Пьетро Марк'Антонио Чести (итальянское произношение: ) (крещение 5 августа 1623 - 14 октября 1669), известный сегодня в основном как итальянский композитор эпохи барокко, был также певцом (тенор ), и органист. Он был «самым знаменитым итальянским музыкантом своего поколения».
Он родился в Ареццо и учился у различных местных музыкантов. В 1637 году он присоединился к Ордену младших братьев, или францисканцев, римско-католической религиозной группе, основанной Франциском Ассизским. Находясь в Вольтерре, он больше обратился к светской музыке, возможно, из-за покровительства и влияния могущественной семьи Медичи. Здесь он также познакомился с Сальватором Роза, который написал либретти для ряда кантат Чести . К 1650 году призвание Чести как францисканца монах и его успех в качестве певца и композитора для опер вступили в противоречие, и ему был официально объявлен выговор. В 1652 году он стал членом суда в Инсбруке из Фердинанда Карла, эрцгерцога Австрии. Заняв пост где-то во Флоренции маэстро ди капелла, он вошел в папскую капеллу в 1660 году. В 1666 году он стал вице-капельмейстером в Вене и умер в Венеции в 1669 году.
Чести известен в основном как композитор опер. Самыми знаменитыми из них были Ла Дори (Венеция, 1663), Il pomo d'oro (Вена, 1668) и Оронтея (1656). Il pomo d'oro (Золотое яблоко) было написано для венчания императора Леопольда I в Вене в 1666 году и впервые исполнено в 1668 году в знаменитой роскошной постановке. Она была намного более сложной, чем современные венецианские оперы, включая большой оркестр, многочисленные хоры и различные механические устройства, используемые для постановки таких вещей, как нисходящие с небес боги (deus ex machina ), морские битвы и бури.
Оронтею возрождали семнадцать раз в течение следующих тридцати лет, что сделало ее одной из самых часто исполняемых опер на континенте в середине 17 века. Даже Сэмюэл Пепис владел копией партитуры. В него входит известная ария сопрано «Intorno all'idol mio» (англ.: «Вокруг моего кумира»).
Чести также был композитором, и его оперы отличаются чистым и тонким стилем исполнения, больше подходящим для камерного, чем для сцены. Он писал в стиле бельканто 17 века, и на его сочинения сильно повлияла его карьера профессионального певца. Его музыкальное письмо во многом обязано появившейся тональности того времени.
Название | Либретто | Дата премьеры | Место, театр | Примечания |
---|---|---|---|---|
Alessandro vincitor di se stesso | Франческо Сбарра | 1651 | Венеция, Театро Санти Джованни и Паоло | |
Il Cesare amante | Дарио Варотари | 1651 | Венеция, Театро Гримано | |
Клеопатра | Дарио Варотари | 1654 | Инсбрук | исправленная версия Il Cesare amante |
L'Argia | Джованни Филиппо Аполлони | 1655 | Инсбрук | |
Marte placata | Джованни Филиппо Аполлони | 1655 | Инсбрук | |
Оронтеа | Джачинто Андреа Чиконини в редакции Джованни Филиппо Аполлони | 19 февраля 1656 г. | Инсбрук | возрожден в Инсбруке в 1982 г. (Рене Якобс ) и записан для HM; возрожден во Франкфурте в 2015 г. (Ivor Bolton ) |
La Dori | Giovanni Filippo Apolloni | 1657 | Innsbruck | |
Venere cacciatrice | Francesco Sbarra | 1659 | Инсбрук | потерян |
La magnanimità d'Alessandro | Франческо Сбарра | 1662 | Инсбрук | |
Il Tito | Николо Береган | 13 февраля 1666 | Венеция, Театро Гримано | |
Неттуно и Флора фестеджианти | Франческо Сбарра | 12 июля 1666 года | Вена | |
Le disgrazie d'Amore | Франческо Сбарра | 19 февраля 1667 г. | Вена | |
La Semirami | Джованни Андреа Монилья | 9 июля 1667 г. | Вена | переработана в 1674 году в Модена как La schiava fortunata |
La Germania esultante | Франческо Сбарра | 1667 | Вена | |
Il pomo d'oro | Франческо Сбарра | 12–14 июля 1668 г. | Вена | |
Генсерико | Николо Береган | 1669 | Венеция |