Анархизм внес важный вклад в социальную политику Старая Республика Бразилии. В эпоху массовых миграций европейских рабочих в конце девятнадцатого и начале двадцатого века анархические идеи начали распространяться, особенно среди рабочего движения страны.. Вместе с трудовыми мигрантами прибыло много итальянских, испанских, португальских и немецких политических изгнанников, многие из которых придерживались анархистских или анархо-синдикалистских идей.
Некоторые прибыли сюда не как изгнанники, а как политический предприниматель, в том числе Джованни Росси, который основал анархистскую коммуну в 1889 году, названную колонией Сесилиа, во внутренних районах Парана штат. Эксперимент длился всего несколько лет, но в какой-то момент в нем приняли участие 200 человек, в основном итальянские мигранты с городским трудовым прошлым, которым было трудно научиться работать на земле.
Вместе с европейскими иммигрантами в 19 и начале 20 веков пришли их анархические идеи. Эти иммигранты вступили в профсоюзы и к 1920-м годам поддержали анархо-синдикализм, что привело к трудовым реформам, включая повышение заработной платы. Профсоюзы из Рио, Сан-Паулу и Порту-Алегри объединились в Бразильскую рабочую конфедерацию (Confederação Operária Brasileira, или COB) в 1908 году в результате успешного Конгресса рабочих.
Анархизм или анархо-синдикализм был доминирующая идеология, лежащая в основе бразильского рабочего движения в начале двадцатого века. Были созданы синдикаты и профсоюзы, которые в основном настаивали на сокращении рабочего дня, улучшении условий труда и повышении заработной платы. Различные забастовки, т. Е. В гавани Сантоса и среди железнодорожников, были вызваны симпатиями анархистов. В 1906 году был проведен первый общенациональный съезд бразильских рабочих, и с тех пор празднования Первомая, когда видные анархисты выступали с речами, начали собирать большие толпы. Второй национальный рабочий конгресс в 1913 году изначально задумывался как панамериканский анархистский конгресс, но на него пришли только два аргентинца. В конечном итоге рабочая агитация вылилась в крупные забастовки в 1917 и 1919 годах, самые крупные в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, но эхом отозвавшиеся по всей стране.
Наряду с профсоюзами выпускались анархистские ежедневные и еженедельные газеты; Кроме того, были созданы образовательные центры, театры и начальные школы. В девятнадцатом веке некоторые из этих газет были на итальянском, несколько - на испанском и немецком, но на рубеже веков большинство из них было на португальском. был важным, но их было намного больше, выпущенных практически в любой столице штата Бразилии.
Образовательные центры, школы и театры, основанные анархистами, помогли привлечь внимание к проблеме неграмотности в Бразилии. Этим вопросом занимались различные другие группы в обществе, такие как социальные христианские движения, вдохновленные католическими социальными учениями, и различные политики, стремившиеся сдержать социальный вопрос или заручиться поддержкой народа.
Анархисты, анархо-синдикалисты и социалисты разного толка были в целом гораздо менее раздроблены в Бразилии, чем, например, в Италии. Однако многочисленные брошюры и очерки в анархистских газетах показывают, что между приверженцами разных школ велись ожесточенные дебаты об идеологии и стратегии. Социалисты (в основном умеренные) решительно отвергли позицию зарождающихся «социалистических христиан» в отношении забастовок и профсоюзов примерно в 1900 году. Продолжающиеся дебаты, особенно о необходимости и опасности (центральной) организации, между анархистами, либертарианцами и синдикалистами наполнили рабочую среду. газеты.
В 1922 году некоторые боевики, которые были активными в анархистских кругах, основали Бразильскую коммунистическую партию (ПКБ) под влиянием успеха русской революции 1917 года и чувством несостоятельности, привлекательности и единства синдикалистских рабочих федераций. Среди них Астрохильдо Перейра,. Другие, такие как Хосе Оитичика и Эдгард Леуэнрот, остались верны анархистским принципам. Партия не была признана коммунистической Коминтерном, однако, будучи обвиненной в доктринальной неразберихе, все еще сохраняла анархо-синдикалистское влияние.
Анархистский протест в Сан-Паулу, протестующий против чемпионата мираРепрессии против анархистского движения и рабочего движения в целом были очень жесткими. Жестокое подавление забастовок полицией привело к многочисленным жертвам. Также были сожжены редакции газет, профсоюзов и даже детские школы. Более того, анархистов-агитаторов регулярно арестовывали и, если не бразильского происхождения, отправляли в ссылку. При правительстве Артура Бернардеса существовали даже концентрационные лагеря и центры пыток, из которых наиболее печально известной была Кливландия, в Ояпоке, на границе с Французской Гвианой.
Хотя некоторые утверждают, что анархистское движение уже проиграли коммунистам к 1920-м годам, другие, такие как Эдгар Родригес, утверждают, что анархистское движение фактически продолжало расти в течение большей части 1920-х, вплоть до репрессий Бернардеса. В любом случае военное популистское движение, известное как tenentismo, в конце концов победило. Репрессии со стороны режима Варгаса, наряду с введением в 1930-х годах структуры профсоюзов, вдохновленной Муссолини, стали похоронным звеном бразильского анархистского движения.
Некоторые следы анархизма остались, в частности, Центр изучения анархизма в Рио-де-Жанейро под руководством проф. Хосе Оитичика, которому пришлось уйти в подполье после военного переворота 1964 года. В 1970-х годах в Баия существовала небольшая анархистская газета, которая называлась «Враг короля» (португальский : O inimigo do rei), но движение никогда не восстановило бы свою силу. в начале ХХ века.
В 1990-х годах особенность повлияла на анархизм и распространилась на Бразилию под влиянием Уругвайской анархической федерации (испанский : Federación Anarquista Uruguaya, или FAU) и увидела создание региональных групп, таких как Федерация анархистов Гауча (португальский : Federação Anarquista Gaúcha, или FAG). В 2002 году группы, находящиеся под особым влиянием, базирующиеся в девяти штатах, основали Форум организованного анархизма (Fórum do Anarquismo Organizado, или ФАО), который в 2012 году стал бразильским координационным комитетом анархистов (Coordenação Anarquista Brasileira, или CAB).
О Колонии Сесилии см. Статью Изабель Феличи, в: Cadernos AEL (Campinas 1998). Существует также роман с таким названием автора-анархиста по имени Смит.
Об анархистских газетах:
Большинство выпусков анархистских газет можно найти в Arquivo Edgard Leuenroth в Кампинасе, но есть также образцы в других бразильских архивах, в Милане и в IISH в Амстердаме.
В вторичной литературе опубликованы сборники статей о бразильском рабочем движении, в частности: