Ануштакин аль-Дизбари

редактировать
Шараф аль-Махали. Абу Мантур Ануштакин аль-Дизбари
Фатимид Губернатор Алеппо
В должности . 1038–1041
НазначенАль-Мустансир
лейтенантомБанджутекином
ПредшествующийНаср ибн Салих
ПреемникТимал ибн Салих
Фатимидский губернатор Дамаска
В должности . 1029–1041
НазначенАз-Захиром
военным губернатором Фатимидов Палестины
В должности . 1023–1026
НазначенАз-Захиром
Фатимидским губернатором Баальбека
В должности . 1017–1022
НазначеноАль-Хакимом
Личные данные
РодилсяНеизвестно. Хуттал, Трансоксиана
Умерянварь 1042. Цитадель Алеппо

Шараф аль-Махали Абу Мансур Ануштакин аль-Дизбари (умер в январе 1042 г.) был Фатимидом государственный деятель и генерал, ставший самым могущественным фатимидским наместником Сирии. Под его Дамаском губернатором вся Сирия была объединена под единой властью Фатимидов. Историки того времени, в том числе Ибн ал-Каланиси и Ибн ал-Адим, отмечали богатство Ануштакина, справедливое правление и справедливое обращение с населением, у которого он был популярен.

Этнический турок, Ануштакин был порабощен на своей родине в Трансоксиане и продан в Дамаске в 1009 году Дизбару ибн Авниму, Дайламиту Фатимиду. офицер. Поработав охранником владений Дизбара, Ануштакин стал гулам (раб-солдат) при дворе халифа аль-Хакима в Каире, а в 1014 / 15, был произведен в офицеры. Между 1017 и 1023 годами Ануштакин разбогател, приобрел известность в округе и глубоко разбирался в сирийских делах во время своего губернаторства Баальбека и Кесарии. После этого он был назначен на Рамла в качестве военного губернатора Палестины и противостоял могущественным Джаррахидам, ведущей семье бедуинов Бану Тайи. что часто угрожало жителям Палестины. Он потерпел значительные поражения на полях сражений, был отозван и заключен в тюрьму в Каире в 1026 году, но вскоре был освобожден. Два года спустя визир Али аль-Джарджараи отправил его с армией против племен тайи и килаб в Сирии, которых Ануштакин разгромил около Тивериадское озеро в 1029 году.

Ануштакин укрепил свою власть над Сирией, заключив союзы с местной знатью, в частности, Рафи ибн Абил Лайлом из калба племя, обуздавшее бедуинские грабежи, примирившееся с Джаррахидами и приобретшее многочисленных гильманов. В середине 1030-х годов между Ануштакиным и аль-Джарджараи возникла напряженность, поскольку последний опасался растущих политических амбиций Ануштакина. Аль-Джарджараи разжигал конфликт между Ануштакином и Мирдасидом эмиром Алеппо, Шибл ад-Давла Наср, который закончился, когда Ануштакин победил и убил Насра в 1037 году. В следующем году Ануштакин без особого сопротивления захватил Алеппо, что стало первым и последним разом, когда всей Сирией правил один фатимидский губернатор. Правление Ануштакина в Дамаске подошло к концу после того, как армейский мятеж, спровоцированный аль-Джарджараи, вынудил его бежать в цитадель Алеппо ; он умер там на фоне обвинений в предательстве халифа аль-Мустансира. Пятнадцать лет спустя последний почтил Ануштакина, перенеся его могилу в Иерусалим.

Содержание
  • 1 Источники
  • 2 Биография
    • 2.1 Происхождение и военное рабство
    • 2.2 Начало карьеры
    • 2.3 Губернатор Палестины
    • 2.4 Губернатор Сирии
    • 2.5 Завоевание Алеппо
    • 2.6 Более поздние годы и падение
  • 3 Патронаж и местные отношения
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
Источники

Наиболее полную современную биографию Ануштакина написал дамасский историк Ибн ал-Каланиси (ум. 1160). По словам современного историка Яакова Льва, «богатство подробностей» Ибн аль-Каланиси об Ануштакине было «необычным» в то время для биографий военных рабов. Ибн аль-Адим (1193–1262) был основной источник информации о правлении Ануштакина в Алеппо, а аль-Макризи (1364–1442) задокументировал несколько историй о карьере Ануштакина в Каире. Лев утверждает, что все три вышеупомянутых средневековых историка подчеркивали «справедливое правление и справедливое обращение Ануштакина с населением в городах, которыми он правил как губернатор».

Биография

Происхождение и военное рабство

Ануштакин был этническим турком, родившимся в Хуттале, горном княжестве в Трансоксиане ; оттуда он был схвачен и продан в рабство в Кашгар. Он бежал в Бухару, но снова был схвачен и порабощен. Затем он был доставлен в столицу Аббасидов Багдад. После этого он был переведен в Фатимид - содержался Дамаск в 1009/10, где он был куплен и нанят Дизбири ибн Авнимом (также известным как Дизбар), офицером Фатимидов <71 года.>Дайламиты потомки, которые ранее служили Хамданидам. Ануштакин приобрел нисба (фамилия) «ад-Дизбари» от своего хозяина; его турецкое настоящее имя «Анайтекин», что означает «взрослый принц», обычно переводилось на арабском как «Ануштакин» или «Анаштаджин». В течение следующих трех лет Ануштакин успешно защищал имущество Дизбири в качестве своего управляющего.

В 1012 году Дизбири уступил желанию Ануштакина служить халифу аль-Хакиму (годы правления 996–1021) в Каир, где он стал гулам (раб-солдат; мн. Гилман) в худжре (тренировочные бараки). Во время тренировок он продемонстрировал боевые способности. О пребывании Ануштакина в худжре известно немного, хотя известно, что он пренебрежительно относился к своим более молодым и менее опытным коллегам, которых он оскорблял издевательскими прозвищами. Он завершил свое обучение относительно быстро к 1014/15, после чего был освобожден из порабощения.

Начало карьеры

Ануштакин служил при дворе халифа аль-Хакима (на фото), который сделал Ануштакина армейским офицером

Ануштакин получил должность при дворе Фатимидов и привлек внимание аль-Хакима, который сделал его армейским офицером. Прослужив год при дворе аль-Хакима, Ануштакин был отправлен в Дамаск в свите генерала Фатимидов. Он проживал в доме некоего Хайюса в квартале Зукак-Аттаф, где он подружился с сыном и поэтом Хайюса, Мухаммадом ибн Хайюсом ; последний впоследствии посвятил Ануштакину несколько панегириков. Находясь в городе, Ануштакин выследил и встретил Дизбири, чтобы выразить свое почтение своему старому хозяину.

Хотя современные источники не указывают, когда Ануштакин выучил арабский и обратился в ислам Лев предполагает, что это произошло во время его пребывания в Дамаске. Неясно, какой традиции ислама придерживался Ануштакин. Однако аль-Макризи указал, что Ануштакин придерживался исмаилитского шиитского ислама, религии государства Фатимидов, но к концу своей жизни он отклонился от исмаилитского мазхаба (школа мысли), которая редко практиковалась в Дамаске, возможно, суннитского ислама. Лев сомневается, что Ануштакин когда-либо отклонялся от государственной религии, и утверждает, что в любом случае Ануштакин решительно отказался от своего языческого прошлого в пользу мусульманских взглядов.

Пребывание Ануштакина в Дамаске было прервано, когда его отозвали в Каир.. К 1017 году он стал вали (правителем) Баальбека. Он занимал этот пост примерно четыре года, за которые заработал положительную репутацию среди жителей. По словам историка Сухайла Заккара, именно в Баальбеке Ануштакин обзавелся собственным гильманом, и благодаря им он приобрел значительные богатства и знания о региональных делах, которые оказались решающими для его будущей политической карьеры в Сирии. В это время он также попал под покровительство Фатимидского армянского губернатора Алеппо, Фатика Азиза ад-Давла.

губернатора Палестины

После службы в Ба Альбек, Ануштакин на короткое время стал вали Кесарии (Кайсария), портового города на севере Палестины, которым, по утверждениям современных источников, он правил хорошо. В 1023 году он снова получил звание мутавали Тарба (военного губернатора) Джунд Филастин (провинция Палестина). В том же году он издал приказ, запрещающий кому-либо причинять вред францисканцам монахам Иерусалима.

. Во время назначения Ануштакина во внутренней Палестине доминировали Джаррахиды, правящий клан бедуинов племени тайы, часто грабивший поселения в регионе. В августе 1024 года Ануштакин противостоял Джаррахидам, «силы которых он сильно просчитал», по словам Льва. Он послал войска для сбора налогов Бейт Джибрин, икта (феодальный владение) вождя Джаррахидов и Тайов, но Джаррахиды убили сборщиков. Ануштакин принял ответные меры, заключив в тюрьму двух старших помощников Хасана в Аскалоне и получил разрешение от халифа аз-Захира (1021–1036) атаковать Хасана, пока последний был выведен из строя из-за болезни. Ануштакин возглавил экспедицию в горах около Наблуса с целью поимки Хасана. Однако последний с тех пор оправился и с 3000 своих всадников отразил Ануштакина, который отступил в Рамла, столицу Палестины.

Джаррахиды ответили Ануштакину осадой Рамлы и грабежом. и истребление жителей Тверии. Положение Ануштакина повысилось с переходом брата Хасана, Табита, в его лагерь, но это длилось недолго, так как Табит предал Ануштакина, а тайй, Калб и Килаб образовали конфедерации бедуинов. союз против него. Тем временем Фатимиды не смогли выполнить просьбу Ануштакина о 2 000 конных и пехотных подкреплений, и под покровом ночи он бежал из Рамлы в Кесарию с десятью гильманами. Впоследствии Хасан освободил своих помощников, уволил Рамлу и назначил в городе своего губернатора. Несмотря на свои значительные поражения, 26 ноября Ануштакин был назван амиром аль-умара (полководец), первым человеком, удостоенным этого титула от Фатимидов. Отчаявшись отвоевать себе место у Джаррахидов, Ануштакин двинулся, чтобы отбить Рамлу, которую он ненадолго удерживал перед тем, как вернуться в Аскалон. Затем он заручился поддержкой правителя Иерусалима Мубарака ад-Давла Фатха и правителя Тверии и предпринял набег на лагерь Тайя, убив его жителей. О немедленных последствиях наступления Ануштакина ничего не известно, но в 1026 году Хасан убедил визиря отозвать Ануштакина в Каир.

Губернатор Сирии

Ануштакин был арестован в Аскалоне, затем заключен в тюрьму в Каире. Его отставка оставила альянсу бедуинов фактический контроль над Сирией. В конце концов, Ануштакин был освобожден после вмешательства Саида ас-Суада, старшего евнуха аз-Захира. Несмотря на дистанцию ​​от событий, Ануштакин оставался в курсе событий в Палестине и Сирии. Аль-Рудбари был заменен в качестве визиря на Али аль-Джарджараи в декабре 1027 / январе 1028 года, а в ноябре 1028 года он поручил Ануштакину возглавить военную экспедицию против тайев в Палестине; к тому времени калбы перешли на сторону аз-Захира, ослабив союз бедуинов и дав возможность Фатимидам восстановить свою власть в Сирии.

Во главе 7000 пехоты, кавалерии и бедуинов вспомогательные войска Ануштакин поочередно двинулся в Рамлу и Иерусалим, собирая при этом новые войска. Бедуинский союз был мобилизован во главе с Хасаном и Салихом ибн Мирдасом, Мирдасидским эмиром Алеппо, командующим Килабом. В мае 1029 года Ануштакин и вождь калб Рафи ибн Аби-Лаял разбили тайя и Килаба у реки Иордан деревни аль-Укхавана около Тивериадского озера.. Битва закончилась, когда был убит Салих, после чего были убиты многие из его товарищей, бежавших на юг в Хиджаз. Победа Ануштакина проложила путь к завоеванию Сирии Фатимидами, когда правители Салиха покинули прибрежную крепость Сидон и внутренние крепости Баальбек, Хомс и Хисн Аккар между Дамаском и столицей Мирдашид в Алеппо. Тем временем Ануштакин приобрел турецкого гильмана Салиха и основал штаб-квартиру в Дамаске. После этого Ануштакин «укрепил свое положение самого могущественного фатимидского наместника Сирии», по словам Льва.

Несмотря на то, что он базировался в Дамаске, Ануштакин продолжал вести дела в Палестине. Он укрепил свой союз с калбами, женившись на дочери Рафи в 1035 году. Кальб и тайи примирились к 1030 году, и в следующем году оба племени, в то время объединившиеся с византийцами, переместили свои лагеря возле Византийской Антиохии. Ануштакин начал нападения на тайев в Кастуне, Инаб и аль-Арвадж. Во время Фатимидско-византийских мирных переговоров в 1033 году тайи попытались заключить сепаратный мир с Ануштакиным, чтобы вернуть свой иктагат в Палестине. Через несколько лет Ануштакин заручился поддержкой тайев благодаря союзу с сыном Хасана Алланом. Ануштакин также заручился поддержкой фракции Килаб, племени, к которому принадлежали Мирдасиды.

Завоевание Алеппо

Аль-Джарджараи стал настороженно относиться к амбициям и фактической независимости Ануштакина и стремился к ограничить его влияние в Сирии. В то же время халиф аль-Мунстансир (годы правления 1036–1094) и сын Салиха и эмир Мирдасида Алеппо Шибл ад-Давла Наср примирили свои разногласия. В результате этих политических условий Фатимиды передали Насру правление Хомса, находившегося тогда под юрисдикцией заместителя Ануштакина, Джафара ибн Кулайда аль-Кутами. Ануштакин был возмущен тем, что он считал заговором против него. Между тем аль-Джарджараи считал, что лишение Ануштакина Хомса неизбежно приведет к конфликту с Насром, ослабив, таким образом, его самого и Мирдасидов и тем самым укрепив влияние центрального правительства в Сирии. Действительно, вражда между Ануштакиным и Насром, которая датируется убийством Ануштакиным отца Насра в 1029 году, возродилась. Джафар далее подстрекал Ануштакина против угрозы Мирдашидов, и Ануштакин готовился к войне против Алеппо.

Прежде чем начать военные действия против Насра, Ануштакин заключил соглашение с Византийской империей, якобы защитником Насра; Византийско-фатимидское перемирие 1035 года запрещало любую агрессию Фатимидов против Мирдашида Алеппо, «поскольку это был город, подлежащий [византийской] дани». Таким образом, Ануштакин запросил у византийского императора Михаила IV разрешения «спасти Алеппо от Насра», пообещав продолжить ежегодную дань уважения Мирдасидов византийцам. Получив благословение византийцев, Ануштакин подтвердил свой союз с бедуинскими племенами вокруг Алеппо, а именно с калбами, тайями и частью Килаба. В 1038 году он мобилизовал свои войска Фатимидов и бедуинов и двинулся на север против царства Мирдасидов. Тем временем Наср узнал о мобилизации Ануштакина и двинулся на юг со своей армией и союзниками из Килаба. Обе стороны сражались к западу от Саламии, и Ануштакин заставил Насра отступить и перегруппироваться. Ануштакин продолжил разграбление удерживаемого Мирдасидом Хамы и продолжил свой путь на север. Обе стороны снова встретились 22 мая 1038 г. в Телль-эль-Фас, холме недалеко от Латимина, к северо-западу от Хамы. В разгар сражения брат и соперник Насра, Муизз ад-Даула Тимал, покинул лагерь Насра и направился в Алеппо, чтобы захватить город для себя. Это уменьшило силу Насра, и он был побежден и убит. Голова Насра была доставлена ​​Ануштакину, а его тело повешено на воротах цитадели Хамы.

Услышав о смерти Насра, Тимал почувствовал себя уязвимым в Алеппо и уехал в Верхнюю Месопотамию для сбора подкрепления. Его двоюродный брат Мукаллид ибн Камил остался руководить цитаделью Алеппо, а город был передан их родственнику Халифе ибн Джабиру аль-Килаби. Дивизия войск Ануштакина осадила город, и через несколько дней Халифа с благословения жителей Алеппо открыл 19 июня ворота города для армии Фатимидов. Ануштакин прибыл в Алеппо 22 июня и договорился о сдаче Мукаллида цитадели в течение нескольких дней. После этого он изгнал всех мирдашидских войск и чиновников из города. После этого все губернаторы городов и провинций Сирии подчинялись Ануштакину в Дамаске. Мирдасиды продолжали удерживать свои владения в Верхней Месопотамии, а именно районы Ракка, Балис и ар-Рахба. Завоевание Ануштакиным Алеппо ознаменовало собой первый и последний раз, когда вся Сирия находилась под контролем одного фатимидского губернатора. Аль-Джарджараи не воспринимал завоевание Ануштакином Алеппо, против которого он выступал, как восстановление прямого правления Фатимидов, а скорее как начало полной потери Фатимидов Сирии. Тем не менее, центральное правительство в Каире уступило Ануштакину, и халиф аль-Мустансир предоставил ему пост губернатора Алеппо.

Спустя годы и падение

Ануштакин укрылся в Цитадели Алеппо ( на фото) после побега из Дамаска. Он умер в цитадели и оставил там сокровище в 600 000 золотых динаров

После трехмесячного пребывания Ануштакин уехал из Алеппо в Дамаск, оставив цитадель в руках своего гильмана Сабуктекина и Фатика и города. под другим гуламом по имени Банжутекин. Порядок и безопасность были установлены Ануштакиным по всей стране, во многом для того, чтобы сирийское население поддерживало его правление; нет современной информации о домашних условиях в Алеппо, особенно во время губернаторства Ануштакина, но, по словам Заккара, он явно пользовался популярностью среди его жителей. Более того, Ануштакин укрепил свои политические связи с арабскими племенами северной Сирии и Анатолии через брак; он был женат на дочери эмира Килаба, Мансура ибн Зугайба, и предложил женить своего сына на дочери эмира марванидов эмира Майяфарикина,. Ануштакин также укрепил свою военную мощь, набрав значительных турецких гильманов и взяв реку Евфрат крепость Кал'ат Давсар в 1040/41 году.

Широкий набор гильманов раздражали фатимидские войска Ануштакина в Дамаске, побуждая некоторых из них жаловаться аль-Джарджараи. Последний искал предлог для смещения Ануштакина и воспользовался несогласием дамасских войск для заговора против него. Аль-Джарджараи сказал войскам, что он не одобряет Ануштакина, и проинструктировал их дождаться уведомления о дальнейших действиях, поощряя их незаметно заручиться поддержкой своих товарищей в Сирии. Вскоре после этого аль-Джарджараи тайно приказал всем местным и провинциальным губернаторам Фатимидов в Сирии обойти власть Ануштакина и подчиниться непосредственно Каиру. Затем он направил Тималу письмо о восстановлении его губернаторства в Алеппо, которое он приказал Тималу захватить силой. Ануштакин не знал об интригах против него, и в конце 1041 года аль-Джарджараи намеренно спровоцировал Ануштакина, потребовав увольнения и передачи его главного писца (катиба) Абу Саида. Возмущенный Ануштакин вызвал представителя визиря из Дамаска и избил и унизил его. Заккар утверждает, что этим действием Ануштакин «фактически провозгласил свою независимость».

В последующие дни Ануштакин прекратил выплаты своим фатимидским войскам, за исключением тех, кто был верен ему, а не халифу. Это привело к мятежу в Дамаске среди офицеров Фатимидов, которые вступили в сговор с аль-Джарджараи. Беспорядки распространились по городу, и дворец Ануштакина подвергся нападению и разграблению, что побудило Ануштакина бежать с 300 гильманами и искать убежища в Баальбеке. Ему отказали во въезде в последний, и он направился на север, в Хаму, но ему снова отказали в убежище. Однако Бану Мункиз эмир Кафартаба (к северо-западу от Хамы) предложил ему защиту и благополучно сопроводил в Алеппо, где он укрылся в цитадели. После этого аль-Джарджараи заклеймил Ануштакина как предателя, заслуживающего сурового наказания за предательство аль-Мустансира. Согласно современным источникам, Ануштакин страдал от сильной усталости и был глубоко разочарован обвинениями в предательстве. В результате своего тяжелого состояния он потерял сознание и умер в цитадели в январе 1042 года. Месяцем позже Тимал восстановил правление Мирдасидов в городе, и в Дамаск был назначен губернатор, тем самым положив конец административному единству Сирии.

По неясным причинам в 1057 году аль-Мустансир почтил Ануштакина, перевезя его тело из Алеппо в Иерусалим для захоронения; из-за своей религиозной святости Иерусалим служил церемониальным местом захоронения правителей Сирии и Египта с Тулунидского периода (9 век). По этому случаю была организована государственная похоронная процессия, и чиновникам Фатимидов было приказано воздать должное Ануштакину, когда его гроб проезжал через их города по пути в Иерусалим.

Покровительство и местные отношения

Во время его В карьере Ануштакин накопил значительное состояние за счет ряда источников. Среди них были его доходные владения в Палестине и Дамаске, налоговые фермы в Египте, деловые сделки с богатыми дамасскими купцами, участие в сирийской морской торговле с кораблями, которыми он владел, и военные трофеи после завоевания Алеппо.. Его богатство позволило ему покупать и обучать большое количество турецких гильманов. Он потратил значительные суммы через бухарских ханафитских кади из Алеппо, чтобы профинансировать создание колледжей исламского права, мечетей и мостов в мусульманских землях Трансоксианы. Это указывало на интерес Ануштакина к своей исконной родине и, по словам аль-Макризи, отчасти имело целью публично продемонстрировать его переход от раба из Средней Азии к грозному правителю в Сирии. В подтверждение своего состояния Ибн ал-Каланиси утверждал, что к моменту смерти Ануштакина он оставил в цитадели Алеппо 600 000 золотых динаров и зерна на 200 000 динаров.

На протяжении своей карьеры Ануштакин установил тесные связи с улат аль-атраф (вождями окраин), то есть с многочисленными неортодоксальными мусульманскими кланами, которые жили в высокогорных районах к западу от Дамаска, Тверии и Алеппо. По словам историка Камала Салиби, вполне вероятно, что хорошие отношения Ануштакина с горскими вождями «подготовили почву для распространения среди племенных крестьян этих мест особого культа аль-Хакима», т. Е. Друзы. По словам Ибн аль-Каланиси, Ануштакин «снискал расположение знати и простого народа, выказывая им любовь и уважение всеми возможными способами». Он проводил политику укрепления отношений с бедуинскими племенами через брак. С этой целью он женился на дочерях Рафи ибн Абил Лайла из Кальба, Вахба ибн Хасана из Тайя и Мансура ибн Зугайба из Килаба. Его брачные связи с другими представителями знати в Сирии включали некоего Хусама ад-Давла аль-Баджнаки, дочь которого вышла замуж, Ануштакин, и некоего Сарима ад-Давла Зу'л Фадилатайини, сын которого женился на дочери Ануштакина. У него был сын от жены Джаррахида и четыре дочери от других браков. У Ануштакина также были дочери с наложницами от двора Фатимидов.

Примечания
Ссылки
Библиография
Последняя правка сделана 2021-06-11 19:51:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте