Анархизм в Бельгии начал распространяться после падения Парижской Коммуны, когда многие коммунары, в том числе Элиза Реклю, нашли убежище в Брюсселе. В то время бельгиец Сезар де Паэпе защищал мутуализм, вдохновленный Пьером-Жозефом Прудоном, который предлагал организовать производство и распределение, опираясь на независимые ассоциации рабочих без посредничества государства.
Во время конфликта между «интернационалистами», близкими к Михаилу Бакунину, и Генеральным советом Лондона, где доминировал Карл Маркс, бельгийская секция поддержала антиавторитарные тенденции, собравшиеся вокруг Федерации Джура после конгресса в Сен-Имье (1872 г.). Антиавторитарный Интернационал провел конгресс в Брюсселе в 1874 году. Конгресс Интернационала 1877 года, проходивший в Вервье, не смог найти взаимопонимания с марксистскими и социалистическими делегатами, которые встретились несколько дней спустя в Генте, во время Всемирного социалистического конгресса. Но делегаты съезда Вервье в меньшинстве. Бельгийская федерация и фламандские секции впоследствии покинули Интернационал, чтобы сплотиться на стороне марксизма.
Впоследствии анархизм потерял влияние среди рабочего движения в Бельгии, особенно во Фландрии. Все больше и больше рабочих организаций обращались к политическому и избирательному процессу за социальными законами.
В сентябре 1872 г., во время Гаагского конгресса из Первого интернационала, бельгийские делегаты высказались против исключения Михаила Бакунина, предложенного Генерального Совет в Лондоне, где доминирует Карл Маркс. В этом основополагающем конфликте анархизма они присоединились к лагерю « антиавторитаристов » против « авторитаристов ». Подобно Бакунину, бельгийские делегаты отказались достичь своих целей путем завоевания политической власти и выступили за федералистскую структуру Интернационала, в которой местные группы сохраняли значительную степень автономии. По их мнению, революция произойдет быстро, и новое общество будет построено снизу.
Из этого раскола на конгрессе в Сент-Имье 15 сентября 1872 года родился «антиавторитарный» Интернационал, известный как Федерация Джура. Именно вокруг этого и зародилось анархистское течение, которое затем провозгласило « революционным коллективизмом », желая быть проводником самоуправляемой экономической системы вне всякой власти, всей централизации, всех государств и ставя в качестве цели «разрушение». всей политической власти революционной забастовкой ». Большинство бельгийских членов Первого Интернационала присоединились к этому антиавторитарному Интернационалу.
В середине 1870-х годов бельгийский социализм состоял из ряда рабочих ассоциаций, стремившихся сохранить свою независимость и держаться подальше от политики. Местная федерация Вервье была тогда центром антиавторитарного Интернационала в Бельгии. Он бросил вызов тред-юнионизму и политическим действиям, чтобы отдать предпочтение революционной пропаганде: упразднение государства должно быть главным приоритетом. Но объявленная революция была давно пора, и социал-демократическая тенденция, особенно присутствовавшая в Генте и Брюсселе, постепенно победила антиполитического революционера.
Термин «компаньон», которым анархисты называют себя, был впервые использован в Бельгии, сказал Жан Мейтрон, который процитировал письмо Поля Робина : «Мы говорим товарищ, в Бельгии он даже в меньшей степени человек мира, чем гражданин». Исследование Майтрона ясно показывает особый тон этого термина. «Когда республиканцы, - воскликнул Тевенин, судимый судом присяжных в Изере, - хотели обозначить себя отдельно от монархистов, они взяли имя гражданина; мы, презирающие право на гражданство, искали абсолютно рабочий класс. термин, и мы приняли термин товарищ; это означает товарищ в борьбе, в страданиях, иногда также в цепи ». Джеймс Гийом писал в 1905 году: «Для рабочих качество производителя важнее качества гражданина; вот почему члены интернационала называли друг друга товарищами, а не гражданами». Эти товарищи принадлежат не к партии, а к местным группам, не имеющим структур и живущим независимой жизнью. Группа для них - простая образовательная школа, «нет ни офиса, ни денег, каждый независим. Члены заботятся о себе, затем развиваются, учатся; каждый обсуждает, чтобы знать, что хорошо, а что плохо, и каждый действует в соответствии со способностями, которые ему позволяет его темперамент. Никому не говорят делать то или делать то, и вы никогда не должны делать то, но это правильно, это неправильно, это правильный поступок ".
Валлония восстание 1886 г. назначен ряд повстанческих забастовок рабочих, которая началась 18 марта с празднованием 15 - й годовщиной Парижской Коммуны, организованное революционной анархистской группой в Льеже. Между демонстрантами и полицией произошли ожесточенные столкновения, была мобилизована армия и подавлено восстание, в результате чего погибло несколько десятков забастовщиков.
22 октября 1893 года в Брюсселе Анри Виллемс опубликовал в Брюсселе первый выпуск выходящего два раза в месяц Le Libertaire, «социалистически-революционного органа групп Сен-Жосс-тен-Нуд». Он содержал две эпиграммы: «Патриотизм - последнее прибежище негодяя» Августа Шпионов и «Наш враг - наш господин» Жана де Лафонтена и следовало за газетой L'Antipatriote. Однако в 1894 году ее типограф и издатель были привлечены к ответственности за преступления против печати, что привело к прекращению выпуска газеты.
Первый выпуск La Débâcle sociale был опубликован 4 января 1896 года в журнале Ensival. Первоначально выходил каждые две недели, начиная с номера 6 (22–29 марта 1896 г.), он стал еженедельным. Среди авторов: Анри Цисли, Анри Беили, Émile Gravelle, Жюль MOINEAU, Augustin Хамон, Реклю и Северин. После 10 номеров газета прекратила свое существование 19 апреля 1896 г.
В марте 1896 года, La Разгром SOCIALE также опубликованы в виде брошюры, мольба по Эмилю Royer, Налейте l'anarchiste Жюля MOINEAU.
1 ноября 1902 года в Брюсселе вышел первый номер газеты Le Flambeau «Organe de combat Révolutionnaire» под редакцией Юлиуса Местага. «Le Flambeau - это не теоретический журнал и не лист сплетен, это революционный боевой орган, крик угнетенных, выражение чувства восстания».
В 1902 году Жорж Тонар председательствовал на «революционном конгрессе» Льежа, участие в котором имело успех, но дало мало конкретных результатов, в частности, из-за индивидуализма и страха перед любым авторитаризмом, парализовавшим любые зачатки организации. Рассеянное по множеству направлений движение оказалось неспособным выполнять свои решения, координировать свои действия.
Однако Тонар продолжил свой проект организации анархизма. Чтобы прояснить позиции, он составил манифест « Чего хотят анархисты», который с самого начала исключил ностальгирующих по пропаганде дела и «оригиналов», которые не были конформистами.
Для него анархизм находился в «активной пропаганде, чисто теоретической и без фраз», направленной на «целостное образование» через учебные кружки, школы, конференции, газеты и брошюры. Обеспечить «развитие личного достоинства, духа независимости и чувства солидарности» - такова была ближайшая цель групповых действий. Прямым действием не пренебрегали, но анархизм знал, что «бунты» и «революции» не создаются «искусственно»; что «правительственный произвол и капиталистическая эксплуатация подтолкнут массы, которые должны быть воспитаны как следствие, к гигантской всеобщей забастовке, прелюдии к социальной революции ». Он не отвергал любую идею реформ, потому что «воспитательная деятельность борьбы, ведущейся за их достижение, полезна для рабочего класса».
В октябре 1904 года в Шарлеруа и на этой основе Тонар при содействии Эмиля Шапелье собрал либертарианский коммунистический конгресс, в котором приняли участие около сотни весьма представительных боевиков, которые единогласно приняли его текст и заложили основы Дружественной федерации анархистов.
Целью было, с одной стороны, объединить анархистов посредством организации, которая позволяла им действовать более методично, а с другой стороны, принять конкретные меры по развитию пропаганды, будь то конференции, публикации или библиотеки. Организационный проект, полностью разработанный Жоржем Тонаром, лидером движения в то время, говорит о либертарианском федерализме, основанном на добровольном сотрудничестве: каждая группа и каждый индивидуум сохраняют свою автономию, и никто не навязывает решения (что делает возможным преодолеть сопротивление тех, кто опасается появления определенного авторитаризма). Организация федерации была основана на трех типах собраний: местные секции, учебные и пропагандистские кружки, предназначенные для обучения членов посредством конференций как по социальным, так и по научным вопросам; концентрационные группы встречаются ежемесячно и, наконец, свободная федерация без устава проводит ежегодный конгресс. Публикация информационного бюллетеня информирует о состоянии пропаганды и новых публикациях, и его выпуск каждый раз осуществляется другой группой, чтобы наладить контакты и избежать чрезмерной централизации. Тонара назначили секретарем, но он быстро разочаровался, потому что, помимо проведения ежегодного конгресса, несколько мероприятий было организовано коллективно.
В июле 1905 года Эмиль Шапелье и его партнерша Мари Давид ( сестра Жозефа Жакмотта) основали либертарианское сообщество L'Experience в Штокеле. В нем было от пяти до пятнадцати человек, желавших стать альтернативой пропаганде этого дела - то, что они называли «пропагандой своим примером». Виктор Серж, Жан Де Бо и эсперантистский активист Эжен Гаспар Марин, в частности, остались там.
Либертарианской коммунистической колонией была брюссельская секция Либертарианской коммунистической группы, основанная 25 июля 1905 года с целью структурирования движения для проведения совместных действий и постоянной пропаганды. До этого индивидуализм и страх перед авторитаризмом всегда толкали анархистов к отказу от любой формы организации.
Проект был воплощением либертарианского коммунизма: общая собственность, коллективная работа (по сути, садоводство и птицеводство ) и потребление по принципу « от каждого по способностям, каждому по потребностям ». Он опирался на принцип взаимопомощи, разработанный Петром Кропоткиным. Это была открытая среда, интегрированная в бельгийское и международное анархистское движение, и множество мероприятий для тех, кто приезжал сюда: газеты, действующие театры, конференции и т. Д. 22 июля 1906 года здесь проходил второй бельгийский либертарианский коммунистический конгресс. который положил начало идее анархистского интернационала. Колония опубликовала множество брошюр, которые помогли возродить бельгийский и международный анархизм, о революционном синдикализме, неомальтузианстве, эсперанто, свободной любви и т. Д. Это была предполагаемая экспериментальная среда, не желающая выступать в качестве модели или фиксированной структуры.
Витрина анархизма, колония была открыта для посетителей по воскресеньям, здесь читались лекции и проводились пьесы. Сообщество опубликовало множество брошюр в своей коллекции. 11 августа 1906 года он опубликовал первый номер еженедельника L'Émancipateur.
Libertarian Коммунистической группа (французский язык: Groupement Communiste Libertaire, ВКТ) была бельгийская организация анархиста, основанная около тридцати боевиков 25 июля 1905 года и исчезла в августе 1907 г. Его цель состояла в том, чтобы пропагандировать идеи либертарного коммунизма посредством встреч, создание образовательных кругов, издание газет и пропагандистских книг. Его главная цель состояла в том, чтобы структурировать движение, разделенное на множество направлений, и создать средства, необходимые для развития либертарианской прессы. Жорж Тонар был его генеральным секретарем.
15 октября в Льеже прошел конгресс, на котором были рассмотрены два вопроса: основание либертарианской колонии и отношение к войне в случае войны. На этом конгрессе Тонар пояснил, что группа обращалась к активистам, которые верили в необходимость усиления организации пропаганды и солидарности, поэтому группа была относительно закрытой. GCL принял декларацию, в которой уточнил, что его цель - пропаганда либертарианских коммунистических теорий, определенных Декларацией принципов, принятой на Конгрессе в Шарлеруа в 1904 году.
В июле 1905 года Эмиль Шапелье создал либертарианское сообщество L'Expérance, которое стало местной частью Стокеля. В начале 1906 г. первые результаты были весьма обнадеживающими: количество членов и секций продолжало расти. GCL удалось обеспечить выживание L'Insurgé и организовал встречи, учебные кружки и издание пропагандистских книг. На тот момент в GCL было около 100 активистов, разделенных примерно на 15 секций. Газета L'Insurgé, которую Тонар запустил в 1903 году, стала L'Emancipateur, «Орган Groupement Communiste Libertaire» и публиковалась в L'Expérance.
Однако GCL не облегчил финансовые трудности анархистской прессы, что было одной из его основных целей, а L'Émancipateur с ее 300 подписчиками не сбалансировал свои бухгалтерские книги. Между различными секциями были установлены контакты, и генеральный секретарь Жорж Тонар потерял связь со своей базой. В конце концов, секции упрекали группу в ее стремлении к централизации и решили распустить ее на последнем общем собрании в августе 1907 года. Однако было решено сохранить сеть, сотканную братскими отношениями, сложившимися между членами во время собраний, и что акция должен развиваться в новом направлении: революционный синдикализм.
11 августа 1906 года в Стокеле был опубликован первый выпуск еженедельника L'Émancipateur, «Орган Groupement Communiste Libertaire», выпущенного либертарианской колонией, основанной Эмилем Шапелье. Жорж Тонар был его администратором и печатником. Газета перестала выходить в декабре 1906 г. после выхода 13 номеров. На смену ей в июне 1907 г. пришла газета «Коммунист». Ее эпиграф был « от каждого по способностям; каждому по потребностям ».
18 сентября 1910 года в Льеже вышел первый номер газеты L'Émancipateur «Коммунисто-анархический революционный орган». Ответственным редактором газеты был Франсуа Рекилес. Журнал редактировался с 24-го номера группой «Искатели истины». До марта 1913 года вышло 52 номера. С этого дня и до июля 1913 года газета была заменена L'action anarchiste. L'Émancipateur вновь вышел в марте 1914 года в новой серии из двенадцати выпусков до 2 августа 1914 года. Его эпиграф гласил: «Мы хотим создать социальную среду, которая обеспечит каждому человеку всю сумму счастья, достаточную для прогрессивного развития человечества»..
В июле 1921 года во Флемале вышел первый номер газеты L'Émancipateur с подзаголовком «Organe communiste-anarchiste Révolutionnaire», изданный Камиллой Маттарт. После того, как название стало газетой Либертарианской коммунистической федерации, в декабре 1925 года название исчезло, уступив место газете Le Combat. Затем Камилла Маттарт периодически переиздавала его с 1928 по 1936 год.
В июле 1908 года по призыву Брюссельской революционной группы, в основном из колонии L'Experience, была сформирована анархическая Федерация, основанная на «свободном членстве в группах, без устава, без правил и без комитета». Его издала газета Le Révolté.
11 и 12 июня 1905 года в Шарлеруа съезд революционных профсоюзов собрал делегатов из 24 местностей, в основном в Эно, но также из Гента, Брюсселя и Льежа, горняков, стеклодувов, типографов, плотников, металлургов и художников. Съезд принял решение о создании Всеобщей конфедерации труда. Следуя модели французской CGT, для новой Конфедерации речь шла о объединении всех профессий в единое соглашение, чтобы создать антиполитический союз, способный провести революционную всеобщую забастовку. Его цель - ликвидация наемного труда. Но в отличие от Франции, которая была индустриализирована поздно, но где рабочие группы подпитывались революционной традицией, Бельгия, и в частности промышленные бассейны Валлонии, пережили первую промышленную революцию на континенте, но рабочее движение организовалось поздно. Царил местный и профессиональный партикуляризм, а членство в профсоюзах было очень небольшим30.
16 июля 1905 года в Гилли (Бельгия) появился первый номер газеты L'Action Directe, «рабочий орган», затем «орган Всеобщей конфедерации труда», затем «орган революционной синдикалистской пропаганды». Анри Фусс, основанный Леопольдом Премоном в июне 1907 года, сменил его во главе газеты, которая была одновременно инструментом пропаганды и объединяющим центром профсоюзов Шарлеруа и Льежа, которые утверждали, что действуют напрямую.
28 января 1906 года в Брюсселе состоялся учредительный съезд новой организации, съезд, подготовленный Union des Travailleurs bruxellois, основанный Анри Фюссом и к которому, в частности, присоединились Жорж Тонар и Эмиль Шапелье. Бельгийская CGT выросла в последующие годы, но ее газета L'Action Directe и некоторые из ее членов несколько раз подвергались судебному преследованию, в частности, из-за их антимилитаристских позиций или их участия в забастовках. Эти судебные иски привели к лишению движения наиболее важных активистов. Эти причины, к которым добавляется местный и профессиональный партикуляризм и отсутствие выдающихся личностей, стали причиной конца ВКТ в 1908 году.
В 1910 году Революционная федерация издала газету Le combat social, руководителем которой был Феликс Спрингель. В первом выпуске, опубликованном под названием Бюллетень Революционной Федерации, Революционная Федерация провозгласила себя за целостный социализм, за общество, в котором каждый производит в соответствии со своими возможностями и потребляет в соответствии со своими потребностями.
Большая бельгийская делегация приняла участие в Международном анархистском конгрессе в Амстердаме в августе 1907 года, включая Жоржа Тонара и Анри Фусса ( Льеж ), Эмиля Шапелье ( Бойсфор ), Сегера Рабау и Самсона ( Антверпен ), Янссена и Хеймана ( Гент ), Шутетена ( Брюссель ), Гамбургер и Анри Виллемс. Коммунистическая Группа Libertarian вмешался там, в частности, в обсуждении этой организации.
Как и международное движение, либертарианское движение возникло в результате Первой мировой войны, разделенное на радикальных антимилитаристов и сторонников победы западных демократий, собравшихся вокруг Манифеста шестнадцати. Первая мировая война, несомненно, стала роковой остановкой для развития анархизма во всем мире. В Бельгии, хотя до 1914 года либертарианское движение было первым цензором слева от Рабочей партии, оно постепенно потеряло свое влияние. Русская революция октября 1917 года вызвала энтузиазм среди некоторых, кто присоединился к коммунистическим движениям, в то время как другие поняли истинный диктаторский характер новой большевистской власти.
Тогда большинство бельгийских анархистов занялись публикациями в газетах. Бельгия в межвоенный период была страной изгнания, и бельгийские боевики этого поколения приветствовали и помогли многим изгнанникам, живущим в полутекле: итальянским, немецким и испанским анархистам, евреям, отказникам от военной службы, неомальтузианцам и т. Д. под влиянием прибытия итальянских изгнанников, спасающихся от фашизма, или иммигрантов, ищущих работу: в межвоенный период в Брюсселе были изданы пять анархистских журналов на итальянском языке. Некоторые местные активисты сотрудничали с этими публикациями и иногда редактировали их, например, Hem Day или Jean De Boë.
В 1921 году Бельгийская анархическая коммунистическая федерация сначала объединила три группы в Брюсселе, Льеже и в Боринаже.
В 1924 году Хем Дей приветствовал испанских анархо-синдикалистов Франсиско Аскасо и Буэнавентуру Дуррути, которые затем бежали на Кубу, в своем доме на два года. В 1928 году был создан Международный комитет защиты анархистов (CIDA) для борьбы с изгнанием и экстрадицией иностранных анархистов. Вокруг CIDA была создана сеть поддержки для многих боевиков, живущих в полу-подполье, и канал утечки в Южную Америку.
Как и после Первой мировой войны, бельгийский анархизм пошатнулся после Второй мировой войны. Однако как только закончились последние бои, появляются попытки перестроить движение. Даже если они не определяли себя конкретно как анархистов, приветствуя либертарианцев и позволяя им самовыражаться, несколько групп участвовали в этом либертарианском обновлении. Их целью была социальная справедливость, пацифизм, антимилитаризм, антифашизм и т. Д.
Не будучи конкретно анархистами, Les Cahiers socialistes, основанная в ноябре 1944 года, объединила независимых социалистов всех мастей и поддерживала тесные отношения с группами, явно заявляющими о своей принадлежности к либертарианскому движению, и приветствовала в своем редакционном комитете в 1947 году такого анархистского активиста, как Эрнестан.
Редакционная линия обзора защищала либертарианский социализм, который пытается критически подойти к марксизму. Для его авторов сама суть марксизма была затемнена слишком жесткой доктриной политических партий. Было важно дать больше свободы социалистам, как рабочим. Этот решительно либертарианский подход привел их к принятию довольно тонкой точки зрения в отношении дебатов о роли государства, конфликта, лежащего в основе раскола Первого Интернационала. Для Les Cahiers socialistes, что авторитарные социалисты, сохраняя понятие государства, увековечить гнетущую систему, в то время как в реакции, анархисты выступают за « мелкобуржуазный » индивидуализм. По их мнению, решение заключается в альтернативе: самоуправлении. Журнал определенно не был представлен как государственник, для его авторов государство не было ни формой социализма, ни средством его достижения. Социалисты Les Cahiers считали, что каждый человек имеет право отстаивать свой социалистический идеал, и категорически выступали против авторитаризма.
Группа Pensée et Action была основана 28 марта 1945 года после конференции ее лидера Марселя Дьё. Целью группы было «пробудить и развить индивидуальное и интеллектуальное сознание для борьбы со всеми формами авторитаризма». Группа организовала более сотни конференций в самых разных областях, таких как социология, политика, экономика, психология, литература, философия, науки, изобразительное искусство и т. Д. На выступлениях присутствовало около тридцати зрителей, иногда около сотни.
Группа публикует одноименный ежемесячный обзор, который должен служить «связующим звеном между всеми теми, кто вне борьбы сегодняшнего и завтрашнего дня ищет возможные основы для свободной эволюции мужчин в обществах». Поэтому он объявил себя открытым для всех, о чем свидетельствует формула, написанная на задней обложке каждого выпуска обзора: « Pensée et Action намеревается искать, помимо сектантства, какой-либо политической или догматической идеологии, элементы подлинно революционной культуры., защищая достоинства основных требований ума и людей! " С сентября 1945 года по декабрь 1952 года было опубликовано 46 выпусков. С этого дня до 1970 года обзор был заменен на Les Cahiers de Pensée et Action.
Action commune libertaire была основана 2 ноября 1952 года по призыву либертарианского профсоюзного деятеля Жана де Боэ. Помимо Альфреда Лепапе ( Дур ), который был ответственным редактором и секретарем публикаций группы, Ги Бадо ( Шарлеруа ), Хем Дэй ( Брюссель ), Жорж Симон ( Куареньон ), Джозеф Де Смет ( Гент ), Луис Броке ( Антверпен ) и Жан-Батист Шо ( Льеж ) также были членами группы.
Ассоциация объединила анархистов всех направлений и ставит перед собой цель предоставлять информацию, предназначенную для широкой публики. Он публиковал пацифистские и антимилитаристские плакаты и листовки, которые постоянно обсуждались среди либертарианцев этого поколения. Группу быстро подорвали разногласия между индивидуалистами, включая Хема Дея и Джозефа де Смета, и либертарианскими коммунистами. После 1954 года и нескольких попыток спасения группа исчезла.
Альянс рабочих анархистов был создан в Брюсселе в конце 1956 года, но никогда не выходил за пределы групповой стадии.
Бельгийская секция Международной антифашистской солидарности (SIA) была основана 18 мая 1946 года в форме ассоциации. Он объединил антифашистов и антисталинистов вокруг основателей: Жозефа Де Смета и особенно Жана Де Боэ. Ассоциация организовала защиту просителей убежища, бежавших из своей страны и авторитарных режимов. Это было место встречи иммигрантов, в том числе многих анархо-синдикалистов из Национальной конфедерации труда (CNT) в изгнании.
В дополнение к своим мероприятиям и торжествам ассоциация публиковала брошюры и листовки во время важных событий, таких как 1960 год. Например, на свадьбе молодого бельгийского короля Бодуэна с Фабиолой из испанской знати ассоциация осудила условия жизни при диктатуре Франко и пассивном сотрудничестве королевской семьи и духовных кругов.
В 1958 году молодые люди, в том числе Стефан Хувенн, присоединились к ассоциации и предложили организовать более зрелищные или даже жестокие акции, что вызвало напряженность между новым и старым поколением, в основном состоящим из ненасильственных активистов. Молодые испанские антифашисты решили покинуть SIA и присоединиться к Либертарианской молодежи (FIJL), находившейся в изгнании на территории Бельгии после ее запрета во Франции 9 августа 1963 года.
Бельгийская секция Интернационала противников войны (IRG), не являясь анархистом, объединила многих либертарианцев. Пацифистская и антимилитаристская, IRG была единственной ассоциацией, которая не основывала свой отказ от войны на принципах религиозного характера. Он выступал за целостный ненасильственный пацифизм: «Война - это преступление против человечества. По этой причине мы полны решимости не помогать никаким войнам и бороться за устранение всех ее причин». IRG оказывает конкретную поддержку людям, которые сопротивляются милитаризм и воинская повинность (повстанцы, отказники от военной службы и т. д.), а на более философском уровне выступает за «мир без войны и новый социальный порядок, в котором все сотрудничают для общего блага».
Два деятеля либертарианского движения взяли на себя ответственность на международном уровне: Хем Дей и Жан Ван Лиерде. Группа опубликовала информационный бюллетень « Ненасилие и общество». Акцией, которая больше всего мобилизовала пацифистов из IRG, была борьба за признание статуса лица, отказывающегося от военной службы по убеждениям, и, в свою очередь, создание гражданской службы. Некоторые либертарианцы задаются вопросом о ценности этого статуса, официального признания властями и, даже больше, о легитимности государственной службы, которая представляет собой участие в деятельности государства.
С января 1960 г. по июнь 1963 г. в Брюсселе публиковалось «Анти-антитутист за мир ». Джек Энрикес - главный аниматор. В 1969 году было основано кафе Dolle Mol, расположенное на улице Эперонье в центре Брюсселя. Это историческое место бельгийской либертарианской среды.
Левое движение после мая 68 года было отмечено влиянием анархизма, в частности спонтанностью, горизонтальностью, прямой демократией и прямым действием. В Льеже, после событий мая 68 года и студенческого движения Boule de neige, был издан анархистский ежемесячный журнал Le Libertaire, в котором приняли участие Ноэль Годен, Эдгар Морен, Дж. П. Делривьер, Михайли Джоссон и Ив Телен. Последний в номере от 7 февраля 1969 года написал «Манифест либертарианца», в котором была указана строчка ежемесячного журнала под заголовком «Что такое анархизм».
«Socialisme et Liberté» был создан в 1966 году Франсуа Дестрайкером, но он отличался от остальной либертарианской среды в Брюсселе. В то время несколько товарищей распространяли либертарианские идеи изолированно. « L'Ordre Libre », орган власти Cercle La Boétie, распространяемый Жаном де Сметом с 1960 года. В ноябре 1965 года появился второй выпуск этого обзора, в котором рассказывается о ликвидации Института возможностей. Был также либертарианский центр в помещениях, арендованных Брюсселем. CNT, недалеко от Гран-Плас в Брюсселе.
CNT собрала других товарищей. Со своей стороны, Хем Дэй опубликовал обзор «Pensée et Action» и поддержал либертарианские традиции в пацифистском движении и масонстве. Таким образом, анархистское движение 1960-х было ограничено несколькими людьми, чье видение будущего ограничивалось пересказом прошлого. «Социализм и свобода» также связались с CRIFA: Комиссией по связям с Международной федерацией анархистов во Франции.
« Социализм и свобода » отстаивали следующие позиции:
Май 68 принес с собой анархистское открытие коммунизма советов. Активисты Socialisme et Liberté были активны во время свободных собраний, организованных в ULB. В 1969 году «Социализм и свобода» приняли участие в организации международной встречи ICO (Information Correspondence Ouvrière) в Брюсселе. Встреча проходит в Auberge de la Paix и собирает около сотни участников. Присутствовал Даниэль Кон-Бендит, а также другие участники мая 68. Группа «Социализм и свобода» находилась под влиянием «Нуар и Руж», которая провозгласила себя анархистско-коммунистической, и многие тексты в обзоре ссылались на вклады диалектический материализм. «Нуар и Руж» критически подошли к анархизму и развенчали русскую мистификацию. ICO критиковало профсоюзы как винтик в государственном аппарате и тем самым отвечало на фундаментальный вопрос о природе СССР. У «Нуар и Руж» было 46 выпусков, начиная с простых листов с мимеографией и заканчивая печатными брошюрами. Это имело относительное влияние во время событий мая 1968 года, Даниэль Кон-Бендит часто посещал эту группу. С этого момента «Социализм и свобода» обсуждали вопрос о природе союзов, анархо-синдикализм. Внутри «Социализма и свободы» развивалось важное политическое углубление, но без самостоятельного теоретизирования.
Альянс 89 был основан 7 января 1969 года, его основной целью было информирование и сбор документации об антиавторитарном движении в Бельгии. Имея это в виду, он создал центр документации, а также библиотеку, которая находилась в его помещении в Maison de la Paix в Икселе.
Его работа не ограничивалась содержанием библиотеки, Альянс также публиковал брошюры известных авторов-анархистов, а также собственный информационный бюллетень. Библиотека Альянса попыталась собрать воедино либертарианские произведения. Он был сформирован на волне Socialisme et Liberté. Он создавался в помещении Maison de la Paix в Икселе. Он был связан с CIRA в Лозанне. С Альянсом был создан перекресток для встреч. Это была рефлексивная ось, на которой формировались, развивались и исчезали различные группы, претендующие на участие в либертарианском движении. Но Альянс продолжал ссылаться на Даниэля Герена. Название ассоциации отсылает к названию группы, созданной Михаилом Бакуниным в рамках Первого Интернационала. Целью ассоциации было «работать на культурном уровне для свободного развития человеческой личности». Конкретно, миссия группы состояла в том, чтобы предоставить наиболее точную и полную возможную документацию активистам, сторонникам, студентам или исследователям, желающим узнать об анархистском движении, его прессе, его литературе и его действиях. Для этого создана библиотека, содержащая большое количество книг и публикаций по данной тематике. Его действие также включало публикацию публикаций, периодических или нет, организацию конференций, дебатов, встреч и семинаров. Наконец, ассоциация поддержала центры бесплатного образования или общественные дома.
Альтернативный либертерский плакат 1985 года.Также был создан комитет Hem Day Fund для управления документами, предложенными анархистом. В его состав входили Жан Кордье, Жан Ван Лиерде, Жан Тис и Франсуа Дестрайкер. Действительно, перед смертью анархист выразил желание, чтобы его коллекции были переданы Королевской библиотеке. Комитет Альянса, отвечающий за этот фонд, предпринял ряд шагов, чтобы как можно быстрее интегрировать их в коллекции Альбертины. Комитет также предложил, чтобы официальные лица Королевской библиотеки предоставили им помощь либертарианца, возражающего против, чтобы ускорить классификацию этой коллекции.
Альтернатива Libertaire была ежемесячной газетой, издававшейся в Бельгии с 1975 по 2005 годы. На протяжении всего периода ее публикации (30 лет и 282 выпуска) ее открытость для дебатов и ее плакаты способствовали расширению аудитории либертарианских идей во франкоязычной Бельгии.
Богатство и известность « Альтернативной свободы» объяснялись множеством ссылок, которые газета создавала с течением времени. Альтернатива Libertaire была газетой, написанной ее читателями. Диссидентская газета для разных читателей. Это была газета, которая хотела быть открытой для обсуждения. Его целью было не обратиться к убежденным активистам, а выйти на периферию движения, то есть сторонников, которые не решаются участвовать или которые по своим идеям заинтересованы в либертарианской или антиавторитарной практике.
Популярность газеты была такова, что даже сегодня нередко можно увидеть копии ее очень популярных плакатов в барах, ассоциациях, библиотеках или даже школах. Открытость газеты заставила либертарианское движение отказаться от своих группускулярных тенденций и сыграла большую роль в распространении либертарианских идей.
Union Communiste Libertaire Bruxelles - местная брюссельская группа, которая является частью франкоязычной анархо-коммунистической федерации Union communiste libertaire.
В марте 2013 года брюссельские анархо-коммунистические активисты, контактировавшие с французской организацией Alternative libertaire, основали местную группу Alternative Libertaire Bruxelles.
В марте 2018 года брюссельский коллектив принял принципы работы анархистского «специфицизма» ( Especifismo ). Цель состоит в том, чтобы укрепить структуру организации и облегчить включение анархических активистов в социальные движения.
Организация структурирована по тематическим фронтам борьбы (профсоюзы, феминистки, антифашисты, квиры, социальная экология), которые стремятся координировать и реализовывать политическую линию, определенную коллективом.
После слияния компаний Alternative Libertaire и Coordination des Groupes Anarchistes в 2019 году была основана новая анархо-коммунистическая организация L'Union Communiste Libertaire. Затем местная брюссельская группа берет название Union Communiste Libertaire Bruxelles.