Ангелы с грязными лицами

редактировать
Американский гангстерский фильм 1938 года
Ангелы с грязными лицами
AngelswithDirtyFaces.Theatricalposter.png Афиша театрального релиза
РежиссерМайкл Кертис
ПродюсерСэмюэл Бишофф
НаписалДжон Вексли. Уоррен Дафф
На основеАнгелы с грязными лицами Роуленд Браун
В ролях
МузыкаМакс Штайнер
КинематографияСол Полито
ОтредактировалОуэн Маркс
РаспространеноWarner Bros.
Дата выпуска26 ноября 1938 (1938-11-26)
Продолжительность97 минут
СтранаСША
ЯзыкАнглийский
Кассовые сборы1,7 миллиона долларов

Ангелы с грязными лицами - американский гангстерский фильм 1938 года, снятый Майклом Кертисом для Warner Brothers. В главных ролях: Джеймс Кэгни, Пэт О'Брайен, The Dead End Kids, Хамфри Богарт, Энн Шеридан, и Джордж Бэнкрофт. Сценарий был написан Джоном Вексли и Уорреном Даффом по рассказу Роуленда Брауна. В фильме рассказывается об отношениях печально известного гангстера Уильяма «Рокки» Салливана со своим другом детства, а ныне священником отцом Джерри Коннолли. Проведя пятнадцать лет в тюрьме за вооруженное ограбление, Рокки намерен получить 100000 долларов от своего сообщника Джима Фрейзера, адвоката мафии. Все это время отец Коннолли пытается не дать группе молодых людей попасть под влияние Рокки.

Браун написал сценарий в августе 1937 года. После презентации фильма на нескольких студиях он заключил сделку с Grand National Pictures, которые хотели, чтобы Кэгни снялась в главной роли. Однако фильм так и не был реализован из-за банкротства Grand National в 1939 году. В том же году Кэгни вернулся в Warner, взяв с собой сценарий Брауна. Уорнер узнал историю и попросил нескольких режиссеров взяться за проект, в конечном итоге остановившись на Кертисе. Основные съемки начались в июне 1938 года в студии Warner's в Бербанке и закончились на неделю позже графика в августе, в основном из-за времени, которое потребовалось для съемки противостояния Рокки с полицией и возможной казни.

«Ангелы с грязными лицами» были выпущены. 28 ноября 1938 г., к положительным отзывам. На 11-й церемонии вручения премии Оскар фильм был номинирован в трех категориях: Лучший актер (Кэгни), Лучший режиссер (Кертиз) и Лучшая история. (Коричневый). Некоторые считают, что «Ангелы с грязными лицами» являются одним из лучших фильмов всех времен и повсеместно считаются решающим моментом в карьере Кэгни. Он был включен в шорт-лист Американского института кино в 2008 году и занял 67-е место в списке «100 лучших нуаров всех времен» по версии журнала Slant Magazine в 2015 году.

Содержание
  • 1 Сюжет
  • 2 Состав
  • 3 Производство
    • 3.1 Разработка
    • 3.2 Кастинг
    • 3.3 Написание
    • 3.4 Съемки
  • 4 Выпуск
  • 5 Домашние медиа
    • 5.1 Адаптации в других средах
  • 6 Критический прием
    • 6.1 Первые реакции
      • 6.1.1 Похвалы
    • 6.2 Современный консенсус
  • 7 Наследие
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания и ссылки
    • 9.1 Примечания
    • 9.2 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Сюжет

В 1920 году двое молодых людей, Рокки Салливан (Фрэнки Берк ) и Джерри Коннолли (Уильям Трейси ), попытка ограбить железнодорожный вагон с авторучками. Джерри сбегает от полиции, а Рокки ловят и приговаривают к исправительной школе.

Пятнадцать лет спустя Рокки постарше (Джеймс Кэгни ) арестовывают за вооруженное ограбление. Его адвокат и сообщник, Джим Фрейзер (Хамфри Богарт ), просит его взять на себя вину, и взамен он отдаст Рокки украденные 100000 долларов в день его освобождения. Рокки соглашается, и его приговаривают к трем годам тюрьмы.

Отбыв наказание, Рокки возвращается в свой старый район и навещает Джерри (Пэт О'Брайен ), который теперь является католическим священником. Джерри советует Рокки получить место «в старом приходе», поэтому Рокки снимает комнату в пансионе, которой управляет Лори Мартин (Энн Шеридан ), девушка, над которой он издевается в школе.. Затем он наносит визит в казино Фрейзера. Фрейзер утверждает, что не знал об освобождении Рокки, но обещает подготовить 100 000 долларов к концу недели и дает Рокки 500 долларов на расходы.

Покинув казино Фрейзера, у Рокки карман забирают банды молодых хулиганов: Мыльный (Билли Халоп ), Свинг (Бобби Джордан ), Бим (Лео Горси ), Пасти (Габриэль Делл ), Краб (Ханц Холл ) и Ханки (Бернард Пансли ). После того, как Рокки выслеживает их (они находятся в его старом детском убежище) и доказывает им, что он не лох, крутые ребята признаются, что восхищаются репутацией и преступным образом жизни Рокки. Получив свой кошелек и все деньги в нем, Рокки приглашает их на обед. Пока они едят, приходит Джерри и спрашивает банду, почему они не играли в баскетбол. С помощью Рокки он убеждает их сыграть против другой команды. Во время матча Джерри и Лори выражают одинаковую озабоченность по поводу негативного влияния Рокки на банду.

По дороге домой отряд Фрейзера совершает покушение на жизнь Рокки. Он выживает и принимает ответные меры, похищая Фрейзера, совершая набег на его дом под прицелом и похищая 2000 долларов и бухгалтерскую книгу. Деловой партнер Фрейзера, Мак Кифер (Джордж Бэнкрофт ), дает Рокки свои 100000 долларов в полном объеме, но Мак сообщает полиции о похищении. Рокки арестовывают, но после того, как он обнаруживает, что у него есть бухгалтерская книга, Фрейзер сообщает полиции, что все это было «недоразумением», и Рокки отпускают. Джерри узнает о похищении и решает обратиться к прессе, чтобы разоблачить коррупцию в Нью-Йорке. Рокки безуспешно пытается урезонить его.

По радио Джерри осуждает коррупцию, а также Рокки, Фрейзер и Кифер. Фрейзер и Кифер уверяют Рокки, что Джерри не причинит вреда, но он подслушивает их планы убить их обоих. Вместо этого Рокки убивает Фрейзера и Кифера и, сбегая из казино, пробирается к заброшенному складу, где убивает полицейского. Возникает противостояние с другой полицией. Прибывает Джерри и пытается урезонить Рокки, говоря, что все здание окружено, но Рокки берет Джерри в заложники. При попытке к бегству Рокки ранен в ногу и пойман. После суда его приговаривают к смертной казни.

Несмотря на заявленные планы Рокки умереть гордым и «плевать им в глаза», Джерри умоляет Рокки умереть трусливо, умоляя о пощаде по пути в дом смерти, ссылаясь на негативное влияние, которое Рокки оказал на Soapy и банда как его причина. Рокки отказывается, но после расставания с отцом Коннолли, Рокки начинает умолять и кричать о пощаде, когда его заставляют сидеть на электрическом стуле, требуя, чтобы охранники усмирили его и, казалось бы, умирали смертью труса. Позже Соапи и его банда читают в газетах о том, как Рокки «пожелтел» перед лицом его казни, и отказываются этому верить. Входит Джерри, и Соапи спрашивает, правда ли, что Рокки умер трусом, и Джерри подтверждает, что это правда. Банда больше не знает, что думать о Рокки или преступном образе жизни, и Джерри просит их сопровождать его, чтобы помолиться за «мальчика, который не может бежать так быстро, как я».

В ролях
  • Джеймс Кэгни в роли Уильяма «Рокки» Салливана, печально известного гангстера, который только что вышел из тюрьмы. Его изображает Фрэнки Берк в подростковом возрасте.
  • Пэт О'Брайен как о. Джерри Коннолли, католический священник, друживший с Рокки с детства. Он изображается Уильямом Трейси в подростковом возрасте.
  • Dead End Kids как Мыльный, Свинг, Бим, Пасти, Краб и Хунки; группа подростков-хулиганов, собирающих кражи.
  • Хамфри Богарт в роли Джима Фрейзера, нечестного адвоката, связанного с организованной преступностью. Он должен Рокки 100 000 долларов.
  • Энн Шеридан в роли Лори Мартин, любовное увлечение Рокки, которое знает его и отца Коннолли с детства. Ее изображает Мэрилин Ноулден в подростковом возрасте.
  • Джордж Бэнкрофт в роли Мак Кифера, бизнесмена и муниципального подрядчика в союзе с Фрейзером.
  • Эмори Парнелл в роли офицера Макманна
  • Адриан Моррис в роли Блэки
Производство

Развитие

Роуленд Браун написал сценарий «Ангелов с грязными лицами» в августе 1937 года. В Голливуде он был известен как автор сценария и режиссер количество криминальных фильмов начала 1930-х годов, в том числе Дверь в ад и Быстрые миллионы. Он представил историю Мервину Лерою, который стремился снять фильм «автомобиль » с участием группы молодых актеров из Нью-Йорка Dead End Kids. Браун и Лерой безуспешно пытались договориться о гонораре за сценарий.

Кэгни, около 1935 года

Затем Браун начал предлагать фильм другим студиям и в конце концов заключил сделку с Grand National Pictures, который хотел, чтобы Джеймс Кэгни снялся в главной роли. К концу 1935 года Кэгни и его брат, управляющий бизнесом, Уильям, стало очевидно, что Warner Brothers были заинтересованы в выплате ему только «очень небольшого процента от дохода, полученного в долларах. "из его работы. Поэтому у Кэгни не было выбора, и он ушел, пока не удалось договориться с Уорнером лучше. После подачи иска с целью «исправить неравенство» Кэгни начал работать в Grand National Pictures, небольшой студии по сравнению с Warner. В то время, когда ему предложили роль Рокки Салливана, Кэгни уже снял один фильм для Grand National, Великий парень, но опасаясь, что он будет играть роль «крутого парня», как он был в Warner Кэгни отказалась от этой роли и решила сыграть в Something to Sing About. Бюджет фильма вырос до астрономических 900 тысяч долларов, и к моменту его выхода в прокате не хватило кассовых сборов. Считается, что его неэффективность стала одной из причин банкротства Grand National в 1939 году.

Следуя Something to Sing About, Кэгни вернулся в Warner, заключив с ними более выгодную сделку. По настоянию брата он взял с собой рассказ Брауна и представил его в студии. Уорнер узнал историю и затем попросил нескольких режиссеров взяться за проект. Лерой был первым, и, хотя он проявил интерес, он не смог взять на себя обязательства, потому что снимал фильмы для MGM ; Затем Уорнер спросил Брауна, который совсем не проявил интереса; и, наконец, Майкл Кертиз, который принял их предложение.

Кастинг

Шеридан и Кэгни, около. 1938

Хотя Кэгни был убежден, что никогда не согласится сыграть роль труса, которого затащили на казнь, он с энтузиазмом воспринял роль Рокки, рассматривая это как возможность доказать, что его актерский диапазон выходит за рамки ролей крутого парня.. Чтобы сыграть Рокки, Кэгни использовал свои воспоминания о детстве в районе Йорквилл на Манхэттене, штат Нью-Йорк. Его главным источником вдохновения был сутенер-наркоман, который целый день стоял на углу улицы, стягивая брюки, дергая шеей и повторяя: «Что ты слышишь! Что ты говоришь!» Эти манеры вернулись, чтобы преследовать Кэгни, который позже написал в своей автобиографии: «Я делал эти жесты, может быть, шесть раз на картинке. Это было более тридцати лет назад - и с тех пор импрессионисты делают меня его». Другим источником вдохновения Кэгни был его друг детства Питер «Бута» Хесслинг, который был осужден за убийство и казнен на электрическом стуле 21 июля 1927 года. В ночь казни Бута Кэгни играл в бродвейском представлении и плакал, услышав об этом. смерть.

Пэт О'Брайен был брошен на роль отца Джерри Коннолли, друга детства Рокки. О'Брайен был игроком по контракту с Warner Bros. с 1933 года и в конце концов покинул студию в 1940 году после спора по поводу условий его продления контракта. Он и Кэгни впервые встретились в 1926 году в Эсбери-парке, штат Нью-Джерси. О'Брайен был «одиноким молодым» актером, «игравшим в акционерной компании». Он слышал, как спектакль «Женщины идут навечно» (автор Мэри Боланд ) приближался к Эсбери-Парк и направлялся на Бродвей. Желая встретиться со звездой шоу, он пошел за кулисы после выступления и впервые встретился с Кэгни. О'Брайен и Кэгни стали большими друзьями и оставались таковыми до самой смерти первого в 1983 году. Кэгни умер всего три года спустя.

К маю 1938 года Dead End Kids уже снимались в Тупик Сэмюэля Голдвина ; а также Криминальная школа Уорнера (оба с Хамфри Богартом). Они подписали двухлетний контракт с Голдвином в 1937 году, но в том же году он продал контракт Warner Bros. из-за их поведения на съемках «Тупика»; в одном случае они «прыгнули» на Богарта и «украли его штаны», а в другом они врезались грузовиком в звуковую сцену. Богарт изображает кривого адвоката Джима Фрейзера в «Ангелах с грязными лицами». Немецкий ученый Винфрид Флюк описал персонажа Богарта, Джима Фрейзера, как «полностью отрицательную» и «совершенно плохую фигуру» в «контрасте» с антигероем Кэгни.

Письмо

Рассказ Брауна несколько раз пересматривался Джоном Вексли и Уорреном Даффом. Они предоставили «мощные средства лечения», но, как и в случае со многими другими картинами того времени, сценарий считался несущественным. Позже Кэгни вспоминал: «актерам приходилось исправлять [сценарий] здесь и там, импровизируя прямо на площадке».

Съемки

Горси (слева) и Кэгни (справа) в подвальной сцене, с Билли Халопом на заднем плане

Основная фотография началась в июне 1938 года в студии Warner's Burbank и закончилась на неделю позже графика в августе, в основном из-за времени, которое потребовалось для съемок сцен перестрелки Рокки с полиция и его казнь.

Первая сцена Кэгни с Dead End Kids произошла в подвале заброшенного здания. К этому времени «Дети тупика» «немало потрудились с [другими] режиссерами и актерами». Когда сцена снималась, Лео Горси в шутку импровизировал: «Он экстрасенс!», Тем самым выбросив ритм сцены прямо в окно, очень красиво скиснув все это ». Итак, в следующем дубле, как раз перед тем, как он сказал «иди сюда, сосунки,« Кэгни »жесткая рука [Эд Горси] прямо над носом. Его голова откинулась назад [и ударила] ребенка позади него, на мгновение оглушив их обоих». 86>Ханц Холл видел, как Горси был ранен, и позже вспоминал в 1978 году: «Лео ненавидел [Кэгни] всю оставшуюся жизнь» после инцидента.

Во время съемок перестрелки Рокки с полицией один сцена требовала, чтобы Кэгни был «прямо у входа», когда пулеметные пули пробили окна над его головой. На этом этапе своей карьеры Кэгни имел опыт непредсказуемости использования боевой стрельбы, и позже он вспоминал, что «либо здравый смысл, либо догадка» сделали его осторожным. Он сказал Куртису «[снять сцену] в процессе », и когда он ушел с дороги, «Берк, профессиональный пулеметчик, произвел выстрелы». Одна из пуль отразилась и попала в «стальной край окна» и прошла «прямо сквозь стену» в том месте, где была голова Кэгни. Этот опыт убедил Кэгни, что «такое заигрывание с настоящими пулями было нелепо».

Казнь Рокки была застрелена в исправительном учреждении Синг-Синг. Дом смерти, показанный в фильме, был спроектирован государственным архитектором Льюисом Пилчером ; он был введен в эксплуатацию в феврале 1922 года. В течение многих лет зрители задавались вопросом, действительно ли Рокки становится желтым, когда его привязывают к электрическому стулу, или он притворяется, чтобы сдержать свое обещание, данное Джерри. Позже Кэгни сказал: «Глядя на фильм, практически невозможно сказать, какой курс выбрал Рокки - это именно то, чего я хотел. Я играл [роль] с преднамеренной двусмысленностью, чтобы зрители могли [сформировать собственное мнение ]. Мне кажется, в любом случае это сработает. "

Выпуск

Премьера фильма состоялась 26 ноября 1938 года в театре Маджестик в Рино, штат Невада. «Ангелы с грязными лицами» собрали 1,7 миллиона долларов в мировом прокате и, как говорят, имели финансовый успех. Аналитики утверждают, что если бы не «Ангелы с грязными лицами» и два других фильма, снятых Кертисом в том же году (Приключения Робин Гуда и Четыре дочери ), Warner Bros. потеряла значительную сумму денег, что привело к отрицательному обороту за 1938 финансовый год компании.

Домашние СМИ

В 1983 году фильм «Ангелы с грязными лицами» был выпущен на VHS и Betamax от CBS / Fox Video. В феврале 2005 года цифровая версия фильма была выпущена на DVD. Релиз был частью «Коллекции Джеймса Кэгни», в которой был доступен ряд специальных бонусных функций, в том числе: аудиокомментарии историка кино Даны Полан, «Ангелы с грязными лицами: что слышишь? Что ты говоришь?» полнометражный фильм, радиопродукция, трейлеры к фильму и короткометражный фильм «Уорнер Найт в кино» с кинокритиком и историком Леонардом Малтином.

Адаптации в других медиа

Ангелы с грязными лицами были адаптирован в двух радиоспектаклях. Первой была передача 22 мая 1939 года Lux Radio Theater, где Кэгни и О'Брайен повторяли свои роли в кино; вторая - 19 сентября 1941 года, трансляция Philip Morris Playhouse, в главной роли Сильвия Сидни. В 1995 году вышла индийская версия фильма под названием Ram Jaane. В главной роли Шахрукх Кхан был Рокки, и в нем от начала до конца была проведена оригинальная история, хотя и в индианизированном виде.

Критический прием

Первые реакции

Ангелы с грязными лицами были встречены критиками после выпуска. Фрэнк Ньюджент из The New York Times посетил мировую премьеру в Неваде и назвал фильм «дикой мелодрамой», предлагающей «Кэгни в его лучших проявлениях». Нью-йоркский киножурнал Harrison's Reports придерживался аналогичных взглядов. В обзоре от 5 ноября 1938 года они назвали фильм «мощной гангстерской мелодрамой» и сказали, что это «одна из самых захватывающих картин, созданных за последнее время». «Игра, особенно Джеймса Кэгни, великолепна». С другой стороны, журнал Variety вызвал меньший энтузиазм; 31 декабря 1938 года они сказали: «В силу комбинации Кэгни-О'Брайен [Ангелы с грязными лицами] должны вести дела честно, но сама картина - не костер». Этот «ракурс трусости [в конце фильма] - насквозь хоккей, [и] детская история из« Тупика »уже рассказана слишком много раз».

Награды

Кэгни выиграл две награды за лучшую мужскую роль от Национального совета по обзору и Нью-Йоркского кружка кинокритиков. «Ангелы с грязными лицами» были номинированы на три награды на 11-й церемонии вручения премии Оскар : лучший актер (для Кэгни), лучший режиссер (для Кертиза) и лучший сценарий (для Брауна).

Список наград и номинаций
Дата церемонииПремияКатегорияПолучатель (и)РезультатСсылка ( s)
23 февраля 1939 г. Награды Академии Лучший актер Джеймс Кэгни Номинация
Лучший режиссер Майкл Кертиз Номинация
Лучший сценарий (Оригинальный рассказ) Роуленд Браун Назначен
15 декабря 1938 г. Награды Национального совета по обзору Лучшая мужская роль Джеймс КэгниВон
3 января 1939 г. New York Film Critics Circle Awards Лучший актер Джеймс КэгниВон

Современный консенсус

агрегатор обзоров Rotten Tomatoes сообщает, что 100% критиков дали фильму положительную рецензию на основе 21 отзыва, собранного ретроспективно, со средней оценкой 8,05 / 10. В 2005 году Slant Magazine похвалил «Ангелов с грязными лицами» за то, что они были «лучшим гангстерским фильмом Уорнера». Присуждая четыре звезды из четырех, Джеремия Кипп сказал: «Рокки Салливан воплощает в себе все качества, которые мы любим в плохих парнях». Кэгни «предлагает реальную интенсивность и чувство игривости», даже когда он застреливает «товарищей-гангстеров». Финальная, «кульминационная» сцена «трусости» не имеет себе равных в фильмах о гангстерах, и чем больше Кэгни умоляет и кричит, тем больше [мы] поражаемся тому, как он сводит на нет поклонение героям гангстеров. час в карьере, наполненной великолепными выступлениями ».

Наследие

« Ангелы с грязными лицами »широко признаны одним из лучших фильмов всех времен; один из лучших в карьере Кэгни и «настоящий образец блестящего американского кино». В 2008 году он был включен в шорт-лист Американского института кино и вошел в список 100 лучших фильмов за последние 100 лет. В 2013 году Стивен Ван Зандт назвал его одним из своих «самых любимых фильмов про мафию» в статье для Rolling Stone. Два года спустя журнал Slant Magazine назвал его 67-м в списке «100 лучших нуаров всех времен».

За эти годы фильм стал источником ряда пародий. В 1939 году Warner Bros. выпустили короткометражный мультфильм, имитирующий их «цикл» криминальных фильмов; название мультфильма «Бандиты с грязными кружками» - это каламбур на тему «Ангелов с грязными лицами». В начале 1990-х пародии появлялись в виде фильмов из фильма в Один дома и его продолжения Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке. Эти пародии называются «Ангелы с грязными душами» и «Ангелы с еще более грязными душами». Первый из двух позже снова появился в фильме Детектив Пикачу. В эпизоде ​​Улица Сезам сегмент под названием «Монстры с грязными лицами» показывает «Офицер Гровер показывает главарю банды по имени Рокки, как эффективно умывать лицо». Кроме того, сюжет фильма вдохновил на создание серии Batman: The Animated Series под названием It's Never Too Late.

Английская панк-рок-группа Sham 69 выпустила хит-сингл Angels. с Dirty Faces в 1978 году. Фронтмен Джимми Пёрси был вдохновлен на написание песни после того, как однажды вечером посмотрел Кэгни в фильме со своей подругой Крисси. У Pillows также есть песня основан на фильме «Я хочу быть Салливаном» и содержит отрывок из фильма во вступлении к песне.

См. Также
Примечания и ссылки

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература
  • Abramson, Abraham (1970). Обзоры фильмов New York Times, Vol. 2 1932–1938. США: The New York Times / Arno Press. ISBN 0824075870.
  • Анастасия, Джордж и Макноу, Глен (2011). Лучшая книга гангстерских фильмов: 100 величайших гангстерских фильмов всех времен. США: Running Press. ISBN 0762443707.
  • Кэгни, Джеймс (1976). Кэгни Кэгни. США: Doubleday Company, Inc.. ISBN 0385045875.
  • Кристиансон, Скотт (2001). Осужден: Внутри Дома Смерти Синг-Синг. США: NYU Press. ISBN 0814716164.
  • Данс, Питер Э. (2011). Христиане в фильмах: век святых и грешников. США: Rowman Littlefield. ISBN 9780742570313.
  • Deal, Mick (2015). Взрыв школы на части: взросление с поп-культурой в 1970-х. Соединенное Королевство: Lulu Press. ISBN 9781291793741.
  • Иган, Дэниел (2012). Наследие кино Америки, 2009–2010 гг. Соединенное Королевство: Continuum. ISBN 1441158693.
  • Фернетт, Джин (1973). Голливудский ряд бедности 1930–1950. США: Коралловый риф. ISBN 0914042017.
  • Флак, Винфрид (2001). «Преступление, вина и субъективность в нуарском фильме ». Amerikastudien / American Studies 46, no. 3. С. 379–408. JSTOR 41157665.
  • Хэнсон, Патриция Кинг (1993). Каталог кинофильмов, произведенных в США AFI: художественные фильмы, 1931–1940 гг. США: UC Press. ISBN 0520079086.
  • Хейс, Дэвид и Уокер, Брент (1984). Фильмы Bowery Boys. США: Citadel Press. ISBN 0806509317.
  • Хьюз, Ховард (2006). Криминальная волна: Путеводитель по большим криминальным фильмам для киноманов. Соединенное Королевство: I.B. Таурис. ISBN 1845112199.
  • Каплан, Майк (1983). Обзоры эстрадных фильмов, Vol. 6 1938–1942 гг. США: Garland Publishing. ISBN 0824052056.
  • Наремор, Джеймс (1992). Играет в кино. США: UC Press. ISBN 0520062280.
  • Neibaur, James L. (2014). Джеймс Кэгни: Фильмы 1930-х годов. США: Rowman Littlefield. ISBN 1442242205.
  • О'Брайен, Пэт (1964). Ветер за моей спиной: жизнь и времена Пэт О'Брайен. США: Doubleday Company, Inc.. Нет ISBN (N / A).
  • Робертсон, доктор Джеймс К. (1993). Человек из Касабланки: Кино Майкла Кертиса. Соединенное Королевство: Routledge. ISBN 0415068045.
  • Уэллс, Пол (1998). Понимание анимации. Соединенное Королевство: Routledge. ISBN 0415115973.
Внешние ссылки
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Ангелы с грязными лицами
На Викискладе есть материалы, связанные с в Ангелы с грязными лицами (фильм).
Последняя правка сделана 2021-06-12 02:34:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте