Анима и анимус описаны в школе аналитической психологии Карла Юнга как часть его теории коллективного бессознательного. Юнг описал анимус как бессознательную мужскую сторону женщины, а аниму - как бессознательную женскую сторону мужчины, каждая из которых выходит за рамки личной психики. Теория Юнга утверждает, что анима и анимус являются двумя основными антропоморфными архетипами бессознательного, в отличие от териоморфного и низшего функция архетипов тени. Он считал, что это абстрактные наборы символов, которые формулируют архетип Самости.
Согласно теории Юнга, анима представляет собой совокупность бессознательных женских психологических качеств, которыми обладает мужчина, а анимус - мужских качеств, которыми обладает женщина. Он не верил, что они были совокупностью отца или матери, братьев, сестер, тетушек, дядюшек или учителей, хотя эти аспекты личного бессознательного могут влиять на аниму или анимус человека.
Юнг считал, что мужская чувствительность зачастую меньше или подавляется, и поэтому считал аниму одним из наиболее значительных автономных комплексов. Юнг считал, что анима и анимус проявляются в снах и влияют на отношение человека и его взаимодействие с противоположным полом. Юнг сказал, что «встреча с тенью - это« кусочек ученика »в развитии человека… что с анимой -« шедевр »». Юнг рассматривал процесс анимы как один из источников творческих способностей. В своей книге «Невидимые партнеры» Джон А. Сэнфорд сказал, что ключ к управлению своей анимой / анимусом - это распознавать ее, когда она проявляется, и упражнять нашу способность отличать аниму / анимус от реальности.
Анима произошла от латинского языка и изначально используется для описания таких идей, как дыхание, душа, дух или жизненная сила. Юнг начал использовать этот термин в начале 1920-х годов для описания внутренней женской стороны мужчины.
Анимус произошел от латинского языка, где он использовался для описания таких идей, как разумная душа, жизнь, ум, умственные способности, смелость или желание. В начале девятнадцатого века анимус использовался для обозначения «вспыльчивости» и обычно употреблялся во враждебном смысле. В 1923 году он начал использоваться как термин в юнгианской психологии для описания мужской стороны женщины.
Юнг считал, что развитие анимы имеет четыре различных уровня, которые в психология переноса »он назвал Еву, Елену, Марию и Софию. В общих чертах, весь процесс развития анимы у мужчины связан с тем, что субъект-мужчина раскрывается эмоциональности и, таким образом, более широкой духовности, создавая новую сознательную парадигму, которая включает интуитивные процессы, творчество и воображение, а также психическую чувствительность к себе и другим там, где этого раньше не могло быть.
Первое - это Ева, названная в честь Бытие, где говорится о Адаме и Еве. Речь идет о возникновении объекта желания мужчины. Анима полностью связана с женщиной как с источником питания, безопасности и любви.
Мужчина на этом уровне анимы не может нормально функционировать без женщины и, скорее всего, будет контролироваться ею. Он часто импотент или не имеет полового влечения.
Вторая - Елена, намек на Елену Троянскую в греческой мифологии. На этом этапе женщины считаются способными к мирскому успеху и самостоятельными, умными и проницательными, даже если не совсем добродетельными. Эта вторая фаза призвана показать сильный раскол во внешних талантах (культивируемые деловые и традиционные навыки) с недостатком внутренних качеств (неспособность к добродетели, недостаток веры или воображения).
фаза - Мария, названная в честь христианского богословского понимания Девы Марии (матери Иисуса ). На этом уровне воспринимающему мужчине может казаться, что женщины обладают добродетелью (даже если это эзотерически и догматично), поскольку определенные действия, которые считаются сознательно недобродетельными, не могут быть применены к ней.
Четвертая и последняя фаза развития анимы - это София, названная в честь греческого слова, означающего мудрость. Теперь произошла полная интеграция, которая позволяет рассматривать женщин и относиться к ним как к отдельным людям, обладающим как положительными, так и отрицательными качествами. Самым важным аспектом этого заключительного уровня является то, что, как предполагает персонификация «Мудрость», анима сейчас достаточно развита, чтобы ни один объект не мог полностью и постоянно содержать образы, с которыми он связан.
Юнг больше сосредоточился на мужской аниме и меньше писал об анимусе женщины. Юнг считал, что у каждой женщины есть аналогичный анимус в ее психике, представляющий собой набор бессознательных мужских атрибутов и потенциалов. Он рассматривал анимус как более сложный, чем анима, постулируя, что женщины имеют множество образов анимуса, тогда как мужская анима состоит только из одного доминирующего образа.
Юнг утверждал, что у женщины есть четыре параллельных уровня развития анимуса.
«Анимус» сначала появляется как олицетворение простой физической силы. - например, в качестве спортивного чемпиона или мускулистого человека, такого как «вымышленный герой джунглей Тарзан '".
На следующем этапе, анимус "обладает инициативой и способностью к спланированным действиям... романтик - британский поэт 19 века Байрон ; или человек действия - американский Эрнест Хемингуэй, герой войны, охотник и т. д. "
На третьем этапе" Анимус становится словом, часто появляясь как профессор или священник... носитель слова " слово - Ллойд Джордж, великий политический оратор ».
« Наконец, в своем четвертом проявлении анимус является воплощением смысла. На этом высшем уровне он становится (подобно аниме) посредником... ритуальная глубина ». Юнг отмечал, что «в мифологии этот аспект анимуса проявляется как Гермес, посланник богов; во сне он является полезным проводником». Как и София, это высший уровень посредничества между бессознательным и сознательным разумом. В книге «Невидимые партнеры» Джон А. Сэнфорд сказал, что ключ к управлению своей анимой / анимусом - это распознавать ее, когда она проявляется, и упражнять нашу способность отличать аниму / анимус от реальности.
Эти четыре роли не идентичны с противоположным полом. Юнг считал, что хотя анима имеет тенденцию проявляться как относительно уникальная женская личность, анимус может состоять из соединения нескольких мужских личностей: «таким образом бессознательное символизирует тот факт, что анимус представляет собой коллективный, а не личный элемент».
Процесс развития анимуса имеет дело с культивированием независимой и несоциально подчиненной идеи о себе посредством воплощения более глубокого слова (согласно определенному экзистенциальному мировоззрению) и проявления этого слова. Чтобы прояснить, это не означает, что субъект женского пола становится более устойчивым в своем поведении (поскольку это слово пропитано эмоциональностью, субъективностью и динамизмом, как и хорошо развитая анима), но что она больше внутренне осознает, что она верит и чувствует, и более способен выражать эти убеждения и чувства. Таким образом, «анимус в его наиболее развитой форме иногда... делает ее даже более восприимчивой, чем человек, к новым творческим идеям».
Обе конечные стадии развития анимуса и анимы обладают динамическими качествами (связанными с движение и поток этого непрерывного процесса развития), неограниченные качества (не существует статического совершенного идеала или проявления рассматриваемого качества) и плюралистические качества (которые выходят за рамки потребности в единственном образе, поскольку любой субъект или объект может содержат несколько архетипов или даже кажущиеся противоположными роли). Они также образуют мосты к появлению следующих архетипических фигур, поскольку «бессознательное снова меняет свой доминирующий характер и появляется в новой символической форме, представляющей Я ». - архетипы Мудрой старушки / мужчины
Юнгианцы предупреждали, что «каждое воплощение бессознательного - тень, анима, анимус и Самость - имеет как светлый, так и темный аспекты.... анима и анимус имеют двойственные аспекты: они могут принести животворное развитие и творчество в личность, или они могут вызвать окаменение и физическую смерть ".
Одна опасность заключалась в том, что Юнг называл «вторжением» в сознание бессознательного архетипа - «одержимость, вызванная анимой... дурным вкусом: анима окружает себя низшими людьми». Юнг настаивал на том, что «состояние одержимости анимой... должно быть предотвращено. Анима, таким образом, вытесняется во внутренний мир, где она действует как посредник между эго и бессознательным, как и личность между эго и окружающей среды ».
В качестве альтернативы чрезмерное осознание анимы или анимуса может привести к преждевременному завершению процесса индивидуации -« своего рода психологическое короткое замыкание, чтобы идентифицировать анимус, по крайней мере, временно с целостность ». Вместо того, чтобы быть «довольным промежуточной позицией», анимус стремится узурпировать «самость, с которой отождествляется анимус пациента. Эта идентификация является обычным явлением, когда тень, темная сторона, не реализована в достаточной степени».