Антонен Арто | |
---|---|
Арто в 1926 году | |
Родился | Антуан- Мари-Жозеф Арто. (1896-09-04) 4 сентября 1896 года. Марсель, Франция |
Умер | 4 марта 1948 (1948-03-04) ( 51 год). Франция |
Национальность | Француз |
Образование | Учился в Collège du Sacré-Cœur |
Профессия | Театр режиссер, поэт, актер, художник, эссеист |
Известен | Театром жестокости |
Известные работы | Театр и его двойник |
Антуан Мари Жозеф Поль Арто, более известный как Антонен Арто (французский: ; 4 сентября 1896 - 4 марта 1948), французский драматург, поэт, эссеист, актер и театральный режиссер, широко признан одной из главных фигур театра ХХ века и европейского авангарда. Он наиболее известен концептуализацией «Театра жестокости ». Его идеи были приняты такими драматургами, как Ортон и Жене, и ярко проявились в адаптации Барро к пьесе Кафки Испытание (1947).
Антонин Арто родился в Марселе, Франция, в семье Евфразии Нальпа и Антуана-Руа Арто. Оба его родителя были уроженцами Смирны (современный Измир ), и на него сильно повлияла его греческая родословная. Антуан-Руа Арто был судовладельцем. Евфразия родила девять детей, но четверо были мертворожденными, а двое других умерли в детстве. В возрасте пяти лет Арто был диагностирован менингит, болезнь, от которой в то время не было лечения. Биограф Дэвид Шафер отмечает: «Учитывая частоту таких ошибочных диагнозов в сочетании с отсутствием лечения (и, как следствие, почти минимальной выживаемостью) и симптомами, которые у него были, маловероятно, что Арто действительно заразился этим». После долгой борьбы, включая коматозный период, сильно ослабленный Антонин выжил. Родители Арто устроили для своего темпераментного сына серию санаторно-курортных путевок, длительных и дорогих. Это длилось пять лет с двухмесячным перерывом в июне и июле 1916 года, когда Арто был призван в французскую армию. Он был выписан из-за пристрастия к лаудануму и психической нестабильности. Во время «лечения отдыхом» в санатории Арто читал Артура Рембо, Шарля Бодлера и Эдгара Аллана По. В мае 1919 года директор санатория прописал Арто лауданум, вызвав пожизненную зависимость от этого и других опиатов. Он перенес нервный срыв в 19 лет; на этом его психическое заболевание не закончилось.
В марте 1921 года Арто переехал в Париж, чтобы продолжить карьеру писателя (вопреки воле отца). Обучаясь и выступая с такими режиссерами, как Чарльз Дуллин и Жорж Питёфф, он продолжал писать стихи и эссе. В возрасте 27 лет он отправил по почте несколько своих стихов в журнал La Nouvelle Revue Française ; они были отклонены, но редактор, Жак Ривьер, ответил, пытаясь понять его, и отношения наладились через письма. Их компиляция в эпистолярное произведение Correspondance avec Jacques Rivière было первой крупной публикацией Арто.
Его первая работа в театре была с французским театральным режиссером Лунье По, который описал Арто как «художника, потерянного среди актеров».
Шарль Дуллин - один из знаменитых французских «учителей-постановщиков», с которыми Арто работал вместе с Жак Копо, Андре Антуан и. Арто был принят Дуллином в ученики в 1921 году в свой Театр де л'Ателье. Он работал в составе труппы Дуллина восемнадцать месяцев, тренируясь по десять-двенадцать часов в день. Арто сказал о Дуллине: «Слушая, как Дуллин учит, я чувствую, что заново открываю древние секреты и полностью забытую мистику производства». Арто не согласился со многими учениями Дуллина. Он покинул труппу после разногласий по поводу его исполнения Императора Карла Великого в Александра Арну Юон де Бордо.
