Анджей Вайда

редактировать
Польский кинорежиссер

Анджей Вайда
Анджей-Вайда-1963.jpg Вайда в 1963 году
РодилсяАнджей Витольд Вайда. (1926-03-06) 6 марта 1926 года. Сувалки, Вторая Польская Республика
Умер9 октября 2016 (2016-10-09) (90 лет). Варшава, Польша
Alma materНациональная киношкола в Лодзи
Род занятий
  • Кинорежиссер
  • продюсер
  • сценарист
Годы активный1951–2016
Супруг (а)
Награды
Подпись
Анджей Вайда signature.svg

Анджей Витольд Вайда (польский: ; 6 марта 1926 - 9 октября 2016) был поляком кино и театральный режиссер. Имеет Почетный Оскар, Золотую пальмовую ветвь, а также Почетную награду Золотой лев и Почетный Золотой Медведь, он был видный член «Польской киношколы ». Он был особенно известен своей трилогией фильмов о войне, состоящей из Поколение (1955), Канал (1956) и Пепел и алмазы (1958).

Он считается одним из самых известных в мире режиссеров, чьи работы рассказывают о политической и социальной эволюции его родной страны и затрагивают мифы о польской национальной идентичности, предлагая проницательный анализ универсального элемента польского опыта - борьба за сохранение собственного достоинства в самых тяжелых обстоятельствах.

Четыре его фильма были номинированы на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке : Земля обетованная (1975), Служанки Вилко (1979), Железный человек (1981) и Катынь (2007).

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Начало карьеры
  • 3 Художественное признание
  • 4 Карьера после 1990 года
  • 5 Личная жизнь и смерть
  • 6 Награды и награды
  • 7 Фильмография
  • 8 См. Также
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки
Ранние годы жизнь

Вайда родился в Сувалках, Польша, в семье школьной учительницы Аниелы (урожденной Беловой) и армейского офицера Якуба Вайды. Отец Вайды был убит Советским Союзом в 1940 году в результате того, что стало известно как Катынская резня. В 1942 году он присоединился к польскому сопротивлению и служил в Армии Крайовой. После войны он учился на художника в Краковской Академии изящных искусств, а затем поступил в Лодзинскую киношколу.

Начало карьеры

После ученичества Вайды на режиссера Александр Форд, Вайда получил возможность снять собственный фильм. Поколение (1955) был его первым крупным фильмом. В то же время Вайда начал свою театральную работу в качестве режиссера, в том числе Майкла В. Газзо «Шляпа дождя » (1959), Гамлет (1960), и Два для качелей (1963) Уильям Гибсон. Вайда снял еще два наиболее успешных фильма, которые развили антивоенную тему A Generation: Канал (1956) (Специальный приз жюри на Каннском кинофестивале в 1957 г., совместно с Седьмой печатью ) Бергмана и Пепел и алмазы (1958) с Збигневом Цибульским.

. В то же время способный производить массовые коммерческие услуги (часто отвергается как «тривиально» по мнению критиков), Вайда больше интересовался произведениями аллегории и символизма, а также некоторыми символами (такими как поджог стакана ликера, представляющий пламя юного идеализма потушенные войной) часто повторяются в его фильмах. Лотна (1959) полон сюрреалистических и символических сцен и кадров, но ему удалось исследовать другие стили, создав стиль новой волны Невинные колдуны (1960) на музыку Кшиштофа Комеда, в эпизодах с Романом Полански и Ежи Сколимовским (который также был соавтором сценария) в главных ролях. Затем Вайда снял Самсона (1961), рассказ о Джейкобе, еврейском мальчике, который хочет выжить во время нацистской оккупации Польши. В середине 1960-х Вайда снял Прах (1965) по роману польского писателя Стефана Жеромского и снял несколько фильмов за границей: Любовь в двадцать (1962)), Сибирская леди Макбет (1962) и Врата рая (1968).

В 1967 году Цибульский погиб в автокатастрофе, после чего режиссер выразил свое горе в фильме Все на продажу (1968), который считается одним из его самых личных фильмов, используя технику фильм в фильме, чтобы рассказать историю жизни и творчества режиссера. В следующем году он снял ироническую сатиру Охота на мух по сценарию Януша Гловацкого и короткометражный телевизионный фильм Пшекладанец по сценарию Станислав Лем.

Художественное признание
Анджей Вайда (в центре), ок. 1970

1970-е были наиболее плодотворным периодом творчества Вайды, снявшего более десяти фильмов: Пейзаж после битвы (1970), Пилат и другие (1971), Свадьба (1972) - экранизация известной польской поэтической драмы Станислава Выспянского, Земля обетованная (1974), Человек из мрамора (1976) - действие фильма происходит в двух временных периодах, первый фильм показывает эпизоды сталинизма в Польше, (1976), Жестокое обращение (другое название: Без наркоза ) (1978), Дирижер оркестра (1980), в главной роли Джон Гилгуд ; и два психологических и экзистенциальных фильма по романам Ярослава Ивашкевича - Березовый лес (1970) и Девы Вилько (1979). «Березовый лес» был включен в 7-й Московский международный кинофестиваль, где Вайда получил Золотой приз за режиссуру.

Вайда продолжал работать в театре, в том числе Play Strindberg, Достоевского Бесы и Настасья Филипповна - версия Вайды Идиота, Ноябрьская ночь Выспянского, Иммигранты Славомира Мрожека, Дело Дантона или Сны разума

Вайда во время съемок в 1974 году

Более поздняя приверженность Вайды растущему движению Солидарность в Польше проявилась в Человек из железа (1981), тематическое продолжение «Человека из мрамора»., с лидером «Солидарности» Лехом Валенсой, который в последнем фильме играет самого себя. Сюжет фильма основан на жизни Анны Валентинович, героя социалистического труда стахановца, ставшего диссидентом, и намекает на события из реальной жизни, такие как увольнение Валентинович с верфи. и подпольная свадьба Богдана Борусевича с Алиной Пенковской. Участие директора в этом движении побудит польское правительство вытеснить продюсерскую компанию Вайды из бизнеса. За фильм Вайда получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале.

. В 1983 году он снял фильм Дантон с Жераром Депардье в главной роли. в главной роли - фильм, действие которого происходит в 1794 году (второй год французского республиканского календаря ) о послереволюционном терроре. Сделанный на фоне военного положения в Польше, Вайда показал, как легко революция может превратиться в террор и начать «есть своих детей». За этот фильм Вайда был удостоен премии Луи Деллюка и премии Сезара за лучшую режиссуру. В 1980-х он также снял Любовь в Германии (1983) с участием Ханны Шигулла, Хроники любовных происшествий (1986), адаптацию Тадеуша Конвицкого. роман и Бесы (1988) по роману Достоевского. В театре он подготовил интерпретацию Преступления и наказания Достоевского (1984) и других уникальных спектаклей, таких как «Антигон», его последовательные Гамлет версии или старинная еврейская пьеса Дыббук. В 1989 году был председателем жюри 16-го Московского международного кинофестиваля.

Карьера после 1990 года
Во время съемок Катынь в 2007 году

В 1990 году Анджей Вайда был удостоен European Film Awards за свои жизненные достижения, только третий режиссер, удостоенный такой чести после Федерико Феллини и Ингмара Бергмана. В начале 1990-х он был избран сенатором, а также назначен художественным руководителем варшавского театра Повшечного. Он продолжал снимать фильмы, действие которых происходит во время Второй мировой войны, в том числе Корчак (1990), историю о польско-еврейском докторе, который заботится о детях-сиротах, в фильмах «Кольцо венценосного орла» (1993) и Страстная неделя (1995) конкретно о еврейско-польских отношениях. В 1994 году Вайда представил собственную киноверсию романа Достоевского Идиот в фильме Настасья с японским актером Тамасобуро Бандо в двойной роли принца. Мишкин и Настасья. Оператором фильма был Павел Эдельман, который впоследствии стал одним из великих сотрудников Вайды. В 1996 году режиссер пошел в другом направлении с Мисс Никто, драмой о взрослении, в которой исследуются более темные и более духовные аспекты отношений между тремя старшеклассницами. В 1999 году Вайда выпустил эпический фильм Пан Тадеуш, основанный на эпической поэме польского поэта-романтика XIX века Адама Мицкевича.

Год спустя, в 2000 Academy Awards, Вайда был награжден почетным Оскаром за его вклад в мировое кино; впоследствии он передал награду Краковскому Ягеллонскому университету. В 2002 году Вайда снял Месть, киноверсию его театральной комедии 1980-х годов, с Романом Полански в одной из главных ролей. В феврале 2006 года Вайда получил Почетного Золотого Медведя за пожизненные достижения на Берлинском международном кинофестивале. В 2007 году на экраны вышел фильм Катынь, получивший высокую оценку фильма о Катынской резне, в которой был убит отец Вайды; режиссер также показывает драматическое положение тех, кто ждет своих родственников (матери, жены и дети). Фильм был номинирован на Лучший фильм на иностранном языке Оскар в 2008 году.

Вайда был изображен со своей женой, Кристиной Захватович, в 2010 году

Вайда последовал за ним с Sweet Rush (2009) с Кристиной Янда в качестве главного героя. Частично он основан на коротком романе Ярослава Ивашкевича. Фильм посвящен Эдварду Клосиньскому, мужу Янды, кинематографисту, давнему другу и коллеге Вайды, умершему в том же году от рака. За этот фильм Вайда был награжден Призом Альфреда Бауэра на Берлинском международном кинофестивале 2009 года. Он получил приз ФИПРЕССИ на церемонии вручения наград European Film Awards 2009. Валенса. Человек надежды (Wałęsa. Człowiek z nadziei), биография Вайды Леха Валенсы, основанная на сценарии Януша Гловацкого и в главной роли Роберта Венцкевича в Мировая премьера главной роли состоялась на Венецианском международном кинофестивале 2013 года. Его последним фильмом был Остаточный образ (Повидоки) 2016 года с Богуславом Линдой в роли польского художника-авангардиста Владислав Стшеминский.

Вайда основал Японский центр искусства и технологий в Краков в 1994 году. В 2002 году он основал и возглавил собственную киношколу с польским кинорежиссером Войцехом Марчевским. Студенты школы Вайда посещают различные кинокурсы под руководством известных европейских кинематографистов.

Личная жизнь и смерть

Вайда был женат четыре раза. Его третьей женой была актриса Беата Тышкевич, от которой у него родилась дочь Каролина (1967 г.р.). Его четвертой женой была театральный художник по костюмам и актриса Кристина Захватович.

В сентябре 2009 года Вайда потребовал освободить режиссера Романа Полански после того, как он был арестован в Швейцарии в связи с его Обвинение 1977 года в применении наркотиков и изнасиловании 13-летней девочки.

Вайда скончалась в Варшаве 9 октября 2016 года в возрасте 90 лет от легочной недостаточности. Похоронен на кладбище Сальватор в Кракове.

Награды и почести
Анджей Вайда во время церемонии вручения Ордена Белого Орла в 2011
Фильмография
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Анджей Вайда.
Последняя правка сделана 2021-06-11 01:31:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте