Линкор типа Андреа Дориа

редактировать
Класс итальянских линкоров

Итальянский линкор Андреа Дориа.jpg Андреа Дориа во время Второй мировой войны
Обзор класса
Операторы:
Предыдущий:класс Conte di Cavour
Преемник:
Построен:1912–1916
В эксплуатации:1915–1953
Завершено:2
Списано:2
Общие характеристики (в состоянии постройки)
Тип:Линкор «Дредноут»
Водоизмещение:24,729 длинных тонн (25,126 т) (глубокая нагрузка )
Длина:176 м (577 футов 5) дюйм) (o / a )
Ширина:28 м (91 фут 10 дюймов)
Осадка:9,4 м (30 футов 10 дюймов)
Установленная мощность:
Силовая установка:
Скорость:21 узлов (39 км / ч; 24 мили в час)
Диапазон:4,800 NMI (8,900 км; 5,500 миль) на скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час)
Состав:
  • 31 офицер
  • 969 рядовых
Вооружение:
Броня:
Общие характеристики (после реконструкции)
Водоизмещение:28,882–29,391 длинных тонн (29 345–29 863 т) (глубокая нагрузка)
Длина:186,9 м (613 футов 2 дюйма)
Ширина:28,03 м (92 футов 0 дюймов)
Осадка:10,3 м (33 фута 10 дюймов)
Установленная мощность:
  • 75000 л.с. (56000 кВт)
  • 8 котлов Тысячелистника
Силовая установка:
  • 2 вала
  • 2 зубчатые паровые турбины
Скорость:26 узлов (48 км / ч; 30 миль / ч)
Дальность действия:4,000 морских миль ( 7400 км; 4600 миль) со скоростью 18 узлов (33 км / ч; 21 миль / ч)
Дополнение:1520
Armam Ent:

Класс Андреа Дориа (обычно называемый классом Кайо Дуилио в итальянских источниках) представлял собой пару линкоров-дредноутов построены для Королевского итальянского флота (Regia Marina) между 1912 и 1916 годами. Два корабля - Andrea Doria и Caio Duilio - были построены во время World Первая война. Этот класс является постепенным улучшением по сравнению с предыдущим классом Конте ди Кавура. Как и предыдущие корабли, Andrea Doria и Caio Duilio были вооружены главной батареей из тринадцати 305-миллиметровых (12,0 дюймов) орудий.

Два корабля базировались на юге Италии во время Первой мировой войны, чтобы гарантировать, что надводный флот австро-венгерского флота будет находиться в Адриатике. Ни одно судно не участвовало в боевых действиях во время конфликта. После войны они совершали круизы и участвовали в нескольких международных инцидентах, в том числе на Корфу в 1923 году. В 1933 году оба корабля были помещены в резерв. В 1937 году началась длительная реконструкция кораблей. Модификации включали удаление центральной башни главной батареи и расточку остальных орудий до 320 мм (12,6 дюйма), усиление их броневой защиты, установку новых котлов и паровых турбин, а также удлиняя их корпуса. Реконструкция длилась до 1940 года, когда Италия уже была вовлечена в Вторую мировую войну.

. Два корабля были пришвартованы в Таранто в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года, когда англичане спустили на воду воду. авианосный удар по итальянскому флоту. В результате битвы при Таранто, Кайо Дуилио был поражен торпедой и вынужден был выйти на берег, чтобы не затонуть. Андреа Дориа не пострадала во время налета; ремонт Caio Duilio продолжался до мая 1941 года. Оба корабля сопровождали конвои в Северную Африку в конце 1941 года, включая операцию M42, в ходе которой Андреа Дориа принял участие в безрезультатной Первой битве при Сирте 17 декабря. Нехватка топлива привела к сокращению дальнейшей деятельности в 1942 и 1943 годах, и оба корабля были интернированы на Мальте после капитуляции Италии в сентябре 1943 года. Италии было разрешено сохранить оба линкора после войны, и они чередовались в качестве флагмана флота до начала 1950-х годов, когда они были сняты с действующей службы. Оба корабля были утилизированы после 1956 года.

Содержание

  • 1 Конструкция и описание
    • 1.1 Общие характеристики
    • 1.2 Двигательная установка
    • 1.3 Вооружение
    • 1.4 Броня
  • 2 Модификации и реконструкция
  • 3 Корабли
  • 4 История обслуживания
  • 5 Примечания
  • 6 Сноски
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Дизайн и описание

Право высота и план палубы, как показано в «Морском ежегоднике 1923 года» Брасси

Корабли класса Андреа Дориа были спроектированы военно-морским архитектором вице-адмиралом (Generale del Genio navale) и были заказаны в ответ к французским планам построить линкоры типа Bretagne. Конструкция предшествующих линкоров класса Conte di Cavour была в целом удовлетворительной и была принята с некоторыми незначительными изменениями. В основном это касалось уменьшения надстройки за счет укорочения бака палубы, последующего опускания миделя орудийной башни и модернизации вторичное вооружение - шестнадцать 152-миллиметровых (6 дюймов) орудий вместо восемнадцати 120-миллиметровых (4,7 дюйма) орудий на старых кораблях.

Общие характеристики

Корабли класса Andrea Doria имели длину 168,9 метра (554 футов 2 дюйма) по ватерлинии и 176 метров (577 футов 5 дюймов) в целом. У них была ширина 28 метров (91 фут 10 дюймов) и осадка 9,4 метра (30 футов 10 дюймов). Они вытеснили 22 956 длинных тонн (23 324 т) при нормальной нагрузке и 24 729 длинных тонн (25 126 т) при глубокой нагрузке. Они были оснащены полным двойным дном, а их корпуса были разделены на 23 продольных и поперечных переборки. Корабли имели два руля, оба по средней линии. У них был экипаж из 31 офицера и 969 рядовых.

Propulsion

Корабли были оснащены тремя паровыми турбинами Parsons , расположенными в три машинных отделения. В центральном машинном отделении находился один комплект турбин, приводивших в движение два внутренних гребных вала. По обе стороны от него находились отсеки, в каждом из которых находился один турбинный агрегат, приводящий в действие внешние валы. Пар для турбин подавали 20 котлов Тысячелистника, в 8 из которых сжигали нефть, а в 12 - уголь, распыленный маслом. Разработанный для достижения максимальной скорости 22 узлов (41 км / ч; 25 миль / ч) при мощности 32000 лошадиных сил на валу (24000 кВт), ни один из кораблей не достиг этой цели на своих ходовые испытания с достижением скорости от 21 до 21,3 узла (от 38,9 до 39,4 км / ч; от 24,2 до 24,5 миль в час). Суда могли хранить максимум 1488 длинных тонн (1512 т) угля и 886 длинных тонн (900 т) мазута, что давало им дальность действия 4800 морских миль (8900 км; 5500 миль) на скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч).

Вооружение

В исходном состоянии основное вооружение кораблей состояло из тринадцати кораблей 46- калибра 305-миллиметровые орудия, разработанные Армстронгом Уитвортом и Викерсом, в пяти орудийных башнях. Все башни располагались по средней линии, с двухорудийной башней , стреляющей над трехорудийной башней в носовой и кормовой парах, и третьей трехместной башней на миделе, обозначенной 'A', 'B', ' Q ',' X 'и' Y 'спереди назад. Башни имели угол возвышения от −5 до +20 градусов, а корабли могли нести 88 выстрелов на каждую пушку. Источники расходятся во мнениях относительно характеристик этих орудий, но морской историк Джорджио Джорджерини говорит, что они стреляли 452-килограммовыми (996 фунтов) бронебойными (AP) снарядами со скоростью один выстрел в минуту и ​​что у них был начальная скорость 840 м / с (2800 футов / с), что давало максимальную дальность 24000 метров (26000 ярдов).

Вторичное вооружение на двух кораблях состояло из шестнадцати 45 -калибр 152-миллиметровое (6 дюймов) орудие, также разработанное Армстронгом Уитвортом, установленное в казематах по бокам корпуса под основными орудиями. Их позиции, как правило, были мокрыми при сильном волнении, особенно кормовые орудия. Эти орудия могли наклоняться до −5 градусов и имели максимальный угол возвышения +20 градусов; у них была скорострельность шесть выстрелов в минуту. Они могли стрелять осколочно-фугасным снарядом массой 47 кг (104 фунта) с начальной скоростью 830 метров в секунду (2700 футов / с) на максимальное расстояние до 16000 метров (17000 ярдов). На кораблях было 3 440 снарядов. Для защиты от торпедных катеров на кораблях было 19 орудий 50 калибра 76 мм (3,0 дюйма) ; они могли устанавливаться в 39 различных положениях, в том числе на крышах башни и верхних палубах. У этих орудий был такой же диапазон возвышения, что и у второстепенных орудий, а их скорострельность была выше - 10 выстрелов в минуту. Они выпустили 6-килограммовый (13 фунтов) бронебойный снаряд с начальной скоростью 815 метров в секунду (2670 футов / с) на максимальное расстояние 9 100 метров (10 000 ярдов). Корабли также были оснащены тремя подводными торпедными аппаратами диаметром 45 сантиметров (17,7 дюйма) , по одному на каждом бортовом корпусе, а третий - на корме.

Броня

Корабли класса Andrea Doria имели полный броневой пояс ватерлинии с максимальной толщиной 250 миллиметров (9,8 дюйма), которая уменьшалась до 130 миллиметров (5,1 дюйма) к корме и 80 миллиметров (3,1 дюйма). в) к носу. Над основным поясом была пряжа брони толщиной 220 миллиметров (8,7 дюйма), которая доходила до нижнего края главной палубы. Над этой полосой была более тонкая, толщиной 130 миллиметров, защищавшая казематы. Корабли имели две бронированные палубы : основная палуба была толщиной 24 мм (0,94 дюйма) в два слоя на плоскости, которая увеличивалась до 40 мм (1,6 дюйма) на склонах, соединяющих ее с основным поясом. Вторая дека имела толщину 29 миллиметров (1,1 дюйма) и также состояла из двух слоев. Передняя и кормовая поперечные переборки соединяли пояс с палубами.

Лобовая защита орудийных турелей составляла 280 миллиметров (11,0 дюйма) с толщиной стенок 240 миллиметров (9,4 дюйма)., а также 85-миллиметровую (3,3 дюйма) крышу и заднюю часть. Их барбеты имели 230-миллиметровую (9,1 дюйма) броню над палубой, которая уменьшилась до 180 миллиметров (7,1 дюйма) между баком и верхней палубой и 130 миллиметров ниже верхней палубы. Передняя боевая рубка имела стенки толщиной 320 миллиметров (12,6 дюйма); толщина хвостовой рубки составляла 160 миллиметров (6,3 дюйма).

Модификации и реконструкция

Кайо Дуилио в 1943 году

Во время Первой мировой войны пара 76-миллиметровых орудий 50-го калибра на Угловые установки были приспособлены как зенитные (Зенитные) пушки, одна пушка располагалась в носовой части, а другая - на вершине башни «X». В 1925 году количество малоугловых 76-миллиметровых орудий 50 калибра было сокращено до 13, все они устанавливались на вершинах башни, а шесть новых 40-калиберных 76-миллиметровых орудий были установлены в корме воронка. Были также установлены два лицензионных 2-фунтовых зенитных орудия. В 1926 году были модернизированы дальномеры, и на левом борту бака была установлена ​​стационарная катапульта для гидросамолета Macchi M.18 .

К началу 1930-х годов Regia Marina приступила к проектированию новых линкоров типа Littorio, но признала, что они не будут завершены в ближайшее время. В качестве временной меры в ответ на появление новых французских линкоров типа Dunkerque, флот решил модернизировать свои старые линкоры; Работа над двумя сохранившимися Conte di Cavours началась в 1933 году, а два Андреа Дориа последовали в 1937 году. Работа длилась до июля 1940 года для Дуилио и октября 1940 года для Андреа Дориа. Существующий нос был разобран, и была построена новая, более длинная носовая часть, что увеличило их общую длину на 10,91 метра (35 футов 10 дюймов) до 186,9 метра (613 футов 2 дюйма) (на классах Cavour новый лук был изменен. вместо существующего). Их ширина увеличилась до 28,03 метра (92 фута 0 дюймов), а их осадка при глубокой нагрузке увеличилась до 10,3 метра (33 фута 10 дюймов). Изменения, внесенные во время их реконструкции, увеличили водоизмещение до 28 882 тонны (29 345 т) для Andrea Doria и 29 391 тонну (29 863 т) для Duilio при глубокой загрузке. Экипаж кораблей увеличился до 70 офицеров и 1450 рядовых.

Два гребных вала были сняты, а существующие турбины заменены двумя наборами паровых турбин с редуктором Беллуццо мощностью 75 000 л.с. (56 000 кВт). Заменены котлы на восемь перегретых котлов тысячелистника. На ходовых испытаниях корабли достигли скорости 26,9–27 узлов (49,8–50,0 км / ч; 31,0–31,1 миль / ч), хотя их максимальная скорость составляла около 26 узлов (48 км / ч; 30 миль / ч) в эксплуатации. Теперь корабли перевозили 2530 длинных тонн (2570 т) мазута, что обеспечивало им дальность действия 4000 морских миль (7400 км; 4600 миль) при скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час).

Центральная башня и торпедные аппараты были удалены, а все существующее вспомогательное вооружение и зенитные орудия были заменены дюжиной 135-миллиметровых (5,3 дюйма) орудий в четырех трехорудийных башнях и десятью 90-мм ( 3,5 дюйма) зенитные орудия в одиночных турелях. Кроме того, корабли были оснащены пятнадцатью легкими зенитными орудиями 54 калибра Breda 37-миллиметрового (1,5 дюйма) в шести спаренных орудиях и трех одиночных установках и шестнадцатью 20-миллиметровыми (0,8 in) Зенитные орудия Breda Model 35, также в спаренной установке. 305-миллиметровые орудия были расточены до 320 миллиметров (12,6 дюйма), а их башни были модифицированы для использования электроэнергии. У них был фиксированный угол загрузки +12 градусов, но есть неопределенность в отношении их нового максимального возвышения: одни источники ссылаются на максимальное значение +27 градусов, в то время как другие утверждают, что одно из +30 градусов. 320-миллиметровые бронебойные снаряды весили 525 килограммов (1157 фунтов) и имели максимальную дальность 28 600 метров (31 300 ярдов) с начальной скоростью 830 м / с (2700 футов / с). В начале 1942 г. самые задние 20-миллиметровые артустановки были заменены сдвоенными 37-миллиметровыми артустановками, а 20-миллиметровые орудия были перенесены на крышу башни B, а двигатели RPC со стабилизированных опор 90-миллиметровых пушек были удалены.. Носовая надстройка была перестроена новой передней боевой рубкой, защищенной броней толщиной 260 миллиметров (10,2 дюйма). На верхней части боевой рубки был директор управления огнем, оснащенный тремя большими дальномерами.

. Во время реконструкции броня палубы была увеличена до 135 миллиметров (5,3 дюйма). Броня, защищающая второстепенные башни, была толщиной 120 миллиметров (4,7 дюйма). Существующая подводная защита была заменена той, которая состояла из большого цилиндра, окруженного мазутом или водой, который был предназначен для поглощения взрыва торпеды боеголовка.

. Эти модернизации подверглись критике со стороны некоторых военно-историков, поскольку эти корабли могли в конечном итоге оказались хуже, чем британские линкоры, с которыми они должны были столкнуться (а именно, класс «Королева Елизавета», поскольку к тому времени, когда было принято решение продолжить, война между Италией и Соединенным Королевством казалась более вероятной). Кроме того, стоимость реконструкции будет не намного меньше, чем стоимость постройки нового линкора типа «Литторио»; кроме того, реконструкция вызвала затруднения в поставке стальных листов, что привело к существенным задержкам в строительстве современных линкоров, которые в противном случае могли бы быть завершены в более ранние сроки.

Корабли

КораблиТезкаСтроительЗаложенаЗапущенаЗавершенаСудьба
Андреа Дориа Адмирал Андреа Дориа , Ла Специя 24 марта 1912 г.30 марта 1913 г.13 марта 1916 г.слом, 1961
Кайо Дуилио Гай Дуилиус Regio Cantiere di Castellammare di Stabia, Castellammare di Stabia 24 февраля 1912 года24 апреля 1913 года10 мая 1915 годаСписан, 1957

История обслуживания

Андреа Дориа на артиллерийских учениях во время Первой мировой войны

Оба линкора были построены после того, как Италия вступила в Первую мировую войну на стороне Тройственной Антанты, хотя ни один из них не участвовал в боевых действиях, поскольку главный военно-морской противник Италии, австро-венгерский флот, в основном оставались в порту на время войны. Адмирал Паоло Таон ди Ревель, начальник штаба ВМС Италии, считал, что австро-венгерские подводные лодки и минные заградители могут эффективно действовать в узких водах Адриатики. Угроза, исходящая от этого подводного оружия для его крупных кораблей, была слишком серьезной для того, чтобы он мог активно использовать флот. Вместо этого Ревель решил осуществить блокаду на относительно более безопасном южном конце Адриатического моря с помощью боевого флота, в то время как более мелкие суда, такие как торпедные катера MAS, совершали набеги на австро-венгерские корабли и сооружения. Между тем, линкоры Ревеля будут сохранены, чтобы противостоять австро-венгерскому боевому флоту на случай решающего сражения.

Андреа Дориа и Кайо Дуилио после войны курсировали в восточном Средиземноморье, и оба участвовали в этом. в послевоенных спорах о контроле над различными городами. Кайо Дуилио был послан для демонстрации силы во время спора о контроле над Измиром в апреле 1919 года, и Андреа Дориа помогала в пресечении захвата Габриэле Д'Аннунцио из Фиуме в ноябре 1920 года. Кайо Дуйлио курсировал по Черному морю после дела Измира, пока его не заменил в 1920 году линкор Джулио Чезаре. Андреа Дориа и Кайо Дуилио присутствовали во время инцидента на Корфу в 1923 году. В январе 1925 года Андреа Дориа посетил Лиссабон, Португалия, чтобы представлять Италию во время празднования 400-й годовщины смерти. исследователя Васко да Гама. Два корабля совершали обычные круизы мирного времени и визиты доброй воли в течение 1920-х и начала 1930-х годов; оба были взяты в резерв в 1933 году.

И Андреа Дориа, и Кайо Дуилио отправились в сухой док в конце 1930-х годов для масштабной модернизации; эта работа продолжалась до октября и апреля 1940 года соответственно. К тому времени Италия вступила во Вторую мировую войну на стороне держав Оси. Два корабля присоединились к 5-й дивизии, базирующейся в Таранто. Кайо Дуилио участвовал в патрулировании, целью которого было поймать британский линкор HMS Valiant и конвой, направлявшийся на Мальту, но ни одна цель не была обнаружена. Она и Андреа Дориа присутствовали во время британской атаки на Таранто в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года. Сила из 21 Fairey Swordfish торпедоносцев, запущенный с HMS Illustrious, атаковал корабли, пришвартованные в гавани. Андреа Дориа не был поврежден во время налета, но Кайо Дуилио был подбит торпедой с правого борта. Ее посадили на землю, чтобы не допустить ее затопления в гавани, и был проведен временный ремонт, чтобы позволить ей отправиться в Геную для постоянного ремонта, который начался в январе 1941 года. В феврале на нее напали британцами Force H ; несколько военных кораблей пытались обстрелять Кайо Дуилио, когда он был в доке, но ни разу не попали. Ремонтные работы продолжались до мая 1941 года, когда она воссоединилась с флотом в Таранто.

Кайо Дуилио в 1948 году

Тем временем Андреа Дориа участвовала в нескольких операциях по перехвату британских конвоев в Средиземном море, включая операцию . Избыток конвоев в январе 1941 года. К концу года на оба линкора была возложена задача по сопровождению конвоев из Италии в Северную Африку для поддержки итальянских и немецких войск, сражающихся там. Эти конвои включали операцию M41 13 декабря и операцию M42 17–19 декабря. Во время последнего Андреа Дориа и Джулио Чезаре вступили в бой с британскими крейсерами и эсминцами в Первой битве при Сирте в первый день операции. Ни итальянцы, ни британцы не стали настаивать на своих атаках, и битва закончилась безрезультатно. Кайо Дуилио был назначен для удаленной поддержки операции и находился слишком далеко, чтобы активно участвовать в сражении. Работа по сопровождению конвоев продолжалась до начала 1942 года, но после этого флот начал страдать от острой нехватки топлива, из-за чего корабли оставались в порту в течение следующих двух лет. Кайо Дуилио отплыл из Таранто 14 февраля с парой легких крейсеров и семью эсминцами, чтобы перехватить британский конвой MW 9, направлявшийся из Александрии на Мальту, но силы могли не обнаружил британских кораблей и вернулся в порт. Однако, узнав об отбытии Кайо Дуилио, британские эскорт затопили транспортный замок Rowallan Castle, ранее выведенный из строя немецкими самолетами.

Оба корабля были интернированы на Мальте после капитуляции Италии 3 сентября 1943 года. оставались там до 1944 года, когда союзники разрешили им вернуться в итальянские порты; Андреа Дориа отправилась в Сиракузы, Сицилия, а Кайо Дуилио вернулся в Таранто, прежде чем присоединиться к своей сестре в Сиракузах. Италии было разрешено сохранить два корабля после окончания войны, и они чередовались в роли флагманов флота до 1953 года, когда оба были сняты с вооружения. Андреа Дориа продолжал работать в качестве учебного артиллерийского корабля, но Кайо Дуилио был отправлен в резерв. Оба линкора были вычеркнуты из военно-морского регистра в сентябре 1956 года и впоследствии были разобраны на металлолом.

Примечания

Сноски

Ссылки

  • Campbell, Джон (1985). Морское оружие Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4.
  • Фридман, Норман (2011). Военно-морское оружие Первой мировой войны. Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7.
  • Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Боевые корабли всего мира Конвея: 1906–1921. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5.
  • Гардинер, Роберт и Чесно, Роджер, ред. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея, 1922–1946. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-913-8.
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры оси и нейтральные линкоры во Второй мировой войне. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0.
  • Джорджерини, Джорджио (1980). "Линкоры класса Кавур и Дуилио". В Робертс, Джон (ред.). Военный корабль IV. Лондон: Conway Maritime Press. С. 267–79. ISBN 0-85177-205-6.
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. ISBN 1-55750-352-4.
  • Ирландия, Бернард (2004). Война в Средиземном море 1940–1943 гг. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-84415-047-X.
  • Ордовини, Альдо Ф.; Петронио, Фульвио; и другие. (Декабрь 2017 г.). «Главные корабли Королевского флота Италии, 1860–1918: Часть 4: Линкоры Дредноут». Военный корабль International. LIV (4): 307–343. ISSN 0043-0374.
  • Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918. Нью-Йорк: Книги Галахад. ISBN 0-88365-300-1.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (третье пересмотренное издание). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных судов. Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 0-88254-979-0.
  • Уитли, М. Дж. (1998). Линкоры Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-184-X.
  • Вудман, Ричард (2000). Мальтийские конвои 1940–1943 гг. Лондон: Джон Мюррей. ISBN 0-7195-6408-5.

Дополнительная литература

  • Брешия, Маурицио (2012). Флот Муссолини: Справочное руководство по Regia Marina 1930–45. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. ISBN 978-1-59114-544-8.
  • Чернуски, Эрнесто и О'Хара, Винсент П. (2010). «Таранто: Рейд и последствия». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2010. Лондон: Конвей. С. 77–95. ISBN 978-1-84486-110-1.
  • Фраккароли, Альдо (1970). Итальянские военные корабли времен Первой мировой войны. Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-0105-3.
  • Стилл, Марк (2011). Итальянские линкоры времен Второй мировой войны. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84908-831-2.

Внешние ссылки

  • значок Портал линкоров
  • СМИ, связанные с линкором класса Андреа Дориа на Викискладе

Последняя правка сделана 2021-06-11 00:11:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте