Андре Боневё (род. 1335 г. в Валансьен, умер около 1400 г. в Бурже ) был скульптором и художником раннего периода Нидерландов, родился в графстве Эно ( Валансьен сегодня находится во Франции), который наиболее известен своей работой на службе у французского короля Карла V и герцога Валуа Жана де Берри. Его работы во всех средствах массовой информации демонстрируют в целом натуралистический и «скульптурный» стиль, характерный для «Пучеллианского возрождения» последнего XIV века.
Как и обо всех североевропейских художниках этого периода, достоверные биографические сведения о Боневё крайне скудны, в основном ограничивается несколькими упоминаниями в финансовых отчетах своих покровителей. Самая ранняя документальная ссылка на «Мастера Андрея Художника» (предположительно Боневё) появляется в отчетах герцогини Иоланды де Бар в 1359 году, где он упоминается как работавший над украшением часовни в ее замке в Ньеппе (уничтожено). К 1364 году он был в Париже в составе обширной художественной мастерской, которую нанял король Карл V, который называет его нашим уважаемым скульптором Андреу Бауневё (см. Ниже подробности работы, которую он выполнял для короля.).
Никаких документальных свидетельств о местонахождении Боневё между 1367 и 1372 годами не сохранилось. На основании комментариев его современника и соратника Валансьеннуа Жана Фруассара было высказано предположение, что часть или весь этот период мог быть провел в Англии, возможно, работая с Жаном де Льеж у Филиппы Эно. Однако нет никаких независимых доказательств такого визита, и имя Боневё не фигурирует нигде в обычно исчерпывающих списках Вестминстерских счетов за этот период. К 1372 году Боневё вернулся в Нидерланды, где работал на ряд гражданских и аристократических покровителей.
В 1386 году он переехал в Бурж, чтобы поступить на службу к одному из величайших художественных покровителей средневековой Европы, Валуа герцогу Жану де Берри. Боневё работал у Берри в качестве суперинтенданта всей живописи и скульптуры и, кажется, был особенно связан с новым «сказочным» замком герцога в Мехун-сюр-Йевр, а также с витражами и скульптурными украшениями для часовня его дворца в Бурже.
Нет никаких датированных упоминаний о жизни Боневё после 1388 года, но обычно предполагается, что он умер где-то около 1400 года.
Одно из немногих произведений кисти Боневё, которым можно безоговорочно приписать, - это Псалтырь Жана де Берри (Париж, Национальная библиотека, штат Мэриленд, фр. 13091), который упоминается как Работа художника находится в описи 1402 г. герцогской сокровищницы. Вклад Боневё в эту иллюминированную рукопись был серией из 24 полностраничных миниатюр с изображением восседающих на престоле пророков и апостолов. Пророки и апостолы смотрят друг на друга через 12 отверстий, создавая впечатление последовательности диптихов. Сами фигуры нарисованы в гризайле, и как они, так и тщательно продуманные троны, на которых они сидят, демонстрируют большой интерес к реалистичному трехмерному моделированию и ракурсу. Стиль миниатюр ясно показывает влияние Жана Пуселя, самая известная работа которого, Часы Жанны д'Эврё, к тому времени находилась во владении герцога де Берри..
В 1364 году король Карл V поручил Боневё вылепить четыре мраморных изображения для новых гробниц своих дедушек и бабушек по отцовской линии, короля Филиппа VI и королевы Жанны. Бургундии, его отец король Иоанн II Французский и он сам. Эти гробницы предназначались для аббатства Сен-Дени, где традиционно хоронили французских королей. Создав впечатляющие гробницы для своих непосредственных предков и самого себя и поместив их в сердце королевского некрополя Капетингов, Чарльз стремился утвердить власть новой династии Валуа как законных наследников французской короны. - его бургундские кузены основали новый династический некрополь в Шампмоле десять лет спустя. Выбор Шарлем Боневё для выполнения этого важнейшего заказа (за который художнику было выплачено 4700 золотых франков) ясно указывает на статус нидерландского художника во Франции в то время.
Гробницы были спроектированы в новейшем стиле, с блестящими белыми мраморными жизантами (лежачими изображениями, изображающими умерших), покоящимися на полированных черных мраморных плитах (хотя сами гробницы были разрушены в 1793 году, их форма известна по рисункам конца 17 века, выполненным по заказу Роже де Ганьер. Уцелевшие живые существа все еще находятся в Сен-Дени, но установлены на простых основаниях). Изображение Короля показано, как будто оно все еще живое (представление о жизни), и с его очень персонализированными характеристиками оно явно находится в другой лиге от других сохранившихся изображений этой группы, которые, похоже, были созданы другими членами мастерской Боневё.. Записи о выплатах Боневё из королевской казны прекращаются в 1366 году, и затем проект был завершен другими руками, в том числе его современником Жан де Льеж.
В 2017 году два мраморных льва из разрушенной гробницы Карла V. Франции заработал 9,3 миллиона фунтов стерлингов на аукционе Christie's.
Одним из проектов, которым Боневё занимался между 1374 и 1377 годами, был надгробный памятник графу Фландрии Людовику Мале. Проект так и не был завершен, но статуя Святой Екатерины, которая должна была стать частью несущей конструкции, сохранилась в Онзе Ливе Фроуверк в Кортрейке. Эта реалистичная фигура с ее мягко изогнутой позой, натуралистичными чертами лица и прямым взглядом дает ясное представление об элегантности, которой так восхищались Фруассар и его современники в работах Боневё.
Во время работы у Жана де Берри (после 1386 г.) Боневё, как известно, создал несколько скульптур для замка Мехун и часовни герцогского дворца в Бурже. Единственный сохранившийся фрагмент Мехуна - большая бородатая голова, которая сейчас находится в Лувре. Вероятно, это принадлежало одной из двенадцати статуй апостола, которые стояли у колонн внутри дворцовой часовни в Мехуне (аналогично тем, что в Сен-Шапель в Париже). Некоторые утверждали, что голова - это работа преемника Боневё, Жана де Камбре, хотя вес общественного мнения обычно в пользу Боневё или его мастерской.
Работа, которую Боневё выполнил над скульптурными и расписными украшениями в Мехуне, была настолько высоко ценился современниками, что брат Жана де Берри, Филипп Бургундский, послал своих придворных художников Клауса Слютера и Жана де Боме посетить строительную площадку в 1393 году.
Несколько более мелких фигур пророков из Буржа также сохранились, они рассредоточены по государственным и частным коллекциям. Стилистические различия между этими фигурами служат полезным напоминанием о том, что североевропейская скульптура этого периода обычно создавалась коллективными усилиями. Мастера мастерских, такие как Боневё, устанавливали стандарт и определяли общий стиль, но в любом большом проекте обычно можно различить присутствие нескольких отдельных мастеров.
Архивы показывают, что во время 1370-е годы, работая над надгробными скульптурами для графа Фландрии, Боневё также поставлял картины для холла олдермана в своем родном городе Валансьен, а также выполнял различные заказы для городских советов Ипр и Мехелен, но ни одна из этих работ, ни какие-либо другие панно художника не сохранились.
В начале 20-го века вновь обретенный интерес к готическому искусству и одержимость приписывать анонимные произведения именованным художникам заставили некоторых авторов сослаться на Боневё как на создателя многочисленных произведений искусства конца 14-го века, в том числе алтаря Хакендовера и Parement de Narbonne. Английский библиофил С.К. Кокерелл даже утверждал, что Боневё написал знаменитый «Вестминстерский» портрет Ричарда II, основываясь на предполагаемом сходстве между этим произведением и Ягодной Псалтирь. Какое-то время предполагаемое творчество Боневё было заложником в джентльменских спорах (разыгрывавшихся на страницах журнала Burlington Magazine) между Кокереллом, Мартином Конвеем и Роджером Фраем по поводу происхождения Французская, нидерландская и английская «школы» позднесредневекового искусства. Однако эти атрибуции были основаны не более чем на внешнем стилистическом сходстве, которое в равной степени могло быть применимо практически к любому произведению периода международной готики. Тот факт, что все эти умозрительные приписывания с тех пор были отвергнуты в свете более тщательных исследований, показывает опасность попыток применить традиционные техники знатока к искусству этого периода.
Некоторые из немногих примеров крупномасштабной живописи Боневё, которые можно с уверенностью отнести на основании документальных свидетельств, а также стилистических соображений, - это витражи, которые он спроектировал для «Святой Шапели» Жана де Берри. (дворцовая часовня, построенная в Бурже по образцу Людовика IX Ste Chapelle в Париже). Хотя часовня герцога была разрушена во время Французской революции, ее внешний вид известен по масляной живописи 18-го века, которая сейчас находится в Музее Берри в Бурже вместе с различными скульптурными фрагментами из часовни. Некоторые окна пережили разрушение и впоследствии были установлены в склепе Буржского собора. На этих впечатляющих панно в стиле гризайль изображена серия натуралистических пророков, расположенных в микроархитектурных нишах, которые перекликаются с настоящими скульптурными пророками, установленными в нишах снаружи здания.
![]() | Wikimedia Commons имеет СМИ, связанные с Андре Боневё. |