Антуан Форкрей (Сентябрь 1672 г. - 28 июня 1745 г.) был французским композитором и виртуозом виола да гамба.
Форкрей, родившийся в Париже, был первым в семье композиторов, в которую входил его брат Мишель (1681–1757) и его сыновья Жан-Батист (1699–1782) и Николя Жиль (1703–1761).
Исключительные таланты Форкрея как игрока привели к тому, что он выступал до Людовика XIV в возрасте десяти лет. Король был так доволен им, что организовал для Форкрея уроки музыки за свой счет, а затем, семь лет спустя, в 1689 году, назначил его ординарным музыкантом La chambre du Roy, должность, которую Форкрей занимал до конца своей жизни.. Чтобы пополнить свой официальный доход, он давал прибыльные частные уроки членам королевской семьи и аристократии. В последние годы жизни Людовика XIV обычный распорядок концертов при Версальском дворе был дополнен мадам де Ментенон. Она почти каждый день устраивала в своих квартирах выступления таких музыкантов, как Робер де Визе (гитара), Рене Деското (флейта), Жан-Батиз Бутерн (клавесин), а также Форкере.
На момент назначения Форкрея самым известным скрипачом при дворе был Марин Марэ, который прославился своим нежным и нежным музыкальным стилем. Форкрей, напротив, прославился своим драматическим, ярким и дерзким стилем. Согласно Юберу Ле Блану Марэ играл как ангел, а Форкрей - как дьявол. Mercure de France 1738 г. упрекнул и Антуана, и его сына Жан-Батиста-Антуана за то, что они сочиняли произведения, «настолько сложные, что только он и его сын могут исполнить их с изяществом».
Стиль Форкрей был настолько отличительным, что три из них его почти современники Жан-Филипп Рамо, Франсуа Куперен и Жак Дюфли каждый сочинили произведение, названное «Ла Форкрей», как дань ему.
В 1697 году Форкрей женился на Анриетте-Анжелик Уссу, дочери церковного органиста. Когда он играл, Форкрей часто сопровождал его жену на клавесине. Их брак, по-видимому, был самым несчастливым, и после нескольких более коротких периодов разлуки они окончательно расстались в 1710 году. Его отношения с сыном Жаном Батистом были такими же сложными. Его сын был заключен в тюрьму в 1719 году и изгнан lettre de cachet в 1725 году.
В 1730 году он удалился в Мант-ла-Жоли за пределами Парижа, где он продолжал получать зарплату и умер в 1745 году.
Его сын Жан Батист опубликовал свои произведения для альта да гамба в 1747 году (через два года после смерти отца) вместе с версией для клавесина. Хотя в некрологе Форкрей указывалось, что на момент его смерти около трехсот произведений, написанных им, все еще существовало, тридцать два произведения, содержащиеся в издании его сына, - это все, что сохранилось до наших дней.
Пьес де Клавесан, Бландин Ранну, Клавесин. 2 CD Zig-Zag Territoires 2007. Цветовой диапазон.