Анатолий Лядов

редактировать
Анатолий Лядов

Анатолий Константинович Лядов или Лядов (русский : Анато́лий Константи́нович Ля́дов; 12 мая [OS 30 апреля] 1855 - 28 августа [OS 15 августа] 1914) был русским композитором, учитель и дирижер.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Семья
    • 1.2 Учитель
    • 1.3 Глазунов, Беляев и Чайковский
    • 1.4 Поздние годы
  • 2 Музыка
  • 3 Избранные произведения
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
Биография

Лядов родился в 1855 году в г. Петербург, в семью выдающихся русских музыкантов. Неформально обучался у отчима-дирижера с 1860 по 1868 год, а затем в 1870 году поступил в St. Петербургская консерватория для изучения фортепиано и скрипки.

Вскоре он оставил инструментальную учебу, чтобы сосредоточиться на контрапункте и фуге, хотя и остался прекрасный пианист. Его природный музыкальный талант высоко ценился, в частности, Модестом Мусоргским, а в 1870-х годах он стал ассоциироваться с группой композиторов, известной как Могучая горстка. Он поступил в класс композиции Николая Римского-Корсакова, но был исключен за прогулы в 1876 году. В 1878 году он был повторно принят в эти классы, чтобы помочь ему закончить выпускное сочинение.

Семья

  • дед по отцовской линии - Лядов Николай Григорьевич (ru: Николай Григорьевич Лядов) был дирижером Петербургской филармонии
  • отец (русский: Константин Николаевич Лядов) - начальник дирижер Императорской оперной труппы
  • мать В. Антипова - пианистка
  • сестра Валентина Константиновна Лядова (русский язык: Валентина Лядова) - драматическая актриса
  • муж первой сестры Михаил Сариотти (ru: Михаил Сариотти) - известный российский оперный певец; второй: Иван Помазанский (ru: Иван Помазанский) - русский музыкант
  • дядя (брат отца) (1818–1871; ru: Александр Николаевич Лядов) - дирижер оркестра Императорского бального зала
  • двоюродная сестра (дядя дочь) (1839-1870; ru: Вера Александровна Лядова-Иванова) - известная российская актриса и певица, прославившаяся в опереттах, вышла замуж за Льва Иванова
  • двоюродного брата мужа (развод) Лев Иванов - известный русский артист балета и хореограф и его потомки сейчас живут в Иране со своей второй семьей (Зартари).

Учитель

С 1878 года преподавал в Санкт-Петербургской консерватории. среди его учеников Сергей Прокофьев, Николай Мясковский, Михаил Гнесин, Лазарь Саминский и Борис Асафьев. См.: Список учеников музыки по преподавателю: К к М # Анатолий Лядов. В соответствии со своим характером он был переменчивым, но временами блестящим инструктором. Дирижер Николай Малко, изучавший у него гармонию в консерватории, писал: «Критические замечания Лядова всегда были точными, ясными, понятными, конструктивными, краткими... И делалось это лениво, без спешки, иногда с пренебрежением. Он мог внезапно остановиться на полуслове, достать из кармана ножницы и начать что-то делать ногтем, пока мы все ждали ».

Игорь Стравинский заметил, что Лядов был к себе так же строги, как и он был со своими учениками, писал с большой точностью и требовал особого внимания к деталям. Прокофьев напомнил, что даже самые невинные музыкальные нововведения сводили с ума консерватора Лядова. "Засунув руки в карманы и раскачивая мягкие шерстяные туфли без каблуков, он говорил: 'Я не понимаю, почему вы учитесь со мной. Перейдите к Рихарду Штраусу. Дебюсси. Это было сказано тоном, который означал «Иди к черту!» »Тем не менее, Лядов рассказал своим знакомым о Прокофьеве. «Я обязан научить его. Он должен сформировать свою технику, свой стиль - прежде всего в фортепианной музыке». В 1905 году он ненадолго ушел в отставку из-за увольнения Римского-Корсакова, но вернулся, когда Римский-Корсаков был восстановлен в должности.

Глазунов, Беляев и Чайковский

Портрет М.П. Беляева работы Ильи Репина (1886)

Лядов представил лесного миллионера и филантропа Митрофана Беляева на музыку подростка Александр Глазунов. Интерес к музыке Глазунова быстро перерос в покровительство Беляева целой группе русских националистических композиторов. В 1884 году он учредил Русские симфонические концерты и учредил ежегодную премию имени Глинки. В следующем году он открыл собственное издательство в Лейпциге. На собственные средства издавал музыку Глазунова, Лядова, Римского-Корсакова и Бородина. Кроме того, к Беляеву обратились молодые композиторы. Беляев попросил Лядова работать вместе с Глазуновым и Римским-Корсаковым в консультативном совете, чтобы помочь выбрать из этих кандидатов. Образовавшаяся группа композиторов стала называться Беляевским кружком.

В ноябре 1887 года Лядов познакомился с Петром Ильичом Чайковским. Почти семь лет назад Чайковский дал издателю «Бесель» отрицательный отзыв о фортепианном арабеске, написанном Лядовым. Однако еще до этого визита мнение Чайковского о Лядове могло измениться. Он наградил Лядова копией партитуры своей Симфонии Манфреда. Теперь, когда он действительно встретился с этим человеком лицом к лицу, молодой композитор стал «дорогим Лядовым». Начиная с зимы 1890 года, он стал частым гостем у Лядова и остальных членов Беляевского кружка.

Позже

Он женился на деньги в 1884 году, приобретя через свою женитьбу загородную собственность. в усадьбе Полыновка, Боровичевский уезд, Новгородская губерния, где он летом неторопливо сочинял и где умер в 1914 году.

Музыка
СССР почтовая марка к столетнему юбилею Лядова

Хотя техническая оснащенность Лядова высоко ценилась его современниками, его ненадежность стояла на пути его продвижения. Его сочинений опубликовано относительно немного из-за его естественной праздности и некоторой самокритичной неуверенности. Многие из его работ представляют собой вариации или аранжировки уже существующего материала (например, его «Русские народные песни», соч. 58). Он сочинил большое количество фортепианных миниатюр, из которых его Музыкальная табакерка 1893 года, пожалуй, самая известная.

Как и многие его современники, Лядов сильно увлекался русской тематикой. Большая часть его музыки программна ; например его тональные стихи Баба Яга соч. 56, Кикимора Op. 63, Зачарованное озеро соч. 62 (навеянная картиной Арсения Мещерского «Заколдованное озеро»). Эти короткие стихотворения, вероятно, самые популярные из его произведений, демонстрируют исключительное чутье оркестровой окраски тона. В своих более поздних композициях он экспериментировал с расширенной тональностью, как и его младший современник Александр Скрябин.

Утверждалось, что Лядов так и не завершил крупномасштабное произведение. Однако многие его миниатюры нашли свое место в репертуаре. В 1905 году Лядов начал работу над новым балетом. но когда работа не продвигалась, он переключился на работу над оперой. Лядов так и не закончил оперу, но отдельные части произведения нашли воплощение в коротких стихотворениях Кикимора и «Волшебное озеро».

В 1909 Сергей Дягилев поручил Лядову поставить постановку номера для Шопена балета Les Сильфида, а 4 сентября того же года написала композитору письмо с просьбой о новой балетной партитуре для сезона 1910 года его Бала. ets Russes ; однако, несмотря на часто повторяемую историю о том, что Лядов не спешил сочинять произведение, которое в итоге превратилось в Жар-птица (знаменито выполненное тогда относительно неопытным Игорем Стравинским ), свидетельств нет. что Лядов когда-либо принял заказ.

Избранные произведения
  • Бирюльки, 14 пьес для фортепиано, соч. 2 (1876)
  • Шесть пьес для фортепиано, соч. 3 (1876–1877)
  1. Прелюдия ре мажор
  2. Жига фа мажор
  3. Фуга соль минор
  4. Мазурка соль мажор
  5. Мазурка
  6. Мазурка до мажор
  • Четыре арабески для фортепиано, соч. 4 (1878)
  1. Арабески до минор
  2. Арабески ля мажор
  3. Арабески до мажор
  4. Арабески ми мажор
  • для фортепиано, Op. 5 (1881)
  • Экспромт ре мажор для фортепиано, соч. 6 (1881)
  • Два интермецци для фортепиано, соч. 7 (1881)
  1. Интермеццо ре мажор
  2. Интермеццо фа мажор
  • Два интермецци для фортепиано, соч. 8 (1883)
  1. Интермеццо си мажор
  2. Интермеццо си мажор
  • Две пьесы для фортепиано, соч. 9 (1883)
  1. Вальс фа минор
  2. Мазурка ля мажор
  • Три пьесы для фортепиано, соч. 10 (1884)
  1. Прелюдия ре мажор
  2. Мазурка до мажор
  3. Мазурка ре мажор
  • Три пьесы для фортепиано, соч. 11 (1885)
  1. Прелюдия си минор
  2. Мазурка в дорийской ладе
  3. Мазурка фа минор
  • Этюд ми мажор для фортепиано, соч. 12 (1886)
  • Четыре прелюдии для фортепиано, соч. 13 (1887)
  1. Прелюдия соль мажор
  2. Прелюдия ля мажор
  3. Прелюдия ля мажор
  4. Прелюдия фа минор
  • Две мазурки для фортепиано, Соч. 15 (1887)
  1. Мазурка ля мажор
  2. Мазурка ля минор
  • Скерцо ре мажор для оркестра, соч. 16 (1879–1886)
  • Два багателя для фортепиано, соч. 17 (1887)
  1. Багатель си минор (La Douleur)
  2. Багатель си мажор (Пастораль)
  • Деревенская сцена у гостиницы, Мазурка для оркестра, соч. 19 (1887)
  • Новеллет ля минор для фортепиано, соч. 20 (1882–1889)
  • О старине, Баллада ре мажор для фортепиано, соч. 21а (1889)
  • О старине, Баллада ре мажор для оркестра, соч. 21b (1889)
  • На поляне, Esquisse фа мажор для фортепиано, соч. 23 (1890)
  • Две пьесы для фортепиано, соч. 24 (1890)
  1. Прелюдия ми мажор
  2. Берсёз соль мажор
  • Идилль ре мажор для фортепиано, соч. 25 (1891)
  • Маленький вальс соль мажор для фортепиано, соч. 26 (1891)
  • Три прелюдии для фортепиано, соч. 27 (1891)
  1. Прелюдия ми мажор
  2. Прелюдия си мажор
  3. Прелюдия соль мажор
  • Заключительная сцена из оперы Шиллера «Браут фон Мессина» для сольных голосов, хора и оркестр, соч. 28 (1878 г., опубликовано в 1891 г.). Это было его выпускное произведение.
  • Куколки (Марионетки) для фортепиано E ♭ мажор, соч. 29 (1892)
  • Багатель ре мажор для фортепиано, соч. 30 (1889)
  • Две пьесы для фортепиано, соч. 31 (1893)
  1. Мазурка «Деревенская» соль мажор
  2. Прелюдия B ♭ минор
  • Музыкальная табакерка ля мажор для фортепиано, соч. 32 (1893)
  • Три пьесы для фортепиано, соч. 33 (1889)
  1. Прелюдия на русскую тему ля мажор
  2. Гротеск до мажор
  3. Пастораль фа мажор
  • Три канона для фортепиано, соч. 34 (1894)
  1. Канон соль мажор
  2. Канон до минор
  3. Канон фа мажор
  • Вариации на тему Глинки си мажор для фортепиано, соч. 35 (1894)
  • Три прелюдии для фортепиано, соч. 36 (1895)
  1. Прелюдия фа мажор
  2. Прелюдия си мажор
  3. Прелюдия соль мажор
  • Этюд фа мажор для фортепиано, соч. 37 (1895)
  • Мазурка фа мажор для фортепиано, соч. 38 (1895)
  • Четыре прелюдии для фортепиано, соч. 39 (1895)
  1. Прелюдия ля мажор
  2. Прелюдия до минор
  3. Прелюдия си мажор
  4. Прелюдия фа минор
  • Этюд и три прелюдии для фортепиано, соч. 40 (1897)
  1. Этюд до минор
  2. Прелюдия до мажор
  3. Прелюдия ре минор
  4. Прелюдия до мажор
  • Две фуги для фортепиано, Соч. 41 (1896)
  1. Фуга фа минор
  2. Фуга ре минор
  • Две прелюдии и мазурка для фортепиано, соч. 42 (1898)
  1. Прелюдия си мажор
  2. Прелюдия си мажор
  3. Мазурка на польские темы ля мажор
  • Баркаролла фа мажор для фортепиано, соч. 44 (1898)
  • Четыре прелюдии для фортепиано, соч. 46 (1899)
  1. Прелюдия си минор
  2. Прелюдия соль минор
  3. Прелюдия соль мажор
  4. Прелюдия ми минор
  • Две пьесы для фортепиано, Соч. 48 (1899)
  1. Этюд ля мажор
  2. Канцонетта B ♭ мажор
  • Полонез до мажор («Памяти Пушкина») для оркестра, соч. 49 (1899)
  • Вариации на польскую народную тему ля мажор для фортепиано, соч. 51 (1901)
  • Три балетные пьесы для фортепиано, соч. 52 (1901)
  1. ми мажор
  2. до мажор
  3. ля мажор
  • Три багателя для фортепиано, соч. 53 (1903)
  1. Багатель си мажор
  2. Багатель соль мажор
  3. Багатель ля мажор
  • Полонез ре мажор для оркестра, соч. 55 (1902)
  • Баба Яга для оркестра, соч. 56 (1891–1904)
  • Три пьесы для фортепиано, соч. 57 (1900–1905)
  1. Прелюдия ре мажор
  2. Вальс ми мажор
  3. Мазурка фа минор
  • Восемь русских народных песен для оркестра, соч. 58 (1906)
  1. Религиозное песнопение. Модерато
  2. Рождественский гимн «Коляда». Аллегретто
  3. Жалостная песня. Анданте
  4. Юмористическая песня «Я танцевал с комаром»./ Аллегретто
  5. Легенда о птицах. Аллегретто
  6. Колыбельная песня. Модерато
  7. Хоровод. Аллегро
  8. Деревенская танцевальная песня. Vivo
  • Десять аранжировок из Обихода (сборник старинных православных богослужебных песнопений), соч. 61 (1909)
  1. Стихира на Рождество Христово
  2. Тропарь на Рождество Христово "Рождество Твое, Христе Божье наш"
  3. Кондак на Рождество Христово
  4. Тропарь «Благообразный Иосиф» и «Мироносицам женам»
  5. Чертог Твой вижду
  6. Задостоинник на Воздвижении
  7. Херувимская песня>
  8. Тебе (Тебе поем)
  9. Хвалите Господа с небес
  10. Чашу спасения прииму
  • Волшебное озеро для оркестра, соч. 62 (1909)
  • Кикимора для оркестра, соч. 63 (1909)
  • Четыре пьесы для фортепиано соч. 64 (1909–1910)
  1. Гримаса
  2. Мрак
  3. Искушение
  4. Воспоминания
  • Танец Амазонки для оркестра, соч. 65 (1910)
  • Из Апокалипсиса, симфоническая картина для оркестра, соч. 66 (1910–1912)
  • Нени для оркестра, соч. 67 (1914)
Ссылки
Источники
  • Сэди, Стэнли (ред.) (1980). Словарь музыки и музыкантов New Grove. Macmillan Publishers Ltd., Лондон. ISBN 1-56159-174-2. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • Браун, Дэвид, Чайковский: Последние годы, 1885–1893, (Нью-Йорк: WW Norton Company, 1991). ISBN 0-393-03099-7.
  • Maes, Francis, tr. Arnold J. Померанс и Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 2002). ISBN 0 -520-21815-9.
  • Римский-Корсаков, Николай, Летоппис Моей Музыкальной Жизни (Санкт-Петербург, 1909), опубликовано на английском языке под названием My Musical Life (Нью-Йорк: Кнопф, 1925, 3-е изд. 1942). ISBN n / a.
  • Тарускин, Ричард, Стравинский и русские традиции (Oxford: Oxford University Press, 1996). ISBN 0-19-816250-2.
  • Волков, Соломон, тр. Антонина В. Боуи, Санкт-Петербург: культурная история (Нью-Йорк: The Free Press, 1995). ISBN 0-02-874052-1.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с o Анатолий Лядов.
Последняя правка сделана 2021-06-10 22:39:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте