Антон Шмид | |
---|---|
Родился | (1900-01-09) 9 января 1900. Вена, , Австрия и Венгрия |
Умер | 13 апреля 1942 (1942-04-13) (42 года). Стефанская тюрьма, Вильнюс, Рейхскомиссариат Остланд |
Причина смерти | Осужден военным судом и казнен |
Род занятий | Электрик |
Известен | Спасением евреев во время Холокоста |
Супруг (а) | Стефани Шмид |
Дети | Герта Шмид |
Награды | Праведник народов мира |
Военная карьера | |
Филиал | Австро- Венгерская армия. Немецкая армия |
Годы службы | 1918. 1939–1942 |
Звание | Фельдфебель |
Часть | 898-й батальон Ландесвера. Feldkommandantur 814 |
Сражения / войны | Первая мировая война Вторая мировая война |
Антон Шмид (9 января 1900 - 13 апреля 1942) был австрийским новобранцем в Вермахт, спасавший евреев во время Холокоста в Литве. Набожный, но аполитичный католик и электрик по профессии, Шмид был призван в Австро-Венгерскую армию во время Первой мировой войны, а затем в Вермахт во время Второй мировой войны. В конце августа 1941 года, когда он возглавил службу по возвращению застрявших немецких солдат в свои части, он начал помогать евреям после того, как к нему обратились двое с просьбой о заступничестве. Шмид прятал евреев в своей квартире, получал разрешения на работу для спасения евреев от резни в Понарах, переправлял евреев на грузовиках Вермахта в более безопасные места и помогал Виленскому гетто подполью. По оценкам, до своего ареста в январе 1942 года он спас до 300 евреев. Он был казнен 13 апреля.
После войны Шмид был признан Праведником народов мира Яд Вашем за его усилия по оказанию помощи евреям и считался символом немногих немцев, которые бросили вызов программе истребления своего правительства. Его восприятие было более противоречивым в Германии и Австрии, где он все еще считался предателем. Первое официальное поминовение его в Германии состоялось только в 2000 году, но теперь его приветствуют как образец гражданского мужества для солдат бундесвера.
Антон Шмид родился в Вене, затем Австро-Венгрии, 9 января 1900 года. Его отец был пекарем, и оба его родители были набожными католиками из Никольсбурга, Моравия (ныне Микулов, Чехия ). Они крестили Шмида и дали ему образование в католической начальной школе. После окончания учился на электрика. Шмид был призван в австро-венгерскую армию в 1918 году и пережил ожесточенные бои во время отступления из Италии в последние месяцы Первой мировой войны. Он стал электриком и открыл небольшой радиомагазин в Бригиттенау в Вене, где нанял двух евреев. Якобы в молодости он был влюблен в еврейскую девушку. Шмид, который был женат и имел одну дочь, не принадлежал ни к одной организации, кроме католической церкви.
, немецкий историк Вольфрам Ветте описывает его как не идеолога гуманист, чья оппозиция нацизму проистекает исключительно из его уважения к человеческой жизни. Согласно [de ; fr ], одному из евреев, спасенных Шмидом, он был «простым сержантом» и «социально неуклюжим в мысли и речи», который не читал газет или книг. Мало что известно о жизни Шмида до Второй мировой войны. После немецкой аннексии Австрии в 1938 году Шмид произвел арест гражданином человека, который разбил окно своего соседа-еврея и помог некоторым друзьям-евреям сбежать в соседнюю Чехословакию. После начала войны после немецкого вторжения в Польшу в сентябре 1939 года он был призван в немецкую армию, но не должен был служить на линии фронта из-за его возраста. По словам Ветта, он был «штатским в форме», не соответствовавшим военной культуре. Сначала он находился в Польше и Беларуси.
В конце августа 1941 года, после вторжения в Советский Союз, он был переведен в 898-й батальон ландесвера в Вильнюсе, который затем входил в рейхскомиссариат Остланд немецкую оккупационную зону. Шмид был переведен в офис под названием Feldkommandantur 814, персоналу которого было поручено собирать немецких солдат, которые были отделены от своих частей, и переводить их в другое место. Хотя Шмид строго допрашивал солдат, он сочувствовал им - многие действительно страдали боевой усталостью - и избегал обвинений в военных преступлениях, таких как дезертирство или трусость перед лицом врага, что могло привести к приговорен к смертной казни.
Только за первую неделю сентября было собрано и убито 3700 евреев, большинство из которых в «Понарах» за пределами города. Шмид мог видеть пункт сбора за окном и был свидетелем жестоких сцен. Первым евреем, которому он помог, был Макс Сэлинджер, польский еврей из Бельско-Бяла, свободно говорящий на польском и немецком языках; скорее всего, Сэлинджер подошел к Шмиду. Шмид дал Сэлинджеру платежную книжку рядового Макса Хупперта, солдата вермахта, который был убит, и нанял его в качестве пишущей машинки в офисе. Сэлинджер пережил войну. Вторым евреем, которого спас Шмид, была 23-летняя литовская еврейка по имени Луиза Эмайтисайте. Однажды Эмайтисайте удалось увернуться от облав, но после введения комендантского часа его поймали за пределами гетто, что каралось смертью. Спрятавшись в дверном проеме, она увидела проходящего мимо Шмида и умоляла его о помощи. Шмид временно спрятал ее в своей квартире, а позже нанял в офис, где ей помогли ее знание нескольких языков и стенография. Разрешение на работу защитило ее, и она также пережила войну. Эти примеры показывают, что Шмид не намеревался помогать евреям, а вместо этого его действия по спасению были вызваны их призывами о помощи.
Я хочу рассказать вам, как все это произошло. Литовские военные согнали многих евреев на поляну за городом и расстреляли их, каждый раз от двух до трех тысяч человек. По пути они убивали детей, швыряя их о деревья и т. Д., Вы можете себе представить.Антон Шмид в письме своей семье, 9 апреля 1942 г.
В рамках политики Вермахта экономической эксплуатация завоеванных территорий, добавлен отдел столярных и обивочных работ, которым руководил Шмид. Из-за отсутствия желающих, квалифицированных литовских рабочих многие евреи были трудоустроены. В октябре 1941 года многие разрешения были отменены с целью убийства многих евреев в гетто. Офис Шмида, в котором работало 150 еврейских рабочих в то время, получил только 15 разрешений, которые охватывали 60 евреев, включая владельцев и членов семей. Евреи называли эти справки «свидетельствами о смерти», потому что они обычно не позволяли полиции и СС задержать и убить держателей. Остальные 90 евреев умоляли Шмида отвезти их на грузовиках Вермахта в соседний город Лида, Беларусь, где, по их мнению, они будут в большей безопасности. Шмид так и сделал, временно спас их от смерти в Понарах, и совершил несколько поездок в Лиду с другими евреями. Позже Шмиду удалось получить больше таких разрешений на спасение жизни и в конечном итоге нанять 103 еврея на различные должности. Согласно показаниям, Шмид гуманно обращался со своими рабочими - евреями и советскими военнопленными - и даже сумел спасти некоторых из тех, кого отправили в Лукишкскую тюрьму для казни.
С ноября 1941 года до своего ареста в январе Шмид скрывал Германа Адлера, члена еврейского сопротивления из Братиславы, и его жену Аниту по фальшивым документам в квартире Шмида в Вильнюсе. Адлер познакомил Шмида с ключевыми фигурами движения сопротивления Виленского гетто, включая Мордехая Тененбаума, лидера восстания 1943 в Белостокском гетто и Чайку Гроссман. Квартира Шмида использовалась как место встречи еврейских партизан; во время встречи в канун Нового 1941 года Тененбаум сделал Шмида почетным членом Виленской сионистской организации. Шмид, Адлер и Тененбаум разработали план по спасению евреев из Виленского гетто, доставив их в Белосток, Лиду и Гродно, которые считались более безопасными. Под предлогом того, что он перевозил необходимых еврейских рабочих в места, где они были больше всего нужны, он перевез около 300 евреев из Вильно. Хотя Шмид действительно помогал еврейскому движению сопротивления, где мог, у партизан в Виленском гетто в то время не было оружия, поэтому Шмид не помогал вооруженным еврейским повстанцам.
Мы все должны умереть. Но если я могу выбрать, умереть ли я убийцей или помощником, я выбираю смерть как помощника.Антон Шмид в заявлении Герману Адлеру
За его помощь еврейскому движению сопротивления Шмид был арестован в конец января 1942 г. и заключен в Стефанской тюрьме в Вильнюсе. Он был приговорен к смертной казни 25 февраля и казнен 13 апреля. Протокол судебного разбирательства не сохранился, поэтому исследователи не уверены, кто его осудил и в каких именно преступлениях он был обвинен. В своем последнем письме семье Шмид написал: «Я просто действовал как человек и не хотел никому причинять вред». Он был одним из трех солдат вермахта, казненных за помощь евреям. К лету 1942 года в его офисе больше не было евреев. Неизвестно, сколько евреев ему удалось спасти, но по разным оценкам их было 250 или 300.
По словам вдовы Шмида, многие соседи называли ее покойного мужа предателем, и кто-то разбил ей окна. Австрия не признавала Шмида жертвой нацизма до конца 1950-х годов, который отказал его вдове и дочери в финансовой поддержке, на которую они в противном случае имели бы право. Однако Сэлинджер поехала в Вену после войны и рассказала Стефани Шмид о том, что сделал ее муж, и попыталась поддержать ее финансово. В 1965 году Симон Визенталь получил адрес Стефани Шмид от друга в Тель-Авиве. Центр Симона Визенталя организовал для Шмид поездку в Вильнюс со своей дочерью и зятем, несмотря на коммунистические ограничения на поездки, и профинансировал строительство нового надгробия с надписью «Здесь покоится человек, который думал, что это важнее для Помогите товарищу, чем жить ». 11 декабря 1990 года перед его домом в Вене была установлена мемориальная доска, которую открыл мэр Гельмут Зилк. В марте 2003 года его именем была названа улица в Вене, и Курьер описал его как «австрийского Оскара Шиндлера ".
. В январе 2020 года казармы Россауэр были переименованы в Бернардис -Шмид-Казерн.
Ханна Арендт, Эйхман в Иерусалиме
Отчет о встрече Шмида в канун Нового года с Еврейское сопротивление было доставлено еврейским курьером Лонкой Козебродзкой в Варшавское гетто и сохранено в Архиве Рингельблюма. Шмид уже был описан как один из חֲסִידֵי אֻמּוֹת הָעוֹלָם (khasidei umót ha'olám, «Праведник народов мира »). Первый опубликованный отчет о спасении Шмида был в стихотворении в прозе Gesänge aus der Stadt des Todes («Песни из города смерти»), опубликованном в 1945 году в Швейцарии Германом Адлером, который посвятил восьмую главу Шмиду. Адлер заявил, что евреи в гетто сказали кадиш для Шмида. По словам Шопса, Адлер описывает действия Шмида по спасению «в духе святой легенды». Показания о нем от Тененбаума и Ицхака Цукермана были включены в.
Абба Ковнер, бывший член сопротивления Виленского гетто, свидетельствовал о Шмиде на суде над нацистским военным преступником Адольф Эйхманн. Именно от Шмида Ковнер впервые услышал об Эйхмане; Шмид сказал Ковнеру, что до него дошли слухи, что «есть одна собака по имени Эйхман, и он все устраивает». Ковнер подчеркнул, что Шмид предлагал свою помощь бескорыстно, не принимая никакой платы. В 1964 году Яд Вашем, официальный израильский мемориал Холокоста, наградил Шмида званием Праведника народов мира за его усилия по спасению еврейских жизней во время Холокоста. Его вдова поехала в Иерусалим на церемонию и посадила дерево в Саду Праведников. Шмид был одним из первых немцев или австрийцев, удостоенных этой чести. Многие евреи, в том числе Симон Визенталь, описывали Шмида как «святого».
Первое официальное поминовение бундесвера случай с немецким солдатом, который рисковал своей жизнью, спасая евреев во время Холокоста, произошел 8 мая 2000 г., когда военная база была переименована в Рендсбург в "[de ]" в честь его храбрости. Имя Шмида заменило имя генерала Гюнтера Рюделя, немецкого офицера, который участвовал в обеих мировых войнах и был почетным судьей в нацистских народных судах, которые выносили сводные приговоры о казни тысяч людей. людей, последовавших за заговором 20 июля с целью убийства Адольфа Гитлера. Однако более позднее исследование показало, что Рюдель наблюдал только за одним судебным процессом и выступал за оправдательный приговор. Переименование представляло собой коренное изменение в отношении Германии к роли Вермахта в войне, которое совпало с открытием скандальной выставки, посвященной преступности вермахта.
по приглашению федерального министра обороны Германии Рудольф Шарпинг, президент Хайнц Фишер присутствовал на церемонии присвоения имени казармам в качестве президента Национального совета Австрии в Рендсбурге. Шарпинг высоко оценил «храбрость и отвагу» Шмида и заявил, что он является новым примером для современного немецкого солдата. Указывая на то, что неповиновение нацистским властям все еще остается деликатной темой в Германии, он добавил, что: «Мы не вправе выбирать нашу историю, но мы можем выбирать примеры, которые мы берем из этой истории». Командир протестовал против удаления имени Рюделя и отказался присутствовать. Американский историк Фриц Стерн писал, что почитание Шмида «укрепляет наш демократический дух» и является отказом от послевоенных взглядов, в которых сопротивление Германии было табу. Казармы были закрыты в 2010 году. 22 июня 2016 года казармы Бундесвера в Бланкенбурге (Гарц) были названы в честь Шмида.
По словам Шопса, Шмид «вероятно, самый замечательный» из всех спасателей вермахта в Вильнюсе, потому что он не только помогал еврейским беженцам, но и способствовал сопротивлению евреев. Другие спасатели Вермахта, такие как майор Карл Плагге, работали в системе, чтобы спасти евреев. Вольфрам Ветте описал Шмида как «одно из золотых зерен, спрятанных под грудой обломков» в истории нацистской Германии, поскольку очень мало немцев, готовых рисковать своей жизнью, чтобы помочь евреям. По словам Ветте, Шмид несет «послание мужественной человечности», которое может служить ориентиром для настоящего и будущего Германии. Шмид был описан в публикации Кантон Люцерн, посвященной людям, проявившим гражданское мужество. По состоянию на 2009 год обвинительные приговоры солдат Вермахта в государственной измене Третьим рейхом не были отменены.
Дерево в Саду праведников
Знак на мемориальном мероприятии в Австрии в 2011 году
Круговая развязка в Хайфе, Израиль
Фельдфебель-Шмид-Казерн, Рендсбург, Германия
Примечания
Цитаты
Печатные источники
Источники в Интернете
На Викискладе есть материалы, связанные с Антоном Шмидом. |