Антонио Руис де Монтойя родился в Лиме, Перу 13 июня 1585 г. и умер там 11 апреля 1652 г. Он был иезуитом священником и миссионером в Парагвае Сокращения.
1 ноября Монтойя вступил в Общество Иисуса. 1606. В том же году он сопровождал отца, первого провинциала Парагвая, в этой миссии.
В сотрудничестве с отцами Катальдино и Мазета он основал Редукции Гуайры. Он также привел ряд племенных групп в католическую церковь и, как говорят, лично крестил 100000 индейцев. В качестве главы миссий с 1620 г. он отвечал за «сокращение» в верхнем и среднем течении реки Парана, на реке Уругвай и реке Тейп, а также добавил тринадцать дополнительных «сокращений » до двадцати шести уже существующих.
Когда миссии Гуайры оказались под угрозой из-за вторжений Паулистов из Бразилии В поисках рабов отец Мазета и Монтойя решили перебросить христианских индейцев численностью около 15000 человек в поселения в Парагвае, частично по воде с помощью семисот плотов и бесчисленных каноэ, а частично по суше через лес. План был успешно осуществлен в 1631 году. «Эта экспедиция, - говорит фон Иеринг, -« является одним из самых выдающихся предприятий такого рода, известных в истории »[Globus, LX (1891), 179].
В 1637 году Монтойя (от имени губернатора, епископа Парагвая и глав орденов) подал жалобу Филиппу IV Испанскому на политика Португалии по отправке экспедиций по похищению людей в соседние регионы. Он получил от короля важные льготы, привилегии и защитные меры для сокращения Парагвая. Вскоре после возвращения в Америку Монтойя умер.
Руис де Монтойя был прекрасным знатоком языка гуарани у индейцев, и оставил стандартные работы на нем. Это:
Марион Малхолл называет грамматику и словарный запас Руиса де Монтойи «прочным памятником его трудолюбию и учебе». Немецкий лингвист Георг фон дер Габеленц считает их как самые лучшие источники для изучения языка гуарани, в то время как Эрвас заявляет, что ясность и всестороннее понимание правил, по которым Монтойя проследил сложную структуру и произношение гуарани, весьма необычны. Все три работы неоднократно переиздавались и редактировались. В 1876 году немецкий ученый по индейским языкам Юлиус Платцманн выпустил в Лейпциге точную копию первого мадридского издания этого труда, «уникального среди грамматик и словарей американских языков». Латинский вариант был отредактирован немецким ученым Кристофом Сейбольдом в Штутгарте в 1890–91. Собрание всех работ Монтойи было опубликовано в Вене под руководством Vicomte de Porto Seguro в 1876 году.
Имеет большое значение как один из старейших авторитетов в истории редукций. Парагвая - это работа Монтойи: Conquista espiritual hecha por los Religiosos de la C. de J. en las provincias del Paraguay, Paraña, Uruguay y Tape (Мадрид, 1639 г.), in Quarto; новое издание было выпущено в Бильбао в 1892 году. В дополнение к уже упомянутым работам Монтойя написал ряд аскетических трактатов.
Здесь можно найти письма и различные литературные останки Руиса де Монтойи. в "Историческом мемориале. Español", XVI (Мадрид, 1862 г.), 57 кв. в "Litterae annuae provinc. Paraguariae" (Антверпен, 1600 г.) и в "Memorial sobre limites de la Repúbl. Argentina con el Paraguay" (Буэнос-Айрес, 1867 г.), I, приложение; II, 216–252; ср. Backer-Sommervogel, "Bibl. De la C. de Jesus", VI, 1675 sqq.
Эта статья включает текст из публикации, находящейся сейчас в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Robert Appleton Company. Отсутствует или не указано |title=
()