Анджей Фрич Моджевский

редактировать
Анджей Фрич Моджевский, изображенный на картине Яна Матейко, изображающей Союз Люблин.

Анджей Фрич Моджевский (лат. : Andreas Fricius Modrevius) (примерно 20 сентября 1503 г. - осень 1572 г.) был польским ренессансом ученый, гуманист и теолог, названный «отцом польской демократии ». Его книга De Republica emendanda (O poprawie Rzeczypospolitej) была широко прочитана и хвалилась в большей части эпохи Возрождения Европы.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 De Republica emendanda
    • 2.1 Другие произведения
  • 3 Lineage
  • 4 цитаты
  • 5 См. Также
  • 6 Notes

Life

Моджевский родился в Wolbórz (также известный как Woybor, Voibor, Woibor, Войбор, Войборз и Вольборз), близ Петркув-Трыбунальский, сын Якуба Моджевского (1477–1529). Семья Моджевских принадлежала к дворянству (хотя некоторые авторы говорят о бедной знати), носила герб Ястшембец и носила наследственный титул мэра (wójt / vogt / адвокат) Вольбужа.. После окончания Краковской академии, он был рукоположен в священники и служил при архиепископе Яне Ласки (Старшем), а затем при епископе Познанском Яне Латальском. С 1530 г. он был связан со двором Яна Ласки Младшего, примаса Польши и племянника старшего Ласки. Прожив какое-то время в Германии, где он учился в лютеранском университете, он встретил Мартина Лютера и других ранних протестантских реформаторов в Виттенберге. Он также позаботился о библиотеке Эразма, купленной Ласки.

С 1540 г. он служил титулярным приходским священником в Бжезинах и. В 1541 году во время своего пребывания в столице он встретился с Миколаем Рей. Моджевский выступал за отправку смешанной церковной и светской делегации на Трентский собор 1545 Трент (куда он будет направлен в качестве польского делегата). Он поддерживал иренизм (важность единства), а также демократический и экуменический элемент в Церкви. Он стал чиновником при дворе Сигизмунда II Августа в 1547 году. Поскольку он сильно склонялся в сторону реформистских кругов (особенно кальвиниан и ариан / Польские братья ), он оказался под угрозой обвинения в ереси и в конечном итоге был лишен своих церковных титулов и должностей. Однако король выдал ему защитное письмо. В 1553 году он удалился в свой родной Вольбуж.

Моджевский дебютировал как писатель в 1543 году с работой под названием Lascius, sive de poena homicidii (О наказании за непредумышленное убийство; или aski, czyli O karze za mężobójstwo на польском ). В нем Моджевский подверг критике неравенство, предусмотренное законом для различных социальных слоев: например, в то время как наказание за убийство дворянина варьировалось от 120 грзивна - через пожизненное заключение - до смерти, наказание за убийство крестьянина составляло всего 10 грзивна. И все же именно «Об улучшении Содружества» (De Republica emendanda) принесла ему вечную и международную известность. В нем он выступал за сильную монархию, которая защищала бы права всех граждан. Он постулировал равенство всех перед законом и подверг критике запрет 1565 года на владение землей не дворянами. Он писал, что крестьяне должны владеть землей, на которой они работают, и что горожане должны иметь возможность покупать землю и избираться на должности (тогда эти права были сохранены только за дворянством), требовал реформы ( секуляризация ) образования и разделение между государством и церковью. Этот трактат был переведен на многие европейские языки и заработал много врагов в церкви. Папа Павел V поместил книгу в Index Librorum Prohibitorum (список запрещенных книг).

De Republica emendanda

Главным достижением Моджевского, напечатанным в 1551 году, было: Commentariorum De Republica emendanda libri quinque (Пять книг комментариев об улучшении Содружества, или Rozważań o poprawie Rzeczypospolitej ksiąg pięć на польском языке) опубликовано в типографии Лазаря Андрисовича. Первоначально он должен был включать все пять рукописей: 1. De Moribus (О таможне); 2. De Legibus (О законах); 3. Де Белло (О войне); 4. Де Экклесия (О церкви) и 5. Де Схола (О школе). Однако, поскольку некоторые из тезисов Модревиуса были сочтены Церковью неортодоксальными и выступили против, только три первые книги были включены в первоначальную публикацию.

Первое полное издание, состоящее из всех пяти вышеупомянутых книг и диалогов, озаглавленных: De utraque specie Coenae Domini («О двойственности скрижа Господней») - было опубликовано в 1554 году в Базеле от Иоганна Опорина, после чего Моджевский был вынужден покинуть столицу. Первый польский перевод Киприана Базылика был опубликован в Лоске в 1577 году. Книгу читали и хвалили в Европе эпохи Возрождения. Он был переведен на немецкий, французский, испанский и русский языки в 17 веке.

Другие произведения

  • 1543: Lascius sive de poena homicidii (О наказании за непредумышленное убийство, польское название: Łaski albo o karze za mężobójstwo)
  • 1545: Oratio Philatelis Peripatetici in senatulo hominum scholasticorum de Decto conventus, quo pagi civibus adimi allowtuntur, Habita... (Беседа правдивого перипатетика, высказанная среди ученых мужей, которая разрешает парламентский декрет сельские усадьбы, которые должны быть отобраны у горожан, польское название Mowa Prawdomówcy Perypatetyka o postanowieniu sejmu zezwalającym na odbieranie mieszczanom wiejskich posiadłości, wypowiedziana w kole ludzi reczonyości, wypowiedziana w kole ludzi reczonyusim...
  • Простая история, учитывая любопытный случай и плохой пример, которым он является..., польское название Prosta opowieść o niezwykłej sprawie stanowiącej zgubny przykład, a zarazem użalenie się na krzywdy i skarga przeciw Stanisławowi Orzechows kiemu z Rusi)
  • 1590: Сильвы, включая четыре богословских дискурса Модревия (De tribus personis et una essentia Dei, О трех Лицах и одной сущности Бога; De needitate conventus habendi ad sedandas Religiousis controversias, О необходимости собраний для прекращения религиозных споров; Де Йесу Христо об Иисусе Христе; De Homousio On Homousia ")

Род

Потомки дочери Моджевского, в том числе президент Польши Лех Качиньский и принцесса Матильда, герцогиня Брабантская.

Цитаты

  • " Без законов не может быть настоящей свободы ». (Bez praw nie może być prawdziwej wolności.)
  • « Крестьянин не ваш раб, он ваш сосед ».

См. Также

Заметки

Последняя правка сделана 2021-06-11 01:29:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте