Антон Гюнтер

редактировать
Антон Гюнтер

Антон Гюнтер (17 ноября 1783 г., Линденау, Богемия (теперь часть из Цвиков, Чешская Республика ) - 24 февраля 1863 г., Вена ) был австрийцем католиком философ, деятельность которого была осуждена церковью как еретический троебожие. Его работы были описаны как Либеральный католицизм и первое католическое политическое движение Вены.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Работа
  • 3 Просмотры
  • 4 Прием и церковное осуждение
  • 5 Заклейменный еретик
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
Биография

Он родился в семье набожных католиков в Линденау (ныне часть Цвиков ) в Богемия. С 1796 по 1800 год он посещал монастырскую школу пиаров, а с 1800 по 1803 год - гимназию Лейтмерица. Впоследствии изучал философию и юриспруденцию в Праге. После завершения этих исследований он стал наставником в доме принца Бретценхейма.

Религиозные взгляды молодого человека были, к сожалению, поколеблены в годы его студенческой жизни изучением современных философских систем (Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Якоб и Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг ); но его перемещение в 1811 г. в Брюн (Брно) недалеко от Вены с упомянутой выше княжеской семьей привело его под влияние приходского священника этого места по имени Корн и, в частности, святой Климента Марии Хофбауэр. и вернул ему твердые католические убеждения. Затем он занялся изучением богословия сначала в Вене, а затем в Раабе (Дьёр) в Венгрии, где в 1820 году он был рукоположен в священники. В 1822 году он поступил в иезуит послушник в Галиции, но покинул его в 1824 году. Всю оставшуюся жизнь он прожил в Вене в качестве частного духовного лица, и до 1848 г. занимал должность в этом городе в качестве члена Государственного совета по цензуре книг. Он умер в Вене.

Работа

С 1818 года Гюнтер активно участвовал в литературном мире в качестве автора «Венской литературной хроники» (Wiener Jahrbücher der Literatur).

В 1828 году начала появляться серия работ, в которых он изложил свою особую систему философии и спекулятивного богословия:

  • Vorschule zur speculativen Theologie des Positiven Christenthums (Введение в спекулятивную теологию позитивного христианства), в форма письма; часть I: «Die Creationstheorie» (Теория творения); часть II "Die Incarnationstheorie" (Теория воплощения) (1-е изд., Вена, 1828-9; 2-е изд., 1846-8);
  • Peregrins Gastmahl. Eine Idylle in elf Octaven aus dem deutschen wissenschaftlichen Volksleben, mit Beiträgen zur Charakteristik europäischer Philosophie in älterer und neuerer Zeit (Вена, 1830; новое изд., 1850);
  • Süd- und neuerer Zeit eines evangelischen Briefwechsels (Вена, 1832; новое изд., 1850);
  • Janusköpfe für Philosophie und Theologie (в сотрудничестве с JH Pabst; Вена, 1833);
  • Der letzte Symboliker. Eine durch die symbolischen Werke Dr. J. A. Möhlers и Dr. F. C. Baurs veranlasste Schrift in Briefen (Вена, 1834 г.);
  • Thomas a Scrupulis. Zur Transfiguration der Persönlichkeits-Pantheismen neuester Zeit (Вена, 1835);
  • Die Juste-Milieus in der deutschen Philosophie gegenwärtiger Zeit (Вена, 1838);
  • Eurystheus und Herakles. Metalogische Kritiken und Meditationen (Вена, 1843).

Новое издание этих восьми произведений, собранное в девять томов, появилось в Вене в 1882 году под названием Gesammelte Schriften Гюнтера. В дополнение к этому Гюнтер производил совместно с Дж. Э. Вейт : «Лидия, Philosophisches Jahrbuch» (5 томов, Вена, 1849–54). Его "Lentigos und Peregrins Briefwechsel" был напечатан в 1857 году, но был выпущен только для частного обращения. Наконец, спустя много времени после смерти Гюнтера Франц Петер Кнудт опубликовал свои посмертные статьи «Anti-Savarese» (Вена, 1883 г.).

Взгляды

Он изобиловал полемикой против широко расходящихся философских школ, афористического стиля, часто причудливо юмористического и искрящегося вспышками гениальности, но часто такой формы и содержания, что Будучи малопривлекательными для читателя, труды Гюнтера содержат лишь спорадические фрагменты его мысли.

Во всей своей научной работе Гюнтер стремился к интеллектуальному опровержению пантеизма современной философии, особенно в его самой соблазнительной форме, гегельянской, создавая такие система христианской философии, которая лучше служила бы этой цели, чем схоластическая система, которую он отверг, и которая ясно продемонстрировала бы, даже с точки зрения естественного разума, истинность позитивного христианства. В отличие от этого пантеизма, он ищет спекулятивную основу для христианского «креационизма» в двойственном дуализме Бога и мира и в мире духа и природы; Кроме того, он стремится научно продемонстрировать, что фундаментальные учения христианской веры и даже тайны Троицы и воплощения, по крайней мере, в их смысле существования, если не в их формы, являются необходимыми истинами в простом свете разума. Таким образом он превратит веру в знание. Систематического и полного развития его идей нет ни в одной из его работ, даже в его «Введении в спекулятивное богословие», в котором его наиболее естественно искать.

Отправной точкой предположений Гюнтера является его теория познания. Человек наделен двоякой способностью мыслить: одна - логическая или концептуальная функция, которая имеет дело с явлениями, а другая онтологическая, идеальная, самосознательная, проникающая через видимости в бытие; отсюда делается вывод, что в человеке есть два существенно разных мыслящих субъекта. Этот «дуализм мысли» устанавливает дуализм духа (Geist) и природы в человеке, который, таким образом, демонстрирует их синтез. Субъектом концептуальной функции является «душа» Seele, которая принадлежит природному принципу (Naturprincip). От «разума» следует отличать «дух» Geist, который существенно отличается от первого как субъект идеального мышления.

Первым результатом этого идеального мыслительного процесса является самосознание, знание, которое человек приобретает о себе как о реальном существе. Непосредственным объектом внутреннего восприятия являются состояния или состояния Эго, которые проявляются как выражения двух основных функций, «восприимчивости» и «спонтанности», когда они вызываются к активности влияниями извне. Поскольку душа относит проявления этих двух сил к одному принципу и противопоставляет себя как реальное существо от всего, что появляется перед ней, она приходит к идее Эго. Посредством этого умозрительного процесса, который Гюнтер называет «металогическим » или идеальным (ideell) выводом, в отличие от логического или концептуального заключения, идея собственного бытия становится для души наиболее достоверной из всех истин. (декартово cogito ergo sum ). Затем из уверенности в собственном существовании мыслящая душа приходит к знанию существования вне себя, поскольку она сталкивается с явлениями, которые она не может называть себя причиной и которым, в соответствии с онтологическим выводом, она должна приписать причина в некотором реальном существе, внешнем по отношению к себе.

Таким образом, рассматривая человека как соединение двух качественно различных начал, духа и природы, он приходит к познанию реального существования природы. Факт самосознания приводит его также к познанию Бога; и Гюнтер считает, что следующее доказательство существования Бога является единственно возможным и убедительным: когда душа, однажды осознав себя, становится уверенной в реальности своего собственного существования, она немедленно признает, что существование подвержено негативным характеристикам зависимости и ограниченности; поэтому он вынужден постулировать другое существо в качестве своего собственного прецедента состояния или своего собственного создателя, которое он должен признать, в отличие от себя и своих собственных отрицательных характеристик, как абсолютное и бесконечное. Следовательно, это существо не может быть Абсолютным Существом пантеизма, которое достигает реализации себя только с развитием вселенной; это должен быть Тот, Кто доминирует в этой вселенной и, существенно отличаясь от нее, является ее личным Создателем. Это тот момент, когда спекулятивное богословие Гюнтера поднимает нить. Следуя чисто философским направлениям и полностью отказываясь от исторического Божественного Откровения, абсолютную необходимость которого оспаривает Гюнтер, он стремится сделать очевидными фундаментальные принципы позитивного христианства простым светом разума. Таким образом, для начала, тройственная личность Бога, по его мнению, является следствием того процесса, который должен иметь место как в Боге, так и в созданной душе, посредством чего происходит дифференциация или переход от неопределенности к определенности., с той разницей, что этот процесс в Боге следует рассматривать как завершенный от вечности. Согласно этой теории, Бог сначала создает для Своего собственного созерцания полную субстанциальную эманацию (Wesensemanation) Своего собственного Бытия (Тезис и Антитезис: Отец и Сын); дальнейшая тотальная субстанциальная эманация, которая исходит из обоих одновременно, составляет третий личный Субъект (Святой Дух ), или Синтез, в котором исчезает противоположность тезиса и антитезиса и проявляется их совершенное равенство.

На своих взглядах на Троицу Гюнтер строит свою теорию Творения. В неразрывной связи с самосознанием Бога в трех Божественных Личностях Его идея Не-Эго, то есть идея Вселенной. Эта идея, в формальной аналогии с тройным Божественным Существом и Жизни, также имеет тройную схему Тезиса, Антитезиса и Синтеза. Любовь Бога к этой миротворческой идее является Его мотивом для реализации ее как Его собственного аналога (Противопоставление) и как неизбежно влекущего за собой все три ее фактора, два из которых (дух и природа) противоположны друг другу, а третий ( человек) существует как синтез обоих. Эта мировая реальность, которую Бог простым актом Своей воли через творение призвал из небытия в бытие, действительно существует так же реально, как Сам Бог; его реальность, однако, не исходит из сущности Бога, но существует как вещь, существенно отличная от Него, поскольку это действительно реализованная идея небожественного Бытия и Жизни (Дуализм Бога и Вселенной). Таким образом, два противоположных фактора духа и природы в сотворенном мире существенно отличаются друг от друга и находятся во взаимной оппозиции. Противоположное отношение духа и природы проявляется в том, что область чисто духовного формируется из множества субстанций, единых и целостных реальных принципов, каждый из которых должен всегда сохранять свое единство и свою целостность; в то время как природа, которая была создана из единой субстанции, единого реального принципа, в процессе дифференциации навсегда утратила свое единство и породила и все еще порождает множество форм или индивидуумов. По этой самой причине природа в своих органических индивидуальных проявлениях, каждое из которых является лишь фрагментом универсальной природной субстанции, может достичь мысли только без самосознания. С другой стороны, самосознательная мысль свойственна духу, поскольку самосознание, мысль Эго, предполагает субстанциальное единство и целостность свободной личности. Синтез духа и природы - это человек. Из характера человека как общего существа, результат его участия в жизни природы, Гюнтер выводит рациональную основу догм воплощения и искупления. И, поскольку это объясняет, почему вина первого родителя распространяется на всю расу, это также показывает, как Бог мог с совершенной последовательностью вызвать искупление расы, павшей в Адаме через союз Богочеловека с этой расой. в качестве его второй Главы, чье свободное подчинение Божественному заложит основу фонда наследственных заслуг, служащих для отмены унаследованной вины.

Гюнтер был верным католиком и набожным священником. Его философские труды, по крайней мере, были искренним и честным стремлением содействовать торжеству позитивного христианства над теми системами философии, которые ему враждебны. Но сомнительно, что он придерживался правильного курса, игнорируя плодотворные труды схоластического богословия и философии, о которых, как и большинство тех, кто их презирает, он имел лишь скудные знания, и допускал свои мысли, особенно в своей натурфилософии, и свои умозрительные рассуждения. метод подвергаться чрезмерному влиянию тех самых систем (Гегеля и Шеллинга), с которыми он боролся. Дело в том, что желаемый результат так и не был достигнут. Философские школы, которые, как он думал, он мог заставить, повернув против них собственное оружие, признать истину христианства, практически не обратили внимания на его горячие утверждения, в то время как Церковь не только не могла принять его систему как истинную христианскую. философии и вытеснить ею схоластическую систему, но в конце концов вынужден был отвергнуть ее как несостоятельную.

Прием и церковное осуждение

Среди католических ученых спекулятивная система Гюнтера вызвала далеко идущее движение. Хотя он никогда не занимал должности профессора, благодаря своим трудам он собрал вокруг себя школу энтузиастов, а в некоторых случаях и выдающихся последователей, которым, с другой стороны, противостояли выдающиеся философы и теологи. В своем зените школа была достаточно мощной, чтобы обеспечить назначение некоторых из ее членов академическими профессорами католической философии. Самому Гюнтеру были предложены профессуры в Мюнхене, Бонне, Бреслау и Тюбингене ; он отказался от них, потому что надеялся на подобное предложение из Вены, но его ожидания не оправдались. В 1833 году он получил в Мюнхене почетную степень доктора богословия, и аналогичную степень по философии и теологии ему присвоил Пражский университет в 1848 году.

Его первыми друзьями и сотрудниками были: врач, Иоганн Генрих Пабст (умер в 1838 году, автор Der Mensch und seine Geschichte, Вена, 1830; 2-е изд., 1847; Gibt es eine Philosophie des positiven Christenthums? Кельн, 1832; Adam und Christus. Zur Theorie der Ehe, Вена, 1835; в сотрудничестве с Гюнтером, Janusköpfe); знаменитый проповедник Иоганн Эммануал Вейт, новообращенный (ум. 1876, соредактор публикации Лидия) и (ум. 1869; писал Cartesius und seine Gegner, ein Beitrag zur Charakteristik der Философские Bestrebungen unserer Zeit, Вена, 1835 г. и др., Позднее принимал активное участие в обсуждении политических и экономических вопросов).

Другими выдающимися приверженцами Гюнтера были: Иоганн Генрих Лёве (профессор философии в Зальцбурге, 1839–51; в Праге, 1851); Иоганн Непомук Эрлих (ум. 1864; с 1836 г. преподавал философию в Кремсе ; в 1850 г. стал профессором морального богословия в Граце, в 1852 г. в Праге, где в 1856 г. он стал профессором фундаментального богословия ); Якоб Зукригл (ум. 1876; профессор апологетики и философии в Тюбингене, 1848); Ксавер Шмид (ум. 1883; в 1856 г. он стал протестантом); Якоб Мертен (ум. 1872); профессор философии в семинарии Трира, 1845–68); Карл Вернер (ум. 1888; профессор Санкт-Пёльтен, 1847; в Вене, 1870); Теодор Гангауф, OSB (ум. 1875; профессор философии в колледже Аугсбурга, 1841–75, и одновременно, 1851–59, аббат бенедиктинский монастырь Святого Стефана там же); Иоганн Шпёрляйн (ум. 1873; с 1849 года профессор колледжа Бамберга ); Георг Карл Майер (ум. 1868; с 1842 г. профессор колледжа Бамберга); Питер Кнудт (ум. 1889; с 1845 г. профессор философии в Бонне); Петер Йозеф Эльвенич (ум. 1886; с 1829 года профессор философии в Бреслау, сначала гермесианец, а затем ученик Гюнтера); Иоганн Баптиста Бальцер (ум. 1871; с 1830 года профессор догматического богословия в Бреслау, первоначально гермесианец ); Джозеф Хуберт Рейнкенс (ум. 1896; с 1853 профессор церковной истории в Бреслау; с 1873 года старый католический епископ в Бонне). Наконец, в молодом поколении наиболее выдающимися сторонниками системы были ученики Кнудта Теодора Вебера (ум. 1906; профессор философии в Бреслау, 1872–90; с 1890 г. генеральный викарий Рейнкенса в Бонн, а с 1896 г. старый католический епископ в этом городе), чей "Метафизик" (2 тома, Гота, 1888–91), содержащий независимую реконструкцию предположений Гюнтера, является в целом наиболее важной работой школы Гюнтера; и Эрнст Мельцер (ум. 1899 в Бонне).

Среди литературных противников философии Гюнтера следует отметить следующие: Иоганн Хаст,., Иоганн Непомук Ойшингер, Франц Ксавер Диерингер, Франц Якоб Клеменс, Фридрих Микелис, Йозеф Клейтген и Йоханнес Качталер.

Заклейменный еретик

Конгрегация Индекс в Риме начал в 1852 году исследование доктрин и сочинений Гюнтера. Гюнтеру было предложено лично явиться или послать некоторых из своих учеников представлять его. Эта миссия была поручена Бальцеру и Гангауфу, прибывшим в Рим в ноябре 1853 года. Летом 1854 года Гангауф был заменен Кнудтом, профессором богословия из Бонна. Последний и Бальцер работали вместе до конца ноября того же года., когда они представили свою письменную защиту Конгрегации Индекса и вернулись в Германию. Однако их усилия и благосклонное вмешательство друзей на высоком положении не смогли предотвратить последний удар, хотя и на время отсрочили его.

Кардинал Шварценберг и Кардинал фон Дипенброк и епископ были дружны с Гюнтером и помогали ему в Риме. Даже глава Конгрегации Индекса кардинал д'Андреа относился к нему благосклонно. С другой стороны, кардиналы Йоханнес фон Гайссель, Йозеф Отмар Раушер и Карл фон Райзах настаивали на его осуждении. Указом от 8 января 1857 г. Конгрегация поместила произведения Гюнтера в Index librorum prohibitorum. Особые основания для этого осуждения были изложены Пием IX в записке, адресованной им кардиналу фон Гейсселю, архиепископу Кельна 15 июня 1857 г., в котором говорится, что учение Гюнтера о Троица, Личность Христа, природа человека, Творение и, в частности, его взгляды на отношение веры к знанию, а также фундаментальный рационализм, который является контролирующим фактором его философии даже в обращении с христианскими догмами, являются не соответствует доктрине Церкви.

Перед публикацией указа об Индексе Гюнтера вызвали подчиниться ему, и он фактически заявил о своем согласии, но для него не могло быть и речи о внутреннем подчинении и неприятии его ошибок. Он остро чувствовал удар, который считал несправедливым и озлобивший его; но впоследствии он ничего не опубликовал. Некоторые из его последователей, как Merten, теперь отвернулись от Güntherianism, но число больше провело к ней упорно, и в течение многих лет он нашел академическую поддержку в Бонне (через Knoodt) и в Бреслау (через Elvenich и Вебер). После Первого Ватиканского Собора большинство гюнтерианцев, которые еще жили в то время (за исключением Вейта), присоединились к старокатолическому движению, в котором некоторые из них взяли на себя руководство части. Их надежды на то, что таким образом придать новую силу гюнтеринству, не оправдались, в то время как своим отделением от церкви они привели к окончательному устранению гюнтерского влияния из католической мысли.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 19:09:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте