Древнегреческие личные имена

редактировать

Изучение древнегреческих личных имен является ветвью ономастики, изучение имен, а точнее антропономастики, изучение имен людей. Существуют сотни тысяч и даже миллионы греческих имен, что делает их важным ресурсом для любого общего исследования именования, а также для изучения самой Древней Греции. Имена встречаются в литературных текстах, на монетах и ​​штампованных ручках амфор, на черепках, используемых в остракизмах, и, что гораздо больше, в надписях и (в Египте ) на папирусе. Эта статья будет сосредоточена на греческих именах с 8-го века до нашей эры, когда появляются свидетельства, до конца 6-го века нашей эры.

Содержание

  • 1 Единичные имена и имена в семьях
  • 2 Именование женщин
  • 3 Формирование имен
    • 3.1 Составные имена
    • 3.2 Сокращенные имена
    • 3.3 Простые имена
    • 3.4 Теофорические («несущие бога») имена
    • 3.5 Лаллнамен
  • 4 Краткая история греческого наименования
  • 5 суффиксов
  • 6 Имена как история
  • 7 Изучение греческих имен
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Отдельные имена и имена внутри семей

V век до нашей эры остракон : черепок горшка с именем политика, предложенный для остракизма (изгнание). Индивидуальное имя Аристид и отчество Лисимах вместе означают «Аристид, сын Лисимаха»

Древние греки обычно имели одно имя, но в полуофициальном контексте или для облегчения идентификации часто добавлялся другой элемент. : имя отца (отчество ) в родительном падеже или в некоторых регионах в виде прилагательного. Может быть добавлен третий элемент, указывающий на принадлежность человека к определенному родству или другой группе, или к городу происхождения (когда рассматриваемое лицо находилось за пределами этого города). Таким образом, оратор Демосфен, предлагая указы в афинском собрании, был известен как «Демосфен, сын Демосфена Пайании »; Паяния была демой или региональной единицей Аттики, к которой он принадлежал по рождению. Если бы американцы использовали эту систему, Авраама Линкольна назвали бы «Авраам, сын Томаса Кентукки» (где он родился). В некоторых редких случаях, если человек был незаконнорожденным или родился от негражданина, он мог использовать имя своей матери (метроним) вместо имени отца. Через десять дней после рождения родственники с обеих сторон были приглашены на жертвоприношение и праздник, который назывался декате (δεκάτη), «десятый день»; в этом случае отец официально назвал ребенка.

Демосфен необычно носил то же имя, что и его собственный отец; Чаще имена чередовались между поколениями или между линиями семьи. Таким образом, было принято называть первого сына в честь его деда по отцовской линии, а второго - в честь деда по материнской линии, двоюродного дедушки или двоюродной бабушки. Оратор в греческом суде объяснил, что он назвал своих четверых детей в честь, соответственно, своего собственного отца, отца своей жены, родственника своей жены и отца своей собственной матери. В качестве альтернативы члены семьи могут принять варианты того же имени, например, «Демипп, сын Демотима». Обычай называть детей в честь их бабушек и дедушек все еще широко практикуется в Греции сегодня.

Наречение имен женщин

Во многих контекстах этикет требовал, чтобы респектабельные женщины назывались женой или дочерью X. чем своими именами. Однако на надгробиях или посвящениях их нужно было идентифицировать по имени. Здесь отчество «сын X», используемое для мужчин, может быть заменено на «жена X» или дополнено как «дочь X, жена Y».

Многие женщины носили формы стандартных мужских имен с женским окончанием, заменяющим мужское начало. Многие стандартные имена, относящиеся к определенным мужским достижениям, имели общий женский эквивалент; аналог Никомаха, «победившего в битве», будет Никомахе. Упомянутый выше вкус называть членов семьи родственными именами был одним из мотивов создания таких женских форм. Были и женские имена, не имевшие мужского эквивалента, такие как Glykera «милая»; Hedistē "прелесть".

Другим отличительным способом образования женских имен был средний уменьшительный суффикс -ion (-ιον, в то время как соответствующий суффикс мужского рода был -ιων), предлагающий идею «мелочи»: например, Aristion from aristos » Лучший"; Микрион от микроса "маленький". Возможно, в результате расширения этого использования женские имена иногда образовывались от мужских путем изменения окончаний среднего рода без уменьшительного смысла: Hilaron от hilaros, «веселый».

Образование имен

В Греции было пять основных типов личных имен:

Составные имена

Демосфен образован из двух обычных греческих корней (структура по крайней мере так же стар, как протоиндоевропейский ): demos "люди" и sthenos "сила". Огромное количество греческих имен имеет эту форму, составленную из двух четко узнаваемых (хотя иногда и сокращенных) элементов: Никомах от nike «победа» и mache «битва», Софокл от софос «мудрый, искусный» и kleos «слава», Поликрат от поли "много" и кратос "сила". Элементы, используемые в этих соединениях, обычно являются положительными и являются хорошим предзнаменованием, подчеркивая такие идеи, как красота, сила, храбрость, победа, слава и искусство верховой езды. Порядок элементов часто был обратимым: аристос и клеос дают и Аристокла, и Клеариста. Такие соединения имеют более-менее ясное значение. Но, как уже отмечал Аристотель, два элемента могут нелогично соединяться вместе. Таким образом, чрезвычайно продуктивный гиппопотам «лошадь» дал среди сотен соединений не только значимые, такие как Филиппос «любитель лошадей» и Гипподама «укротитель лошадей», но также Ксенипп «чужая лошадь» и Андриппос «человек-лошадь». В свою очередь, было множество других имен, начинающихся с Xen- и Andr-. Эти «иррациональные» соединения возникли из сочетания общих элементов. Одним из мотивов было стремление членов одной семьи получать имена, повторяющие друг друга, но не идентичные. Таким образом, мы встречаем Демиппа, сына Демотима, где имя сына иррационально («народный конь»), а имя отца значимо («народная честь», т. Е. Почитаемое в народе).

Сокращенные имена

Вторая основная категория имен была сокращенными версиями («гипокористика » или по-немецки Kosenamen) составных имен. Таким образом, наряду со многими именами, начинающимися с Калл - «красота», таких как Каллиникос «справедливой победы», есть сокращенные Каллиас и Каллон (мужской род) или Каллис (женский род). Наряду с именами победы, такими как Никостратос «победная армия», есть Никиас и Никон (мужское) или Нико (женское). Такие сокращения были по-разному сформированы и очень многочисленны: было подсчитано более 250 сокращений имен в Фил (1) - («любовь») и связанных с ними корней.

Простые имена

В качестве имен использовались обычные существительные и прилагательные самых разных типов, либо без корректировок, либо с добавлением самых разных суффиксов. Например, около двадцати различных имен образованы от aischros «уродливый», включая имя поэта, которого мы знаем как Эсхил, латинское написание Aischylos. Среди множества различных категорий существительных и прилагательных, от которых происходят самые распространенные названия, относятся цвета (Xanthos «желтый '), животные (Moschos« телка »и Dorkas« косуля »), физические характеристики (Simos «курносый нос»), части тела (Kephalos, от kephale «голова» и многие из различных сленговых терминов, обозначающих гениталии). Немногие из этих простых имен так же распространены, как наиболее распространенные составные имена, но они чрезвычайно многочисленны и Различны. Выявление их происхождения часто требует знания внешних границ греческого словаря. Здесь стремление к достоинству, видимое в составных именах, в значительной степени исчезает. Некоторые, на наш слух, звучат прямо неуважительно: Gastron "pot belly", Batrachos "лягушка ", Копреус" дерьмовый ", но это, вероятно, по происхождению ласковые прозвища, во многих случаях применяемые к маленьким детям и впоследствии сохраняемые в семьях.

Теофорик (" несущий бога ") имена

Очень многие греки носили имена, полученные от имен богов. gh до римского периода не было нормальным, чтобы греки носили в точности те же имена, что и боги, два наиболее распространенных греческих имени (Дионисий и Деметриос; женское Дионисия и Деметрия) были простыми прилагательными образованиями от божественных имен Дионис и Деметра. Существовали также составные теофорические имена, образованные множеством суффиксов, из которых наиболее распространенными были -doros «дар» (например, Dionysodoros «дар Диониса») или -dotos «данный от» (Apollodotos). Многие имена были также основаны на культовых титулах богов: Пифодорос, от Пифия «Аполлон ». Также распространены были имена, образованные от простого теоса «бог», такие как Феодотос / Феодора. Все главные боги, кроме бога войны, Ареса, и богов, связанных с подземным миром (Персефона, Аид, Плутон [= латинский Плутон]), дали теофорические имена, как и некоторые меньшие боги (в частности реки) и герои. Когда новые боги стали известными (Асклепий ) или вошли в Грецию извне (Исида, Сарапис ), они тоже породили теофорические имена, сформированные обычным образом (например, Asklepiodotos, Isidoros, Sarapias).

Lallnamen

Это немецкое слово, используемое для имен, образованных не от других слов, а от звуков, издаваемых маленькими детьми, обращаясь к своим родственникам. Как правило, они включают повторяющиеся согласные или слоги (например, английские Dada, Nana) - примерами являются Nanna и Papas. Их частота значительно выросла по сравнению с римским периодом, вероятно, из-за влияния других традиций именования, таких как фригийский, в которых такие имена были очень распространены.

Краткая история греческого наименования

Основные общие характеристики образования греческих имен, перечисленные выше, обнаруживаются в других индоевропейских языках (индоиранском, германском, Кельтская, балтийская и славянская подгруппы); они выглядят как древнее наследие греков. Практика именования микенцев в XIV / XIII веках до н.э., поскольку они могут быть реконструированы с древнегреческого, известного как линейное письмо B, кажется, уже проявляет большинство характеристик системы, видимых, когда грамотность возобновилась. в 8 веке до нашей эры, хотя и негреческие имена присутствовали. Это верно и для эпической поэзии Гомера, где многие герои имеют составные имена знакомых типов (Александрос, Алкиноос, Амфимахос). Но имена нескольких величайших героев (например, Ахиллеса, Одиссея, Агамемнона, Приама) не могут быть истолкованы в этих терминах, и смертные редко их снова носили, пока во времена Римской империи не развился вкус к «героическим» именам; они имеют другое, необъяснимое происхождение. Описанная выше система претерпела несколько изменений до римского периода, хотя с приходом к власти Македонии названия этого региона, такие как Птолемей, Береник и Арсиноя, приобрели новую популярность. Альтернативные имена («X, также известные как Y») начали появляться в документах во 2 веке до н.э., но иногда упоминались в литературных источниках гораздо раньше.

Другое явление, явление людей, носящих два имени (например, Гермоген Феодотос), возникло среди семей с высоким социальным статусом, особенно в Малой Азии в период римской империи, возможно, под влиянием римских образцов именования. Влияние Рима, безусловно, заметно как в принятии римских имен греками, так и в радикальной трансформации имен греками, которые приобрели римское гражданство, статус, отмеченный обладанием не одним, а тремя именами.. Такие греки часто использовали преномен и номен авторов или спонсоров своего гражданства, но сохранили свое греческое имя как когномен, чтобы дать такие формы, как Тит Флавий Алкивиад. Возникли также различные смешанные формы. Латинский суффикс –ianus, первоначально обозначавший родную семью римлянина, усыновленного в другую семью, был преобразован в первоначальное значение «сын» (например, Asklepiodotianos = сын Асклепиодота), а затем как источник новых независимых имен.

Другой импульс пришел с распространением христианства, которое принесло новую популярность именам из Нового Завета, именам святых и мучеников, а также существующим греческим именам, таким как Феодосиос «дар божий», которые можно было интерпретировать по-новому. Христианские термины. Но нехристианские имена, даже теофорические имена, такие как Дионисий или Сарапион, по-прежнему носили христиане - напоминание о том, что теофорическое имя могло стать таким же именем, как и любое другое, его первоначальное значение было забыто. Другим феноменом поздней античности (V – VI вв.) Был постепенный отход от использования имени отца в родительном падеже в качестве идентификатора. Вместо этого возникла тенденция указывать профессию или статус человека в христианской церкви: плотник, диакон и т. Д. Многие греческие имена разными путями дошли до современного английского языка, некоторые из них легко узнаваемы, такие как Елена или Александр, некоторые модифицированы, например, Денис ( от Дионисия).

Суффиксы

Многие имена греков использовали отличительные суффиксы, которые передавали дополнительное значение. Суффикс -ides (idas в дорических областях, таких как Спарта) указывает на отцовское происхождение, например Леонид («сын льва»). Уменьшительно-ласкательный суффикс -ion также был распространен, например Гефестион («маленький Гефест»).

Имена как история

Французский эпиграфист Луи Робер заявил, что все, что нужно для изучения имен это не «каталоги имен, а история имен и даже история с помощью имен (l'histoire par les noms)». Имена - это забытый, но в некоторых случаях важный исторический источник. Многие названия характерны для конкретных городов или регионов. Редко бывает безопасно использовать имя человека для присвоения ему определенного места, поскольку факторы, определяющие индивидуальный выбор имени, очень разнообразны. Но там, где присутствует хороший набор имен, обычно можно с большой вероятностью определить, откуда происходит данная группа. Таким образом, часто можно определить происхождение, скажем, банд наемников или групп колонистов, названных в надписях без указания их родины. Имена особенно важны в ситуациях культурного контакта: они могут ответить на вопрос, является ли конкретный город греческим или негреческим, и документировать сдвиги и сложности в этнической самоидентификации даже внутри отдельных семей. Они также, через теофорические имена, предоставляют решающее свидетельство распространения новых культов, а затем и христианства.

Два других когда-то популярных способа использования имен в социальной истории, напротив, вышли из моды. Определенные имена и классы имен часто носили рабы, поскольку их имена были даны или изменены по желанию их владельцами, которые, возможно, не хотели давать им достойные имена. Но никаких имен или очень мало имен не носили исключительно, и у многих рабов были имена, неотличимые от имен свободных; невозможно идентифицировать раба только по имени. Аналогичные аргументы применимы к так называемым «именам куртизанок ’.

Изучение греческих имен

Жан-Антуан Летрон

Жан-Антуан Летрон (1851) было пионерской работой, подчеркивающей важность этого предмета. Папе и Бенселер (1863–1870) долгое время были центральным справочным изданием, но теперь его заменили. Bechtel (1917) по-прежнему остается основной работой, которая пытается объяснить образование и значение греческих имен, хотя исследования O. Masson et al. собранные в Onomastica Graeca Selecta (1990–2000), необходимо постоянно консультироваться.

Л. Роберт, Noms indigènes dans l’Asie Mineure gréco-romaine (1963), несмотря на свое название, в значительной степени успешная попытка показать, что многие имена, засвидетельствованные в Малой Азии и предположительно принадлежащие коренным народам, на самом деле являются греческими; это великолепная демонстрация возможностей греческого наименования.

Фундаментальной отправной точкой теперь является многотомный «Лексикон греческих личных имен», основанный П.М. Фрейзером и все еще расширяется при сотрудничестве многих ученых. В этой работе перечислены, регион за регионом, не только каждое имя, засвидетельствованное в регионе, но и все носители этого имени (таким образом, популярность имени может быть измерена). Огромное количество греческих имен, засвидетельствованных в Египте, доступно в Trismegistos People. Было опубликовано несколько томов исследований, основанных на новом фундаменте, созданном этими обширными коллекциями: С. Хорнблауэр и Э. Мэтьюз (2000); Э. Мэтьюз (2007); Р. В. В. Кэтлинг и Ф. Маршан (2010); Р. Паркер (2013).

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-10 22:55:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте