Апичатпонг Вирасетакул | |
---|---|
Апичатпонг Вирасетакул, 2017 | |
Родился | (1970-07-16) 16 Июль 1970 (возраст 50). Бангкок, Таиланд |
Другие имена | Джо, Джей |
Alma mater | Университет Кхонкэн. Школа искусств Институт Чикаго |
Род занятий | Кинорежиссер, продюсер и сценарист |
Годы работы | 1993 – настоящее время |
Веб-сайт | www.kickthemachine.com |
Апичатпонг "Джо " Вирасетакул (тайский : อภิ ชาติ พงศ์ วีระ เศรษฐ กุล; RTGS : Афичатфонг Вирасеттакун; IPA :; родился 16 июля 1970 г.) Тайский независимый кинорежиссер, сценарист и продюсер. Работая вне строгих рамок системы тайской киностудии, Вирасетакул снял несколько полнометражных фильмов и десятки короткометражных фильмов.
Среди его полнометражных фильмов Дядя Бунми, который может вспомнить свои прошлые жизни, обладатель приза Каннского кинофестиваля «Золотая пальмовая ветвь» 2010 года; Тропическая болезнь, получившая приз жюри 2004 Каннского кинофестиваля ; С уважением, получившая главный приз в программе Особый взгляд на Каннском кинофестивале 2002 года ; Синдромы и век, премьера которого состоялась на 63-м Венецианском кинофестивале, и он стал первым тайским фильмом, участвовавшим там в конкурсе; и Cemetery of Splendor, премьера которого была отмечена в разделе Особый взгляд на Каннском кинофестивале 2015 и получила признание критиков. Вирасетакул получил множество дополнительных наград, в том числе Премию главного принца Клауса 2016 и восьмое издание Премии Artes Mundi.
Темы, отраженные в его фильмах (часто обсуждаемые в интервью), включают сны, природа, сексуальность (включая его собственную гомосексуальность ) и западное восприятие Таиланда и Азии, а его фильмы демонстрируют предпочтение нетрадиционных повествовательные структуры (например, размещение титров / титров в середине фильма) и для работы с неактерами. Синефилы ласково называют его «Джо » (прозвище, которое он, как и многие с такими же длинными тайскими именами, взял для удобства).
Апичатпонг также широко выставлялся в галереях, в том числе в FACT, Ливерпуль, а в 2010 году в British Film Institute, в BFI Gallery, Лондон, современный Арт-пространство внутри BFI Southbank.
Апичатпонг родился в Бангкоке, Таиланд, у тайского китайца семья. Его родители оба были врачами и работали в больнице в Кхон Каен, Таиланд.
Апичатпонг учился в университете Кхон Каен и получил степень бакалавра в архитектуре в 1994 году. Свой первый короткометражный фильм «Пуля» он снял в 1993 году. Он учился в школе Чикагского института искусств и получил степень магистра <138.>из изобразительного искусства в кинопроизводстве в 1997 году.
полнометражный дебют Апичатпонга, Dokfa nai meuman (Таинственный объект в полдень ) документальный фильм, концептуально основанный на игре «изысканный труп », изобретенной сюрреалистами. Он стал соучредителем продюсерской компании Kick the Machine в 1999 году и использует ее в качестве инструмента для своих собственных работ, наряду с тайскими экспериментальными фильмами и видео. В список других учредителей вошли Гридтия Гавевонг и Суарая Вирасетакул, а также компания была соорганизатором Бангкокского фестиваля экспериментального кино в 1999, 2001, 2005 и 2008 годах.
Апичатпонг 2002 фильм Sud Sanaeha (Blissfully Yours ) был его дебютным художественным повествовательным фильмом и был удостоен приза Особого взгляда на Каннском кинофестивале 2002 Хотя это было подвергнуто цензуре в его родном Таиланде. Его Sud Pralad 2004 года (Тропическая болезнь ) получил Приз жюри того же фестиваля.
Между Blissfully Yours и Tropical Malady, Апичатпонг был одним из режиссеров Приключения железной киски с художником Майклом Шаованасаем, который сыграл главного героя, трансвестит секретный агент, в то время как поп-певица Криссада Терренс, более известная как Ной из тайской группы Пру, сыграла главную мужскую роль. Малобюджетный цифровой фильм был пародией на тайские фильмы 1960-х и 1970-х годов, особенно на мюзиклы и боевики Митр Чайбанча и Петчара Чаоварат. «Приключения железной киски» были показаны на Берлинском кинофестивале в 2004 году. Когда в мае 2013 года Апичатпонг спросили о фильме, Апичатпонг сказал: «С меня уже достаточно Iron Pussy. Я хорошо проводил время. делал это, но меня это не вдохновило ».
Апичатпонг известен своими короткометражными фильмами, видеоработами и инсталляциями. На международном кинофестивале в Чонджу 2005 года ему было поручено внести свой вклад в проект «Три короткометражных цифровых фильма» вместе с двумя другими азиатскими режиссерами. Его фильм назывался «Мирские желания», в то время как японский режиссер Шинья Цукамото снял «Витал», «Bullet Ballet» и Сон Иль-гон из Южной Кореи создал «Волшебника (ов)».
В 2005 Апичатпонг работал консультантом по цифровым короткометражным фильмам о цунами, серии из 13 фильмов, заказанных Управлением современного искусства и культуры Министерства культуры Таиланда в память о землетрясении 2004 года в Индийском океане и вызванном им цунами, обрушившееся на Таиланд. Его вкладом стал фильм «Призрак Азии».
Тайский офис современного искусства и культуры также удостоил Апичатпонга награды Silpathorn Award 2005 года за создание фильмов. Ежегодная премия вручается современным художникам, работающим в различных областях.
В 2006 году Апичатпонг выпустил художественный фильм Синдромы и век, который был по заказу Питера Селларса для фестиваля Новой венценосной надежды в Вене в ознаменование 250-летия со дня рождения Моцарта. Премьера фильма состоялась на 63-м Венецианском кинофестивале и демонстрировалась на многочисленных кинематографических мероприятиях, таких как Международный кинофестиваль в Торонто в 2006 г..
Выпуск фильма в Таиланде, первоначально запланированный на 19 апреля 2007 г., был отложен на неопределенный срок после того, как Тайский совет по цензуре потребовал удалить четыре сцены. Апичатпонг отказался переконструировать фильм и заявил, что изъявит его из внутреннего обращения. Он объяснил причины этого в статье в Bangkok Post :
Я, как кинорежиссер, отношусь к своим работам, как к своим собственным сыновьям или дочерям. Меня не волнует, любят ли их люди или презирают их, если я создал их со своими лучшими намерениями и усилиями. Если эти мои отпрыски по какой-то причине не могут жить в своей стране, пусть они будут свободны. Нет причин калечить их из страха перед системой. В противном случае у кого-то нет причин продолжать заниматься искусством.
Две из «чувствительных» сцен вовлекают врачей в «неуместное» поведение (поцелуи и распитие спиртных напитков) в больнице; другие изображают буддийского монаха, играющего на гитаре, и двух монахов, играющих с дистанционным управлением летающей тарелкой. Цензоры отказались вернуть отпечаток, если не были сделаны требуемые разрезы. В 2007 году фильм дважды демонстрировался на частных показах в Alliance française в Бангкоке.
Цензура фильма возникла из-за того, что была введена система оценки фильмов. рассматривается назначенной хунтой Национальным законодательным собранием. Закон о рейтингах, заменивший закон о кино 1930 года, содержал ограничительную структуру рейтингов и сохранял право правительства подвергать цензуре и запрещать фильмы, которые, по его мнению, «подорвали бы или нарушили общественный порядок и моральную порядочность, или которые могли бы повлиять на национальную безопасность или гордость народа. нация ". Рейтинговый совет будет состоять в основном из бюрократов из Министерства культуры, а также из членов Королевской тайской полиции.
. Чтобы выступить против законопроекта, Апичатпонг и другие директора сформировали Движение за свободное тайское кино. Приводились слова Апичатпонга: «Мы не согласны с правом государства запрещать фильмы... Уже есть другие законы, охватывающие потенциальные правонарушения со стороны кинематографистов». Ладда Тангсупачай, директор Департамента культурного надзора Министерства культуры, сказала, что закон о рейтингах был необходим, потому что кинозрители в Таиланде «необразованные». Далее она объяснила: «Они не интеллектуалы, поэтому нам нужны рейтинги... Никто не ходит смотреть фильмы Апичатпонга. Тайцы хотят смотреть комедии. Нам нравится смеяться».
Создатели фильма искали подход к саморегулированию, основанный на создании независимого органа под руководством профессионалов кино. Апичатпонг написал в комментарии ранее в этом году:
Свободное от государственного влияния, это агентство будет нести ответственность за мониторинг и присвоение рейтингов, и оно будет нести прямые обязанности перед аудиторией, которая, в свою очередь, будет контролировать деятельность агентства.. Таким образом, киноиндустрия будет освобождена от оков государства и начнет диалог с общественностью.
У здания парламента в Бангкоке прошла акция протеста против законопроекта о рейтингах, на которой Апичатпонг и другие тайские режиссеры Висит Сасанатиенг и Пен-Эк Ратанаруанг держали плакаты с надписью: «Нет свободы. Нет демократии. Нет мира». Закон о рейтингах с оставленными без изменений категориями «запретить и запретить», был принят 20 декабря 2007 года.
Апичатпонг представил сессию «Апичатпонг о видеоработах» в рамках художественной выставки «Томьям Пладиб», в которой участвовали как тайские, так и японские художники кто создал произведения о сосуществовании традиционной и современной культур. Презентация режиссера состояла из трех короткометражных фильмов: «Призрак Азии», 0116643225059 и «Гимн». Апичатпонг также ответил на вопросы аудитории, чтобы завершить презентацию.
Первая англоязычная книга об Апичатпонге была опубликована в марте 2009 года. Джеймс Квандт - редактор и автор аналитического обзора карьеры, который вводит книгу. Среди других участников - культурный и политический теоретик Бенедикт Андерсон, режиссер Марк Казинс, художественный куратор, критики Тони Рейнс и Конг Ритди, а также актриса Тильда Суинтон.
«Первобытный», первая персональная выставка Апичатпонга, состоящая из двухканальной видеоинсталляции, семи одноканальных видеороликов и двух репродукций жикле, была впервые показана в Haus der Kunst в феврале. 2009. В сентябре 2009 года выставка была показана в Ливерпуле, Великобритания (UK) на FACT (Foundation for Art and Creative Technology). Работа была заказана Haus der Kunst, Мюнхен, Германия, с проектами FACT и Animate, и была произведена Illuminations Films, Лондон и Kick the Machine. Куратор Карен Ньюман написала во введении к выставке: «Его работы также являются транспортными средствами, которые переносят нас между разными мирами, задают вопросы о будущем и раскрывают гораздо большую историю, чем кажется на первый взгляд». Примитив был застрелен в приграничном городе Набуа, где река Меконг разделяет Таиланд и Лаос. В 2011 году Новый музей представил американский дебют первобытного
. В 2010 году художественный фильм Апичатпонга «Дядя Бунми, который может вспомнить свои прошлые жизни» получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Фильм также был выбран в качестве тайского конкурса Лучший фильм на иностранном языке на 83-й церемонии вручения награды Академии, но не вошел в окончательный список.
В 2012 году Фильм Апичатпонга Отель Меконг был показан в разделе специальных показов на Каннском кинофестивале 2012.
. В марте 2013 года Апичатпонг и его коллега по фильму Kick The Machine Чай Сири получили «Приз Шарджи Биеннале» на 11-й биеннале в Шардже в 2013 году в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) вместе с пятью другими художниками, включая Магди Мостафу и Фумито Урабе. Апичатпонг также был удостоен «Премии Фукуока в области искусства и культуры» Японии в июне вместе с индийским художником Налини Малани стоимостью 3 000 000 иен <138.>( 30 530 долларов США).
В марте 2014 года было объявлено, что Апичатпонг будет представлен среди 32 директоров с четырех континентов, в том числе Винсент Галло и Гаспар Ноэ, режиссер короткометражных пьес, сборника фильмов на футбольную тематику, снятых по всему миру. Короткометражка Апичатпонга происходит в его родном городе, на ней 22 кадра озера, почти единственная узнаваемая деталь из его детства, которые расположены как игроки в футбольном матче.
В настоящее время Апичатпонг закончил сценарий для своего предстоящий фильм «Мемория» продюсера Дианы Бустаманте, который будет сниматься в стране Колумбия в 2019 году.
В интервью для Encounter Thailand в мае 2013 года Journal Апичатпонг заявил, что все его фильмы носят личный характер, и он не считает себя культурным послом Таиланда. В отношении концепции «квир » он объяснил: «Для меня слово« квир »означает все возможное».
Год | Английский титул | Тайский титул | Примечания |
---|---|---|---|
2000 | Таинственный объект в полдень | ดอกฟ้า ใน มือ มาร | |
2002 | С уважением | สุด เสน่หา | Выиграл приз Un Certain Regard на Каннском кинофестивале 2002 |
2003 | The Adventure of Iron Pussy | หัวใจ ทร น ง | Со-режиссер |
2004 | Tropical Malady | สัตว์ ประหลาด | Получил Prix du Jury на Каннском кинофестивале 2004 |
2006 | Синдромы и век | แสง ศตวรรษ | Номинирован на Leone d'Oro (Золотой лев) на 63-м Венецианском международном кинофестивале |
2010 | Дядя Бунми, который может вспомнить свои прошлые жизни | ลุง บุญ มี ระลึก ชาติ | Получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 2010 |
2012 | Отель Меконг | Показан на Особой Осыпи nings на Каннском кинофестивале 2012 | |
2015 | Cemetery of Splendor | รัก ที่ ขอนแก่น | Показан в разделе Особый взгляд на Каннский кинофестиваль 2015. Победил в номинации Лучший фильм 2015 Asia Pacific Screen Awards. |
2018 | 10 Years Thailand | ||
TBA | Memoria |