План Аннана, также известный как план воссоединения Кипра, был Предложение ООН по разрешению кипрского спора. Различные части предложения были основаны на аргументации, выдвинутой каждой стороной (киприоты-турки и киприоты-греки) на встречах, проводимых под эгидой ООН. Предложение заключалось в реструктуризации Республики Кипр в «Объединенную Республику Кипр»; Другими словами, как федерация двух государств. Он несколько раз пересматривался, прежде чем был представлен народу Кипра на референдуме 2004 года, и был поддержан 65% турок-киприотов, но только 24% греков-киприотов.
План Аннана (названный в честь Генерального секретаря ООН Кофи Аннана ) претерпел пять изменений, прежде чем он достиг своей окончательной версии. В пятой редакции предложено создание Объединенной Кипрской Республики, охватывающей остров Кипр полностью, за исключением территорий суверенных баз Великобритании. Эта новая страна должна была стать федерацией двух составляющих штатов - государства киприотов-греков и государства киприотов-турок - объединенных аппаратом федерального правительства.
Этот федеральный уровень, предположительно основанный на швейцарской федеральной модели, будет включать следующие элементы:
План включал федеральную конституцию, конституции каждого составляющего штата, ряд конституционных и федеральных законов, а также предложение о флаге Объединенной Кипрской Республики и гимн. Он также предусматривал создание комиссии по примирению, чтобы сблизить две общины и разрешить неурегулированные споры прошлого.
Это также установило бы ограниченное право на возвращение между территориями двух общин, и это позволило бы и Греции, и Турции содержать постоянные вооруженные силы. присутствие на острове, хотя и с большими, поэтапными сокращениями численности войск.
В соответствии с Резолюцией 1250 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций от 29 июня 1999 г., которая просила Генерального секретаря пригласить двух лидеров общин на Кипре к переговорам, Альваро де Сото был назначен специальным советником Генерального секретаря по Кипру (1 ноября), Генеральный секретарь посетил Турцию и президент США Билл Клинтон посетил Турцию и Грецию (ноябрь), а с 3 декабря были организованы непрямые переговоры в Нью-Йорке. Мотивом для этой новой попытки урегулирования на Кипре было предстоящее членство Кипра в ЕС и опасения, что это событие создаст препятствие для надежд Турции на присоединение. Эта перспектива вызвала особую озабоченность не только у Турции, но также у США и Великобритании, которые стремились продвигать членство Турции в ЕС. Еще одной проблемой было будущее британских военных баз и объектов на Кипре, которые считались важными как в Великобритании, так и в США.
10–11 декабря хельсинкский саммит ЕС приветствовал начало переговоров в Нью-Йорке и заявил, что «политическое урегулирование будет способствовать вступлению Кипра в Европейский Союз.. " За этим последовало замечание о том, что «если не будет достигнуто урегулирование до завершения переговоров о присоединении, решение Совета о присоединении будет принято без вышеуказанного предварительного условия». Однако ЕС оставил свои варианты открытыми, добавив: «При этом Совет учтет все соответствующие факторы».
После переговоров в Нью-Йорке было проведено еще четыре раунда непрямых переговоров. проводились в Женеве: 31 января - 8 февраля, 24 июля - 4 августа, 12–26 сентября и 1–10 ноября 2000 г. 24 ноября, в ответ на оценку переговоров Генеральным секретарем (8 ноября 2000 г.), которую руководитель киприотов-турок Рауф Денкташ отклонил, Денкташ объявил о своем выходе из переговоров, «потому что не может быть достигнуто никакого прогресса, пока не будут признаны два отдельных государства». Его решение поддержала Турция.
После почти года отсутствия переговоров и, следовательно, небольшого прогресса, Альваро де Сото объявил 5 сентября 2001 г., что «от имени Генерального секретаря я передал его Превосходительству Лидер киприотов-греков Глафкос Клиридис и Рауф Денкташ, лидер киприотов-турок, - приглашение возобновить поиски всеобъемлющего урегулирования кипрской проблемы под эгидой Генерального секретаря... с отдельными встречами Генерального секретаря с каждым из двух лидеров 12 сентября 2001 года в Нью-Йорке ". Денкташ отклонил приглашение Аннана в тот же день, но визит на Кипр в октябре 2001 года президента Европейской комиссии Романо Проди заставил его снова задуматься. Во время своего визита Проди заявил, что Кипр станет членом ЕС с урегулированием или без него. Вскоре после этого Денкташ вступил в переписку с Клиридисом, и 4 декабря 2001 года в Никосии была организована встреча в присутствии Альваро де Сото. После встречи де Сото объявил, что два лидера договорились о нижеследующем:
Новый раунд переговоров прошел в Никосии и продлился с 16 января. В сентябре место встречи было перенесено в Париж, а затем, в октябре, встречи прошли в Нью-Йорке. После встреч в Нью-Йорке Альваро де Сото зачитал сообщение Генерального секретаря о том, что «всеобъемлющее урегулирование должно быть сложным, комплексным, юридически обязательным и самоисполняющимся соглашением, в котором права и обязанности всех заинтересованных сторон являются ясный, недвусмысленный и не подлежащий дальнейшим переговорам ».
11 ноября 2002 г. Альваро де Сото представил всеобъемлющий план решения кипрской проблемы (План Аннана I). После получения отзывов, но без переговоров между двумя сторонами, 10 декабря (План Аннана II), за два дня до саммита ЕС в Копенгагене, была опубликована пересмотренная версия. В своем отчете Совету Безопасности от 1 апреля 2003 г. Кофи Аннан раскрывает, что Копенгагенский саммит Совета Европы 12 и 13 декабря 2002 г. рассматривался как крайний срок:
Мой специальный советник помогал руководить обсуждениями, и к середине 2002 г. он вносил конкретные предложения по оказанию сторонам помощи в наведении мостов. Однако я воздерживался от внесения письменного существенного вклада до 11 ноября 2002 г., когда не было достигнуто никакого прорыва, и, полагая, что никакое другое направление действий не оставалось открытым, если бы эта возможность была использована, я выдвинул документ, который, как я считал, представляет собой прочная основа для достижения договоренности о всеобъемлющем урегулировании. После интенсивных консультаций 10 декабря 2002 г. я выдвинул пересмотренное предложение, надеясь помочь сторонам вовремя прийти к соглашению к Копенгагенскому Европейскому Совету 12 и 13 декабря 2002 г.
По словам Клэр Пелли, поправки к Плану Аннана I «не были беспристрастными».
«... в целом, изменения к Аннану I, внесенные перед копенгагенским саммитом, начали смещать чашу весов дальше, чем существующие« компромиссы »в« сводных предложениях », хотя, ради« лица » в ответ на заявления киприотов-греков были внесены некоторые относительно незначительные изменения ».
До принятия решения Копенгагенской встречи на высшем уровне относительно заявки Кипра на членство на обе стороны оказывалось сильное давление, чтобы они согласились на План Аннана II, но безрезультатно. Тем не менее, саммит подтвердил, что весь Кипр станет его членом 1 мая 2004 г., но «в случае отсутствия урегулирования, применение acquis в северной части острова будет приостановлено».
Кипр будет принят в качестве нового государства-члена в Европейский Союз. Тем не менее, Европейский совет подтверждает свое твердое предпочтение присоединению объединенного Кипра к Европейскому союзу. В этом контексте он приветствует приверженность киприотов-греков и киприотов-турок продолжать переговоры с целью завершения всеобъемлющего урегулирования кипрской проблемы к 28 февраля 2003 года на основе предложений Генерального секретаря ООН. Европейский совет считает, что эти предложения предоставляют уникальную возможность для достижения урегулирования в ближайшие недели, и настоятельно призывает лидеров общин киприотов-греков и киприотов-турок воспользоваться этой возможностью....
Европейский совет постановил, что в в случае отсутствия урегулирования применение достижений в северной части острова приостанавливается до тех пор, пока Совет не примет единогласное решение об ином на основании предложения Комиссии. Тем временем Совет предлагает Комиссии, в консультации с правительством Кипра, рассмотреть пути содействия экономическому развитию северной части Кипра и приближения ее к Союзу.
В то же время Турции сообщили, что решение дата начала переговоров о присоединении будет отложена до присоединения Кипра.
Если Европейский Совет в декабре 2004 г. на основе отчета и рекомендации Комиссии решит, что Турция соответствует Копенгагенским политическим критериям, Европейский Союз незамедлительно начнет переговоры с Турцией о вступлении.
Затем последовала поспешная попытка со стороны Альваро де Сото и его команды предложить вариант Плана, который обе стороны могли принять до 28 февраля 2003 г., крайнего срока, установленного ЕС, чтобы весь процесс мог быть завершен до подписания Кипром договора о присоединении к ЕС, которое произошло 16 апреля 2003 года.
В своем отчете от 1 апреля 2003 года Кофи Аннан написал, что он верит Аннану III, который был представлен обеим сторонам за два дня до крайнего срока, должен быть окончательный вариант плана.
В течение последней недели февраля я посетил Турцию, Грецию и Кипр, и 26 февраля я официально представил третью и, по моему мнению, окончательную версию моего плана под названием «Основа для всеобъемлющего урегулирования конфликта на Кипре». Проблема. Перед моим визитом мой специальный советник внес свой вклад в описание важных изменений, которые я имел в виду. Этот вариант содержал дальнейшие уточнения, в частности, с учетом основных требований турецкой стороны, в то же время с учетом ряда озабоченностей киприотов-греков с целью сохранения общего баланса. Я также заполнил все оставшиеся пробелы в основных частях плана, особенно те, которые касаются безопасности, по которым Греция и Турция не смогли договориться.
По словам Клэр Пелли, команда ООН «снова внесла изменения в соответствии с турецкой опасения », и она цитирует фразу« особенно удовлетворение основных требований турецкой стороны »из вышеприведенного параграфа в качестве подтверждения.
Представив« окончательную »версию Плана, Кофи Аннан пригласил греческий и турецкий Кипрские лидеры прибыли в Гаагу 10 марта, где они должны были сообщить ему, готовы ли они «подписать обязательство представить план для утверждения на отдельных одновременных референдумах 30 марта 2003 года». Тем временем в План были внесены изменения с добавлением обширных "исправлений и уточнений", и в этой новой форме он был представлен руководству 7 марта 2003 года. Со стороны киприотов-греков произошла смена руководства после выборов 16 Февраль, в котором Тассос Пападопулос был избран президентом Республики Кипр. Он получил измененный План, когда ехал в Гаагу на встречу с Генеральным секретарем.
10 марта 2003 года в Гааге, Нидерланды, усилия ООН потерпели крах, когда Денкташ сообщил Генеральному секретарю он не стал бы ставить план Аннана на референдум. По данным BBC, «в конечном итоге именно кипрско-турецкая сторона отказалась от дальнейшего разговора, и ее обвинили в провале мирного процесса». В той же новостной статье цитируется слова Денкташа: «Этот план был неприемлем для нас. Это не был план, за который мы просили бы наших людей голосовать».
В своем отчете Кофи Аннан увидел в этом конец пути:
11 марта в 05:30 и после переговоров с двумя лидерами и державами-гарантами, продолжавшимися более 19 часов, я объявил, что такого соглашения не было, и в этот момент процесс, который начатое в декабре 1999 года подошло к концу пути. Офис моего Специального советника на Кипре, который открылся перед прямыми переговорами, должен быть закрыт в течение апреля.
По мере того, как 2003 год подходил к концу, и дата присоединения Кипра с приближением Евросоюза началась бурная дипломатическая активность, направленная на возобновление переговоров. Специальный координатор Государственного департамента США по Кипру встретился с министром иностранных дел Джорджем Папандреу в Вашингтоне 17 сентября 2003 г. и сказал ему, что США хотят «немедленного возобновления переговоров между двумя сторонами на острове»
На заседании Европейского Совета в Брюсселе 12 декабря 2003 г. Совет подтвердил свое предпочтение «воссоединению Кипра для присоединения к Союзу 1 мая 2004 г.» и призвал «все заинтересованные стороны, и в частности Турция и руководство киприотов-турок, чтобы решительно поддержать усилия Генерального секретаря ООН «по« немедленному возобновлению переговоров на основе его предложений ».
В декабре Томас Уэстон посетил Грецию, Кипр и Турцию; и президент США Джордж Буш написал премьер-министру Греции Костасу Симитису 26 декабря, призывая его настаивать на урегулировании на Кипре: «Теперь у нас есть окно возможностей для достижения урегулирования. чтобы единый Кипр присоединился к Европейскому Союзу. Мы не должны позволить закрыть это окно ».
Симитис в ответ хвалил кипрско-греческую сторону и указывал, что« время уходит из-за нежелания турецкой стороны сотрудничать.
Между тем парламентские выборы на Северном Кипре (14 декабря 2003 г.) изменили политический ландшафт. Мехмет Али Талат, возглавлявший коалицию партий, поддерживающих план Аннана, едва победил действующего премьер-министра Дервиша Эроглу. Выборы недавно привели к смене руководства и в Турции, и Реджеп Тайип Эрдоган стал премьер-министром 14 марта 2003 года. Партия справедливости и развития осуществила серьезный сдвиг в политике, поддержав мирный процесс на острове. Эрдоган, стремящийся добиться прогресса в вопросе членства Турции в ЕС, «не поддерживал политику Кипра, которой придерживались последние 30 или 40 лет». Он раскритиковал Денкташа, заявив: «Это не личное дело г-на Денкташа», и добавил, что Денкташ «должен уделять больше внимания тому, что думают киприоты-турки, и растущему протесту против его правления». Однако аналитики предположили, что он и Денкташ были не так уж далеки друг от друга в том, чего они хотели от урегулирования - они просто расходились по тактике, а Эрдоган предпочитал это: «Ни Турция, ни турецкий Кипр не должны производить бескомпромиссное впечатление. держаться подальше от стола переговоров ».
После вмешательства Эрдогана, результатом поствыборных маневров на Северном Кипре стало то, что Талат сформировал правительство в союзе с Демократической партией во главе с сыном Рауфа Денкташа Сердаром Денкташ. Однако Рауф Денкташ остался президентом, поскольку президент избирается на отдельных выборах.
4 февраля 2004 г., после обсуждения вопросов с президентом Бушем, Кофи Аннан направил письмо обеим сторонам, в котором он пригласил их в Нью-Йорк 10 февраля 2004 г. В своем письме Аннан предложил возобновить переговоры с цель доработать план к 31 марта и провести референдум 21 апреля. Он также оставил за собой задачу доработать текст плана в случае необходимости:
«Ясно, что желательно, чтобы текст был завершен в результате переговоров... Однако, если этого не произойдет, я бы сделал это к 31 марта., внесите необходимые предложения по полноте текста. Естественно, я бы сделал это только с величайшей неохотой... »
В Нью-Йорке на обе стороны было оказано давление с целью предоставить Генеральному секретарю полномочия арбитра или посредника, но кипрско-греческая сторона не согласилась. Совет Безопасности просил Генерального секретаря содействовать переговорам в рамках его "добрых услуг", и любое продление этого мандата следовало запрашивать у Совета Безопасности, где, однако, любой из его членов мог использовать право вето. отклонить запрос.
После интенсивных переговоров процедура, описанная в письме Аннана, была разбита на фазы. На этапе 1 кипрские стороны будут вести переговоры «в рамках моей [Аннановской] миссии добрых услуг» в Никосии с 19 февраля, чтобы подготовить окончательный текст к 22 марта. Переговоры должны были ограничиваться вопросами, которые подпадали «под параметры Плана».
В отсутствие соглашения Фаза 2 предполагала созыв Генеральным секретарем встречи двух сторон «с участием Греция и Турция готовы к сотрудничеству, сосредоточив усилия на согласовании окончательного текста к 29 марта ".
На этапе 3 Генеральный секретарь использовал бы свое «усмотрение для окончательной доработки текста, который будет представлен на референдум, на основе моего плана».
Процедура расширила отведенную мне роль, от завершения любых незавершенных частей плана (заполнение пробелов) до разрешения любых продолжающихся и устойчивых тупиков в переговорах...
Когда Фаза 1 началась, два кипрских лидера, Рауф Денкташ и Тассос Пападопулос, почти каждый день встречались для переговоров, проводимых Альваро де Сото. Кроме того, многочисленные технические комитеты и подкомитеты собирались параллельно, чтобы проработать детали. В своем отчете ГСООН отметила, что Этап 1 усилий «не привел к значительному прогрессу на политическом уровне. Однако положительные результаты были достигнуты на техническом уровне экспертами обеих сторон при содействии экспертов Организации Объединенных Наций».
По словам Клэр Пэлли, проблемы и задержки были созданы на этом этапе из-за настойчивоготребования Денкташа «выдвигать предложения, выходящие далеко за рамки параметров Плана». Например, турецкая сторона «требовала массовых отступлений от ЕС» и «настаивала на праве всех турецких поселенцев остаться». Джеймс Кер-Линдсей отмечает, что: «Ситуация также осложнялась плохой атмосферой, созданной Рауфом Денкташем, который, казалось, был полон решимости сорвать процесс, проводя частые пресс-конференции, на которых он раскрывал все, что мог, средствам массовой информации».
Вдобавок Денкташ вызвал «мини-кризис» (описанный в отчете Аннана), заявив, что он не будет присутствовать на переговорах по Фазе 2. Фактически это был серьезный кризис. Технические переговоры по фазе 2 не могли бы состояться без тамошнего лидера киприотов-турок, который вел переговоры с лидером киприотов-греков, и Тассос Пападопулос имел право отказаться от участия в отсутствии лидера киприотов-турок. По сути, он просто «нужна в надежном собеседнике, представлял бы собой кипрско-турецкую сторону».
Фаза 2 запланирована состоится 24 марта 2004 г. на швейцарском Бюргенштоке. После совета с правительством Турции Денкташился все полномочия на ведение премьер-министру Талату и его сыну Сердару Денкташу, министру иностранных дел. По словам Клэр Пелли, на кипрско-греческую сторону давления «ООН и различные державы», чтобы они относились к Талату и Сердару Денкташ как к лидерам, но в действительности Рауф Денкташ оставался лидером киприотов-турок, «способным в любой момент отозвать свои полномочия»
Власти Турции предложили четырехсторонних встреч (две кипрские переговоры плюс Греция и Турция), но киприоты-греки возразили, что обсуждалось, и отклонили на встречах в Нью-Йорке
Первая встреча между представителями Греции и Турции не предполагала прямого участия в переговорах.
Первая встреча для переговоров между кипрскими участниками была назначена на 24 марта, но была отменена Сото по просьбе Талата, за два часа до ее проведения. Вместо этого де Сото попытался уговорить Тасс Пападопулоса дать ему список желаний по приоритетам. вят такой список, он будет использован для оправдания "компромиссов" таким образом, это позволит радикально изменить план на этапе 3 за пределами уже согласованных параметров.
25 марта де Сото попытался заставить кипрские стороны подписать документ об обязательствах, но ему было указано, что это не было частью согласованной процедуры.
26 марта посол Угур Зиял из Министерства иностранных дел Турции передал де Сото список «Заключительных пунктов» с требованием, чтобы изменения, запрошенные в нем, были внесены командой ООН. Когда премьер-министр Турции Эрдоган прибыл в Бюргеншток 29 марта, Аннан сообщил ему, что девять из его одиннадцати «пунктов» были согласованы командой ООН, а два других практически выполнены. То, что это так, стало ясно, когда 29 марта обеим сторонам представлен план Аннана IV, и турецкая сторона утекла в документе Зияла.
Аннан попросил предоставить ему свои комментарии по поводу Аннана IV., который включает в себя многочисленные поправки, в том числе по основным вопросам и возобновление крупных компромиссов, ранее согласованных »менее чем за 24 часа, чтобы он мог завершить план. Окончательный план, План Аннана V, был представлен 31 марта. Он отвечал всем требованиям Турции. Представляя его, Кофи Аннан сказал:
Сделайте мне внесение ясности. Выбор не между этим другим волшебным или мифическим решением. На самом деле на данном этапе выбор стоит между этим поселением и отказом от него... Это справедливый план. Он создан для работы. И я считаю, что это дает киприотам надежную основу для общего будущего. В конце концов, конечно, не имеет значения, что я думаю. Важно то, что думают люди. Они решают - и это правильно.
Выбор | Партии | Лидеры |
---|---|---|
Да | Демократическое собрание | |
Объединенные демократы | ||
N Нет | Демократическая партия | |
Движение за социал-демократию | ||
Прогрессивная партия трудящихся |
Отдельные одновременные референдумы, проведенные на Кипре 24 апреля 2004 г., привело к большинству киприотов-греков население ООН проголосовало за план (75, 38% против), в то время как меньшинство турок-киприотов проголосовало за план (64,91% за). Явка была высокой: 89,18% для киприотов-греков и 87% для киприотов-турок.
Политические лидеры сторон сторон (Тассосадопулос и Ра Денкташ) кампанию за голосование «против», но Талат проводил кампанию за голосование «за» при решительной поддержке Турции.
В ходе экзит-поллов 75% киприотов-греков, проголосовавших «против», назвали «соображения безопасности» в качестве основных причин своего выбора. Турции не только снова было предоставлено право на одностороннее военное вмешательство, но и было разрешено держать большое количество войск на Кипре после урегулирования, в то время как Национальная гвардия должна быть распущена.
Академическое исследование в ответе электората на план Аннана говорится, что он был обречен на отказ на выборах, потому что он был разработан посредством «плохо продуманного процесса тайной дипломатии», которая игнорировала взгляды кипрской общественности. Рекомендуется, чтобы будущие усилия включали консультации с общественностью в переговорный процесс.
После референдумов по Плану Аннана ООН приветствовала турок-киприотов народ проголосовал, и в ответ возобновились призывы отменить эмбарго и восстановить прямое экономическое, политическое и социальное взаимодействие с Северным Кипром, вступившее в силу немедленно. «... устранить ненужные ограничения и барьеры, которые препятствуют изоляции киприотов-турок и препятствуют их развитию», и сила к этому »В силу Генерального секретаря от 28 мая 2004 года (S / 2004/437).
За несколько дней до референдума, в среду, 21 апреля 2004 г. Европейская парламентская приняла резолюцию по Кипру, которая включает следующие положения:
Европейскую парламентскую среду
После референдума Европейская Комиссия сделала следующее заявление для прессы:
Европейская Комиссия сожалеет о том, что община киприотов-греков одобрила всеобъемлющее урегулирование кипрской проблемы, но уважает демократическое решение народа. Была упущена уникальная возможность решения давней кипрской проблемы. Европейская комиссия хотела бы тепло поздравить киприотов-турок с их голосованием «за». Это свидетельство явном желании сообщества решить проблему острова. Комиссия готова рассмотреть пути содействия экономическому развитию северной части Кипра...
«Мы, безусловно, ищем меры, чтобы облегчить изоляцию киприотов-турок. Наш посол на Кипре на прошлой неделе объявил о шаге в отношении продления срока действия виз для киприотов-турок, который облегчит им поездки, особенно для студентов, которые могут приехать в Соединенные Штаты. Так что это то, что мы » мы уже объявили об этом. Мы рассмотрим другие шаги, которые мы можем предпринять, и сообщим о них в надлежащее время ».
«Мы разочарованы тем, что большинство киприотов-греков проголосовало против плана урегулирования. Провал референдумов в общине киприотов-греков является Подрыв надежд тех, кто голосовал за урегулирование на острове, и международного сообщества ".
«Мы считаем, что голосование киприотов-греков против урегулирования означает, что уникальная историческая возможность была упущена. Мы считаем, что урегулирование было справедливым. Это было принято кипрско-турецкой стороной. Лучшего урегулирования не будет. Другой сделки нет. Лучшей сделки нет. И мы надеемся, что киприоты-греки поймут это в свое время.
У нас нет ничего, кроме похвалы отважным киприотам-туркам, проголосовавшим за это урегулирование.... Нет ни нового плана переговоров, ни плана пересмотра. Это сделка.
Мы действительно думаем, что В преддверии выборов лидеры киприотов-греков совершали множество манипуляций; результаты были прискорбными, но не удивительными, учитывая эти действия. Я думаю, европейцы также сделали четкие заявления комиссара по внешним связям Крис Паттен, президент Европейского парламента Пэт Кокс, комиссар по вопросам расширения Ферхойген - что у них тоже есть серьезные опасения по этому поводу ".
Германия «Правительство Германии сожалеет, что голосование« да »было получено только в северной части острова в сегодняшнем референдум на Кипре. Вызывает разочарование то, что граждане на юге острова не воспользовались прекрасной возможностью для воссоединения, которую предлагал План Аннана. К сожалению, воссоединившийся Кипр не присоединится к Европейскому Союзу 1 мая ».
Франция «Франция надеется, что Комиссия в соответствии с выводами Копенгагенского Совета Европы В декабре 2002 г. предлагается принять надлежащие меры по содействию экономическому развитию северной части острова и приближению ее к Союзу ".
Бангладеш «Бангладеш выражает глубокое разочарование в связи с отклонением Плана ООН по воссоединению Кипра одной общиной на Кипре... Бангладеш считает, что те проголосовавшим за план ООН на Кипре теперь должна быть предоставлена возможность немедленно восстановить свою экономическую и торговую деятельность на международном уровне с без каких-либо ограничений ».
Чешская Республика «1 мая 2004 г. Кипр станет членом ЕС. На референдуме турецкие жители Кипра выразили волю к объединению Кипра. МИД Чехии, что и международное сообщество найдет способ помочь северной части Кипра международной проблемы международной изоляции ». иностранных дел Чехии, 24 апреля 2004 г.
Швеция «Мы ценим инициативу премьер-министра Турции Эрдогана и правительство по воссоединению Кипра. Теперь ЕС должен оценить, как он может средства и облегчить торговлю на острове и пограничные переходы между двумя частями ».
Австрия "Министр иностранных дел Австрии Бенита Ферреро-Вальднер выразила сожаление по поводу негативного исхода референдума на греческой стороне Кипра
Тот факт, что референдум привел к положительному голосованию на турецкой стороне Кипра, должен быть должным образом признанным международным сообществом ».
Организация Исламская Конференция «Наш долг - положить конец изоляции киприотов-турок».
«Что произошло на Кипре с Планом Аннана на самом деле имеет ничего общего с
«Е сли киприоты-греки скажут «нет» плану Аннана, мы проведем их на новый референдум, пока они не скажут «да».