Антиимпериализм

редактировать

Антиимпериализм в политологии и международных отношениях термин, используемый в различных контекстах, обычно националистическими движениями, которые хотят отделиться от более крупного государства (обычно в форме империи, но также и в многоэтнической суверенное государство ) или как специфическая теория, противоположная капитализму в марксистско-ленинском дискурсе, заимствованном из работы Владимира Ленина Империализм, высшая стадия капитализма. Реже используется сторонниками невмешательской внешней политики.

Люди, относящие себя к антиимпериалистам, часто заявляют, что они против колониализма, колониальных империй, гегемонии, империализма и территориального расширение страны за пределы установленных границ. Фраза получила широкое распространение после Второй мировой войны и с началом холодной войны, когда политические движения в колониях европейских держав способствовали национальному суверенитету. Некоторые антиимпериалистические группы, выступавшие против Соединенных Штатов, поддерживали власть Советского Союза, например, в геваризме, а в маоизме это критиковалось как социальный империализм.

Содержание

  • 1 Теория
    • 1.1 Хобсон
  • 2 Политическое движение
  • 3 В Соединенных Штатах
  • 4 В Великобритании и Канаде
  • 5 Марксизм -Ленинизм
  • 6 Правый антиимпериализм
  • 7 Критика
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Библиография
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Теория

Канцлер Германии Отто фон Бисмарк неоднократно давал понять, что не любит империализм, но немецкое общественное мнение вынудило его построить империю в Африке и на Тихом океане в 1880-х гг.

В конце 1870-х гг. Термин «империализм» был введен в английский язык противниками агрессивной имперской политики британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли (1874–1880). Вскоре его присвоили сторонники «империализма», такие как Джозеф Чемберлен. Для некоторых империализм обозначал политику идеализма и филантропии; другие утверждали, что для этого был характерен личный политический интерес; и все большее число людей связывают это с капиталистической жадностью. Джон А. Хобсон и Владимир Ленин добавили к этому термину более теоретический макроэкономический оттенок. Многие левые теоретики следовали одному или обоим, подчеркивая структурный или системный характер «империализма». Такие авторы расширили временной период, связанный с этим термином, так что теперь он обозначает не политику или короткий промежуток в несколько десятилетий в конце 19 века, а глобальную систему, охватывающую период веков, часто восходящую к Христофор Колумб и в некоторых фактах до крестовых походов. По мере того, как применение термина расширилось, его значение сместилось по пяти отдельным, но часто параллельным осям: моральному, экономическому, системному, культурному и временному. Эти изменения отражают - среди других сдвигов в восприимчивости - растущее недовольство фактом власти, особенно власти Запада.

Отношения между капитализмом, аристократией и империализм обсуждались и анализировались теоретиками, историками, политологами, такими как Джон А. Хобсон и Торстейн Веблен, Джозеф Шумпетер и Норман Энджелл. Эти интеллектуалы написали большую часть своих работ об империализме перед Первой мировой войной (1914–1918), однако их совместная работа послужила источником информации для изучения влияния империализма на Европу и внесла свой вклад в политические и идеологические размышления о рост военно-промышленного комплекса в Соединенных Штатах с 1950-х годов.

Хобсон

Джон А. Хобсон оказал сильное влияние на антиимпериализм как марксистов, так и либералов во всем мире через свою книгу об империализме 1902 года. Он утверждал, что «корень империализма» не в националистической гордости, а в капитализме. Как форма экономической организации империализм ненужен и аморален, он является результатом неправильного распределения богатства в капиталистическом обществе. Это породило непреодолимое желание расширить национальные рынки на иностранные земли в поисках прибыли большей, чем та, которая доступна в Родине. В капиталистической экономике богатые капиталисты получали несоразмерно более высокие доходы, чем рабочий класс. Если бы владельцы вложили свои доходы в свои фабрики, значительно увеличившаяся производственная мощность превысила бы рост спроса на продукцию и услуги этих фабрик. Ленин принял идеи Гобсона, чтобы доказать, что капитализм обречен и в конечном итоге будет заменен социализмом, и чем скорее, тем лучше.

Хобсон также имел влияние в либеральных кругах, особенно в Британской Либеральной партии. Историки Питер Дуиньян и Льюис Х. Ганн утверждают, что Хобсон имел огромное влияние в начале 20-го века, которое вызвало повсеместное недоверие к империализму:

идеи Хобсона не были полностью оригинальными; однако его ненависть к богатым людям и монополиям, его отвращение к секретным соглашениям и публичному бахвальству объединили все существующие обвинения в империализме в одну связную систему... Его идеи оказали влияние на немецких националистических противников Британской империи, а также на французских англофобов и марксистов; они окрашивали мысли американских либералов и изоляционистских критиков колониализма. В последующие дни они должны были способствовать недоверию Америки к Западной Европе и Британской империи. Хобсон помог заставить британцев отказаться от колониального правления; он снабжал местных националистов в Азии и Африке боеприпасами для сопротивления правлению из Европы.

С положительной стороны, Хобсон утверждал, что внутренние социальные реформы могут вылечить международную болезнь империализма, удалив его экономическую основу. Хобсон предположил, что государственное вмешательство через налогообложение может стимулировать более широкое потребление, создавать богатство и способствовать установлению мирного многостороннего мирового порядка. И наоборот, если государство не вмешивается, рантье (люди, получающие доход от собственности или ценных бумаг) будут генерировать социально отрицательное богатство, которое способствует империализму и протекционизму.

Политическое движение

Как застенчивый политик Антиимпериализм зародился в Европе в конце 19-го и начале 20-го веков в противовес растущим европейским колониальным империям и контролю Соединенных Штатов над Филиппинами после 1898 года. Однако он достиг своего наивысшего уровня поддержка в самих колониях, где она легла в основу самых разнообразных национально-освободительных движений в середине 20 века и позже. Эти движения и их антиимпериалистические идеи сыграли важную роль в процессе деколонизации 1950-х и 1960-х годов, когда большинство европейских колоний в Азии и Африке достигли своей независимости.

В Соединенных Штатах. Штаты

Термин «антиимпериалистический» впервые употребили после того, как Соединенные Штаты вступили в испано-американскую войну в 1898 году. Большинство активистов поддержали саму войну, но выступили против аннексии новые территории, особенно Филиппины. Антиимпериалистическая лига была основана 15 июня 1898 года в Бостоне в знак протеста против приобретения Филиппин, которое в любом случае произойдет. Антиимпериалисты выступили против расширения, потому что они считали, что империализм нарушил кредо республиканизма, особенно необходимость «согласия управляемых ». Потрясенная американским империализмом, Антиимпериалистическая лига, в которую входили такие известные граждане, как Эндрю Карнеги, Генри Джеймс, Уильям Джеймс и Марк Твен, сформировали платформу, которая гласила:

Мы считаем, что политика, известная как империализм, враждебна свободе и тяготеет к милитаризму, злу, от которого мы славились быть свободными. Мы сожалеем о том, что в стране Вашингтона и Линкольна возникла необходимость подтвердить, что все люди, независимо от расы или цвета кожи, имеют право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Мы утверждаем, что правительства получают свои справедливые полномочия с согласия управляемых. Мы настаиваем на том, что порабощение любого народа является «преступной агрессией» и открытой нелояльностью отличительным принципам нашего правительства... Мы сердечно приглашаем к сотрудничеству всех мужчин и женщин, которые остаются верными Декларации независимости и Конституции Соединенных Штатов.

Фред Харрингтон заявляет, что «антиимпериалисты выступали против экспансии не по коммерческим, религиозным, конституционным или гуманитарным причинам, а потому, что они думали, что империалистическая политика противоречит политическим доктринам Декларации независимости. Прощальное обращение Вашингтона и Геттисбергское обращение Линкольна ".

Большое влияние на американских интеллектуалов оказали работы британского писателя Джона А. Хобсона. особенно Империализм: исследование (1902). Историки Питер Дуиньян и Льюис Х. Ганн утверждают, что Хобсон имел огромное влияние в начале 20 века, что вызвало повсеместное недоверие к империализму:

... ненависть Гобсона богатых людей и монополий, его отвращение к секретным соглашениям и публичному бахвальству, объединили все существующие обвинения в империализме в одну связную систему... Его идеи повлияли на немецких националистических противников Британской империи, а также на французских англофобов и марксистов; они окрашивали мысли американских либералов и изоляционистских критиков колониализма. В последующие дни они должны были способствовать недоверию Америки к Западной Европе и Британской империи. Хобсон помог заставить британцев отказаться от колониального правления; он снабдил местных националистов в Азии и Африке боеприпасами для сопротивления правлению из Европы.

Отказ Америки от Лиги Наций в 1919 году сопровождался резкой реакцией Америки против европейского империализма. Американские учебники осудили империализм как главную причину мировой войны. Были подчеркнуты более уродливые аспекты британского колониального правления, напоминая о давних антибританских настроениях в Соединенных Штатах.

В Великобритании и Канаде

Британский антиимпериализм возник в 1890-х годах, особенно в Либеральной партии. Более века, еще со времен Адама Смита в 1776 году, экономисты враждебно относились к империализму на том основании, что это нарушение принципов свободной торговли; они никогда не формировали народное движение. В действительности империализм, кажется, был популярен до 1890-х годов. Ключевым стимулом около 1900 года стало общественное отвращение к неудачам и зверствам британцев, связанным с Второй англо-бурской войной (1899–1902). Война велась против африканеров, голландских иммигрантов, построивших новые нации в Южной Африке. Противодействие Второй англо-бурской войне было скромным, когда война началась, и всегда было менее распространенным, чем поддержка ее, не говоря уже о преобладающем безразличии. Однако влиятельные группы сформировались немедленно и безрезультатно против войны, включая Южноафриканский комитет примирения и W. Остановить военный комитет Т. Стэда. Большая часть оппозиции в Великобритании исходила от Либеральной партии. Интеллектуалы и активисты Великобритании, основанные на социалистическом, рабочем и фабианском движениях, в целом выступают против империализма, и Джон А. Хобсон, либерал, взял многие свои идеи из их трудов. После англо-бурской войны противники империализма обращают внимание на британские колонии в Африке и Азии. К 1920-м годам правительство спонсировало крупномасштабные выставки, пропагандирующие империализм, в частности выставку 1924 Британской империи в Лондоне и 1938. Некоторые интеллектуалы используют возможность критиковать империализм как политику.

Умеренно активные антиимперские движения возникли в Канаде и Австралии. Французские канадцы были враждебны британской экспансии, в то время как в Австралии противостояли ирландские католики. Французские канадцы утверждают, что канадский национализм был правильной и истинной целью и иногда противоречил лояльности Британской империи. Французские канадцы будут сражаться за Канаду, но не будут сражаться за Империю. С 1890-х по 1915 год в провинции за провинцией происходили нападения англофонов с целью ограничить или закрыть французские государственные школы, и французские канадцы были сильно отчуждены.

Протестантские канадцы, как правило британского происхождения, в целом с энтузиазмом поддерживали британский империализм. Они послали тысячи добровольцев сражаться бок о бок с британской армией против буров и при этом еще сильнее отождествили себя с Британской империей. Небольшое сопротивление также исходило от некоторых английских иммигрантов, таких как интеллектуальный лидер Голдвин Смит. В Канаде ирландские католики боролись с французскими канадцами за контроль над католической церковью, поэтому ирландцы в целом поддерживали пробританскую позицию. Антиимпериализм также быстро рос в Индии и стал ключевым элементом требований Конгресса о независимости. Большая часть стимулов исходила от студентов-колонистов, обучающихся в Оксфорде и Кембридже, таких как Махатма Ганди.

марксизм-ленинизм

Для русского революционера Владимира Ленина империализм был высшим, но выродившимся, стадия капитализма

В середине 19 века Карл Маркс упоминал империализм как часть предыстории капиталистического способа производства в Das Kapital (1867–1894). Гораздо важнее был Владимир Ленин, который определял империализм как «высшую стадию капитализма», экономическую стадию, на которой монополия финансового капитала становится доминирующим приложением капитала. Таким образом, указанные финансовые и экономические обстоятельства побудили национальные правительства и частные бизнес-корпорации к всемирной конкуренции за контроль над природными ресурсами и человеческим трудом посредством колониализма.

ленинских взглядов на империализм и связанных с ними теорий., такие как теория зависимости, обращаются к экономическому господству и эксплуатации страны, а не к военному и политическому господству народа, его страны и ее природные ресурсы. Следовательно, основная цель империализма - экономическая эксплуатация, а не простой контроль над страной или регионом. Таким образом, марксистское и ленинское обозначение отличается от обычного политического обозначения империализма как прямого контроля (интервенция, оккупация и правление), характерного для колониальных и неоколониальных империй, используемых в царстве международные отношения.

В Империализм, высшая стадия капитализма (1917) Ленин обозначил пять черт капиталистического развития, которые ведут к империализму:

  1. Концентрация производства и капитала, ведущая к господству национального и многонациональные монополии и картели.
  2. Промышленный капитал как доминирующая форма капитала был заменен финансовым капиталом, при этом промышленные капиталисты все больше полагались на капитал, предоставляемый монополистическими финансовыми учреждениями. «Снова и снова последнее слово в развитии банковского дела - монополия».
  3. Экспорт вышеупомянутого финансового капитала придается большее значение экспорту товаров.
  4. Экономическое разделение мира многонациональными картелями.
  5. Политическое разделение мира на колонии великими державами, при котором великие державы монополизируют инвестиции.

Как правило, отношения между марксистами и радикальными левыми организациями, которые антивоенный, часто включает в себя убеждать таких политических активистов перейти от пацифизма к антиимпериализму, то есть перейти от противостояния войне в целом к ​​осуждению капиталистических экономическая система, в частности.

В 20 веке Советский Союз представлял себя главным врагом империализма и, таким образом, политически и материально поддерживал революционные организации третьего мира кто боролся за национальную независимость. Советский Союз направил военных советников в Эфиопию, Анголу, Египет и Афганистан.

Однако анархисты охарактеризовали советские иностранные политика как империализм и процитировал это как доказательство того, что философия марксизма не решит и не устранит империализм. Мао Цзэдун разработал теорию о том, что Советский Союз был социал-империалистической страной, социалистическим народом со склонностями к империализму, что стало важным аспектом маоистского анализа истории Советского Союза. В настоящее время термин «антиимпериализм» чаще всего применяется марксистами и политическими организациями аналогичного идеологического уклада, которые предлагают антикапитализм, представляют классовый анализ общества и тому подобное.

На латынь Американский революционер Че Гевара, империализм был капиталистической геополитической системой контроля и подавления, которую нужно понимать как таковую, чтобы быть побежденной

О природе империализма и о том, как противостоять ему и победить его, революционер Че Гевара сказал:

империализм - это мировая система, последняя стадия капитализма, и он должен быть побежден в мировом противостоянии. Стратегическим завершением этой борьбы должно стать уничтожение империализма. Наша доля, ответственность эксплуатируемых и слаборазвитых стран мира, состоит в том, чтобы уничтожить основы империализма: наши угнетенные нации, откуда они берут капиталы, сырье, техников и дешевую рабочую силу и куда они экспортируют новые капиталы - инструменты. о господстве - оружие и всякие предметы; тем самым погрузив нас в абсолютную зависимость.

Че Гевара, Послание к Триконтиненталу, 1967

Правый антиимпериализм

Правые националисты и религиозные фундаменталистские движения, возникшие как реакция на предполагаемый империализм, также могут подпадать под эту категорию. Например, хомейнизм исторически получил большую часть своей популярности из обращения к широко распространенному гневу по поводу американского вмешательства или влияния в Иране и на Ближнем Востоке.

В Африке примеры правых антиимпериалистических групп включают Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА) и Фронт национального освобождения Анголы.

Индийский Джамаат-и-Ислами Хинд в декабре 2009 года запустил десятидневную общенациональную кампанию под названием «Кампания против империализма».

В Европе примеры правого антиимпериализма включают Республиканская партия Армении.

Критика

Антонио Негри и Майкл Хардт утверждают, что традиционный антиимпериализм больше не актуален. В книге Империя Негри и Хардт утверждают, что империализм больше не является практикой или областью какой-либо одной нации или государства. Скорее, они заявляют, что «Империя» - это конгломерат всех государств, наций, корпораций, СМИ, массовой и интеллектуальной культуры и так далее; и, таким образом, традиционные антиимпериалистические методы и стратегии больше не могут применяться против них.

См. Также

  • значок Портал политики

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 18:29:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте