Аналогия с разделенной линией

редактировать

Аналогия с разделенной линией (Греческий : γραμμὴ δίχα τετμημένη) представлен греческим философом Платоном в республике (509d – 511e). Он написан как диалог между Главконом и Сократом, в котором последний далее развивает непосредственно предшествующую Аналогию Солнца по просьбе первого. Сократ просит Главкона не только представить себе эту неравномерно разделенную пополам линию, но и представить себе дальнейшее деление пополам каждого из двух сегментов. Сократ объясняет, что четыре результирующих сегмента представляют четыре отдельных «привязанности» (παθήματα) психики. Говорят, что две нижние части представляют видимый, а две верхние - представляют понятный. Эти привязанности последовательно описываются как соответствующие возрастающим уровням реальности и истины от предположения (εἰκασία ) до веры (πίστις ) до мысли (διάνοια ) и, наконец, к пониманию (νόησις ). Более того, эта аналогия не только развивает теорию психики, но также представляет метафизические и эпистемологические взгляды.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Видимый мир
  • 3 Постижимый мир
  • 4 Табличное резюме разделенной линии
  • 5 Метафизическое значение
  • 6 Эпистемологическое значение
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Внешние ссылки

Описание

Разделенная линия - (AC ) обычно рассматривается как представление видимого мира и (CE ) как представляющий понятный мир.

В Республика (509d – 510a) Платон описывает разделенную линию следующим образом:

Теперь возьмите линию, разрезанную на две неравные части, и разделите каждый из них снова в той же пропорции, и предположим, что два основных подразделения отвечают, одно на видимое, а другое - на понятное, а затем сравните подразделения в отношении их ясности и отсутствия ясности, и вы обнаружите, что Первый раздел в сфере видимого состоит из изображений. И под изображениями я имею в виду, во-первых, тени, а во-вторых, отражения в воде и в твердых, гладких и полированных телах и тому подобное: Вы понимаете?.. Да, я понимаю... А теперь представьте себе другую часть, которая представляет собой лишь сходство, включающую животных, которых мы видим, и все, что растет или создается.

Видимый мир

Таким образом AB представляет тени и отражения физических вещей, а BC сами физические предметы. Они соответствуют двум видам знания : иллюзии (εἰκασία eikasia ) нашего обычного повседневного опыта и веры (πίστις пистис) о дискретных физических объектах, отбрасывающих свои тени. В Тимее категория иллюзий включает все «мнения, которыми полны умы обычных людей», а естественные науки включены в категорию веры.

Постижимое мир

Согласно некоторым переводам, сегмент CE, представляющий понятный мир, делится на то же соотношение, что и AC, давая подразделения CD и DE (легко проверить, что CD должен иметь ту же длину, что и BC:

. Есть два подразделения, в нижнем из которых душа использует цифры, указанные первое разделение как образы; исследование может быть только гипотетическим, и вместо того, чтобы идти вверх к принципу, спускается к другому концу; в более высоком из двух душа выходит из гипотез и переходит к принципу, который находится выше гипотезы, не используя образы, как в первом случае, но действуя только внутри самих идей и через них (510b).

Платон описывает CD, «низшую» из них, как вовлекающие математические рассуждения (διάνοια dianoia ), где обсуждаются абстрактные математические объекты, такие как геометрические линии. Такие объекты находятся вне физического мира (и их не следует путать с рисунками тех линий, которые попадают в физический мир BC ). Однако для Платона они менее важны, чем предметы философского понимания (νόησις noesis ), «высшее» из этих двух подразделов (DE ):

И когда я говорю о другом подразделении умопостигаемого, вы поймете, что я говорю о том другом виде знания, которое сам разум достигает силой диалектики, используя гипотезы не как первые принципы, а только как гипотезы, - что иными словами, в качестве шагов и отправных точек в мир, который выше гипотез, чтобы она могла взлететь за их пределы, к первому принципу целого (511b).

Платон здесь использует знакомые отношения между обычными объектами и их тени или отражения для иллюстрации отношения между физическим миром в целом и миром Идей (Форм) в целом. Первое состоит из серии преходящих отражений второго, которое вечно, более реально и «истинно». Более того, знание, которое мы имеем об идеях - когда оно действительно есть - имеет более высокий уровень, чем знание простого физического мира. В частности, знание форм приводит к знанию Идеи (Формы) Блага.

Табличное резюме разделенной линии

СегментТип знания или мненияПривязанность к психикаТип объектаМетод психики или глазаОтносительная истина и реальность
DEНоэзис (νόησις )Знание (Понимание): понимание только Разумного (νοητόν) )Только Идеи, существование и истина которым даны самим Благом (τὸ αὐτὸ ἀγαθόν)Психея исследует все гипотезы с помощью Диалектики использование подобий, всегда движущееся к Первому ПринципуВысочайшее
CDDianoia (διάνοια )Знание (Мысль): мысль, которая распознает, но относится не только к РазумномуНекоторые Идеи, в частности, Геометрии и ЧислаПсихея предполагает гипотезы, используя сходства, всегда двигаясь к окончательным выводамВысокий
BCПистис (πίστις )Мнение (Вера): вера относительно видимые вещивидимые предметы (ὁρατά )Глаз делает вероятные предсказания, наблюдая за видимыми вещаминизко
ABЭйкасия (εἰκασία )Мнение (воображение) : догадки относительно подобийподобий видимых вещей (εἰκόνες )Глаз делает догадки, наблюдая подобия видимых вещейнизшая

Метафизическая важность

Аналогия с разделенной линией является краеугольным камнем метафизической основы Платона. Эта структура иллюстрирует грандиозную картину платоновской метафизики, эпистемологии и этики в одном лице. Философу недостаточно понимать Идеи (Формы), он также должен понимать отношение Идей ко всем четырем уровням структуры, чтобы вообще что-либо знать. В Республике философ должен понимать Идею Справедливости, чтобы жить справедливой жизнью или организовывать и управлять справедливым государством.

Разделенная линия также служит нашим ориентиром для большей части метафизики прошлого и будущего. Самый нижний уровень, который представляет «мир становления и исчезновения» (Republic, 508d), является метафизической моделью для гераклитовой философии постоянного изменения и для протагорейской философии появления и мнения. Второй уровень, мир фиксированных физических объектов, также стал метафизической моделью Аристотеля. Третий уровень может быть пифагорейским уровнем математики. Четвертый уровень - идеальная парменидова реальность Платона, мир идей высшего уровня.

Эпистемологическое значение

Платон придерживается очень строгого понятия знания. Например, он не принимает ни знания о предмете, ни прямое восприятие (см. Теэтет ), ни истинную веру в физический мир (Менон ) как знания. Философу недостаточно понимать Идеи (Формы), он также должен понимать отношение Идей ко всем четырем уровням структуры, чтобы вообще что-либо знать. По этой причине в большинстве ранних сократических диалогов Сократ отрицает знание как себе, так и другим.

Для первого уровня, «мира становления и исчезновения», Платон категорически отрицает возможность знания. Постоянное изменение никогда не остается неизменным, поэтому свойства объектов должны относиться к разным Идеям в разное время. Обратите внимание, что для того, чтобы знание было возможным, во что верил Платон, остальные три уровня должны быть неизменными. Третий и четвертый уровень, математика и идеи, уже вечны и неизменны. Однако, чтобы гарантировать неизменность второго уровня, объективного, физического мира, Платон, в книге 4 «Республика» вводит эмпирически выведенные аксиоматические ограничения, запрещающие как движение, так и смещение точек зрения.

См. Также

Примечания

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-10 22:09:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте