Анархизм и Фридрих Ницше

редактировать

Связь между анархизмом и Фридрихом Ницше неоднозначна. Несмотря на то, что Ницше критиковал анархизм, его мысль оказала влияние на многих мыслителей в рамках того, что можно охарактеризовать как анархистское движение. Таким образом, «[t] здесь было много вещей, которые привлекали анархистов к Ницше: его ненависть к государству; его отвращение к бездумному социальному поведению« стад » ; его антихристианство ; его недоверие к влиянию рынка и государства на культурное производство; его стремление к «übermensch », то есть к новому человеку, который не должен был быть ни тем, ни другим господин или раб ".

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Макс Штирнер и Ницше
  • 3 Индивидуалистический анархизм
    • 3.1 Индивидуалистический анархизм в Соединенных Штатах
    • 3.2 Индивидуалистический анархизм в Европе
    • 3.3 Индивидуалистический анархизм в Латинской Америке
  • 4 Анархо-синдикалисты и анархо-коммунисты
  • 5 Анархо-феминистки
    • 5.1 Эмма Гольдман
    • 5.2 Федерика Монтсени
  • 6 Экзистенциалистский анархизм
  • 7 Постлевая анархия и повстанческий анархизм
  • 8 Пост-анархизм
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Обзор

Фридрих Ницше

В последнее десятилетие XIX века Ницше часто бывал связан с анархистскими движениями, несмотря на то, что в своих работах он, кажется, придерживается негативного взгляда на анархистов. Это может быть результатом популярной ассоциации в этот период между его идеями и идеями Макса Штирнера.

Спенсер Саншайн пишет, что «[t] было много вещей, которые привлекли анархистов к Ницше: его ненависть к государству; его отвращение к бездумному социальному поведению «стад»; его антихристианство; его недоверие к влиянию рынка и государства на культурное производство; его стремление к «сверхчеловеку», то есть к новому человеку, который был быть ни господином, ни рабом; его восхваление экстатического и творческого я с художником в качестве своего прототипа, который мог сказать `` да '' самосозданию нового мира на основе ничего; и его продвижение «переоценка ценностей» как источник изменений, в отличие от марксистской концепции классовой борьбы и диалектики линейной истории ».

Для Саншайн« [t] список не ограничивается культурно ориентированными анархисты, такие как Эмма Гольдман, которая прочитала десятки лекций о Ницше и окрестила его почетный анархист. Проницшеанские анархисты также включают видных испанских CNT - членов FAI 1930-х годов, таких как Сальвадор Сеги и анарха-феминистка Федерика Монтсени ; анархо-синдикалисты боевики, подобные Рудольфу Рокеру ; и даже младший Мюррей Букчин, который процитировал концепцию Ницше о «переоценке ценностей» в поддержку испанского анархистского проекта ». Кроме того, в европейском индивидуалистическом анархисте, его влияние очевидно в мыслителях / активистах, таких как Эмиль Арман и Ренцо Новаторе и др. Также в последнее время в пост-левой анархии присутствует Ницше в мыслях Альбера Камю, Хакима Бея, Мишеля Онфрея и Вольфи Ландстрейхера.

Макс Штирнер и Ницше

Макс Штирнер был гегелевским философом, чье «имя встречается с привычной регулярностью в исторически ориентированных обзорах анархической мысли как одного из самых ранних и самых известных представителей индивидуалистического анархизма ». 1844 г. был опубликован его «Эго и его собственное» (Der Einzige и sein Eigentum, что буквально можно перевести как «Уникальный человек и его собственность»), который считается «основополагающим текстом. в традиции индивидуалистического анархизма ».

Карикатура на Макса Штирнера взята из эскиза Фридриха Энгельса во время одной из встреч Die Freien.

Идеи немецких философов 19 века Макса Штирнера и Фридриха Ницше часто сравнивались, и многие авторы обсуждали очевидные сходства в своих трудах, иногда поднимая вопрос о влиянии. В Германии, в первые годы становления Ницше как хорошо известной фигуры, единственным мыслителем, обсуждаемым в связи с его идеями чаще, чем Штирнер, был Шопенгауэр. Несомненно, что Ницше читал о книге Штирнера Эго и его собственное (Der Einzige und sein Eigentum, 1845), которая упоминается в Ланге История материализма (1866) и Философия бессознательного Эдуарда фон Гартмана (1869), оба из которых молодой Ницше знал очень хорошо. Однако нет неопровержимых указаний на то, что он действительно читал это, поскольку, как известно, никаких упоминаний о Штирнере нигде в публикациях, статьях или переписке Ницше нет.

И все же, как только работа Ницше стала достигать более широкой аудитории был поднят вопрос о том, был ли он обязан Штирнеру своим влиянием. Еще в 1891 году (когда Ницше был еще жив, хотя и был выведен из строя из-за психического заболевания) Эдуард фон Хартманн зашел так далеко, что предположил, что он списал на Штирнера плагиат. На рубеже веков вера в то, что на Ницше оказал влияние Штирнер, была настолько широко распространена, что стала чем-то вроде банального, по крайней мере в Германии, побудив одного наблюдателя отметить в 1907 году: «Влияние Штирнера в современной Германии приняло поразительные масштабы и движется в целом параллельно с движением Ницше. Эти два мыслителя рассматриваются как представители по существу одной и той же философии ».

Тем не менее, с самого начала того, что было охарактеризовано как« великие дебаты »относительно возможного влияния Штирнера на Ницше. - положительно или отрицательно - отмечены серьезные проблемы с идеей. К середине 20 века, если Штирнер вообще упоминался в работах о Ницше, идея влияния часто отвергалась или отвергалась как не имеющая ответа.

Но идея о том, что на Ницше каким-то образом повлиял Штирнер. продолжает привлекать значительное меньшинство, возможно, потому, что кажется необходимым каким-то разумным образом объяснить часто отмечаемые (хотя, возможно, поверхностные) сходства в их произведениях. В любом случае наиболее важные проблемы теории возможного влияния Штирнера на Ницше не ограничиваются трудностью установления того, знал ли один человек о другом или читал его. Они также заключаются в том, чтобы точно установить, как и почему именно Штирнер мог оказать значительное влияние на такого широко известного человека, как Ницше.

Индивидуалистический анархизм

Индивидуалистический анархизм в Соединенных Штатах

Двух мужчин часто сравнивали французские «литературные анархисты», и анархистские интерпретации ницшеанских идей, похоже, также имели влияние в Соединенных Штатах. Один исследователь отмечает: «Действительно, переводы сочинений Ницше в Соединенных Штатах, скорее всего, впервые появились в Liberty, анархистском журнале, редактором которого является Бенджамин Такер ». Он добавляет, что «Такер предпочитал стратегию использования его сочинений, но действовал с должной осторожностью:» Ницше говорит прекрасные вещи, - зачастую действительно анархические вещи, - но он не анархист. Таким образом, анархисты должны интеллектуально эксплуатировать этот потенциальный эксплуататор. Его можно использовать с пользой, но не пророчески ».

Индивидуалистический анархизм в Европе

В европейских индивидуалистических анархистских кругах его влияние могло быть сильнее. Как пишет французский индивидуалист-анархист и пропагандист свободной любви Эмиль Арман на смешанном штирнерианском и ницшетанском языке, когда описывает анархистов как тех, кто «является пионерами, не привязанными к какой-либо партии, нонконформистами, стоящие за пределами стадной морали и общепринятых «добро» и «зло», «асоциальное». Можно сказать, «особый вид». Они идут вперед, спотыкаясь, иногда падая, иногда торжествуя, иногда побежденные. Но они идут вперед., и, живя для себя, эти «эгоисты», они роют борозду, они открывают проход, через который пройдут те, кто отрицает архизм, уникальные, которые придут им на смену ».

Итальянский анархист-индивидуалист и нелегалист Ренцо Новаторе также показывает сильное влияние Ницше. Написанный примерно в 1921 году, «К творческому ничто», в котором явно ощущается влияние влияния Ницше на автора, нападает на христианство, социализм, демократию, фашизм один за другим, показывая материальную и духовную нищету в них ». В этом поэтическом эссе он пишет: «Для вас великие дела в добре, как и во зле. Но мы живем за пределами добра и зла, потому что все великое принадлежит красоте» и «даже дух Заратустры - истиннейший. любитель войны и самый искренний друг воинов - должно быть, оставался достаточно возмущенным и презрительным, поскольку кто-то услышал, как он воскликнул: «Для меня вы должны быть теми, кто растягивает глаза в поисках врага вашего врага. И в некоторых из вас ненависть вспыхивает с первого взгляда. Вы должны искать своего врага, вести войну. И это за ваши идеи! А если ваша идея терпит поражение, ваша прямота торжествует! » Но увы! Героическая проповедь варвара-освободителя ничего не дала ».

Индивидуалистический анархизм в Латинской Америке

аргентинский историк анархизма Анхель Каппеллетти сообщает, что в Аргентине:« Среди Среди рабочих, прибывших из Европы в первые два десятилетия столетия, были любопытные штирнеровские индивидуалисты, находившиеся под влиянием философии Ницше, которые видели в синдикализме потенциального врага анархической идеологии. Они установили [... ] аффинити-групп, которые в 1912 году, по словам Макса Неттлау, составили 20. В 1911 году в Колоне появилось периодическое издание El nico, который определил себя как «Publicación Individualista» ».

Висенте Рохас Лискано, псевдоним которого был Биофило Панкласта, был колумбийским писателем-индивидуалистом-анархистом и активист. В 1904 году он начинает использовать имя Биофило Панкласта. «Биофило» в переводе с испанского означает «любитель жизни», а «панкласта» - «враг всего». Он посетил более пятидесяти стран, пропагандируя анархизм, который в его случае находился под сильным влиянием мысли Макса Штирнера и Фридриха Ницше. Среди его письменных работ - Siete años enterrado vivo en una de las mazmorras de Gomezuela: Horripilante relato de un resucitado (1932) и Mis prisiones, mis destierros y mi vida (1929), в которых рассказывается о его многочисленных приключениях, когда он жил своей жизнью. авантюрист, активист и бродяга, а также его мысль и то, сколько раз он был заключен в тюрьмы в разных странах.

Анархо-синдикалисты и анархо-коммунисты

Американское анархистское издание Anarchy: A Journal of Desire Armed сообщает, что немецкий "[а] нархо Густав Ландауэр <Основная работа 34>«За социализм» также полностью основана на ницшеанских идеях ». Рудольф Рокер был еще одним анархистским поклонником Ницше. Сторонник анархо-синдикализма, "Рокер неоднократно ссылается на Ницше в своей книге Национализм и культура, ссылаясь на него, в частности, чтобы подтвердить свои утверждения о том, что национализм и государственная власть оказывают деструктивное влияние на культуру, поскольку «культура всегда творческая», а «сила никогда не творческая». Рокер даже заканчивает свою книгу цитатой Ницше ». Рокер начинает «Национализм и культуру», используя теорию воли к власти для опровержения марксизма, заявляя, что «чем глубже мы прослеживаем политические влияния в истории, тем больше мы убеждены в том, что «воля к власти » до сих пор была одним из самых сильных мотивов в развитии человеческих социальных форм. Идея о том, что все политические и социальные события являются лишь результатом данных экономических условий и могут быть объяснены они не могут выдержать тщательного рассмотрения ". Рокер также перевел «Так говорил Заратустра» на идиш.

Саншайн говорит, что «испанские анархисты также смешали свою классовую политику с вдохновением Ницше». Мюррей Букчин в Испанские анархисты описывает известного члена CNT – FAI Сальвадора Сеги как «поклонника ницшеанского индивидуализма, супергомбра кому 'все позволено' ». Букчин в своем предисловии 1973 года к книге Сэма Долгоффа Анархические коллективы даже описывает реконструкцию общества рабочими как ницшеанский проект. Букчин говорит, что «рабочие должны видеть себя людьми, а не классовыми существами; творческими личностями, а не« пролетариями », самоутверждающими личностями, а не« массами »[...] [] экономический компонент должен быть очеловечены именно за счет привнесения в рабочий процесс `` близости дружбы '', уменьшения роли обременительной работы в жизни производителей, действительно, за счет полной `` переоценки ценностей '' (если использовать фразу Ницше) применительно к производству и потреблению а также социальную и личную жизнь ».

« Алан Антлифф документирует [в «Я не человек, я динамит»], как индийский художественный критик и антиимпериалист Ананда Кумарасвами объединили Ницше индивидуализм и чувство духовного обновления как с экономикой Кропоткина, так и с азиатской идеалистической религиозной мыслью. Эта комбинация была предложена в качестве основы для противодействия британской колонизации, а также индустриализации ».

Анарха-феминистки

Хотя Ницше обвиняли Несмотря на женоненавистничество, тем не менее он получил восхищение двух важных анарха-феминисток писателей / активистов. Это случай Эммы Гольдман и Федерики Монтсени.

Эммы Гольдман

Эмма Гольдман находилась под сильным влиянием Ницше «настолько, что все книги Ницше могли быть отправлены по почте». заказала через ее журнал «Мать-Земля». В конечном итоге взгляд Голдман на Ницше может быть резюмирован, когда она проявляется в своей автобиографии «Живя моей жизнью»: «Я указал, что Ницше был не социальным теоретиком, а поэтом, бунтарем и новатором. Его аристократия не была ни по рождению, ни с кошельком; это была аристократия. Я сказал, что в этом отношении Ницше был анархистом, а все настоящие анархисты были аристократами, «а в Вене можно было услышать интересные лекции о современной немецкой прозе и поэзии. Можно было прочитать произведения молодых иконоборцев. в искусстве и литературе, самым смелым среди них был Ницше. Магия его языка, красота его видения подняли меня на немыслимые высоты. Мне хотелось проглотить каждую строчку его сочинений, но я был слишком беден, чтобы купить их." Гольдман даже зашел так далеко, что «окрестил» Ницше «почетным анархистом». Эмма Гольдман «всегда сочетала свою защиту самосозидающей личности с своего рода кропоткинистом анархо-коммунизмом ".

Эммой Гольдман во вступительном эссе под названием« Анархизм: что он на самом деле стоит ». из Анархизм и другие эссе, страстно защищает Ницше и Макса Штирнера от нападок анархизма, заявляя, что «самая обескураживающая тенденция, распространенная среди читателей, - это вырвать одно предложение из произведение, как критерий идеи или личности писателя. Фридриха Ницше, например, осуждают как ненавистника слабых, потому что он верил в Uebermensch. Плохим интерпретаторам этого гигантского разума не приходит в голову, что это видение Uebermensch также требует такого состояния общества, которое не приведет к рождению расы слабаков и рабов."

Эмма Гольдман, примерно 1911

Еще одно аналогичное применение Ницше к феминистской критике происходит в «Жертвах морали», где она заявляет: «Нравственность не страшит той, кто поднялся над добром и злом. И хотя мораль может продолжать пожирать своих жертв, она такова. совершенно бессильный перед лицом современного духа, который сияет во всей своей красе на челе мужчины и женщины, освобожденных и бесстрашных ».

Позже, в феминистском прочтении Ницше, она пишет следующее: «Запоминающееся изречение Ницше:« Когда идешь к женщине, бери хлыст », считается очень жестоким, но Ницше в одном предложении выразил отношение женщины к своим богам [...]. Религия, особенно христианская религия, осудила женщину на жизнь неполноценного, рабыню. защитили ее природу и сковали ее душу, но христианская религия не имеет более сильного сторонника и более благочестивого человека, чем женщина. В самом деле, можно с уверенностью сказать, что религия давно перестала бы быть фактором в жизни людей, если бы не поддержка, которую она получает от женщины. Самые горячие служители церкви, самые неутомимые миссионеры во всем мире - женщины, всегда приносящие жертвы на алтаре богов, сковавших ее дух и поработивших ее тело ».

В скандальном эссе« Меньшинства против большинства ». Ясные темы Ницше возникают, когда она демонстрирует, что «[если] я должен был дать краткое изложение тенденции нашего времени, я бы сказал, количество. Множество, массовый дух господствует повсюду, разрушая качество ».« Сегодня, как и тогда, общественное мнение - вездесущий тиран; сегодня, как и тогда, большинство представляет собой массу трусов, готовых принять того, кто отражает ее собственную душу и бедность разума ».« Что эта масса истекает кровью, что ее грабят и эксплуатируют, я знаю не хуже, чем наши агитаторы.. Но я настаиваю на том, что не горстка паразитов, а сама масса ответственна за это ужасное положение вещей. Он цепляется за своих хозяев, любит кнут и первым кричит «Распни!»

Федерика Монтсени

Федерика Монтсени была редактором испанского журнала анархистов-индивидуалистов Ла Ревиста Бланка, который позже прославился, когда в качестве важного члена CNT-FAI был одним из четырех анархистов, занявших посты в правительстве Испанского народного фронта. «Ницше и По словам Ричарда Керна, Штирнер, а также драматург Ибсен и анархист-географ Элизи Реклю были ее любимыми писателями (в книге «Красные годы / Черные годы: политическая история испанского анархизма»)., 1911–1937). Керн говорит, что она считала, что «эмансипация женщин приведет к более быстрой реализации социальной революции» и что «революция против сексизма должна исходить от интеллектуальных и воинственных« женщин будущего ». Согласно этой ницшеанской концепции Федерики Монтесени, женщины могли осознать через искусство и литературу необходимость пересмотра своих ролей ».

Экзистенциалистский анархизм

Альбер Камю

Альбер Камю часто упоминается как сторонник экзистенциализма (философия, с которой он был связан при жизни), но сам Камю отказался от этого конкретного ярлыка. Камю также известен как яростный критик марксизма и основанных на нем режимов, он присоединился к анархизму, а также был критиком современного капиталистического общества и фашизма. Камю Мятежник (1951) представляет анархистский взгляд на политику, на который оказал влияние не только Макс Штирнер, но и Ницше. «Как и Ницше, он с особым восхищением относится к греческим и персидским героическим ценностям и пессимизм к классическим добродетелям, таким как храбрость и честь. То, что можно назвать романтическими ценностями, также заслуживает особого уважения в его философии: страсть, поглощенность бытием, чувственный опыт, слава в данный момент красота мира ". «Генеральный секретарь Федерации анархистов, Жорж Фонтенис, также рассмотрел книгу Камю [Бунтарь ] в Le Libertaire. На вопрос о названии« Бунт Камю такой же, как и наш? », Фонтенис ответил, что это так».

В Соединенном Королевстве Герберт Рид находился под сильным влиянием Макса Штирнера, а позже приблизился к экзистенциализм (см. экзистенциалистский анархизм ) сказал о Ницше: «Именно Ницше первым заставил нас осознать значение индивида как термина в эволюционном процессе - в этой части эволюционного процесса. что еще предстоит ».

Постлевая анархия и мятежный анархизм

Постлевый анархист Хаким Бей, объясняя свою основную концепцию немедленного действия говорит, что «проникновение чудесного в повседневную жизнь - создание« ситуаций »- принадлежит« материальному телесному принципу », и воображению, и живой ткани. й е настоящее [...]. Индивид, осознающий эту непосредственность, может до некоторой степени расширить круг удовольствия, просто пробудившись от гипноза «Призраков» (как Штирнер называл все абстракции); и еще больше можно сделать с помощью «преступления»; и еще более удвоением Самости в сексуальности. От «Союза Самостоятельных» Штирнера мы переходим к кругу «Свободных духов» Ницше, а оттуда к Шарлю Фурье Страстные серии », удваивая и удваивая самих себя, даже когда Другой умножается в эросе группы».

Ницшеанская критика политики идентичности была предоставлена ​​мятежный анархист Дикий Фавн в «Идеологии виктимизации», когда он утверждает, что существует «феминистская версия идеологии виктимизации - идеология, которая способствует страху, индивидуальной слабости (и, следовательно, зависимости от идеологически обоснованных групп поддержки и патерналистской защиты. от властей) «, но в конце концов» [1], как и все идеологии, разновидности идеологии виктимизации являются формами фальшивого сознания. Принятие социальной роли жертвы - в какой бы одной из ее многочисленных форм - означает выбор даже не создавать свою жизнь для себя или исследовать свои реальные отношения с социальными структурами. Все движения частичного освобождения - феминизм, освобождение геев, расовое освобождение, рабочие движения и так далее - определяют людей в терминах их социальных ролей. Из-за этого эти движения не только не включают в себя изменение взглядов, которое ломает социальные роли и позволяет людям создавать практику, основанную на их собственных страстях и желаниях; они фактически работают против такого переворота перспективы. «Освобождение» социальной роли, которой остается субъект ».

Постанархизм

Мишель Онфрей

Пост-анархизм - современный гибрид анархизма и поста -структурализм. Батая об этих авторах. Тем не менее, в рамках пост-анархизма британец Сол Ньюман написал статью под названием «Анархизм и политика рессентимента», в которой он отмечает, как видит Ницше анархизм как корень отравлен ядовитым сорняком ressentiment - злобной политики слабых и жалких, нравственности раба », и поэтому в его эссе решается« серьезно отнестись к его обвинениям против анархизма ». поэтому он предлагает, как «анархизм мог бы стать новой« героической »философией, которая больше не является реактивной, а, скорее, создает ценности» и предлагает понятие Сообщество "активной силы" - сообщество "хозяев", а не "рабов". Это было бы сообщество, которое стремилось преодолеть себя - постоянно трансформируя себя и упиваясь знанием своей силы для этого ». С другой стороны, сторонник постмодернистского анархизма Льюис Калл написал эссе под названием« На пути к анархии становления: Ницше », в котором он утверждает, что« несмотря на враждебность Ницше к анархизму, его произведения содержат все элементы анархической политики девятнадцатого века [...] Ницше развязывает анархию другого вида, анархию становления. Обучая нас тому, что мы должны преследовать постоянный проект самопреодоления и самосозидания, постоянно теряя и оказываясь в реке становления, Ницше гарантирует, что наша субъективность будет текучей и рассредоточенной, множественной и плюралистической, а не фиксированной и центрированной. единичный и тоталитарный. Эти двойные анархии, критическая анархия субъекта и утвердительная анархия становления, составляют основу постмодернистского ницшетианского анархизма ".

Недавно французский анархист и гедонист философ Мишель Онфрей использовал термин постанархизм для описания своего подхода к политике и этике. Он сказал, что восстания мая 68 были «восстанием Ницше, чтобы положить конец к раскрытой «Единой» истине и продемонстрировать разнообразие истин, чтобы заставить исчезнуть аскетические христианские идеи и способствовать возникновению новых возможностей существования ». В 2005 году он опубликовал эссе De la sagesse tragique - Essai sur Ницше, что можно перевести как О трагической мудрости - Очерк Ницше.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-10 22:20:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте