Ангара 1.2 и Ангара A5 | |
Функция | Ракета-носитель |
---|---|
Производитель | Хруничев, КБХА |
Страна происхождения | Россия |
Стоимость запуска | Ангара A5: 90-105 миллионов долларов США (2016) |
Размер | |
Высота | 42,7 м (140 футов) -64 м (210 футов) |
Ширина | Ангара 1,2 2,9 м (9 футов 6 дюймов). Ангара A5 8,86 м (29,1 футов) |
Масса | 171 500 кг (378 100 фунтов) -790 000 кг (1740 000 фунтов) |
Этапы | 2-3 |
Вместимость | |
Полезная нагрузка до LEO (Плесецк) | |
Масса | 3800 кг (8 400 фунтов) -24 500 кг (54000 фунтов) |
Полезная нагрузка до GTO (Плесецк) | |
Масса | 5400 кг (11 900 фунтов) -7 500 кг (16 500 фунтов) |
Сопутствующие ракеты | |
Сопоставимый | Наро-1 использовал модифицированный первый этап УРМ-1 |
История запусков | |
Статус | Активный |
Стартовые площадки | Плесецк Сайт 35. Восточный |
Тотал лау nches | 2 (A1.2PP: 1, A5:1) |
Success(es) | 2 (A1.2PP: 1, A5: 1) |
Первый полет | A1.2PP: 9 июля 2014 г.. A5: 23 декабря 2014 г. |
Бустеры (A5) - УРМ-1 | |
№ ускорители | 4 (см. текст) |
Двигатели | 1 RD-191 |
Тяга | 1920 кН (430 000 фунтов f) (на уровне моря) |
Общая тяга | 7680 кН (1,730,000 фунтов f) (на уровне моря) |
Удельный импульс | 310,7 с (3,047 км / с) (на уровне моря) |
Время горения | 214 секунд |
Топливо | РП-1 / LOX |
Первая ступень - УРМ-1 | |
Двигатели | 1 РД-191 |
Тяга | 1,920 кН (430,000 фунтов f) (на уровне моря) |
Удельный импульс | 310,7 с (3,047 км / с) (на уровне моря) |
Время горения | Ангара 1.2 : 214 секунд. Ангара А5 : 325 секунд |
Топливо | РП-1 / LOX |
Вторая ступень - URM-2 | |
Двигатели | 1 RD-0124 A |
Усилие | 294,3 кН (66200 фунтов f) |
Удельный импульс | 359 с (3,52 км / с) |
Время горения | Ангара А5 : 424 секунды |
Топливо | РП-1 / LOX |
Третья ступень (А5) - Бриз-М (дополнительно) | |
Двигатели | 1 S5.98M |
Тяга | 19,6 кН (4400 фунтов f) |
Удельный импульс | 326 с (3,20 км / с) |
Время горения | 3000 секунд |
Топливо | N2O4/ UDMH |
Третья ступень (A5) - КВТК (опционально, в разработке) | |
Двигатели | 1 РД-0146 D |
Тяга | 68,6 кН (15400 фунтов f) |
Удельный импульс | 463 с (4,54 км / с) |
Время горения | 1350 секунд |
Топливо | LH2 /LOX |
Ангара Семейство ракет - это семейство ракет-носителей, разрабатываемое Московским Государственным космическим научно-производственным центром им. Хруничева. Ракеты предназначены для вывода на низкую околоземную орбиту массой от 3800 до 24 500 кг и предназначены, наряду с вариантами "Союз-2", для замены нескольких существующих ракет-носителей.
После распада Советского Союза многие бывшие советские ракеты-носители были построены или требовались компоненты от компаний, которые сейчас расположены в Украине, например КБ Южное, производившее Зенит-2, и Южмаш, производившее Днепр и Циклон. Кроме того, главный космодром Советского Союза космодром Байконур находился в Казахстане, и Россия столкнулась с трудностями при ведении переговоров о его использовании. Это привело к решению в 1992 году разработать новую полностью российскую ракету-носитель под названием «Ангара» для замены ракет, которые сейчас производятся за пределами страны, и обеспечить доступ России в космос без Байконура. Было решено, что эта машина должна в идеале использовать частично укомплектованную стартовую площадку «Зенит-2» на российском космодроме Плесецк и иметь возможность выводить военные спутники на геостационарную орбиту, чего Протон не мог. из-за отсутствия стартовой площадки на космодроме Плесецк. Несколько компаний подали заявки на новую ракету, и в 1994 году Хруничев, разработчик «Протона», был выбран победителем. Коммерческий успех «Протона» в течение следующих двух десятилетий был бы преимуществом для Хруничева, поскольку проект «Ангара» сразу же столкнулся с финансовыми трудностями из-за нехватки денежных средств российского правительства.
Первоначальный проект Хруничева предусматривал использование модифицированного РД-170 для силовой установки первой ступени и второй ступени на жидком водороде. К 1997 году от второй ступени с водородным двигателем отказались в пользу керосина, и РД-170 был заменен на модульную конструкцию, которая будет оснащаться новым РД-191, однокамерным двигателем. производный от четырехкамерного РД-170. В конце 1997 года Хруничеву было разрешено российское правительство приступить к разработке их новой конструкции, которая могла бы заменить МБР на базе Днепр, Циклон и Рокот со своими варианты меньшего размера, а также возможность вывода спутников на геостационарную орбиту с Плесецк с помощью Ангары А5 класса "Протон". Эта новая модульная ракета потребует строительства новой стартовой площадки.
К 2004 году конструкция «Ангары» оформилась, и проект продолжился разработкой пусковых установок. В 2008 году НПО Энергомаш, изготовитель РД-191, сообщило, что двигатель прошел опытно-конструкторские и горящие испытания и готов к изготовлению и поставке, а в январе 2009 г. Завершенная первая очередь Ангары была доставлена Хруничеву. В следующем году Владимир Нестеров, генеральный директор Хруничева, объявил, что первые летные испытания Ангары намечены на 2013 год, а в 2013 году первый прототип ракеты Ангара прибыл в Плесецк.
В 2014 году, через 22 года после первоначальной концепции Ангары, 9 июля 2014 года был осуществлен первый запуск суборбитального испытательного полета с северного космодрома Плесецк. Ангара А5 была выведена на геосинхронную орбиту в декабре 2014 года.
В июне 2020 года сообщалось, что первая стартовая площадка Ангары была завершена и будет доставлена на космодром Восточный. [1]
Универсал Ракетный модуль (УРМ-1) составляет ядро каждой машины «Ангара». У Ангары А5 четыре дополнительных УРМ-1 действуют как ускорители. Каждый УРМ-1 питается от одного НПО Энергомаш РД-191, сжигающего жидкий кислород и РП-1 (керосин).
РД-191 - одиночный -камерный двигатель на основе четырехкамерного РД-170, первоначально разработанного для ускорителей ракет-носителей Энергия. Зенит четырехкамерный РД-171 и двухкамерный РД-180 питающий ULA Атлас V также являются производными от РД-170, как и РД-193, предложенный в качестве замены НК-33 эпохи 1970-х годов, питающей первую ступень Союз 2-1в. РД-191 может дросселировать как минимум до 30%, позволяя ступеням активной зоны УРМ-1 сохранять топливо до отделения ускорителя УРМ-1.
УРМ-1 состоит из резервуара с жидким кислородом наверху, за которым следует межбаковая конструкция, содержащая оборудование управления полетом и телеметрии, а под ним - бак с керосином. В основе модуля находится силовой отсек, содержащий оборудование для стабилизации двигателя по тангажу и рысканью и подруливающие устройства для управления креном.
Вторая ступень Ангары, Обозначается УРМ-2, использует один двигатель КБХА РД-0124А, также работающий на жидком кислороде и керосине. РД-0124А почти идентичен РД-0124, который в настоящее время используется на второй ступени корабля Союз-2, обозначенном как Блок I. УРМ-2 имеет диаметр 3,6 метра для Ангара А5 и другие предлагаемые варианты. «Ангара 1.2» будет летать на меньшей второй ступени с двигателем РД-0124А, которая может иметь высоту 2,66 метра для сохранения общности с блоком I или удлиненную до 2,9 метра для сохранения постоянного диаметра с УРМ-1. 148>
"Ангара 1.2" не будет использовать разгонный блок, равно как и "Ангара А5" при доставке грузов на низкие орбиты. Для более высоких энергетических орбит, таких как ГТО, Ангара А5 будет использовать разгонный блок Бриз-М (в настоящее время используется для ракеты Протон-М ) с приводом от одного S5.98M сжигание N. 2O. 4 и UDMH, или, в конечном итоге, новая криогенная верхняя ступень, KVTK. На этом этапе будет использоваться РД-0146Д с двигателем LH2 /LOX, что позволит Ангара А5 довести до двух тонн больше массы ГТО. Блок Д рассматривается как разгонный блок при запуске с Восточный, так как он позволит избежать токсичного пороха Бриз-М.
Самая маленькая из разрабатываемых ракет «Ангара» - это Ангара 1.2, которая состоит из одного ядра УРМ-1 и модифицированной второй ступени блока I. Он имеет взлетную массу 171 тонну и может доставить 3,8 тонны полезной нагрузки на орбиту 200 км x 60 °.
Модифицированная Ангара 1.2, получившая название Angara 1.2pp (Первый полет Ангары-1.2, что означает первый полет Ангары-1.2), совершил первый суборбитальный полет Ангары 9 июля 2014 года. Этот полет длился 22 минуты и нес тренажер массой 1430 кг (3150 фунтов). Ангара-1,2ЭС весила 171 000 кг (377 000 фунтов) и состояла из активной ступени УРМ-1 и частично заправленного топливом УРМ-2 диаметром 3,6 м (12 футов), что позволяло перед этим пройти летные испытания каждого из основных компонентов Ангары А5. первый орбитальный запуск версии , проведенный 23 декабря 2014 года.
Второй разработанной Ангарой стала тяжелая ракета-носитель Angara A5 , который состоит из одной активной зоны УРМ-1 и четырех ускорителей УРМ-1, второй ступени УРМ-2 длиной 3,6 м и верхней ступени, либо Бриз-М, либо КВТК. При весе 773 тонны на старте, Ангара А5 имеет полезную нагрузку 24,5 тонны на орбите 200 км x 60 °. Ангара А5 способна доставить 5,4 тонны на ГТО с Бриз-М или 7,5 тонны на ту же орбиту с КВТК.
На Ангара А5 четыре УРМ-1 используются в качестве ускорителей работать на полной тяге примерно 214 секунд, затем разъединиться. УРМ-1, образующий ядро машины, работает на полной тяге для взлета, затем дросселируется до 30% для экономии топлива. После отделения ускорителей активная зона снова дросселируется и продолжает гореть еще 110 секунд.
Первый испытательный полет Ангары A5 состоялся 23 декабря 2014 года, а орбитальный полет запланирован на 24 ноября 2020 года в Плесецке..
Первоначальные планы предусматривали еще меньшую Ангару 1.1 с использованием Бриз-КМ в качестве второй ступени с полезной нагрузкой емкость 2 тонны. Эта версия была отменена, так как она относилась к тому же классу полезной нагрузки, что и Союз 2-1в, дебютировавший в 2013 году.
Ангара A3 будет состоять из одной активной зоны УРМ-1, двух ускорителей УРМ-1, УРМ-2 3,6 м и дополнительной верхней ступени с приводом от Бриз-М или водородом для высокоэнергетических орбит. Ступень с водородным двигателем для этого транспортного средства, получившего название RCAF, будет меньше, чем KVTK Ангары A5. Этот автомобиль не имеет текущих планов по использованию (14,6 тонны на 200 км x 60 °, 2,4 тонны на ГТО с Бриз-М или 3,6 тонны с водородной верхней ступенью), но может быть разработан как замена Зениту.
Хруничев предложил Ангара А5, способную запускать новый пилотируемый космический корабль массой до 18 тонн: Ангара 5П. Эта версия будет иметь 4 УРМ-1 в качестве ускорителей, окружающих маршевый сердечник УРМ-1, но не имеет второй ступени, полагаясь на космический корабль для завершения орбитального выхода по слегка суборбитальной траектории, во многом как Буран или Спейс шаттл. Это имеет то преимущество, что позволяет зажигать и проверять все двигатели на земле, что исключает возможность того, что двигатель не запустится после включения. Двигатели РД-191 также могут работать с пониженной тягой для повышения безопасности.
Хруничев предложил модернизированный вариант Ангары А5 с новой большой водородной верхней ступенью (УРМ- 2В) в качестве замены УРМ-2 и модернизированной тяги двигателя на ступенях УРМ-1. Тяга ускорителей УРМ-1 будет на 10% выше в течение первых 40 секунд, чтобы обеспечить хорошее соотношение тяги к массе даже при замене УРМ-2 на более тяжелый УРМ-2В. Рассмотрены также двигатели с поперечной подачей и еще более мощные двигатели РД-195 для УРМ-1. Предполагается, что грузоподъемность A5V составит около 35-40 тонн на НОО в зависимости от окончательной конфигурации.
Есть предложения по более тяжелому Angara A7, весом 1133 тонны и способным доставить 35 тонн на орбиту 200 км x 60 °, или доставка 12,5 тонн на ГТО с помощью увеличенного КВТК-А7 в качестве второй ступени вместо УРМ-2. В настоящее время нет планов по разработке этого транспортного средства, так как для него потребуется более крупная активная зона URM-1 для перевозки большего количества топлива, и придется ждать разработки двигателя с водородным двигателем для КВТК. Для Ангары А7 также потребуется другая стартовая площадка.
Ангара-100 была предложена Хруничевым в 2005 году для создания тяжелой ракеты-носителя для проекта НАСА Vision. для освоения космоса. Ракета будет состоять из четырех ускорителей с двигателем РД-170, ступени активной зоны с двигателем РД-180 и криогенного разгонного блока с модифицированным двигателем Энергия РД-0120 двигатель РД-0122. Его грузоподъемность на НОО превысит 100 тонн.
Вместе с НПО «Молния» Хруничев также предложил многоразовую ракету-носитель УРМ-1 под названием <221.>Байкал. УРМ-1 будет оснащен крылом, оперением, шасси, двигателем обратного полета и двигателями ориентации, чтобы ракета могла вернуться на аэродром после выполнения своей миссии.
Версия | Ангара 1.2 | Ангара А5 |
---|---|---|
Бустер | Н / Д | 4 x URM-1 |
Первая ступень | 1xURM-1 | 1xURM-1 |
Вторая ступень | Модифицированный блок I | УРМ-2 |
Третья ступень (не используется для НОО ) | – | Бриз-М / Блок ДМ-03 / КВТК |
Тяга (на уровне моря) | 1,92 MN | 9,61 MN |
Стартовая масса | 171,5 т | 759 т |
Высота (максимальная) | 41,5 м | 55,4 м |
Полезная нагрузка (LEO 200 км) | 3,8 т | 24,5 т |
Полезная нагрузка (GTO ) | – | 5,4 / 7,5 т |
Полезная нагрузка (GEO ) | – | 3 / 4,6 т |
Версия | Ангара 1.1 (Отменено) | Ангара A3 (Предложено) | Ангара A5P (Предложено) | Ангара A5V (Пр. oposed) | Ангара A7 (Предложено) | Ангара A7.2B (Предложено) |
---|---|---|---|---|---|---|
Бустеры | Н / Д | 2 x УРМ-1 | 4xURM-1 | 4xURM-1 | 6xURM-1 | 6xURM-1 |
Первая ступень | 1xURM-1 | 1xURM-1 | 1xURM-1 | 1xURM-1 | 1xURM-1 | 1xURM-1 |
Вторая ступень | Бриз-КМ | Модифицированный блок I | – | УРМ-2В | КВТК-А7 | УРМ-2 |
Третья ступень (не используется для НОО ) | – | Бриз-М / RCAF | - | Блок ДМ-03 / КВТК | - | КВТК2-А7В |
Тяга (на уровне моря) | 1,92 MN | 5,77 МН | 9,61 МН | 10,57 МН | 13,44 МН | |
Стартовая масса | 149 т | 481 т | 713 т | 815-821 т | 1133 т | 1323 т |
Высота (максимальная) | 34,9 м | 45,8 м | ? | ? | ? | 65,7 м |
Полезная нагрузка (LEO 200 км) | 2,0 т | 14,6 т | 18,0 т | 35-40 т | 35 т | 50 т |
Полезная нагрузка (GTO ) | – | 2,4 / 3,6 т | – | 11,9 - 13,3 т | 12,5 т | 19 т |
Полезная нагрузка (GEO ) | – | 1,0 / 2,0 т | – | 7,2 - 8 т | 7,6 т | 11,4 т |
Производство универсальных ракетных модулей и разгонных блоков Бриз-М будет осуществляться на Хруничевском филиале ПО «Полет в Омске. В 2009 году «Полет» инвестировал более 771,4 млн рублей (около 25 млн долларов США) в производственные линии «Ангара». Разработкой и испытаниями двигателя РД-191 занималось НПО Энергомаш, а его серийное производство будет осуществляться на предприятии Протон-ПМ в Перми.
«Ангара» в первую очередь будет запускаться с космодрома Плесецк. Планируется, что с 2021 года его также будут запускать с космодрома Восточный. Это позволило бы прекратить использование «Протона», ракеты, работа которой на космодроме Байконур Казахстан возражала против эксплуатации из-за использования в ней больших количеств высокотоксичного НДМГ и N. 2O. 4, а также проблемы с надежностью.
Дата / время (UTC) | Конфигурация | Серийный номер | Стартовая панель | Результат | |
---|---|---|---|---|---|
Полезная нагрузка | Орбита отделения | Оператор | Функция | ||
Примечания | |||||
9 июля 2014 г.. 12:00 | Ангара 1.2ПП | 71601 | Космодром Плесецк, Зона 35 | Успешный | |
Имитатор массы 1430 кг (3150 фунтов) Имитатор массы | Суборбитальный | Испытательный полет | |||
Допускается нестандартная Ангара 1.2ПП летные испытания УРМ-1 и УРМ-2 | |||||
23 декабря 2014. 05:57 | Ангара А5 / Бриз-М | 71751 | Космодром Плесецк, Зона 35 | Успешный | |
Имитатор массы 2000 кг (4400 фунтов) Имитатор массы | Низкая околоземная орбита | Испытательный полет №1 | |||
Первый полет Ангары А5, имитатор массы преднамеренно не отделен от верха Бриз-М tage | |||||
Future запускает | |||||
24 ноября 2020 | Ангара А5 / Бриз-М | 71752 / 14S43 | Космодром Плесецк, Зона 35 | ||
2000 кг (4400 фунтов) имитатор массы | Геосинхронный | Испытательный полет №2 | |||
Второй испытательный орбитальный полет | |||||
4 квартал 2020 года | Ангара A1.2 | Н / Д | Космодром Плесецк, Зона 35 Старт 1 | ||
Гонец-М 17, Гонец-М 18, Гонец-М 19 | LEO | Связь | |||
Первый полет и первый коммерческий рейс Ангары A1.2. | |||||
4 квартал 2020 | Ангара А1.2 | Н / Д | Космодром Плесецк, Зона 35 Старт 1 | ||
Гонец-М 20, Гонец-М 21, Гонец-М 22 | НОО | Связь | |||
2021 | Ангара А5 П / ДМ-03 | Н / Д | Космодром Плесецк, Район 35 Старт 1 | ||
Луч -5М | Геосинхронный | Связь | |||
2021 | Ангара A1.2 | Н / Д | Космодром Плесецк, Зона 35 Старт 1 | ||
НОО | Корейский институт аэрокосмических исследований | SAR Земля наблюдение |
В южнокорейской ракете-носителе Наро-1 использовалась первая ступень, созданная на базе УРМ-1 Ангары (оснащенная двигателем РД-191 с меньшей тягой). называется РД-151 ). Самолет совершил свой первый полет 25 августа 2009 года. Полет прошел неудачно, но первый этап прошел, как ожидалось. Второй пуск 10 июня 2010 года закончился неудачей, когда контакт с ракетой был потерян через 136 секунд после запуска. Совместный совет по рассмотрению отказов не смог прийти к консенсусу по поводу причины отказа. Третий полет 30 января 2013 года успешно вышел на орбиту.