспомогательного экзарха по отношению к своему высшему экзарху аналогично положению латинского вспомогательного епископа по отношению к своему высшему епархиальному епископу. Вспомогательные экзархи назначаются без права наследования.

Список восточно-католических экзархатов

Следующие восточно-католические экзархаты можно найти в Annuario Pontificio 2006 г. и более новых источниках. Апостольские экзархаты освобождаются от уплаты, т.е. непосредственно подчиняются Святому Престолу, а не их Патриарху или другому главе конкретной церкви

Византийский обряд
Антиохийский обряд
Армянский обряд

Патриаршие экзархаты

Армянский обряд
Византийский обряд
Антиохийский обряд

Архиепископский экзархат

Византийский обряд

Бывшие восточно-католические экзархаты

(вероятно, еще не завершены)

Бывшие восточно-католические экзархаты в Старом Свете
в Европе - Византийский обряд
в Азии - Армянский обряд
в Азии - антиохийский обряд
в Азии - Sy ро-восточный обряд
в Африке - Александрийский обряд
в Африке - Антиохийский обряд
Бывшие восточно-католические экзархаты в Новом Свете
в Америке - Антиохийский обряд
в Америке - Армянский обряд
в Америке - Византийский обряд
в Америке - сиро-восточный обряд
Ссылки
Источники
Внешние ссылки
  • icon Портал христианства
Последняя правка сделана 2021-05-19 09:27:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте