Анунд Якоб | |
---|---|
Монета, отчеканенная для короля Анунда Якоба ок. 1040 | |
Король Швеции | |
Правление | 1022–1050 гг. |
Предшественник | Олоф Скетконунг |
Преемник | Эмунд Старый |
Родился | ок. 25 июля 1008 г. |
Умер | 1050 (41–42 лет) |
Консорт | Гуннхильдр Свейнсдоттир |
Выпуск | Гида, королева Дании |
Дом | Дом Мунсё |
Отец | Олоф Скётконунг |
Мать | Эстрид из Оботритов |
Анунд Якоб или Джеймс, шведский: Анунд Якоб был королем Швеции с 1022 примерно до 1050. Считается, что он родился 25 июля, либо в 1008, либо в 1010 году, как Якоб, сын короля Олофа Скетконунга и королевы Эстрид. Будучи вторым христианским королем шведского королевства, его долгое и отчасти неспокойное правление привело к все большему распространению христианства. В немецких и скандинавских исторических источниках о нем говорится положительно.
Основными источниками для правления Анунда Якоба являются почти современные церковные хроники Адама Бременского и несколько скандинавских историй XII и XIII веков, в частности Снорри Стурлусон Хеймскрингла. И Адам, и Снорри рассказывают, что отец Анунда Якоба Олоф Скётконунг (ок. 995-1022) столкнулся со своими подданными ближе к концу своего правления. По словам Адама, все еще языческое население Свеланда убеждало пылкого христианского правителя отступить в Вестергётланд. Снорри, с другой стороны, утверждает, что властное правление короля Олофа заставило шведов восстать против него, в результате чего его молодой сын Якоб был провозглашен королем. Когда швед Тинг должен был избрать его правителем Швеции, народ возразил против его не- скандинавского имени. Затем они дали ему имя Анунд. Олоф и Анунд Якоб в конце концов пришли к соглашению: Олоф должен был сохранить свой королевский титул до конца своей жизни, но Анунд Якоб будет соправителем и править частью королевства и должен будет поддерживать крестьянство, если Олоф вызовет дальнейшие проблемы.. В хронологии Снорри это произошло в c. 1019. Три года спустя Олоф умер, оставив Анунда Якоба единственным правителем.
Коренная шведская историография сохранила очень скудные воспоминания о правителях до 1250 года, но указывает на Анунда Якоба. как деспотичный мастер. Перечисление королей, приложенное к закону Вестготов (ок. 1240 г.), говорит, что у него был эпитет Кольбранна («угольщик»), поскольку он имел обыкновение сжигать дотла дома его противников. Это может относиться к известной в средневековой Швеции практике законного сжигания домов людей, выступавших против властей. Другое мнение о его характере дает Адам Бременский: «Конечно, он был молод годами, но он превосходил всех своих предшественников мудростью и благочестием. Ни один король не был так любим шведами, как Анунд». В норвежских сагах подчеркивается его дружелюбное и отзывчивое отношение к норвежским королевским родственникам.
Анунд Якоб продолжил чеканку монет в Сигтуне в Центральной Швеции; однако выпуск монет был прерван позже, во время его правления, и возобновился только королем Канутом I в конце XII века. Снорри упоминает Центральную Швецию, Вестергётланд и Смоланд среди регионов, которыми правил Анунд Якоб, но на его представления о Швеции могли повлиять условия Средневековья. Поэма 1040-х годов, описывающая битву норвежцев против датчан и шведских вспомогательных войск, предполагает, что по крайней мере некоторые геаты стояли под руководством Анунда Якоба: «Геатический щит и кольчуга / я принес домой с битвы».
Согласно Адаму Бременскому, христианство довольно широко распространилось во время правления Анунда Якоба, с миссионерской работой под руководством епископа Тюрго из Скары в Вестергётланде до 1030 года, когда его номинально наследовал Готтскалк. Оба были назначены архиепископством Гамбург-Бремен. Готцкалк, однако, был пассивным церковным магнатом, который предпочитал оставаться дома в Германии. Английский миссионер Зигфрид в какой-то мере заполнил пустоту. С норвежской базы он посетил Швецию, Гёталанд «и все острова за пределами северной земли».
Политическая повестка дня короля Анунда Якоба включала поддержание баланса сил в Скандинавии, поэтому он поддерживал норвежских королей Олафа II (Олав Святой) и Магнуса I против Дании и Англии царь Кнут Великий в 1020-х и 1030-х годах. По словам Снорри, Кнут пытался нейтрализовать Анунда Якоба, когда вспыхнул спор с Олафом около 1025 года, посылая ему богатые подарки и предложения дружбы. Однако посланники отметили сильную близость Анунда Джейкоба к Олафу, который был женат на его сестре Астрид. Фактически, Анунд Якоб с большой свитой отправился в Кунгахаллу, где он встретил Олафа для дружеской беседы. Некоторое время спустя, когда Кнут уходил, ухаживая за своим английским королевством, Олаф атаковал и разорил Сьелланд, а Анунд Якоб с флотом спустился из Свеланда, чтобы атаковать Сканию. Союзники объединили свои силы и ждали Кнута, который вернулся из Англии с превосходящим флотом в 1026 году. Хотя позднескандинавские отчеты крайне ненадежны, некоторые детали войны упоминаются в современных скальдических стихах и подтверждают вмешательство Анунда Джейкоба.
Согласно отчету Снорри о битве при Хельгео, шведский и норвежский флот прибыли в устье Хельгео на восточном побережье. Scania. Там они приготовили ловушку, построив дамбу из деревянных веток и дерна недалеко от устья. Когда флот Кнута приблизился, дамба была сорвана, и поток воды и плавающие бревна вызвали беспорядок в датском флоте. Однако вскоре многие датские корабли были готовы противостоять шведам и норвежцам. Перед лицом превосходящего врага Анунд Джейкоб и Олаф отступили. Позже Олаф тайком вернулся в Норвегию со своим окружением через Смоланд и Вестергётланд.
. Фактические обстоятельства битвы при Хельгео обсуждаются историками из-за противоречивых источников. Почти современные англосаксонские хроники утверждают, под 1025 годом (ошибка 1026 года): «В этом году король Кнут отправился в Данию с флотом к холму у священной реки [Helge å]; где против него выступили Ульф и Эйлаф с очень большими силами как по суше, так и по морю из Швеции. На стороне короля Кнута было потеряно очень много людей, как датских, так и английских; шведы владели полями боевой." Личность Ульфа и Эйлафа (вероятно, подчиненных Анунду Якобу офицеров) неизвестна - возможно, они идентичны двум братьям с этим именем, которые были сыновьями шведского или геатского магната Рагнвальда Ульфссона. Это также могли быть англо-датский Ульф Ярл и его брат Эйлаф, поскольку в некоторых поздних источниках утверждается, что Ульф воевал на шведско-норвежской стороне в войне. Современный скальдический стих Сигвата Тордарсона частично соответствует Снорри, утверждая, что Кнут отбил или остановил шведское нападение (Svíum hnekkðir Þu) и защищал свое царство от двух королей. Однако это стихотворение, восхваляющее Кнута, и, следовательно, не является беспристрастным источником. Поэтому не совсем ясно, были ли Анунд Якоб и Олаф победой или поражением от Кнута. Было даже высказано предположение, что на самом деле битва произошла на юго-востоке Нагорья, где река, по-видимому, в средние века называлась Хельга. Согласно этой гипотезе, это место соответствует топографическим деталям рассказа Снорри намного лучше, чем восточные Скании.
Таким образом, результаты войны также не ясны в источниках. Однако очевидно, что шведско-норвежская атака провалилась, поскольку Кнут оставался хозяином своего королевства и смог совершить паломничество в Рим в 1027 году. На обратном пути в Данию он продиктовал письмо, в котором говорилось, что он намеревался заключить мир и договор с народами и нациями, которые пытались лишить его царства и жизни, но потерпели неудачу, поскольку Бог лишил их власти. В следующем году Олаф II был изгнан из своего норвежского королевства, и Кнут был провозглашен властелином вместо него. Кнут также утверждал, что в эти годы был королем над частью шведов. Монеты на имя Кнута чеканились в Свиланде примерно в ту же эпоху. Все это наводит на мысль, что земли вокруг озера Меларен могли на время вытеснить Анунда Якоба и приветствовать Кнута. Возможность кратковременного датского сюзеренитета в Центральной Швеции вызвала серьезные споры; С одной стороны, монеты Кнута можно просто скопировать с англо-датской чеканки механическим способом, но с другой стороны, ряд нумизматов утверждали, что монеты слишком оригинальны в изготовлении, чтобы считаться копиями. Во всяком случае, король Анунд Якоб снова был у власти около 1030 года.
После изгнания Кнутом норвежский Олаф II отправился через Швецию в Киевскую Русь со своим сыном Магнусом. В 1030 году он предпринял попытку вернуть себе престол. Анунд Джейкоб предоставил ему отряд из 400 квалифицированных мужчин и позволил ему набрать как можно больше людей из своего царства. Однако Олаф был убит, сражаясь с норвежской крестьянской армией в битве при Стиклестаде в 1030 году. Пятью годами позже его сын Магнус перебрался в Сигтуну в Швецию из Руси и встретился со своей мачехой Астрид Олофсдоттер, сестра Анунда Джейкоба. Согласно рассказу Снорри, подкрепленному рядом современных скальдических стихов, Астрид защищала дело Магнуса в Ханграре. Значительные силы шведских воинов собрались под командованием Магнуса, который вторгся в Норвегию через Хельсингланд в 1035 году. Предприятие имело большой успех, и претендент был провозглашен королем (Магнус I, Магнус Добрый). Кнут Великий умер в том же году, и его сыновья оказались недееспособными. Когда последний из них, Хартакнут, умер в 1042 году, Магнус унаследовал и Данию. Политика Анунда Якоба по поддержанию баланса сил в Северной Европе прослеживается в последовавшем изменении повестки дня. Анунд Якоб оставил племянника Кнута Свейна Эстридсена в качестве протеже и поддержал его претензии на датский престол. По рассказам Снорри и Адама Бременского, Свейн неоднократно пытался установить свою власть в Дании, но неоднократно терпел поражение от короля Магнуса. После каждого поражения он находил убежище у Анунда Якоба в Швеции. Магнус умер в 1047 году и завещал Норвегию своему дяде Харальду Хардраде, в то время как право Свейна на датский престол было признано. Несмотря на это, между Свейном и Харальдом вспыхнула новая война, в которой Анунд Джейкоб, похоже, продолжал поддерживать Свейна. Когда умер Анунд Яков, борьба все еще продолжалась.
Русская Хроника Нестора повествует, что «варягский князь» Якун, одетый в золотой плащ, возглавил шведскую экспедицию на восток. по другую сторону Балтийского моря в 1024 году. Он предоставил военное подкрепление Ярославу I Мудрому в битве против Мстислава Черниговского. Битва произошла во время грозы и закончилась поражением союзников, и Якун вернулся за море. Согласно Гудмунду Йорану Адлербету из Шведской академии (1802 г.), Якун был тождественен королю Анунду Якобу. С другой стороны, имя Якун могло соответствовать кому-то по имени Хокан, неизвестному в истории той эпохи.
Крупная экспедиция шведских викингов на восток была осуществлена около 1040 года и возглавлялась вождем Ингваром. Путешественники. Экспедиция упоминается на большом количестве рунических камней из Центральной Швеции. Судя по надписям, предприятие оказалось в Серкланде (мусульманские земли к юго-востоку от России), видимо, при катастрофических обстоятельствах. Поздняя исландская сага содержит множество фантастических подробностей об экспедиции. Согласно саге, Ингвар был родственником короля Анунда Якоба и был правнуком Эрика Победоносного.
Правление Анунда Якоба традиционно датируется с 1022 по 1050 год, но неизвестно, когда он умер. Вероятно, он был жив в 1049 году, так как Адам считает, что его смерть наступила после смерти датского принца Бьёрна, графа в Англии, в этом году; его сводный брат и преемник Эмунд наверняка правил Швецией летом 1060 года. По словам Адама Бременского, Анунд Якоб был женат на некоем Гунхильде, который ранее мог быть жена Свена Эстридсена. Адам не предполагает, что у них были дети, но более поздний летописец Саксон Грамматик (ок. 1200 г.) говорит, что супруга Свейна Эстридсена Гида была дочерью шведского короля, подразумевая Анунда. Джейкоб. Биргер Нерман и другие предположили, что король Анунд Якоб был похоронен там, где находится Камень короля Ане, в Западном Готланде.
Известно, что два скальда служили Анунду Якоб: Сигватр Тордарсон и Аттарр svarti.
Сага о Хервараре 13 века завершается хроникой шведских королей, которая кратко описывает правление Анунда Якоба:
Önundr hét sonr Óláfs konungs sænska, er konungdóm tók eptir hann ok varð sóttdauðr. Á hans dögum упал Óláfr konungr inn helgi á Stiklastöðum. Eymundr hét annarr sonr Óláfs sænska, er konungdóm tók eptir bróður sinn. | Король Олаф Швед имел сына по имени Онунд, который ему наследовал. Он умер в своей постели. В его дни пал король Олаф Святой в Стиклестаде. У Олафа Шведа был еще один сын по имени Эймунд, который вступил на престол после своего брата. |
Анунд Якоб Дом Мунсё Родился: июль 25, 1008 Умер: 1050 | ||
Королевские титулы | ||
---|---|---|
Предшественник. Олоф Скетконунг | Король Швеции. 1022–1050 | Преемник. Эмунд Старый |