Антон Шмид

редактировать

Антон Шмид
Антон-Шмид- low res.tif
Родился(1900-01-09) 9 января 1900. Вена, , Австрия и Венгрия
Умер13 апреля 1942 (1942-04-13) (42 года). Стефанская тюрьма, Вильнюс, Рейхскомиссариат Остланд
Причина смертиОсужден военным судом и казнен
Род занятийЭлектрик
ИзвестенСпасением евреев во время Холокоста
Супруг (а)Стефани Шмид
ДетиГерта Шмид
НаградыПраведник народов мира
Военная карьера
ФилиалАвстро- Венгерская армия. Немецкая армия
Годы службы1918. 1939–1942
ЗваниеФельдфебель
Часть898-й батальон Ландесвера. Feldkommandantur 814
Сражения / войныПервая мировая война
Вторая мировая война

Антон Шмид (9 января 1900 - 13 апреля 1942) был австрийским новобранцем в Вермахт, спасавший евреев во время Холокоста в Литве. Набожный, но аполитичный католик и электрик по профессии, Шмид был призван в Австро-Венгерскую армию во время Первой мировой войны, а затем в Вермахт во время Второй мировой войны. В конце августа 1941 года, когда он возглавил службу по возвращению застрявших немецких солдат в свои части, он начал помогать евреям после того, как к нему обратились двое с просьбой о заступничестве. Шмид прятал евреев в своей квартире, получал разрешения на работу для спасения евреев от резни в Понарах, переправлял евреев на грузовиках Вермахта в более безопасные места и помогал Виленскому гетто подполью. По оценкам, до своего ареста в январе 1942 года он спас до 300 евреев. Он был казнен 13 апреля.

После войны Шмид был признан Праведником народов мира Яд Вашем за его усилия по оказанию помощи евреям и считался символом немногих немцев, которые бросили вызов программе истребления своего правительства. Его восприятие было более противоречивым в Германии и Австрии, где он все еще считался предателем. Первое официальное поминовение его в Германии состоялось только в 2000 году, но теперь его приветствуют как образец гражданского мужества для солдат бундесвера.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Спасательные операции в Вильнюсе
  • 3 Память и наследие
    • 3,1 Австрия
    • 3,2 Израиль
    • 3,3 Германия
  • 4 Ссылки
  • 5 Далее чтение
Ранняя жизнь

Антон Шмид родился в Вене, затем Австро-Венгрии, 9 января 1900 года. Его отец был пекарем, и оба его родители были набожными католиками из Никольсбурга, Моравия (ныне Микулов, Чехия ). Они крестили Шмида и дали ему образование в католической начальной школе. После окончания учился на электрика. Шмид был призван в австро-венгерскую армию в 1918 году и пережил ожесточенные бои во время отступления из Италии в последние месяцы Первой мировой войны. Он стал электриком и открыл небольшой радиомагазин в Бригиттенау в Вене, где нанял двух евреев. Якобы в молодости он был влюблен в еврейскую девушку. Шмид, который был женат и имел одну дочь, не принадлежал ни к одной организации, кроме католической церкви.

, немецкий историк Вольфрам Ветте описывает его как не идеолога гуманист, чья оппозиция нацизму проистекает исключительно из его уважения к человеческой жизни. Согласно [de ; fr ], одному из евреев, спасенных Шмидом, он был «простым сержантом» и «социально неуклюжим в мысли и речи», который не читал газет или книг. Мало что известно о жизни Шмида до Второй мировой войны. После немецкой аннексии Австрии в 1938 году Шмид произвел арест гражданином человека, который разбил окно своего соседа-еврея и помог некоторым друзьям-евреям сбежать в соседнюю Чехословакию. После начала войны после немецкого вторжения в Польшу в сентябре 1939 года он был призван в немецкую армию, но не должен был служить на линии фронта из-за его возраста. По словам Ветта, он был «штатским в форме», не соответствовавшим военной культуре. Сначала он находился в Польше и Беларуси.

Спасательные операции в Вильнюсе
Литовский коллаборационист с еврейскими заключенными, июль 1941 года

В конце августа 1941 года, после вторжения в Советский Союз, он был переведен в 898-й батальон ландесвера в Вильнюсе, который затем входил в рейхскомиссариат Остланд немецкую оккупационную зону. Шмид был переведен в офис под названием Feldkommandantur 814, персоналу которого было поручено собирать немецких солдат, которые были отделены от своих частей, и переводить их в другое место. Хотя Шмид строго допрашивал солдат, он сочувствовал им - многие действительно страдали боевой усталостью - и избегал обвинений в военных преступлениях, таких как дезертирство или трусость перед лицом врага, что могло привести к приговорен к смертной казни.

Только за первую неделю сентября было собрано и убито 3700 евреев, большинство из которых в «Понарах» за пределами города. Шмид мог видеть пункт сбора за окном и был свидетелем жестоких сцен. Первым евреем, которому он помог, был Макс Сэлинджер, польский еврей из Бельско-Бяла, свободно говорящий на польском и немецком языках; скорее всего, Сэлинджер подошел к Шмиду. Шмид дал Сэлинджеру платежную книжку рядового Макса Хупперта, солдата вермахта, который был убит, и нанял его в качестве пишущей машинки в офисе. Сэлинджер пережил войну. Вторым евреем, которого спас Шмид, была 23-летняя литовская еврейка по имени Луиза Эмайтисайте. Однажды Эмайтисайте удалось увернуться от облав, но после введения комендантского часа его поймали за пределами гетто, что каралось смертью. Спрятавшись в дверном проеме, она увидела проходящего мимо Шмида и умоляла его о помощи. Шмид временно спрятал ее в своей квартире, а позже нанял в офис, где ей помогли ее знание нескольких языков и стенография. Разрешение на работу защитило ее, и она также пережила войну. Эти примеры показывают, что Шмид не намеревался помогать евреям, а вместо этого его действия по спасению были вызваны их призывами о помощи.

Я хочу рассказать вам, как все это произошло. Литовские военные согнали многих евреев на поляну за городом и расстреляли их, каждый раз от двух до трех тысяч человек. По пути они убивали детей, швыряя их о деревья и т. Д., Вы можете себе представить.

Антон Шмид в письме своей семье, 9 апреля 1942 г.

В рамках политики Вермахта экономической эксплуатация завоеванных территорий, добавлен отдел столярных и обивочных работ, которым руководил Шмид. Из-за отсутствия желающих, квалифицированных литовских рабочих многие евреи были трудоустроены. В октябре 1941 года многие разрешения были отменены с целью убийства многих евреев в гетто. Офис Шмида, в котором работало 150 еврейских рабочих в то время, получил только 15 разрешений, которые охватывали 60 евреев, включая владельцев и членов семей. Евреи называли эти справки «свидетельствами о смерти», потому что они обычно не позволяли полиции и СС задержать и убить держателей. Остальные 90 евреев умоляли Шмида отвезти их на грузовиках Вермахта в соседний город Лида, Беларусь, где, по их мнению, они будут в большей безопасности. Шмид так и сделал, временно спас их от смерти в Понарах, и совершил несколько поездок в Лиду с другими евреями. Позже Шмиду удалось получить больше таких разрешений на спасение жизни и в конечном итоге нанять 103 еврея на различные должности. Согласно показаниям, Шмид гуманно обращался со своими рабочими - евреями и советскими военнопленными - и даже сумел спасти некоторых из тех, кого отправили в Лукишкскую тюрьму для казни.

С ноября 1941 года до своего ареста в январе Шмид скрывал Германа Адлера, члена еврейского сопротивления из Братиславы, и его жену Аниту по фальшивым документам в квартире Шмида в Вильнюсе. Адлер познакомил Шмида с ключевыми фигурами движения сопротивления Виленского гетто, включая Мордехая Тененбаума, лидера восстания 1943 в Белостокском гетто и Чайку Гроссман. Квартира Шмида использовалась как место встречи еврейских партизан; во время встречи в канун Нового 1941 года Тененбаум сделал Шмида почетным членом Виленской сионистской организации. Шмид, Адлер и Тененбаум разработали план по спасению евреев из Виленского гетто, доставив их в Белосток, Лиду и Гродно, которые считались более безопасными. Под предлогом того, что он перевозил необходимых еврейских рабочих в места, где они были больше всего нужны, он перевез около 300 евреев из Вильно. Хотя Шмид действительно помогал еврейскому движению сопротивления, где мог, у партизан в Виленском гетто в то время не было оружия, поэтому Шмид не помогал вооруженным еврейским повстанцам.

Мы все должны умереть. Но если я могу выбрать, умереть ли я убийцей или помощником, я выбираю смерть как помощника.

Антон Шмид в заявлении Герману Адлеру

За его помощь еврейскому движению сопротивления Шмид был арестован в конец января 1942 г. и заключен в Стефанской тюрьме в Вильнюсе. Он был приговорен к смертной казни 25 февраля и казнен 13 апреля. Протокол судебного разбирательства не сохранился, поэтому исследователи не уверены, кто его осудил и в каких именно преступлениях он был обвинен. В своем последнем письме семье Шмид написал: «Я просто действовал как человек и не хотел никому причинять вред». Он был одним из трех солдат вермахта, казненных за помощь евреям. К лету 1942 года в его офисе больше не было евреев. Неизвестно, сколько евреев ему удалось спасти, но по разным оценкам их было 250 или 300.

Память и наследие

Австрия

По словам вдовы Шмида, многие соседи называли ее покойного мужа предателем, и кто-то разбил ей окна. Австрия не признавала Шмида жертвой нацизма до конца 1950-х годов, который отказал его вдове и дочери в финансовой поддержке, на которую они в противном случае имели бы право. Однако Сэлинджер поехала в Вену после войны и рассказала Стефани Шмид о том, что сделал ее муж, и попыталась поддержать ее финансово. В 1965 году Симон Визенталь получил адрес Стефани Шмид от друга в Тель-Авиве. Центр Симона Визенталя организовал для Шмид поездку в Вильнюс со своей дочерью и зятем, несмотря на коммунистические ограничения на поездки, и профинансировал строительство нового надгробия с надписью «Здесь покоится человек, который думал, что это важнее для Помогите товарищу, чем жить ». 11 декабря 1990 года перед его домом в Вене была установлена ​​мемориальная доска, которую открыл мэр Гельмут Зилк. В марте 2003 года его именем была названа улица в Вене, и Курьер описал его как «австрийского Оскара Шиндлера ".

. В январе 2020 года казармы Россауэр были переименованы в Бернардис -Шмид-Казерн.

Израиль

В течение нескольких минут, которые потребовались Ковнеру, чтобы рассказать о помощи, оказанной немецким сержантом, в зале суда воцарилась тишина; как будто толпа спонтанно решила соблюсти обычные две минуты молчания в честь человека по имени Антон Шмид. И в те две минуты, которые были подобны внезапной вспышке света среди непроницаемой, непостижимой тьмы, единственная мысль выделялось ясно, неопровержимо, вне всяких сомнений - насколько все было бы совершенно иначе сегодня в этом зале суда, в Израиле, в Германии, во всей Европе и, возможно, во всех странах мира, если бы только можно было рассказать больше таких историй.

Ханна Арендт, Эйхман в Иерусалиме

Отчет о встрече Шмида в канун Нового года с Еврейское сопротивление было доставлено еврейским курьером Лонкой Козебродзкой в ​​Варшавское гетто и сохранено в Архиве Рингельблюма. Шмид уже был описан как один из חֲסִידֵי אֻמּוֹת הָעוֹלָם (khasidei umót ha'olám, «Праведник народов мира »). Первый опубликованный отчет о спасении Шмида был в стихотворении в прозе Gesänge aus der Stadt des Todes («Песни из города смерти»), опубликованном в 1945 году в Швейцарии Германом Адлером, который посвятил восьмую главу Шмиду. Адлер заявил, что евреи в гетто сказали кадиш для Шмида. По словам Шопса, Адлер описывает действия Шмида по спасению «в духе святой легенды». Показания о нем от Тененбаума и Ицхака Цукермана были включены в.

Абба Ковнер, бывший член сопротивления Виленского гетто, свидетельствовал о Шмиде на суде над нацистским военным преступником Адольф Эйхманн. Именно от Шмида Ковнер впервые услышал об Эйхмане; Шмид сказал Ковнеру, что до него дошли слухи, что «есть одна собака по имени Эйхман, и он все устраивает». Ковнер подчеркнул, что Шмид предлагал свою помощь бескорыстно, не принимая никакой платы. В 1964 году Яд Вашем, официальный израильский мемориал Холокоста, наградил Шмида званием Праведника народов мира за его усилия по спасению еврейских жизней во время Холокоста. Его вдова поехала в Иерусалим на церемонию и посадила дерево в Саду Праведников. Шмид был одним из первых немцев или австрийцев, удостоенных этой чести. Многие евреи, в том числе Симон Визенталь, описывали Шмида как «святого».

Германия

Первое официальное поминовение бундесвера случай с немецким солдатом, который рисковал своей жизнью, спасая евреев во время Холокоста, произошел 8 мая 2000 г., когда военная база была переименована в Рендсбург в "[de ]" в честь его храбрости. Имя Шмида заменило имя генерала Гюнтера Рюделя, немецкого офицера, который участвовал в обеих мировых войнах и был почетным судьей в нацистских народных судах, которые выносили сводные приговоры о казни тысяч людей. людей, последовавших за заговором 20 июля с целью убийства Адольфа Гитлера. Однако более позднее исследование показало, что Рюдель наблюдал только за одним судебным процессом и выступал за оправдательный приговор. Переименование представляло собой коренное изменение в отношении Германии к роли Вермахта в войне, которое совпало с открытием скандальной выставки, посвященной преступности вермахта.

по приглашению федерального министра обороны Германии Рудольф Шарпинг, президент Хайнц Фишер присутствовал на церемонии присвоения имени казармам в качестве президента Национального совета Австрии в Рендсбурге. Шарпинг высоко оценил «храбрость и отвагу» Шмида и заявил, что он является новым примером для современного немецкого солдата. Указывая на то, что неповиновение нацистским властям все еще остается деликатной темой в Германии, он добавил, что: «Мы не вправе выбирать нашу историю, но мы можем выбирать примеры, которые мы берем из этой истории». Командир протестовал против удаления имени Рюделя и отказался присутствовать. Американский историк Фриц Стерн писал, что почитание Шмида «укрепляет наш демократический дух» и является отказом от послевоенных взглядов, в которых сопротивление Германии было табу. Казармы были закрыты в 2010 году. 22 июня 2016 года казармы Бундесвера в Бланкенбурге (Гарц) были названы в честь Шмида.

По словам Шопса, Шмид «вероятно, самый замечательный» из всех спасателей вермахта в Вильнюсе, потому что он не только помогал еврейским беженцам, но и способствовал сопротивлению евреев. Другие спасатели Вермахта, такие как майор Карл Плагге, работали в системе, чтобы спасти евреев. Вольфрам Ветте описал Шмида как «одно из золотых зерен, спрятанных под грудой обломков» в истории нацистской Германии, поскольку очень мало немцев, готовых рисковать своей жизнью, чтобы помочь евреям. По словам Ветте, Шмид несет «послание мужественной человечности», которое может служить ориентиром для настоящего и будущего Германии. Шмид был описан в публикации Кантон Люцерн, посвященной людям, проявившим гражданское мужество. По состоянию на 2009 год обвинительные приговоры солдат Вермахта в государственной измене Третьим рейхом не были отменены.

Ссылки

Примечания

Цитаты

Печатные источники

Источники в Интернете

Дополнительная литература
На Викискладе есть материалы, связанные с Антоном Шмидом.
Последняя правка сделана 2021-06-11 19:12:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте