Анджей Верчинский (родился 10 марта 1961 года в Белостоке, Польша ) - Философ, Богослов и Поэт. Он профессор общего образования и философии образования Департамента образования Варшавского университета, профессор extra numerum (ausserplanmäßiger Professor ) философии религии в Albert-Ludwigs- Universität Freiburg im Breisgau, Германия и президент-основатель (2001) Международного института герменевтики.
Верчинский с отличием получил степень магистра теологии (Католический университет Люблина, 1984) и был рукоположен в священники Люблинской архиепископии 4 апреля 1985 года. В 1990 году он защитил докторскую диссертацию по философии у Станислава Вильгуса в Католическом университете Люблина с диссертацией Die scholastischen Vorbedingungen der Metaphysik Gustav Siewerths: Eine Historisch-kritisc он Studie mit Bezug auf die Seinsvergessenheitstheorie von Martin Heidegger. Его вторая докторская степень была в области теологии с Герхардом-Людвигом Мюллером в Университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене с диссертацией Der Dichter in seinem Dichtersein: Versuch einer Философско-богословские Deutung des Dichterseins am Beispiel von Чеслав Милош. В 2007 году Верчински получил степень бакалавра философии религии в Университете Альберта Людвига во Фрайбурге i.Br. с монографией «Герменевтика между философией и теологией: императив мыслить несоизмеримое». После получения Venia legendi в философии религии, Верчински был приват-доцентом в 2007–2012 годах, прежде чем в 2012 году стал ausserplanmäßiger профессором (дополнительным профессором) философии религии в Университете Альберта Людвига во Фрайбурге, Германия.
Верчински добился исследовательских результатов в своих предметных областях, которые демонстрируют его научный опыт как в области его работ, так и в их широком содержательном составе. Он понимает герменевтику как особый образ мышления открытости, который не допускает ни априорных, ни аподиктических разграничений между областями знания, но вместо этого решительно сидит между ними, чтобы преодолеть разделение форм знания друг от друга. Несмотря на постмодернистский формат этой промежуточной герменевтики - который, конечно, не будет возведен в трансрегиональный, концептуально достижимый абсолютизм - Верчинский позиционирует герменевтику в пределах горизонта безошибочной способности человека постигать истину, которая актуализируется в истории знания. и его формы. Он понимает философию религии как герменевтическое посредничество между несоизмеримыми формами знания религии / теологии и философии, которые не отделены друг от друга, а скорее ссылаются друг на друга как генеалогически, так и конститутивно.
Для того, чтобы обсудить теологию и философию друг с другом, Верчински отредактировал целый ряд антологий, организовал конференции и сам принимал участие во многих беседах. Промежуточная герменевтика, которую он рассматривает под многочисленными названиями в лекциях и публикациях, символично указывает не только на теоретическую форму, но и на его заметный талант к организации и облегчению научных усилий.
В обучении и исследованиях Верчинский особенно озабочен философской и теологической герменевтикой, подходами Ганса-Георга Гадамера, Поля Рикёра и герменевтическим повторным присвоением метафизика средневековья в беседе с Мартином Хайдеггером и Густавом Зивертом; с немецким идеализмом - особенно с Шеллингом - а также с герменевтикой образования, общения, медицины и психоанализа. Основное внимание в его работах было уделено герменевтическому восстановлению средневековой метафизики. Его герменевтика образования и герменевтика медицины способствуют лучшему пониманию взаимосвязи между гуманитарными социальными науками и естественными науками и их влияния на современное общество. Как плодовитый автор, опытный менеджер и координатор знаний, он входит в консультативные советы многих международных обществ и в редакционные советы международных академических журналов.
Верчинский помещает современные дебаты относительно отношений между философией и теологией за пределы Афин и Иерусалима. Оригинальная антиномия Тертуллиана разрушилась в свете неоспоримо богословского развития современной западной философии. Интеллектуальное наследие средневековья, эпохи Возрождения и Просвещения демонстрирует, что философия и теология неразрывно связаны. Верчинский наблюдательно показывает, что типичные богословы двадцатого века были глубоко философски осведомлены. Богословская глубина Бультмана, Барта, Ранера и фон Бальтазара, каждого по-своему, была глубиной классической немецкой философии. С другой стороны, философия должна благодарить теологию за ее безошибочное сияние. Современные философы, такие как Кант, Гегель и Шеллинг, немыслимы без богословской подготовки, не говоря уже о постмодернистах, таких как Хайдеггер или Левинас. Необходимость ставить философские вопросы и размышлять о естественном богословии стала главной заботой не только христианства, но и западной философии.
Согласно Верчинскому, герменевтика задумчиво преследует определенную степень посредничества между двумя полюсами противоположных недопониманий религии и светского мира. Герменевтика, как посредник, приходит на помощь натянутым отношениям и все больше осознает конечность и историчность понимания. Разрыв между теологией и философией в западной традиции - это просто не проблема, которую нужно преодолевать. Фактически, это разделение породило плодотворное наследие, которое побудило как философию, так и теологию задавать герменевтические вопросы. На основе герменевтики Верчинский предлагает отвергнуть призыв Хайдеггера к радикальному разделению философии и теологии. Такое разделение герменевтически несостоятельно. Независимо от того, насколько строго дисциплины стараются сохранять дистанцию друг от друга, противоположного влияния невозможно избежать. Это уже исторический факт. Герменевтика призывает к новому и обновленному рассмотрению проблемных связей теологии и философии, даже на разных уровнях. Философия и теология - это не просто статические дисциплины, которые должны каким-то образом стать методологически связанными, но исторические дисциплины с их собственными отличительными интеллектуальными историями. Их оплодотворяют те люди, которых они кормят. Герменевтико-критический аппарат, в частности нарративная идентичность, необходим для того, чтобы возродить в конструктивной артикуляции традицию уважения и связи между философией и теологией. Пространство, которое должно быть создано заново между философией и теологией благодаря созерцанию несоизмеримого, является приглашением к герменевтике. То, что происходит на нейтральной территории между двумя дисциплинами, есть герменевтика и может быть только герменевтикой. Это герменевтика между смелостью вопрошать и смирением слушать. Верчинский не претендует на окончательное суждение относительно единственной правильной связи философии и теологии, но скорее пытается показать другой путь, способ, которым должны вести переговоры между двумя дисциплинами. Единственная возможность раскрыть этот путь заключается в реальной практике герменевтики. Несоизмеримость философии и теологии требует бесчисленного множества интерпретаций. Философия и богословие не могут устранить такое открытое пространство для множества интерпретаций, даже в отношении расстояния между ними. Также нельзя запретить другому понимать и интерпретировать их связь по-разному.
Сочетание философии и теологии раскрывает, что западная философия и богословская традиция исторически развивались вместе и бок о бок друг с другом. На протяжении всей интеллектуальной истории существовали движения, которые можно было бы интерпретировать как философски автономные, но, тем не менее, были связаны с теологической основой. С другой стороны, мы можем также задать вопрос с теологической стороны, что стало бы с христианством без встречи с греческой метафизикой. Наверняка что-то совсем другое, возможно, немыслимо иное. Лютер не смог бы заново открыть для себя первоначальное христианство без метафизики, потому что, выражаясь герменевтично, это не учитывало бы историческую фактичность вопроса. Герменевтическая философия должна включать в себя теологию, потому что не может делать ничего другого. Обратное также применимо. Объект герменевтики, сама материя, является теологическим, так что она включает голоса, которые порождает традиция, которой мы являемся. Герменевтика - это не теология, но она должна оставаться открытой для нее.
Герменевтика, оказавшаяся «между» божественным и человеческим, может открыть modus existendi для людей эпохи интерпретации. Эта «герменевтика промежуточных» философии и теологии хочет позволить множеству различных голосов выступить в качестве речи, чтобы иметь возможность обратиться к драме человеческого существования с остротой, которой она заслуживает. В эпоху герменевтики философия утратила право говорить с абсолютной точки зрения. Многие аргументы против интеграции теологии в философию приводят к ложному выводу о том, что если философия как «чистый разум» свободна от культурных связей, то она также не подчиняется теологии, поскольку последняя всегда культурно обусловлена по отношению к своим особенностям. и историческое сообщество верований. Герменевтика помогает осознать, что западная философия является таким же культурным феноменом, как и западное богословие. Это своего рода исповедание веры в критическое мышление, основанное Сократом, усовершенствованное в средние века и полностью развитое в результате рационального торжества Просвещения. То, что это кредо стремится к антиномии, не меняет того факта, что оно закреплено в культурно и теологически обусловленных ситуациях. На самом деле философия на Западе - это такая же форма жизни или искусство жизни, как и теология. Эту идею экзистенциализм заново открыл у греков. Если философия и теология являются формами жизни (как полагал Витгенштейн), ни один из них не имеет априорного превосходства над другим. Таким образом, богословие теряет эту привилегию вместе с философией, и все же можно говорить об отношениях между ними с философской и теологической точки зрения. Две формы жизни говорят друг с другом. Однако в богословии есть то, в чем не может убедиться ни одна философия, а именно авторитет Бога. В философии есть то, чего не может быть в теологии: скептическая свобода от авторитетов. Таким образом, в наших беседах мы должны четко различать теологическую и философскую точки зрения и признать, что другая точка зрения, теологическая или философская, всегда остается возможной. Такое понимание дает богословию и философии свободу продолжать развиваться в диалогической независимости друг от друга и освобождаться от идеализма синтеза двух дисциплин. Только осознав их различия, можно сохранить прочную основу для разговора между ними. Как и любой другой герменевтический разговор, это признание противоположной задолженности, имеющей трансформирующий характер.
Как искусство понимания, герменевтика предполагает, что подобное начинание объединяет теоретическое измерение вопроса с фактическим. Теология - это не просто академическая дисциплина. Это способ нашего существования в мире. С некоторыми оговорками то же самое можно сказать и о философии. Мало того, что сталкиваются две дисциплины, два альтернативных способа быть людьми наблюдают друг за другом подозрительным взглядом, так что другой представляет собой провокацию и угрозу его особой веры и концепции реальности. Важный вклад герменевтики состоит в том, что она исключает какое-либо поспешное решение проблем, независимо от того, занимается ли она либеральным синтезом двух различных дискурсов или постлиберальным захоронением антагонизма между ними. Этот вечный диалог не допускает окончательного завершения. В самом деле, было бы плохим герменевтиком, который думал бы, что последнее слово за ним, что последнее слово должно быть за ним или даже могло быть последнее слово.