Анархизм в Африке относится к предполагаемой анархической политической организации некоторые традиционные африканские общества и современные анархистские движения в Африке.
Сэм Мбах и И.Е. Игаривей в« Африканском анархизме: история движения »утверждают, что:
в большей или меньшей степени проявлялись все [...] традиционные африканские общества «анархические элементы», которые при внимательном рассмотрении подтверждают исторический трюизм о том, что правительства не имеют всегда существовали. Они возникли недавно и поэтому не являются неизбежными в человеческом обществе. В то время как некоторые «анархические» черты традиционных африканских обществ существовали в основном на прошлых стадиях развития, некоторые из них сохраняются и сохраняются по сей день.
Причина, по которой традиционные африканские общества характеризуются как обладающие «анархическими элементами», заключается в их относительно горизонтальная политическая структура и, в некоторых случаях, отсутствие классов. Кроме того, руководство старейшин обычно не распространялось на авторитетные структуры, характерные для современного государства. Однако большое значение придается традиционным и «естественным» ценностям. Например, хотя не было законов против изнасилований, убийств и супружеской измены, лицо, совершившее эти действия, будет преследоваться вместе со своими родственниками. Иногда соблюдали принцип коллективной ответственности.
Классовые системы уже существовали в некоторых африканских цивилизациях (например, Нубия, Египет, Аксум и царства хауса ) тысячелетиями, но с пятнадцатого века процессы социальной стратификации ускорились.
После 2001 Черной весны в Кабили анархистские организаторы смогли создать умеренное анархическое сообщество в городе Барбаха.
Анархистское движение впервые возникло в Египте в конце девятнадцатого века, но распалось в 1940-х. Движение возродилось в начале 2010-х..
Движение вновь вошло в глобальную точку зрения, когда в египетской революции 2011 года приняли участие несколько анархистских групп, а именно Египетское либертарианское социалистическое движение и Black Flag.. Египетские анархисты подверглись нападкам со стороны военного режима и Братьев-мусульман. 7 октября 2011 года Египетское либертарианское социалистическое движение провело свою первую конференцию в Каире.
Нигерийское анархистское движение возникло в начале 1990-х годов с созданием анархо-движения. синдикалист Лига осведомленности.
Анархизм восходит к 1880-м годам в Южной Африке, когда английский анархист-иммигрант Генри Гласс поселился в Порт-Элизабет в то время Капская колония. Анархисты играли роль в Социал-демократической федерации (СДФ), созданной в Кейптауне в 1904 году и открытой для социалистов всех убеждений. Первой анархистской организацией была революционная синдикалистская Международная социалистическая лига (ISL), основанная в Йоханнесбурге в 1915 году. Она продолжала создавать отделения на большей части Юга. Африка, за исключением Западной Капской провинции, где анархисты отделились от SDF и образовали Индустриальную социалистическую лигу (IndSL). По взаимному согласию IndSL действовала в западной части Капской провинции, а ISL - на остальной территории страны. IndSL и ISL будут организовывать первый профсоюз цветных рабочих в Южной Африке, Industrial Workers of Africa (IWA), по образцу Industrial Workers of the World (IWW).
Погруженные в атмосферу, созданную тем, что в то время казалось победоносной рабочей революцией в России в 1917, ISL и IndSL растворились в Коммунистической партии Юга. Африка (CPSA) при основании последней в 1921 году, давая много заметных ранних цифр, пока Коминтерн не приказал изгнать синдикалистскую фракцию в партии. Беспристрастные синдикалисты, такие как Перси Фишер, были активны в восстании горняков 1922 Rand, всеобщей забастовке, перешедшей в восстание, и решительно выступали против расизма значительной части белых забастовщиков. Тем временем IWA объединилась в Профсоюз промышленных и коммерческих рабочих (ICU) в 1920 году, что стало одной из причин, по которой ICU проявил синдикалистское влияние.
Анархистское движение в Южной Африке возродилось только в начало 1990-х с созданием небольших анархистских коллективов в Дурбане и Йоханнесбурге. Анархистское революционное движение (ARM) было основано в 1993 году. На смену ему в 1995 году пришла более плотно организованная Федерация солидарности трудящихся (WSF). В отличие от более свободной ARM, WSF придерживалась традиций платформизма. В 1999 г. по ряду причин ВСФ распался. На смену ему пришли Bikisha Media Collective (BMC) и Zabalaza Books. Эти две книги были выпущены совместно «Забалаза: журнал революционного анархизма юга Африки» и принимали активное участие в Антиприватизационном форуме.
. В 2003 году была основана платформенная анархистская коммунистическая федерация Забалаза (ZACF, или ZabFed). BMC и Zabalaza Books (чей журнал Zabalaza стал журналом ZACF), а также ряд других коллективов, которые были созданы в Соуэто и Йоханнесбурге, включая местное отделение Anarchist Черный Крест. В 2007 году, чтобы укрепить свои структуры, ZabFed преобразовал себя в Коммунистический фронт анархистов Забалазы (ZACF или ZabFront). Новый ZACF - это унитарная «федерация людей», в отличие от федерации коллективов, подобных ZabFed, и в последнее время также попала под влияние especifismo, тенденции, которая зародилась в Federación Anarquista Уругвай (FAU или Федерация анархистов Уругвая). Будучи приверженным продвижению синдикализма в профсоюзах, работа ZACF на практике была в основном сосредоточена на так называемых «новых социальных движениях », сформированных в Южной Африке в ответ на предполагаемые неудачи Африканского национального движения. Правительство Конгресса (АНК) после апартеида. ZACF принимал участие в кампаниях Антиприватизационного форума (APF) и Движения безземельных (LPM). Он также участвовал в работе солидарности с базой Абахлали Мьондоло и Кампанией против выселения Западного Кейпа. В дополнение к такой работе ZACF активно занимается организацией семинаров и пропагандой.