Андрей Платонов

редактировать
Русский писатель
Андрей Платонов
Андрей Платонов в 1938 году Андрей Платонов в 1938 году
РодилсяАндрей Платонович Климентов. (1899-08-28) 28 августа 1899. Воронеж, Воронежская губерния, Российская Империя
Умер5 января 1951 (1951-01-05) (51 год). Москва, РСФСР, Советский Союз
Род занятийПисатель, философ, драматург, поэт, инженер
НациональностьРусский
Период1919–1951
ЖанрРоман, рассказ, поэзия, публицистика
Известные произведенияКотлован. Чевенгур. Душа. Река Потудань. Счастливая Москва

Андрей Платонов (Русский : Андре́й Плато́нов, IPA: ; 28 августа [OS 16 августа] 1899 - 5 января 1951) был псевдонимом Андрей Платонович Климентов (русский : Андре́й Плато́нович Климе́нтов), советский русский писатель, фи лозоф, драматург и поэт, чьи произведения предвосхищают экзистенциализм. Хотя Платонов считал себя коммунистом, его основные работы оставались неопубликованными при его жизни из-за их скептического отношения к коллективизации сельского хозяйства (1929-1940) и другим сталинским политики, а также за их экспериментальную, авангардную форму. Среди его знаменитых произведений - романы Фундаментальная яма (Котлован) и Чевенгур (Чевенгур ).

В 2000 году серия New York Review Books Classics выпустила сборник рассказов, в том числе его самый известный рассказ «Река Потудань» с предисловием Татьяны Толстой. В 2007 году New York Review Books переиздали сборник произведений Платонова, в который вошли повесть Душа (Джан), рассказ «Возвращение» и шесть других рассказов. За этим последовало переиздание «Ямы фундамента» в 2009 году, а в 2012 году - неоконченного романа «Счастливая Москва» (не публиковавшегося при жизни Платонова).

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь и образование
  • 2 Ранняя карьера
  • 3 Три критических произведения
    • 3.1 Официальная поддержка и порицание
    • 3.2 Двойственность Сталина и сын Платонова
  • 4 Наследие
  • 5 Стиль и тематика
  • 6 Дань
  • 7 Список работ
    • 7.1 Дата составления (и более поздней публикации)
    • 7.2 Произведения переведены на английский язык
  • 8 Список литературы
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Ранние годы и образование

Платонов родился в поселке Ямская Слобода на окраине Воронежа в Черноземном районе Средней России. Его отец был слесарем по металлу (и изобретателем-любителем), работал в железнодорожных мастерских, а его мать была дочерью часовщика. Он учился в местной приходской школе и закончил начальное образование в четырехлетней городской школе и начал работать в возрасте тринадцати лет, занимая такие должности, как офисный клерк в местной страховой компании, плавильщик на трубном заводе, помощник машиниста, складской и т. Д. железная дорога. После революций 1917 года изучал электротехнику в Воронежском политехническом институте. Когда в 1918 году разразилась гражданская война, Платонов помогал своему отцу в поездках, доставлявших войска и припасы, и уборке снега.

Начало карьеры

Андрей Платонов в 1922 году

Тем временем Платонов начал писать стихи, отправляя их в газеты в Москве и других странах. Он также был активным автором местных периодических изданий. В их число вошли газета местного профсоюза железнодорожников «Железный путь»; газеты Коммунистической партии Воронежской области «Красная деревня» и «Воронежская коммуна» («Воронежская коммуна»); «Кузница» - общенациональный журнал группы пролетарских писателей «Кузница».

С 1918 по 1921 год, наиболее интенсивный период своей писательской деятельности, он опубликовал десятки стихотворений (антология появилась в 1922 году), несколько рассказов, сотни статей и эссе, приняв в 1920 году псевдоним Платонова. по которой он наиболее известен. Обладая удивительно высокой энергией и ранним интеллектуальным развитием, он уверенно писал по широкому кругу тем, включая литературу, искусство, культурную жизнь, науку, философию, религию, образование, политику, гражданскую войну, международные отношения, экономику, технологии, голод и мелиорацию земель. среди других. В 1920 году не было ничего необычного в том, что в прессе ежедневно появлялись два или три произведения Платонова на совершенно разные темы.

Он также был связан с местным движением Пролеткульт, вступил в Союз коммунистических журналистов в марте 1920 г., работал редактором в «Красной деревне» и в газете. местного профсоюза железнодорожников. В августе 1920 года Платонов был избран во временное правление вновь образованного Воронежского Союза пролетарских писателей и присутствовал на Первом съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года, организованном кузницей. Он регулярно читал свои стихи и выступал с критическими речами на различных собраниях клуба.

В июле 1920 года Платонов был принят в Коммунистическую партию в качестве кандидата в члены по рекомендации своего друга Литвина (Молотова). Он начал посещать партийные собрания, но был исключен из партии 30 октября 1921 года как «нестабильный элемент». Позже он описал это расставание как «ювенальную» причину. Хотя, как и ряд других писателей-рабочих (со многими из которых он познакомился через Кузницу и на съезде писателей 1920 г.), он, возможно, вышел из партии, испугавшись Новой экономической политики (НЭП). Глубоко обеспокоенный ужасным голодом 1921 года, он открыто и неоднозначно критиковал поведение (и привилегии) ​​местных коммунистов. Платонов подал заявление о повторном приеме в партию весной 1924 года, заверяя, что он остался коммунистом и марксистом, но его не пустили ни тогда, ни в следующих двух случаях.

В 1921 году Платонов. женился на Марии Александровне Кашинцевой (1903–1983); у них родился сын Платон в 1922 году и дочь Мария в 1944 году.

В 1922 году, после опустошительной засухи и голода 1921 года, Платонов полностью отказался от журналистской и литературной работы, чтобы над этим работать. проекты электрификации и проведение мелиоративных работ для Воронежского областного земельного управления, а затем и для органов центрального правительства. «Я больше не мог заниматься созерцательной деятельностью, как литература», - вспоминал он позже. В течение следующих нескольких лет он работал инженером и администратором, организовывая рытье прудов и колодцев, осушение болотных угодий и строительство гидроэлектростанции.

В 1925 году он опубликовал книгу о Черноморском восстании 1905 года. Это был тот же год, что и фильм Сергея Эйзенштейна Броненосец Потемкин было сделано. Книга Платонова была издана в Ленинграде как часть официальной истории Коммунистической партии.

Три критических произведения

Когда он вернулся к написанию прозы в 1926 году, ряд критиков и читателей отметили появление основного и оригинального литературного голоса. Переехав в Москву в 1927 году, он впервые стал профессиональным писателем, сотрудничая с рядом ведущих журналов.

В период с 1926 по 1930 год, с НЭПа до первой пятилетки (1928-1932), Платонов выпустил два своих основных произведения - романы [ ru ] и Котлован. С их неявной критикой системы ни один из них не был принят к публикации, хотя одна глава Chevengur появилась в журнале. Эти два романа были опубликованы в СССР только в конце 1980-х годов.

В 1930-е годы Платонов работал с советским философом Михаилом Лифшицем, который редактировал московский журнал «Литературный критик», за которым следовали философы-марксисты со всего мира. Еще одним сотрудником журнала был теоретик Дьёрдь Лукач, и Платонов построил связи с двумя философами. Поворотным моментом в его жизни и карьере как писателя стала публикация в марте 1931 г. повести «Для будущего использования» (″ Впрок ″), повествующей о насильственной коллективизации сельского хозяйства в течение первых пяти лет. План.

Согласно архивным свидетельствам (доклад информатора ОГПУ, 11 июля 1931 г.), Сталин внимательно читал «В будущее» после его публикации, добавляя на полях комментарии об авторе («дурак, идиот, негодяй») и его литературном стиле ( «это не русский язык, а какая-то непонятная чушь») к своему экземпляру журнала. В записке для издателей ежемесячника «Красная новь» Сталин назвал Платонова «агентом наших врагов» и в постскриптуме предложил наказать автора и других «тупиц» (то есть редакторов) таким образом, чтобы наказание отбыло им «впрок».

В 1933 году чиновник ОГПУ Шиваров написал специальный доклад о Платонове. К нему прилагались версии «Море молодости», пьесы «14 красных хижин» и неизвестного «Технического романа». В отчете «Для будущего использования» описывается как «сатира на организацию колхозов» и отмечается, что последующая работа Платонова выявила «углубление антисоветских настроений» писателя.

Официальная поддержка и порицание

На этом Платонов как писатель не закончил. С 1937 г. до своей смерти в 1951 г. он опубликовал еще восемь книг, художественных произведений и очерков.

В 1934 г. Максим Горький организовал включение Платонова в «писательскую бригаду», направленную в Центральную Азия с намерением опубликовать коллективный труд, посвященный десятилетию Советского Союза Туркменистан. (В начале 1934 года был опубликован коллективный труд более тридцати советских писателей о строительстве Беломорканала.) Вклад Платонова в туркменский том был рассказом под названием «Такыр» (или «Соль- квартиры ») об освобождении персидской рабыни. Платонов вернулся в Туркменистан в 1935 году, и его повесть Душа (или Джан) была основана на этой поездке. Джан рассказывает, как Назар Чагатаев, «нерусский» экономист из Средней Азии, покидает Москву и отправляется помогать своему народу, который представляет собой потерянную кочевую нацию, состоящую из отверженных и изгоев, не обладающих только своей душой; их называют джан. «Джан» подвергся цензуре из-за его графического содержания и несоответствия рамкам социалистического реализма; текст без цензуры не был опубликован полностью до 1999 года.

В середине 1930-х годов Андрея Платонова снова пригласили для работы над коллективным сборником, на этот раз о железнодорожниках страны. Результатом стали два рассказа «Бессмертие» и «Среди животных и растений». Ни один из них не получил официального одобрения и не нашел поддержки среди соратников Платонова.

В августе 1936 года литературный критик опубликовал «Бессмертие», которому предшествовала заметка, объясняющая, с какими трудностями столкнулся автор, предлагая историю другим периодическим изданиям. В следующем году эта публикация подверглась критике в Красная ноя, что нанесло ущерб репутации Платонова. В 1939 году рассказ был снова опубликован, на этот раз в предполагаемом коллективном сборнике «Вымышленные изображения железнодорожного транспорта» (1939), посвященном героям советской железнодорожной системы.

Двойственное отношение Сталина к сыну Платонова

Сталин придерживался двойственных взглядов на ценность Платонова как писателя. В сообщении того же информатора в июле 1931 г. утверждалось, что он также назвал писателя «гениальным пророком». Со своей стороны, Платонов враждебно отзывался о Троцком, Рыкове и Бухарине, но не о Сталине, которому он писал письма несколько раз. "Платонов здесь?" - спросил Сталин на встрече с советскими писателями, состоявшейся в Москве на вилле Горького в октябре 1932 года, когда советский лидер впервые назвал писателей «инженерами человеческой души».

В январе 1937 года Платонов участвовал в выпуске «Литературной газеты». в котором обвиняемые на втором Московском показательном процессе (Радек, Пятаков и другие) были разоблачены и осуждены тридцатью известными писателями, в том числе Борисом Пастернаком. Его краткий текст «Побороть зло» входит в его собрание сочинений. Было высказано предположение, что в нем содержится закодированная критика режима.

В мае 1938 года, во время Большого террора, сын Платонова был арестован как «террорист» и «шпион». В возрасте 15 лет Платон был приговорен в сентябре 1938 года к десяти годам лишения свободы и был отправлен в исправительно-трудовой лагерь, где заболел туберкулезом. В результате усилий Платонова и его знакомых (в том числе Михаила Шолохова ) Платон был освобожден и вернулся домой в октябре 1940 года, но был смертельно болен и умер в январе 1943 года. Платонов сам заразился болезнью во время ухода за больными. его сын.

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Платонов служил военным корреспондентом, но его болезнь обострилась. В 1946 году его последний опубликованный рассказ «Возвращение» вызвал официальное неодобрение. Его последними публикациями были два сборника фольклора. После его смерти в 1951 году Василий Гроссман выступил на его похоронах.

Могила Андрея Платонова на Армянском кладбище (Москва)

Наследие

Хотя относительно неизвестно в ко времени его смерти его влияние на более поздних русских писателей было значительным. Некоторые из его работ были опубликованы или переизданы во время хрущевской оттепели 1960-х . Иосиф Бродский назвал его самым странным писателем в мире из-за его политических работ и воспринимаемой антитоталитарной позиции.

В журналистике, рассказах и стихах, написанных в первые послереволюционные годы (1918–1922 гг.)) Платонов переплел идеи о господстве человека над природой со скептицизмом по поводу торжествующего человеческого сознания и воли и сентиментальной и даже эротической любви к физическим вещам со страхом и сопутствующим отвращением к материи. Платонов рассматривал мир как воплощение одновременно противоположных начал духа и материи, разума и эмоции, природы и машины.

Он писал о фабриках, машинах и технологиях как о соблазнительных и ужасных. Его целью было превратить промышленность в машины, чтобы «перевести человека из царства материального производства в более высокую сферу жизни». Таким образом, в видении Платонова грядущего «золотого века» машины одновременно враг и спаситель. Современные технологии, как парадоксально утверждал Платонов (хотя и повторяет парадоксальную характеристику марксизма), позволят человечеству «освободиться от угнетения материи».

Письма Платонова, как также утверждалось, тесно связаны с произведения более ранних русских авторов, таких как Федор Достоевский. Он также использует много христианской символики, включая заметное и заметное влияние широкого круга современных и древних философов, в том числе русского философа Николая Федорова.

Его Фонд Ямы использует сочетание крестьянского языка с идеологическими и политическими терминами, чтобы создать ощущение бессмысленности, чему способствуют резкие, а иногда и фантастические события сюжета. Иосиф Бродский считает произведение глубоко подозрительным по отношению к значению языка, особенно политического языка. Это исследование бессмысленности - отличительная черта экзистенциализма и абсурдизма. Бродский прокомментировал: «Горе людям, на язык которых можно перевести Андрея Платонова».

Элиф Батуман причисляет «Душу» к одному из четырех своих любимых русских произведений ХХ века. (Батуман является автором книги «Одержимые: приключения с русскими книгами и людьми, которые их читают», а также был финалистом Пулитцеровской премии за свой роман «Идиот».)

Писательница Татьяна Толстая писал: «Андрей Платонов - незаурядный писатель, пожалуй, самый гениальный русский писатель ХХ века».

Каждый год в Воронеже проводится выставка литературы в честь Платонова, во время которой люди читают со сцены некоторые его работы.

Стиль и тематика

Одной из самых ярких отличительных черт творчества Платона является язык оригинала, не имеющий аналогов в мировой литературе. Его часто называют «примитивным», «нескладным», «самодельным».

Платонов активно использует прием остранений, его проза изобилует лексическими и грамматическими «ошибками», характерными для детской речи.

Юрий Левин выделяет характерные приемы Платонова:

  • синтаксически неправильные конструкции, такие как глагол + место обстоятельство. «Думай головой», «ответил... от сухости во рту», ​​«осознал желание жить на этом отгороженном расстоянии».
  • избыточность, плеоназм. «Вощев... открыл дверь в космос», «его тело было тонким внутри одежды».
  • предельно обобщенная лексика. «Природа», «место», «пространство» вместо описания конкретных ландшафтов. «Прушевский осмотрел безлюдную местность ближайшей природы», «росло старое дерево... в ясную погоду».
  • активное использование придаточных предложений о причине («Настя..... витала вокруг спешащих мужчин, потому что она хотела »), а также придаточные предложения о цели (« Пора поесть для дневной работы »). Более того, они часто бывают излишними или логически немотивированными.
  • активное использование типичной советской бюрократии, часто ироническим образом («конфисковать ее привязанность»), но редко.

По мнению исследователя Левина, с помощью с помощью этих поворотов Платонов формирует «пантелеологическое» пространство текста, где «все связано со всем», а все события разворачиваются в единой «природе».

В произведениях Андрея Платонова форма и содержание составляют единое неразрывное целое, то есть на самом языке платоновских произведений есть их содержание.

Среди ключевых мотивов платоновского творчества - тема смерти и ее преодоления. Анатолий Рясов пишет о «метафизике смерти» Платонова.Анатолий Рясов. Платонов в молодости попал под влияние Николая Федорова, и неоднократно упоминает идею воскрешения мертвых. В сознании его героев это ассоциируется с приходом коммунизма.

Дань

Планета, открытая в 1981 г. советским астрономом Л.Г. Карачкиной, была названа в честь Платонова.

Список произведений

В следующем списке дата публикации в скобках относится к СССР или России после 1991 года.

Дата сочинения (и более поздней публикации)

  • Blue_Depths (стих) - 1922
  • Родина электричества - 1926
  • Епифанские шлюзы (новелла) - 1927
  • Луговые мастера - 1928
  • Внутренний человек - 1928
  • Макар Сомнительный - 1928
  • Чевенгур - 1929 (1988)
  • Для будущего использования - 1930 (1931)
  • Котлован (роман) - 1930 (1987)
  • «Харди Гарди» (пьеса) - 1930 (1988)
  • «Четырнадцать L "Красные хижины" (пьеса) - 1931 (1988)
  • Море молодости (роман) - 1934 (1986)
  • Душа, или Джан (повесть) - 1934 (1966; 1999)
  • Третий сын - 1936
  • Отец-Мать (сценарий) - 1936 (1967)
  • Река Потудань (сборник рассказов) - 1937
  • «Бессмертие» (рассказ) - 1936, 1939
  • «Fro» (рассказ) - 1936
  • «Среди животных и растений» (рассказ) - 1936 (1936, 1998)
  • Счастливая Москва (неоконченный роман) - 1933-1936 (1991)
  • Корова - 1938 (1965)
  • «Возвращение» (рассказ) - 1946

Работы переведены на английский язык

  • Soul and Other Stories, New York Review Books, 2007 г. (тр. Роберт Чендлер с Катей Григорук, Анжелой Ливингстон, Ольгой Меерсон и Эриком Найман).
  • The Foundation Pit, New York Review Books, 2009 (тр. Роберт Чендлер, Элизабет Чендлер и Ольга Меерсон).
  • Счастливая Москва, New York Review Books, 2012 (тр.. Роберт Чендлер и Элизабет Чендлер).
  • Четырнадцать красных хижин и другие пьесы, Columbia University Press, 2016 (Российская библиотека) (под редакцией Роберта Чендлера; тр. Роберта Чендлера, Джесси Ирвина, nd Сьюзен Ларсен; с примечаниями Роберта Чендлера и Натальи Дужиной)

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Андреем Платоновым.
  • Биографический портал
Последняя правка сделана 2021-06-11 00:29:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте