Антуан Верготе (8 декабря 1921 г. - 10 октября 2013 г.), также известный как Антун Верготе, был бельгийским римско-католическим священником, теологом, философом, психологом и психоаналитиком. Он был почетным профессором католического университета Левена. Его обширные публикации охватывают множество дисциплин, в том числе психоанализ, герменевтику, философскую антропологию, лингвистику, теологию, культурную антропологию и феноменологию.
Верготу называют «самой выдающейся фигурой». в области психологии религии »и« ключевая фигура »европейских интеллектуальных движений в течение 20 века.
Антуан Верготе родился 8 декабря 1921 года в г. бельгийский город Куртрей в фламандской провинции Западной Фландрии. После получения ученой степени в Лувенском университете в 1954 году он продолжил свое образование в Париже, где учился у Леви-Стросса, посещал лекции Мерло-Понти и завершил его аналитическое обучение под руководством Жака Лакана.
Вергот был бывшим учеником французского психиатра и психоаналитика Жака Лакана и сыграл важную роль в ознакомлении с психоанализом. Левенский университет. Он был основателем, наряду с Жаком Шотте и Альфонсом де Вельенсом, бельгийской школы психоанализа. Он опубликовал множество статей и книг о взаимосвязи между психоанализом и верой. Он попытался опровергнуть тех, кто рассматривает религию как невроз, показав, что инструменты психоанализа могут использоваться для выявления опыта сострадания и чувствительности, способных раскрыть истину и придать смысл истории человечества, отраженной в жизни Иисуса из Назарета..
Интерес Вергота к психоанализу возник из его философских взглядов. В 1958 году Верготе уже опубликовал статью о том, почему философы должны интересоваться фрейдистским психоанализом, особенно те, кто интересуется феноменологией Гуссерля. Эта феноменология стала бы точкой отсчета во всех его работах.
Одно из самых известных исследований Вергота, Вина и желание (Dette et désir), посвящено двум основным неврозам, истерии и навязчивый невроз по отношению к религии и проанализированы с фрейдистско-лакановской точки зрения. Верготе отвергает взгляд Фрейда на религию как коллективный невроз, а также его генетическое объяснение религии. Ядро критики Верготе «Тотема и табу» Фрейда - это проблема того, как повиновение Закону (интернационализированное в суперэго ) и чувство вины могут возникнуть в примитивном обществе без Закона или веры. По мнению Вергота, пишет Х. Вестерлинк, повиновение и вина могут быть установлены только Законом. Другими словами, культура не может происходить из вины, потому что, наоборот, вина предполагает культуру. «Великолепное и классическое» исследование Вергота включает в себя углубленный трактат нескольких католических мистиков, таких как Тереза Авильская.
Верготе много писал о психологии религии, в отличие от его психоаналитической точки зрения. Вергот рассматривает религию как культурную реальность или явление и определяет его как «совокупность языковых выражений, эмоций, действий и знаков, относящихся к сверхъестественным существам или сверхъестественным существам». Характеризуя эту точку зрения на религию, Верготе отдает должное Клиффорду Гирцу. Верготе сосредотачивается в первую очередь на христианстве, потому что, как он пишет, это доминирующая религия в нашей (западной) культуре, и большинство психологических исследований на сегодняшний день относятся к христианскому населению. Однако он также признает, что если кто-то хочет изучать религию с психологической точки зрения, он должен говорить о неверии или атеизме. «Неверие, поскольку оно не является чистым отсутствием религиозных вопросов или интересов, в равной степени является ответом на вопрос, адресованный человечеству религией».
Хотя он сам религиозный человек, цель Вергота не в том, чтобы защищать любую форму религии.
Верготе был признан «наиболее выдающейся фигурой в области психологии религии», чье «глубокое понимание психодинамического анализа религиозной установки было подкреплено не только его обширными знаниями о религии. философская и теологическая антропология (Vergote, 1974), но также обширный и тонкий эмпирический анализ, который он сам провел ». По мнению профессора Якоба Бельзена (Амстердамский университет), Верготе является «ключевой фигурой» в европейских интеллектуальных движениях в течение 20-го века.
Его влияние как на психологию религии, так и на философию в Нидерланды были очень важны благодаря публикациям и переводам на голландский язык, а также из-за того, что некоторые из его учеников продолжили академическую карьеру в Левене или в Нидерландах. В этом отношении Верготе называют «крестным отцом второй основной« школы »нидерландской психологии религии».
В 1998 году Верготе стал почетным членом Итальянского общества психологии Религия (Società Italiana di Psicologia della Religione).
.