Анджей Фрич Моджевский (лат. : Andreas Fricius Modrevius) (примерно 20 сентября 1503 г. - осень 1572 г.) был польским ренессансом ученый, гуманист и теолог, названный «отцом польской демократии ». Его книга De Republica emendanda (O poprawie Rzeczypospolitej) была широко прочитана и хвалилась в большей части эпохи Возрождения Европы.
Моджевский родился в Wolbórz (также известный как Woybor, Voibor, Woibor, Войбор, Войборз и Вольборз), близ Петркув-Трыбунальский, сын Якуба Моджевского (1477–1529). Семья Моджевских принадлежала к дворянству (хотя некоторые авторы говорят о бедной знати), носила герб Ястшембец и носила наследственный титул мэра (wójt / vogt / адвокат) Вольбужа.. После окончания Краковской академии, он был рукоположен в священники и служил при архиепископе Яне Ласки (Старшем), а затем при епископе Познанском Яне Латальском. С 1530 г. он был связан со двором Яна Ласки Младшего, примаса Польши и племянника старшего Ласки. Прожив какое-то время в Германии, где он учился в лютеранском университете, он встретил Мартина Лютера и других ранних протестантских реформаторов в Виттенберге. Он также позаботился о библиотеке Эразма, купленной Ласки.
С 1540 г. он служил титулярным приходским священником в Бжезинах и. В 1541 году во время своего пребывания в столице он встретился с Миколаем Рей. Моджевский выступал за отправку смешанной церковной и светской делегации на Трентский собор 1545 Трент (куда он будет направлен в качестве польского делегата). Он поддерживал иренизм (важность единства), а также демократический и экуменический элемент в Церкви. Он стал чиновником при дворе Сигизмунда II Августа в 1547 году. Поскольку он сильно склонялся в сторону реформистских кругов (особенно кальвиниан и ариан / Польские братья ), он оказался под угрозой обвинения в ереси и в конечном итоге был лишен своих церковных титулов и должностей. Однако король выдал ему защитное письмо. В 1553 году он удалился в свой родной Вольбуж.
Моджевский дебютировал как писатель в 1543 году с работой под названием Lascius, sive de poena homicidii (О наказании за непредумышленное убийство; или aski, czyli O karze za mężobójstwo на польском ). В нем Моджевский подверг критике неравенство, предусмотренное законом для различных социальных слоев: например, в то время как наказание за убийство дворянина варьировалось от 120 грзивна - через пожизненное заключение - до смерти, наказание за убийство крестьянина составляло всего 10 грзивна. И все же именно «Об улучшении Содружества» (De Republica emendanda) принесла ему вечную и международную известность. В нем он выступал за сильную монархию, которая защищала бы права всех граждан. Он постулировал равенство всех перед законом и подверг критике запрет 1565 года на владение землей не дворянами. Он писал, что крестьяне должны владеть землей, на которой они работают, и что горожане должны иметь возможность покупать землю и избираться на должности (тогда эти права были сохранены только за дворянством), требовал реформы ( секуляризация ) образования и разделение между государством и церковью. Этот трактат был переведен на многие европейские языки и заработал много врагов в церкви. Папа Павел V поместил книгу в Index Librorum Prohibitorum (список запрещенных книг).
Главным достижением Моджевского, напечатанным в 1551 году, было: Commentariorum De Republica emendanda libri quinque (Пять книг комментариев об улучшении Содружества, или Rozważań o poprawie Rzeczypospolitej ksiąg pięć на польском языке) опубликовано в типографии Лазаря Андрисовича. Первоначально он должен был включать все пять рукописей: 1. De Moribus (О таможне); 2. De Legibus (О законах); 3. Де Белло (О войне); 4. Де Экклесия (О церкви) и 5. Де Схола (О школе). Однако, поскольку некоторые из тезисов Модревиуса были сочтены Церковью неортодоксальными и выступили против, только три первые книги были включены в первоначальную публикацию.
Первое полное издание, состоящее из всех пяти вышеупомянутых книг и диалогов, озаглавленных: De utraque specie Coenae Domini («О двойственности скрижа Господней») - было опубликовано в 1554 году в Базеле от Иоганна Опорина, после чего Моджевский был вынужден покинуть столицу. Первый польский перевод Киприана Базылика был опубликован в Лоске в 1577 году. Книгу читали и хвалили в Европе эпохи Возрождения. Он был переведен на немецкий, французский, испанский и русский языки в 17 веке.
Потомки дочери Моджевского, в том числе президент Польши Лех Качиньский и принцесса Матильда, герцогиня Брабантская.