Арто культивировал Также увлекаюсь кинематографом, работаю критиком, актером, пишу сценарии фильмов. Арто в роли Жан-Поля Марата в Абеле Гансе Наполеон (1927) использовал преувеличенные движения, чтобы передать огонь личности Марата. Он также играл монаха Массьё в Карла Теодора Дрейера Страсти Жанны д'Арк (1928). Он написал несколько сценариев фильмов, десять из которых перечислены в его Полном собрании сочинений. Как отмечает Рос Мюррей, «один фрагмент, четыре были написаны под псевдонимом, а один был утерян совсем».
Только одна из работ Арто. сценарии были созданы, Морская ракушка и священник (1928). Режиссер Жермен Дюлак, его часто считают первым сюрреалистическим фильмом. Этот фильм оказал влияние на Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля, двух ключевых испанских сюрреалистов, когда они сняли Un Chien Andalou (1929).
Арто какое-то время был связан с сюрреалистами, прежде чем был изгнан Андре Бретоном в 1927 году, вскоре после того, как сюрреалисты присоединились к Коммунистической партии Франции. Ученый Рос Мюррей утверждает: «Арто вообще не был в политике, он писал такие вещи, как:« Я гадю на марксизм ». Кроме того,« Бретон становился очень антитеатральным, потому что считал театр буржуазным и антиреволюционным ». Арто заканчивает свой манифест для Театра Альфреда Джарри, «Манифест неудачного театра» (1926/27), прямой атакой на сюрреалистов, которых он называет «революционерами из тупой бумаги», которые хотели бы » заставляют нас поверить, что создание театра сегодня - контрреволюционное усилие ». Он заявляет, что они «склоняются перед коммунизмом», что является «революцией для ленивых», и призывает к более «существенной метаморфозе» общества.
В 1926 году Арто основал Театр Альфреда Джарри с Робертом Ароном и исключил сюрреалиста Роджера Витрака. В период с июня 1927 года по январь 1929 года они поставили четыре спектакля. Театр просуществовал недолго, но в нем участвовал огромный круг европейских артистов, в том числе Артур Адамов, Андре Жид и Поль Валери.
Театр рекламировал, что поставит пьесу Арто Jet de sang в сезоне 1926–1927 годов, но никогда не был установлен, и премьера состоялась лишь 40 лет спустя.
В 1931 году Арто увидел балийский танец, исполняемый в Парижская колониальная выставка. Хотя он не полностью понимал намерения и идеи традиционных балийских представлений, они повлияли на многие его представления о театре. Ученый Адриан Кертин отметил важность звукового ландшафта, сопровождавшего мероприятие, заявив, что Арто был поражен «гипнотическими» ритмами ансамбля гамелан, его диапазоном ударных эффектов, разнообразием тембров, которые создавали музыканты, и что, возможно, важно - то, как движения танцоров динамически взаимодействовали с музыкальными элементами, а не просто функционировали в качестве фонового аккомпанемента ».
Также в этом году был выпущен Первый манифест Арто для Театр жестокости »был опубликован в La Nouvelle Revue Française ; позже он появится как глава в Театр и его двойник.
В 1935 году Арто поставил спектакль Перси Биши Шелли Ченчи в Театре Фоли-Ваграм в Париже. Драма содержит темы жестокого обращения, инцеста, насилия, убийства и предательства. В постановках Арто он описал начальную сцену как «наводящую на размышления об экстремальной атмосферной турбулентности, с развеваемыми ветром портьерами, волнами внезапно усиленного звука и толпами фигур, вовлеченных в« яростную оргию »» в сопровождении «хора церковных колоколов. », а также наличие множества крупных манекенов. В этой сцене, которую часто называют «сценой банкета», влияние Дуллина на Арто очень очевидно, поскольку присутствовали и звуки колоколов, и звуки усиливающихся шагов, а также сильно подчеркнутая тема стихийных сил. Ученый Адриан Кёртин доказывал важность «звуковых аспектов постановки, которые не просто поддерживали действие, но косвенно мотивировали его». В то время как версия Ченчи Шелли передала мотивы и страдания дочери Ченчи Беатриче с ее отцом через монологи, Арто был гораздо больше озабочен передачей угрожающего характера присутствия Ченчи и отражений их кровосмесительных отношений через физическое несогласие, как если бы невидимое «силовое поле» окружало их.
Сильный интерес Арто к восточному театру, особенно к балийскому и китайскому, отчасти разделял его наставник Дуллин, но Дуллин, в отличие от Арто, не считал, что западный театр должен принимать восточный язык и стиль. Его процитировали высказывание о влиянии Восточного театра на Арто: «Было бы большой ошибкой навязать нашему западному театру правила театра с давними традициями, имеющего свой собственный символический язык». Внедрение Арто упражнений Дуллина на сенсорное восприятие в сценическую постановку было ясно видно в «Ченчи», - пишет Джейн Гудолл о спектакле:
Преобладание действия над отражением ускоряет развитие событий... монологи... пользу внезапных резких переходов... так что создается скачкообразный эффект. Экстремальные колебания темпа, высоты тона и тона усиливают сенсорное восприятие, усиливают... исполнение здесь и сейчас.
Cenci потерпел неудачу с коммерческой точки зрения, хотя в нем использовались новаторские звуковые эффекты, включая первое театральное использование электронного инструмента. Ондес Мартено - и имел набор, разработанный Бальтусом.
В 1935 году Арто решил поехать в Мексику, где он был убежден, что существует «своего рода глубокое движение в пользу возврата к цивилизации до Кортеса». Он получил грант на поездку в Мексику, где в 1936 году он встретил своего первого мексиканского -парижского друга, художника Федерико Канту, когда Канту читал лекции по упадок западной цивилизации. Арто также учился и жил с людьми тараумаран и участвовал в пейоте обрядах, его сочинения о которых позже были опубликованы в томе под названием «Путешествие в страну тараумара», опубликованном на английском языке под заголовком название «Танец пейот» (1976). Содержание этого сочинения очень похоже на его поздние стихи, посвященные прежде всего сверхъестественному. Арто также записал свой ужасный отказ от героина после того, как он попал в страну тараумаров. Оставив свой последний запас лекарства на склоне горы, его буквально пришлось посадить на лошадь, и вскоре он стал похож, по его словам, на «гигантскую воспаленную десну». Арто вернется к опиатам позже.
В 1937 году Арто вернулся во Францию, где он приобрел трость из узловатой древесины, которая, по его мнению, принадлежала не только Св. Патрик, но также Люцифер и Иисус Христос. Арто отправился в Ирландию, приземлился в Коб и отправился в Голуэй, чтобы вернуть посох. Однако, плохо говоря по-английски и совсем не говоря по-ирландски, он не мог объяснить себя. Согласно ирландским правительственным документам, его не допустили бы в Коб, за исключением того, что у него было рекомендательное письмо от посольства Парижа. Большую часть своей поездки он провел в гостиничном номере, за который он не мог заплатить. Он был насильственно удален с территории Миллтаун-Хауса, иезуитской общины, когда он отказался уехать. Перед депортацией он был ненадолго заключен в печально известную тюрьму Маунтджой. Согласно документам правительства Ирландии, он был депортирован как «обездоленный и нежелательный иностранец». На обратном пути на корабле Арто считал, что на него напали двое членов экипажа, и принял ответные меры. Его арестовали и надели смирительную рубашку.
. Его возвращение из Ирландии положило начало заключительному этапу жизни Арто, который он провел в разных приютах. Именно в это время была опубликована его самая известная работа «Театр и его двойник» (1938). Эта книга содержала два манифеста Театра жестокости. Там «он предложил театр, который, по сути, был возвращением к магии и ритуалам, и он стремился создать новый театральный язык тотема и жеста - язык пространства, лишенный диалога, который обращался бы ко всем чувствам». «Слова мало что говорят уму, - писал Арто, - по сравнению с космосом, наполненным изображениями и наполненным звуками». Он предложил «театр, в котором жестокие физические образы сокрушают и гипнотизируют чувствительность зрителя, захваченного театром, словно вихрем высших сил». Он считал формальные театры с их арками авансцены и драматургов с их сценариями «препятствием для магии подлинного ритуала».
В 1943 году, когда Франция была оккупирована Нацисты, Роберт Деснос организовали перевод Арто в психиатрическую больницу в Родез, на территории Виши, где его поручили доктору. В Родезе Артауд прошел курс терапии, в том числе электрошоковой терапии и арт-терапии. Врач считал, что привычки Арто создавать магические заклинания, создавать астрологические карты и рисовать тревожные изображения были симптомами психического заболевания. Арто на пике карьеры начал набрасываться на других. Арто осуждал лечение электрошоком и постоянно просил приостановить его, а также приписывал им «выгоду от возвращения ему его имени и его самообладания». Ученый Александра Лукес отмечает, что «восстановление» его имени »могло быть« жестом, чтобы успокоить представление его врачей о том, что составляет здоровье ». Именно в это время Арто снова начал писать и рисовать после долгого периода бездействия. В 1946 году Фердьер отпустил Арто к своим друзьям, которые поместили его в психиатрическую клинику в Иври-сюр-Сен.
Друзья поощряли Арто писать, и интерес к нему возобновилась работа. Он посетил выставку работ Винсента Ван Гога, результатом которой стало исследование Ван Гога «Самоубийство общества» [Ван Гог, Человек, совершившее самоубийство общества], опубликованное издательством K éditeur, Париж, 1947, получившее премию приз критиков. 22–29 ноября 1947 года он записал Pour en Finir avec le Jugement de dieu (Чтобы покончить с судом Божьим). Это произведение было отложено директором французского радио Владимиром Порше за день до его запланированного выхода в эфир 2 февраля. 1948 г., отчасти из-за его скатологических, антиамериканских и антирелигиозных ссылок и заявлений, но также из-за его общей случайности с какофонией ксилофонических звуков, смешанных с различными элементами перкуссии. Оставаясь верным своему Театру жестокости и сводя сильные эмоции и выражения к слышимым звукам, Арто использовал различные, несколько тревожные крики, крики, ворчание, звукоподражания и глоссолалию.
. Фернан Пуэ, директор драматических и литературных передач французского радио, собрал комиссию для рассмотрения трансляции Pour en Finir avec le Jugement de dieu. Среди примерно 50 художников, писателей, музыкантов и журналистов, присутствовавших на частном прослушивании 5 февраля 1948 года, были Жан Кокто, Поль Элюар, Раймон Кено, Жан-Луи Барро, Рене Клер, Жан Полан, Морис Надо, Жорж Орик, Клод Мориак и Рене Шар. Порше отказался транслировать его, хотя члены комиссии почти единогласно поддержали работу Арто. Пуэй оставил свою работу, и шоу не было слышно до 23 февраля 1948 года на частном представлении в Театре Вашингтона.
В январе 1948 года Арто был поставлен диагноз колоректальный рак. Вскоре после этого, 4 марта 1948 года, он умер в психиатрической клинике Иври-сюр-Сен, коммуны в юго-восточном пригороде Парижа. Он был найден садовником поместья сидящим в одиночестве у изножья своей кровати, и подозревалось, что он умер от смертельной дозы препарата хлоралгидрат, хотя неизвестно, знал ли он о его смертоносность.
Через двадцать лет после его записи и производства в ноябре 1947 года французское радио наконец транслировало исполнение Pour en Finir avec le Jugement de dieu.
Арто был назван очень влиятельной фигурой в истории театра, авангардного искусства, литературы и других дисциплин. Его работы оказали значительное влияние на Театр абсурда, особенно на работы Жана Жене и Сэмюэля Беккета, и помогли вдохновить движение от доминирующая роль языка и рационализма в современном театре. Арто также оказал значительное влияние на философов Жиля Делеза и Феликса Гваттари, которые позаимствовали фразу Арто «тело без органов» для описания их концепции виртуального мира. измерение тела и, в конечном счете, основной субстрат реальности в их Капитализме и шизофрении. Поэт Аллен Гинзберг утверждал, что его введение к Арто, в частности «Совершить приговор Богу», написанное Карлом Соломоном, оказало огромное влияние на его самое известное стихотворение «Вой ".
Чрезвычайно важное исследование произведений Арто принадлежит Жаку Деррида. По мнению философа, театрального писателя и актера, Арто - воплощение агрессивного и восстанавливающего жеста, который поражает, звучит он резок в драматической манере и с критической решимостью. Определяя жизнь как искусство, он критически сосредоточился на западной культурной социальной драме, чтобы указать и отрицать двуличие, на котором основана западная театральная традиция; работал с водоворотом чувств и сумасшедших выражений, подчиняясь противодействующей силе, исходящей от акта жеста.
Театральный практик Питер Брук черпал вдохновение из «Театра жестокости» Арто. в серии семинаров, которые привели к его Королевская шекспировская компания постановка Марат / Сад в 1964 году, которая была поставлена в Нью-Йорке и Париже, а также в Лондоне. Живой театр также находился под сильным влиянием Арто, как и англоязычный экспериментальный театр и перформанс ; Карен Финли, Сполдинг Грей, Лиз ЛеКомпт, Ричард Форман, Чарльз Маровиц, Сэм Шепард, Иосиф Чайкин, и многие другие называли Арто одним из источников их влияния. Зимой 1968 года в Уильямс-колледже был организован специальный межсессионный класс в Артаудианском театре, результатом которого стал недельный «Фестиваль жестокости» под руководством Кейта Фаулера. Фестиваль включал в себя постановки «Струя крови», «Все пишут - свиное дерьмо» и несколько оригинальных ритуальных представлений, одно из которых основано на убийствах в Техасской башне, а другое создано как ансамбль катарсиса под названием «Воскрешение человека-свиньи». 224>
Пьеса Шарля Маровица «Арто в Родезе» рассказывает об отношениях между Арто и доктором Фердьером во время заключения Арто в психиатрической больнице в Родезе; Впервые пьеса была поставлена в 1976 году в Римском театре Траставере. Писатель и актер Тим Далглиш написал и спродюсировал пьесу «Жизнь и театр Антонена Арто» (первоначально называвшуюся «Пигшит») для английской театральной труппы Bare Bones в 1999 году. В пьесе рассказывается история Арто из первых лет его устремлений, когда он хотел быть частью истеблишмента до последних лет своей жизни в качестве страдающего, иконоборческого аутсайдера. В Канаде драматург Гэри Боттинг создал серию артаудианских «хэппенингов» от Эолийского Стрингера до Дзен-рок-фестиваля и поставил дюжину пьес на артаудианскую тему, в том числе «Прометей Re-Bound». Латиноамериканский драматический роман Йо-Йо Боинг! Джаннины Браски включает дискуссию между художниками и поэтами о достоинствах «множественных талантов» Арто по сравнению с уникальными талантами других французов. писатели. Группа Bauhaus включила в свой альбом Burning from the Inside песню о драматурге под названием «Антонин Арто». Влиятельная аргентинская хард-рок-группа Pescado Rabioso записала альбом под названием Artaud. Их лидер Луис Альберто Спинетта написал лирику, частично основываясь на произведениях Арто. Композитор Джон Зорн написал множество произведений, вдохновленных Арто и посвященных ему, в том числе семь компакт-дисков: «Астроном », «Moonchild: Songs Without Words », «Шесть Литаний для Гелиогабала »,« Горнило »,« Ипсиссимус »,« Тамплиеры: В Священной Крови »и« Страшный суд » ", монодрама для голоса и оркестра, вдохновленная поздними рисунками Арто" La Machine de l'être "(2000)," Le Momo "(1999) для скрипки и фортепиано и" Suppots et Supplications "(2012) для всего оркестра. Режиссер Э. Элиас Мерхиге во время интервью писателя Скотта Николая назвал произведения Арто ключевым фактором, повлиявшим на экспериментальный фильм Рожденный.
Произведения Арто
На английском языке
По французски
на немецком языке
Wikimedia Commons has media related to Antonin Artaud. |
Wikiquote has quotations related to: Antonin Artaud |