Анна-Тереза ​​Тименецка

редактировать
Анна-Тереза ​​Тименецкая
Prof.Anna-Teresa Tymieniecka.JPG
Родилась(1923-02-28) 28 февраля 1923 г.. Мариенфлисс, Померания, Германия
Умер7 июня 2014 (2014-06-07) (91 год). Ганновер, Нью-Гэмпшир, США
ГражданствоПольско-американская
Alma materЯгеллонский университет
ЭпохаСовременная философия
РегионЗападная философия
Школа Феноменология
УчрежденияРуда gon State College. Пенсильванский государственный университет. Radcliffe College. St. John's University
Основные интересыЭпистемология, онтология, эстетика
Влияния

Анна-Тереза ​​Тименецка (28 февраля 1923 г. - 7 июня 2014 г.) была польской Американский философ, феноменолог, основатель и президент Мирового института феноменологии и редактор (с момента его создания в конце 1960-х) серии книг, Analecta Husserliana. У нее была тридцатилетняя дружба (а иногда и академическое сотрудничество) с Папой Иоанном Павлом II.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Образование и преподавательская деятельность
    • 1.2 Отношения с Папой Иоанном Павлом II
  • 2 Основание феноменологических обществ и Института мировой феноменологии
  • 3 Analecta Husserliana
  • 4 Избранная библиография
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Образование и педагогическая деятельность

Анна-Тереза ​​Тименецкая родилась в аристократической польской - французской семье. Знакомство с философией началось в раннем возрасте с чтения фундаментального труда Казимира Твардовского, основателя Львовско-Варшавской философской школы, Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vorstellungen (О содержании и предмете презентаций), а также произведения Платона и Бергсона. С философией последнего она познакомила ее мать, Мария-Людвика де Ланваль Тименецкая.

После окончания Второй мировой войны она начала систематические исследования философии в Ягеллонском университете в Кракове под руководством Роман Ингарден, ученик известных учителей Казимежа Твардовского и Эдмунда Гуссерля. Одновременно она училась в Краковской академии изящных искусств.

После завершения всего университетского курса в течение двух лет она переехала в Швейцарию, чтобы продолжить обучение у другого важного польского философа и логик, Юзеф Мария Бохенский, из Фрибургского университета. Ее докторская работа, посвященная исследованию основ феноменологии в философии Николая Хартмана и Романа Ингардена, была позже опубликована как «Сущность и существование» (1957). Она получила вторую докторскую степень, на этот раз по французской философии и литературе, в Сорбонне в 1951 году.

В 1952-1953 годах она проводила постдокторские исследования в области социальных наук. и политические науки в Европейском колледже в Брюгге, Бельгия. С этого момента Тименецкая начала свой собственный путь в философии, выработав особую феноменологическую установку, которая не была ни полностью гуссерлианской, ни полностью ингарденской.

В 1956 г. она вышла замуж за Хендрика С. Хаутаккера, профессора экономики в Стэнфордском университете (1954-1960) и Гарвардском университете (с 1960 г.) и член Совета экономических советников президента Никсона с 1969 по 1971 год.

В 1979 году она опубликовала в сотрудничестве с Каролем Войтылой, ставший Папой Иоанном Павлом II в 1978 году, английский перевод книги Войтылы «Osoba i czyn» (Человек и действие). «Человек и действие», одно из главных литературных произведений Папы Иоанна Павла II, изначально было написано на польском языке; он переведен на французский, итальянский, немецкий, испанский, английский и другие языки. Английский перевод Тименецкой подвергается широкой критике. Критики этой работы утверждают, что Тименецка «изменила польский перевод, запутав его технический язык и приспособив текст к своим философским соображениям». Также говорят, что Иоанн Павел II не согласился с этим переводом. Кроме того, он был опубликован раньше окончательного издания польской версии, что показывает, что это не была окончательная версия, которую хотел автор. Ее критики предполагают, что английское название, использованное Тименецкой, «Действующий человек», указывает на проблемы, связанные с работой, поскольку название автора должно было передать напряжение между субъективным сознанием (человеком) и объективной реальностью (действием), центральная идея письменной работы и сообщение, которое автор пытался передать. Несмотря на широко распространенные разногласия, Тименецка в 2001 году настаивала на том, что ее работа является «окончательным» английским изданием «Osoba i czyn».

Она работала доцентом математики в Государственном колледже Орегона ( 1955–1956) и доцент Пенсильванского государственного университета (с 1957). Она провела 1961–1966 годы в Институте независимых исследований Рэдклиффского колледжа. В 1972–1973 гг. Была профессором философии St. Университет Иоанна.

Отношения с Папой Иоанном Павлом II

Тименецкая и Войтыла, позже Папа Иоанн Павел II, начали дружбу в 1973 году, когда он был архиепископом Кракова. Дружба продлилась тридцать лет до его смерти. Она была его хозяином, когда он посетил Новую Англию в 1978 году, и фотографии показывают, как они вместе катались на лыжах и в походах. Письма, которые он ей написал, были частью собрания документов, проданных имением Тименецких в 2008 г. Национальной библиотеке Польши. Согласно BBC, библиотека изначально хранила письма от общественности, отчасти из-за того, что Иоанн Пол стал святым, но чиновник библиотеки объявил в феврале 2016 года, что письма будут обнародованы. В феврале 2016 года в документальной программе BBC Панорама «выяснилось», что Иоанн Павел II был в тесных отношениях с философом польского происхождения Тименецкой. Пара обменивалась личными письмами более 30 лет, и Стауртон считает, что в некоторых из них Тименецкая говорила Войтыле, что любит его. Ватикан охарактеризовал документальный фильм как «больше дыма, чем огня», а Тименецкая ранее отрицала свою связь с Иоанном Павлом II. Писатели Карл Бернштейн, ветеран журналистских расследований Уотергейтского скандала, и эксперт по Ватикану Марко Полити, были первыми журналистами, которые говорили с Анной-Терезой Тименецкой в ​​1990-х годах о ее значении в Джоне. Жизнь Пола. Они взяли у нее интервью и посвятили ей 20 страниц в своей книге 1996 года «Его Святейшество». Бернштейн и Полити даже спросили ее, были ли у нее когда-нибудь романтические отношения с Иоанном Павлом II, «какими бы односторонними они ни были». Она ответила: «Нет, я никогда не влюблялась в кардинала. Как я могла влюбиться в священнослужителя средних лет? Кроме того, я замужняя женщина». Программа «Секретные письма Папы Иоанна Павла» была показана на британском канале BBC One в понедельник, 15 февраля 2016 г., в 20:30.

Фонд феноменологических обществ и Всемирный институт феноменологии

В 1969 г. Тименецка основал «Международное общество Гуссерля и феноменологических исследований», в 1974 году «Международное общество феноменологии и литературы», в 1976 году «Международное общество феноменологии и гуманитарных наук», в 1993 году «Международное общество феноменологии, эстетики и изящных наук». Arts »(1993), а в 1995 -« Sociedad Ibero-Americana de Fenomenologia ». Первые три общества составили основу для создания Всемирного института перспективных феноменологических исследований и обучения в 1976 году, позже реорганизованного в Всемирный институт феноменологии. Инициативу создания этого института поддержали Роман Ингарден, Эммануэль Левинас, Поль Рикёр и Ханс-Георг Гадамер, а также Директором архива Гуссерля в Лёвене, (Бельгия ) Германом Лео Ван Бредой. С момента основания и многие годы Анна-Тереза ​​Тименецкая оставалась его бессменным президентом.

В качестве президента «Института мировой феноменологии» она организовывала множество феноменологических конгрессов, конференций и симпозиумов.

Аналекта Гуссерлиана

С момента своего создания в 1968 году (хотя первая книга этой серии, кажется, формально появилась только в 1971 году), Тименецка была редактором серии книг «Аналекта Гуссерлиана: Ежегодник» феноменологического исследования, целью которого является развитие и распространение идей и феноменологического подхода Эдмунда Гуссерля. Сериал был создан как продолжение Jahrbuch für Philosophie und Phänomenologische Forschung под редакцией самого Гуссерля (основные темы: человек и условия жизни человека).

В дополнение к Аналекте Гуссерлиана, Институт мировой феноменологии издает журнал «Феноменологическое исследование», а Анна-Тереза ​​Тименецкая также была редактором серии книг Springer (ранее Kluwer Academic Publishers): Исламская философия и западная феноменология в диалоге., с соредакторами Голамрезой Аавани и ливано-британским философом Надером Эль-Бизри.

Избранная библиография
  • Тименецка, А.-Т. Сущность и существование: Этюд по философии римского Ingarden et Nicolai Hartmann (Париж: Aubier, Editions Montaigne, 1957).
  • Tymieniecka, A.-T. Для Романа Ингардена; девять очерков по феноменологии ('s-Gravenhage: M.Nijhoff, 1959), viii + 179 стр.
  • Тименецкая, А.-Т. Феноменология и наука в современной европейской мысли. С предисловием И. М. Боченски ([Нью-Йорк]: Farrar, Straus and Cudahy, 1962), xxii + 198 стр.
  • Тименецка, А.-Т. Космологический синтез Лейбница (Assen: Van Gorcum, 1964), 207 стр.
  • Тименецка, А.-Т. Почему есть что-то, а не ничего? Пролегомены феноменологии космического творения (Assen: Van Gorcum Comp., 1966), 168 стр.
  • Tymieniecka, A.-T. Eros et Logos (Париж: Beatrice-Nauwelaerts, 1972), 127 стр.
  • Tymieniecka, A.-T. Логос и жизнь (Дордрехт; Бостон: Kluwer Academic, 1987–2000, 4 тома).
См. Также
Литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 16:12:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте