Анархисты традиционно скептически относятся к организованной религии или категорически против нее. Тем не менее, некоторые анархисты представили религиозные интерпретации и подходы к анархизму, включая идею о том, что прославление государства является формой греховного идолопоклонства.
Анархисты «обычно нерелигиозны и часто антирелигиозны, и стандартный лозунг анархистов - это фраза, придуманная неанархистом, социалистом Огюстом Бланки в 1880 году:« Ni Dieu ni maître! » (Ни Бог, ни господин!)... Аргументом в пользу отрицательной связи является то, что религия поддерживает политику, церковь поддерживает государство, противники политической власти также выступают против религиозной власти ».
Уильям Годвин, «автор исследования о политической справедливости (1793 г.), первого систематического текста о либертарианской политике, был священником- кальвинистом, который начал с отказа от христианства и перешел через деизм в атеизм, а затем в то, что позже было названо агностицизмом ». Пионерами немецкий индивидуалист анархист Макс Штирнер, «начал как левый гегелевской, пост- фейербаховской атеиста, отвергая„дух“(Geist) религии, а также политики, включая привидения из„человечества“». Пьер-Жозеф Прудон, «первый человек, назвавший себя анархистом, который был известен своими высказываниями:« Собственность - это воровство », также сказал:« Бог есть зло »и« Бог - вечный X »».
Опубликованный посмертно на французском языке в 1882 году « Бог и государство» Михаила Бакунина был одним из первых анархистских трактатов о религии. Бакунин стал атеистом, находясь в Италии в 1860-х годах. В течение короткого периода он был вовлечен в масонство, которое повлияло на него в этом. Когда он основал Международную революционную ассоциацию, он сделал это с бывшими сторонниками Мадзини, которые порвали с ним из-за его деизма. Именно в этот период Бакунин писал: «Бог существует, следовательно, человек - раб. Человек свободен, следовательно, Бога нет. Избежать этой дилеммы можно, кто может!» в его неопубликованном « Катехизисе масона Бакунина» излагает его философию о месте религии в истории и ее отношении к современному политическому государству. Позже он был опубликован на английском в издательстве Mother Earth Publications в 1916 году. Главный теоретик анархо-коммунизма Петр Кропоткин «был дитя Просвещения и научной революции и предполагал, что религия будет заменена наукой и что церковь также поскольку государство будет упразднено; он был особенно озабочен развитием светской системы этики, которая заменила сверхъестественное богословие естественной биологией ".
Эррико Малатеста и Карло Кафьеро, «главные основатели итальянского анархистского движения, оба происходили из вольнодумных семей (и Кафьеро был связан с Национальным светским обществом, когда он посетил Лондон в 1870-х годах)». Во французском анархистском движении Элизе Реклю был сыном кальвинистского священника и сначала отверг религию, а затем перешел к анархизму. Себастьян Фор, «самый активный оратор и писатель французского движения за полвека», написал эссе под названием « Двенадцать доказательств отсутствия Бога». Немецкий мятежный анархист Иоганн Мост написал статью под названием «Бог Мора».
В Соединенных Штатах "свободомыслие было в основном антихристианским, антиклерикальным движением, цель которого состояла в том, чтобы дать человеку политическую и духовную свободу самостоятельно решать религиозные вопросы. Ряд участников Liberty были видными фигурами в обоих направлениях свободы мысли. и анархизм. Индивидуалист-анархист Джордж Макдональд был соредактором Freethought и какое-то время The Truth Seeker. EC Walker был соредактором превосходного журнала свободной мысли / свободной любви Lucifer, the Light-Bearer ". «Многие из анархистов были пламенные вольнодумцы, перепечатки из Freethought работ, таких как Люцифер, Свет-Bearer, Свободомыслие и Истина Seeker появилась в Свободы... Церковь рассматривалась как общий союзник государства и в качестве репрессивной силы в и само по себе ». Анархисты конца 19-го - начала 20-го века, такие как Вольтерин де Клер, часто были связаны с движением вольнодумцев, защищавшим атеизм.
В Европе аналогичное развитие произошло во французских и испанских индивидуалистических анархистских кругах. «Антиклерикализм, как и в остальном либертарианском движении, в еще одном частом элементе, который приобретет актуальность в связи с мерой, в которой (Французская) республика начинает конфликтовать с церковью... Антиклерикальный дискурс, часто Призванная французским индивидуалистом Андре Лорулотом, окажет свое влияние на Estudios (испанское индивидуалистическое анархистское издание). Будет атака на институционализированную религию за ту ответственность, которую она несла в прошлом за негативные события, за ее иррациональность, которая делает ее противовес философскому и научному прогрессу. Будет критика прозелитизма и идеологических манипуляций, которые случаются как с верующими, так и с агностиками ». Эти тенденции сохранятся во французском индивидуалистическом анархизме в работе и деятельности Шарля-Огюста Бонтемса и других. В испанском индивидуалистическом анархистском журнале Ética and Iniciales "есть большой интерес к публикации научных новостей, обычно связанных с определенной атеистической и антитеистической одержимостью, философией, которая также будет работать, указывая на несовместимость между наукой и религией, верой и разумом. Таким образом, будет много разговоров о теориях Дарвина или об отрицании существования души ». Испанские анархисты в начале 20-го века несли ответственность за поджоги нескольких церквей, хотя многие из поджогов церквей были фактически осуществлены членами Радикальной партии, в то время как анархисты были обвинены. Неявная и / или явная поддержка церковными лидерами Национальной фракции во время гражданской войны в Испании внесла большой вклад в антирелигиозные настроения.
В анархизме: Что это действительно Подставки для, Эмма Голдман пишет:
Анархизм объявил войну пагубным влияниям, которые до сих пор препятствовали гармоничному сочетанию индивидуальных и социальных инстинктов, личности и общества. Религия, владычество человеческого разума; Собственность, владычество человеческих потребностей; и правительство, господство человеческого поведения, представляет собой оплот порабощения человека и всех ужасов, которые оно влечет за собой.
Китайские анархисты возглавили оппозицию христианству в начале 20 века, но самый выдающийся из них, Ли Шицзэн, ясно дал понять, что он выступает против не только христианства, но и всей религии как таковой. Когда он стал президентом Антихристианского движения 1922 года, он сказал Пекинской лиге атеистов: «Религия по своей природе старая и коррумпированная: история прошла мимо» и спросил: «Почему мы двадцатого века... даже спорим об этом. чепуха из первобытных времен? "
Религиозные анархисты рассматривают организованную религию в основном как авторитарную и иерархическую, которая отошла от своего скромного происхождения, как объясняет Питер Маршалл :
Первоначальное послание великих религиозных учителей жить простой жизнью, делиться богатствами земли, относиться друг к другу с любовью и уважением, терпеть других и жить в мире неизменно теряется по мере того, как мирские институты захватывают власть. Религиозные лидеры, как и их политические коллеги, накапливают власть в себе, разрабатывают догмы и ведут войну с инакомыслящими в своих рядах и последователями других религий. Они ищут защиты у светских правителей, наделяя их взамен сверхъестественной легитимностью и магической аурой. Они плетут паутину тайн и загадок вокруг обнаженной силы; они соединяют меч с крестом и полумесяцем. В результате почти во всех случаях организованные религии утратили мирное и терпимое послание своих отцов-основателей, будь то Будда, Иисус или Мухаммед.
Многие жители Запада, называющие себя буддистами, считают буддийскую традицию, в отличие от большинства других мировых религий, нетеистической, гуманистической и основанной на опыте. Они указывают на то, что большинство буддийских школ рассматривают Будду как воплощенное доказательство того, что трансцендентность и высшее счастье возможны для всех без исключения.
Индийский революционер и самопровозглашенный атеист Хар Дайал, находившийся под сильным влиянием Маркса и Бакунина, который стремился изгнать британское правление с субконтинента, был ярким примером человека, который в начале 20 века пытался синтезировать анархические и буддийские идеи. Переехав в Соединенные Штаты, в 1912 году он зашел так далеко, что основал в Окленде Калифорнийский институт Бакунина, который назвал «первым монастырем анархизма».
По мнению некоторых, христианство возникло в первую очередь как пацифистское и анархистское движение. С этой точки зрения говорится, что Иисус пришел, чтобы наделить людей силой и освободить их от репрессивных религиозных стандартов в законе Моисея ; он учил, что единственной законной властью был Бог, а не Человек, преобразовав закон в Золотое правило (см. также либеральное христианство ).
Согласно христианским анархистам, есть только один источник власти, перед которым христиане в конечном итоге несут ответственность, - власть Бога, воплощенная в учении Иисуса. Христианские анархисты верят, что свобода от правительства или церкви оправдана духовно и будет руководствоваться благодатью Бога только в том случае, если Человек проявляет сострадание к другим и подставляет другую щеку, когда сталкивается с насилием.
Согласно христианскому коммунизму, анархизму не обязательно противостоит католическая церковь. Действительно, Distributism в католическом социальном учении, такие как Папа Лев XIII «s энциклика Rerum Novarum и папа Пий XI » s Quadragesimo Anno напоминает Mutualist общество, основанное на кооперативах, в то время как Папа Иоанн Павел II «s Катехизис Католической Церкви гласит: «Она ( Черч)... отказался признать в практике «капитализма» индивидуализм и абсолютный примат рыночных законов над человеческим трудом. Регулирование экономики исключительно с помощью централизованного планирования извращает основу социальных связей; регулируя ее исключительно по закону рынка не действует социальная справедливость ". Известные католические анархисты включают Дороти Дэй и Питера Маурина, которые основали Католическое рабочее движение.
Quaker церковь или Религиозное Общество Друзей, организован по анархистским линиям. Все решения принимаются локально в сообществе равных, где голос всех членов имеет равный вес. Хотя формальных связей между квакерством и анархизмом нет, и квакеры в целом придерживаются самых разных политических взглядов, давняя традиция вовлечения квакеров в работу по социальной справедливости и аналогичные взгляды на то, как должна быть структурирована власть и должны приниматься решения, привели к к значительному переходу членства и влияния между христианскими анархистами и квакерами. Влияние квакеров было особенно ярко выражено в антиядерном движении 1980-х годов и в североамериканском антиглобалистском движении, в которое входили многие тысячи анархистов и сознательно принимали светские, основанные на консенсусе аспекты принятия решений квакерами.
Гнозис, созданный Яхошуа, является прямым откровением морального и этического совершенства, полученным каждым человеком от единого Бога-Отца всего творения. Этот «гнозис» необходим для самоуправления; самоуправление - основа анархического общества. Яхошуа воплотил и учил, что подтвержденное соответствие с Богом-Отцом допускает индивидуальный гнозис, который естественным образом создает коллективную гармонию, устраняя внешние управляющие структуры.
Открытие древних гностических текстов в Наг-Хаммади в сочетании с трудами писателя-фантаста Филипа К. Дика, особенно в отношении его концепции тюрьмы черного железа, привело к развитию анархо-гностицизма.
Некоторые древние формы гностицизма имели много общего с современными идеями анархизма: их члены жили в коммунах практически без частной собственности и практиковали церемонии, проводимые людьми, избираемыми каждый раз по жребию, а не иерархической властью. Гностические группы также практиковали равенство полов; некоторые были вегетарианцами. Центральным во всей гностической философии было индивидуальное достижение подтвержденного соответствия с Богом Отцом, как учил Яхошуа первым «гностическим» сектам, личный опыт, а не опыт, основанный на догмах. У них часто была децентрализованная церковная структура, и, учитывая, что ранние гностики считали всех нас драгоценными и святыми детьми Бога Отца, они уделяли большое внимание справедливости. Некоторые современные «гностики» считают себя противниками духовных существ, называемых «архонтами», что означает «правитель»; Слово «анархия» происходит от «анархос», что означает «без правителей», и поэтому во многих смыслах целью гностицизма является буквально анархия. Другие современные гностические подшколы считают, что ими правит «Демиург», «властитель архонтов».
Бедуинские кочевники хариджей были первой сектой ислама. Они бросили вызов новой централизации власти в Исламском государстве как препятствию свободе своего племени. По крайней мере, одна секта хариджа, Недждат, считала, что если в общине не было подходящего имама, то можно было отказаться от должности. Прядь Mu'tazili мысль, что параллельно в надждиты: если правители неизбежно стали тиранами, то единственным приемлемым курсом действий было низложить их. Nukkari подсекту Ибади ислама сообщениям принял подобную веру.
В то время как многие еврейские анархисты были нерелигиозными или иногда резко антирелигиозными, было также несколько религиозных анархистов и проанархистских мыслителей, которые сочетали современные радикальные идеи с традиционным иудаизмом. Некоторые светские анархисты, такие как Абба Гордин и Эрих Фромм, также заметили замечательное сходство между анархизмом и многими каббалистическими идеями, особенно в их хасидской интерпретации. Некоторые еврейские мистические группы основывались на антиавторитарных принципах, чем-то напоминающих христианских квакеров и духоборов. Мартин Бубер, глубоко религиозный философ, часто ссылался на хасидскую традицию.
Православный каббалист раввин Бааль Сулам верил в религиозной версии либертарного коммунизма, на основе принципов Каббалы, которые он назвал альтруист коммунизм. Ашлаг поддерживал движение кибуцев и проповедовал создание сети самоуправляемых интернационалистических общин, которые в конечном итоге полностью аннулировали бы режим грубой силы, поскольку «каждый человек делал то, что ему казалось правильным». Потому что нет ничего более унизительного и унизительного для человека, чем пребывание под властью грубой силы.
Британский православный раввин Янкев-Мейер Залкинд был анархо-коммунистом и очень активным антимилитаристом. Раввин Залкинд был близким другом Рудольфа Рокера, плодовитого писателя на идиш и известного знатока Торы. Он утверждал, что этика Талмуда, если ее правильно понимать, тесно связана с анархизмом.
Одно из современных движений в иудаизме с анархистскими тенденциями - это еврейское возрождение. Это трансконфессиональное движение, включающее православных, неправославных, иудо-буддистов и иудео-язычников, с упором на феминизм, энвайронментализм и пацифизм.
Неоязычество с его акцентом на святость природы и равенство, наряду с его часто децентрализованным характером, привело к появлению ряда анархистов, вдохновленных неоязычством. Один из самых известных - Стархок, который много пишет о неоязычестве и активизме.
Gods amp; Radicals Press - некоммерческое антикапиталистическое языческое издательство. С 2015 года он публикует статьи о пересечении анархической, марксистской, антиколониалистской, друидной, феминистской, оккультной, экологической и эзотерической мысли. Сайт Gods amp; Radicals Press заявляет: «Мы знаем силу меда и молотова, красоту древнего леса и разбитого окна, священный праздник спирального танца и марша протеста». Помимо бумажных и электронных книг, Press ведет онлайн-журнал.
Многие ранние даосы, такие как влиятельные Лаоцзы и Чжуанцзы, критиковали власть и советовали правителям, что чем меньше у них контроля, тем более стабильным и эффективным будет их правление. Среди современных анархистов ведутся споры о том, считается ли это анархистской точкой зрения. Однако известно, что некоторые менее влиятельные даосы, такие как Пао Цзин-янь, открыто выступали за анархию. Анархисты 20-го и 21-го веков, такие как Лю Шифу и Урсула К. ле Гуин, также идентифицировались как даосы.
Одна религия, известная как дисномианизм, стремится объединить анархизм с религией и оккультными практиками в качестве основного текста. Хроники анархии (выпущенные на The Pirate Bay ) представляют широкий обзор связей между анархизмом и различными традиционными духовными философиями со всего мира, особенно теми, с магическим и оккультным уклоном. Эта книга пытается объединить все наиболее анархистские аспекты мировой духовности в одну последовательную практическую анархистскую духовность, которая рассматривает Дисномию, греческую богиню беззакония как свое центральное божество. Также можно найти сокращенную форму Хроник, известную как «Liber Anarkhos», которая предполагает некоторые знания анархизма и магии со стороны читателя, но предоставляет некоторые из наиболее важных ритуалов для практического использования. Те, кто следуют этому пути, часто используют психоделические препараты и анархистскую тактику прямого действия, известны как дисномианцы. Как объясняется в Хрониках, используя принципы нейропластичности, дисномианцы стремятся освободить свой мозг / разум от всех иерархических и законнических условий, чтобы достичь состояния, известного как анархос.