Ангелы появлялись в произведениях искусства со времен раннехристианского искусства, и они были популярным предметом византийской и европейской живописи и скульптуры.
Как в христианском, так и в исламском искусстве ангелы обычно предназначены для того, чтобы быть красивыми, хотя некоторые изображения имеют более устрашающие или устрашающие атрибуты, в частности, в изображении живых существ (которые имеют звериные характеристики), офаним (неантропоморфные колеса) и херувим (имеющие мозаичные детали); С точки зрения теологии, они являются духовными существами, которые не едят и не испражняются, и не имеют пола. Многие ангелы в искусстве могут показаться современному глазу мужчинами или женщинами по их одежде или поведению, но до XIX века даже у самых женских ангелов обычно не было груди, а фигуры должны были обычно считается бесполым. В искусстве XIX века, особенно погребальном, от этой традиционной условности иногда отказываются.
Конкретные идеи относительно того, как изображать ангелов, начали развиваться в Ранней Церкви. Поскольку ангелы определяются как чистые духи, отсутствие определенной формы дает художникам широкие возможности для творчества. Даниил 8:15 описывает Гавриила как «человека», а в Даниила 9:21 он упоминается как «человек Гавриил». Такие антропоморфные описания ангела согласуются с предыдущими описаниями ангелов, такими как Бытие 19: 5. Обычно они изображались в образе молодых людей.
Самое раннее известное христианское изображение ангела в Кубиколо-дель-Аннунциационе в Катакомбах Присциллы, которое датируется серединой III века - изображение Благовещения, на котором Гавриил изображен без крыльев. Изображения ангелов на саркофагах и на таких предметах, как лампы и реликварии того периода также показывают их без крыльев, как, например, ангел в Жертвоприношении Исаака сцена в саркофаге Юния Басса.
На фреске III века, изображающей еврейских детей в печи на кладбище Святой Присциллы, голубь занимает место ангела, а изображение четвертого века того же предмета в Comemeterium majus Рука Бога заменяет небесного посланника.
Самое раннее известное изображение ангелов с крыльями находится на так называемом саркофаге принца, обнаруженном в Саригюзеле, недалеко от Стамбула, в 1930-х годах и относят ко времени Феодосия I (379-395). Летающие крылатые ангелы, очень часто парами, фланкирующие центральную фигуру или объект, визуально являются производными от пар крылатых Побед в классическом искусстве.
В тот же период Святой Иоанн Златоуст объяснил значение ангельских крыльев: «В них проявляется величие природы. Вот почему Гавриил изображен с крыльями. Не то, чтобы у ангелов есть крылья, но чтобы вы знали, что они покидают высоты и самые возвышенные жилища. чтобы приблизиться к человеческой природе. Соответственно, крылья, приписываемые этим силам, не имеют другого значения, кроме как указывать на величие их природы ».
С тех пор христианское искусство обычно изображало ангелов с крыльями, как в цикле мозаик в Базилике Санта-Мария-Маджоре (432-440). Многокрылые ангелы, часто с открытыми только лицами и крыльями, взятые из ангелов высших рангов, особенно херувимов и серафимов, происходят из персидского искусства и обычно изображаются только в небесном контексте, в отличие от выполнения задач на земле. Они часто встречаются в парусах куполов или полукуполах церквей.
Ангелы появляются в византийском искусстве в мозаиках и иконах. Художники черпали вдохновение в крылатых греческих фигурах, таких как «Победа». Они также черпали из императорской иконографии. Придворные евнухи могли подняться до руководящих должностей в Империи. Они выполняли церемониальные функции и служили доверенными посланниками. Амелия Р. Браун отмечает, что законодательство Юстиниана указывает на то, что многие из них были выходцами с Кавказа, со светлыми глазами, волосами и кожей, а также с «красивыми чертами лица и прекрасными телами», которых желают работорговцы. Те, кто «кастрировали в детстве, развили характерную структуру скелета, лишились полной мужской мускулатуры, волос на теле и бород…» Как официальные лица они носили белую тунику, украшенную золотом. Браун предполагает, что «византийские художники, сознательно или нет, рисовали на этой иконографии придворного евнуха».
Даниил 10: 5–6 описывает ангела, одетого в льняную одежду и опоясанного золотом. Ангелы, особенно архангел Михаил, которые изображались как военные агенты Бога, были показаны в военной форме Позднеантичный. Это может быть либо обычная военная форма с туникой до колен, нагрудником доспехов и птеругами, но также часто специфическая одежда телохранителя византийского императора, с длинная туника и лорос, длинный золотой и украшенный драгоценностями паллий, предназначенный только для императорской семьи и ее ближайших охранников, а на иконах - для архангелов. Базовая военная форма его до сих пор носит на картинах в период барокко и за его пределами на Западе, и до наших дней на православных иконах. Другие ангелы стали условно изображаться в длинных одеждах.
Средневековые изображения ангелов заимствованы из Византии. Во французских часах Анны Бретанской Габриэль носит далматик. В позднем средневековье они часто носили облачения дьякона, копа поверх далматика, особенно Гавриила в Сцены Благовещения - например Благовещение автора Ян ван Эйк. Это указывало на то, что при всей своей силе они не могли совершать Евхаристию, и в этом отношении их превосходили все священники, что укрепляло престиж духовенства. В раннехристианском искусстве почти всегда использовались белые одежды, иногда перевязанные «золотым поясом» из Откровения. В средние века старшие ангелы часто облачались во все яркие цвета, а младшие - в белое. Художники раннего Возрождения, такие как Ян ван Эйк и Фра Анджелико, рисовали ангелов с разноцветными крыльями. В изображениях ангелов средневековые представления о красоте сочетаются с женскими идеалами изящества и красоты, как, например, в "Крещении Христа 1435 года" да Паникале.
Классические эроты или путто вновь появились в искусстве во время итальянского Возрождения как в религиозном, так и в мифологическом искусстве, и часто известны на английском языке как херувим, единственное число херувимов, фактически один из высших чинов в христианской ангельской иерархии. Обычно они появляются группами и обычно получают крылья в религиозном искусстве, а иногда изображаются в виде просто крылатой головы. Обычно они просто присутствуют, за исключением того, что они могут забавлять Христа или Иоанна Крестителя младенцами в сценах из Святого Семейства.
В конце 19-го века. Модель художников века Джейн Берден Моррис стала воплощением идеала красоты для художников прерафаэлитов. Используя ее длинные темные волосы и несколько более андрогинные черты лица, они создали прототип викторианского ангела, который будет появляться на картинах и витражах. Роджер Хоман отмечает, что Эдвард Бёрн-Джонс и другие использовали ее образ часто и по-разному, создавая новый тип ангела.
Ангелы в исламском искусстве часто фигурируют в иллюстрированных рукописях из жизни Мухаммеда. Другие распространенные изображения ангелов в исламском искусстве включают ангелов с Адамом и Евой в Эдемском саду, ангелов, различающих спасенных от проклятых в Судный день, и ангелов как повторяющийся мотив в бордюрах или тканях. Исламские изображения ангелов напоминают крылатых христианских ангелов, хотя исламские ангелы обычно изображаются с разноцветными крыльями. Ангелы, такие как архангел Гавриил, обычно изображаются как мужские, что согласуется с тем, что Бог отвергает женские изображения ангелов в нескольких стихах Корана. Тем не менее, более поздние изображения ангелов в исламском искусстве более женственные и андрогинные.
Книга 13 века Аджаиб аль-махлукат ва гхараиб аль-мавджудат (Чудеса творения) от Закария аль-Казвини описывает исламскую ангелологию и часто иллюстрируется множеством изображений ангелов. Ангелы обычно изображаются яркими, яркими красками, что придает им необычайную живость и потустороннюю прозрачность. В то время как некоторых ангелов называют «Хранителями Царства Божьего», другие ассоциируются с адом. Рукопись "Чудеса творения" из Баварской государственной библиотеки в Мюнхене без даты включает изображения ангелов как поодиночке, так и рядом с людьми и животными. Ангелы также проиллюстрированы в тимуридских и османских рукописях, таких как Тимуридская книга вознесения пророка Мухаммада (Мираджнама) и Сийер-и Неби '.
Коран неоднократно упоминает ангелов. Эти ангелы берут на себя как активные, так и пассивные роли в коранических историях. В истории сотворения Адама Бог объявляет ангелам, что намеревается создать человека. Ангелы выступают свидетелями этого объявления и последующего создания Адама. Хотя существует множество версий этой истории, исламские источники сообщают, что Бог использовал сотворение Адама в качестве наказания или испытания для ангелов. Поэтому роль ангелов часто описывается как противоположность человеку.
Еще одно ангелоподобное существо, упомянутое в Коране (4:97, 32:11), - это забанийа. Забания - это черный ангел ада, который спускает души грешников в ад, чтобы наказать их, и его можно увидеть на иллюстрациях к Тимуридской книге Вознесения пророка Мухаммеда (ок. 1436 г.). Есть девятнадцать забаний, возглавляемых Маликом, ангелом, который считается повелителем огня или привратником ада. Отнесение Малика и забанийи к категории ангелов является предметом споров, поскольку некоторые считают, что их лучше описывать как духов или демонов. Собственно, изображение Забанийи имеет много черт, характерных для демонов в исламском искусстве. Как видно из «Книги Тимуридов о вознесении пророка Мухаммеда», Мухаммед встречает Малик и позже становится свидетелем пыток грешников, проводимых забанией.
Подобно падшему ангелу Иблис показан в момент его отказа пасть ниц перед новосозданным Адамом, что привело к его изгнанию на дно ада. Он изображен как чернокожее чудовищное существо с рогами и пылающими глазами, в отличие от представления благородных ангелов. Остались только его крылья как знак его прежнего ангельского статуса, правда, с обожженными краями.
Хотя изображения Мухаммеда часто запрещены, некоторые из существующих часто включают изображения ангелов. В частности, рядом с пророком часто изображается архангел Гавриил. Например, в «Тимуридской книге вознесения пророка Мухаммеда» архангел Гавриил является Пророку Мухаммеду в Мекке, чтобы объявить о своем вознесении. На коленях перед Мухаммедом изображен Гавриил с разноцветными крыльями и короной. Позже в «Книге Тимуридов» Мухаммед показан с Гавриилом, встречающим группу ангелов на небесах. В «Джами ат-таварих», персидской истории 14 века, Мухаммед изображен рядом с аль-Бураком, чей хвост превращается в ангела, в то время как два других ангела приближаются. Османский манускрипт XVI века Сийер-и Неби, турецкий эпос о жизни Мухаммеда, также включает множество изображений пророка и ангелов.
Архангел Гавриил в облачении дьякона и разноцветные крылья в Благовещении Яна ван Эйка, 1434–1436
Повелитель легенды о Святой Люси, Мария, Царица Небесная, около 1480–1510 гг., В сопровождении ангелов, некоторые занимаются музыкой, а другие инвестируют
Гвидо Рени Майкл (в церкви Санта-Мария делла Консесионе, Рим, 1636 г.) попирает сатану. Мозаика из этой же картины украшает Михайловский алтарь в Св. Базилика Святого Петра.
Иаков Борьба с ангелом Гюстав Доре из La Grande Bible de Tours (1866)
Мадонна Магнификат, ок. 1483 год, с бескрылыми ангелами.
Бог в окружении Серафима (Petites Heures of Jean de France, Duc de Berry )
St Michaels Победа над дьяволом, скульптура сэра Джейкоба Эпштейна
Благовещение Леонардо да Винчи, ок. 1472–75
Роза Селеста: Гюстав Доре
Ангел, играющий на волынке, автор Ян Матейко
Церковь Святого Деметрия Святой покровитель Салоников
Ангел в белом от Анонима, ок. 1230, Милесевский монастырь, Республика Сербия
Архангел Гавриил. Часть мозаичной фрески из монастыря Гелати, Грузия, около 12 века
Архангел Гавриил Икона Анонима, около 13 века, монастырь Святой Екатерины, Синай, Египет
Анхель аркабусеро, Перу 17-го века (?)
Михаил и Дракон. Die Bibel in Bildern автор Юлиус Шнорр фон Каролсфельд, 1860
Джошуа и Ангел (из Иисуса Навина 5: 13–15 ), гравюра на дереве 1860 года работы фон Карольсфельда
Четыре архангела в англиканской традиции, мозаики 1888 года работы Джеймса Пауэлла и Сыновья, Церковь Св. Иоанна, Варминстер.
Страница из «Чудес творения и странностей существования» - Египет / Сирия c 1375-1425 гг. Нашей эры
Персидский Мирадж Изображение 1539–43 гг., На котором Мухаммед был окружен ангелами.
Коленопреклоненный ангел, Бухарская школа (около 1555-1560)
Высокий ангел Метатрон художник 14 века Насир ад-Дин Раммал.
Ангелы, свидетели сотворения Адама, персидская миниатюра (ок. 1560 г.).
Изображение ангела с животными из Чудеса творения, около 1650–1700 гг. (хранится в Баварской государственной библиотеке )
Фрагмент ковра с изображением ангелов, династия Сефевидов, начало 16 века.
Фрагмент скульптуры из городских стен Коньи, ок. 1220–1221 гг.
Мухаммед, наступающий на Мекку, с ангелами Гавриил, Михаил, Исрафил и Азраил. (Сийер-и Неби, 16 век)
Мухаммад в битве при Бадре. (Сиер-и Неби, 16 век)
Wikimedia Commons содержит материалы, связанные с Ангелами в искусстве. |