Анаит | |
---|---|
Материнство, плодородие | |
Литая бронзовая голова (I век до н.э.) больше натурального размера, когда-то принадлежала статуе. Он был найден в 19 веке возле Сатала, расположенного недалеко от армянского района Эрез / Ерзнка. Обычно его интерпретируют как символ Анаит или Афродиты. Сейчас хранится в Британском музее. | |
Родители | Арамазд |
греческий эквивалент | Афродита или Артемида |
римский эквивалент | Диана |
Анаит (Армянский : Անահիտ ) была богиней плодородия и исцеления, мудрости и воды в армянской мифологии. В ранние периоды она была богиней войны. К V веку до нашей эры она была главным божеством в Армении наряду с Арамаздом. Армянская богиня Анаит связана с аналогичной иранской богиней Анахитой. Поклонение Анаит, скорее всего, заимствованное у иранцев во время мидийского нашествия или в начале ахеменидского периода, имело первостепенное значение в Армении. Арташес I воздвиг статуи Анаит и издал приказ поклоняться им.
Согласно Страбону, «Армяне разделяли религию персов и мидян и особенно почитали Анайтиса». Цари Армении были «стойкими сторонниками культа» и Тиридат III, до своего обращения в христианство, «официально молился триаде Арамазд -Анахит- Ваагн но, как говорят, проявил особую преданность «великой госпоже Анаит,... благодетельнице всего человеческого рода, матери всех знаний, дочери великого Арамазда». Согласно Агафангел, традиция требовала, чтобы короли Армении раз в год приезжали в храм в Эриза (Эрез) в Ацилисене, чтобы отметить праздник божественности; Тиридат совершил это путешествие в первый год своего правления, где он принес жертвы, венки и ветки. Храм в Эриза, кажется, был особенно известен, «самый богатый и почитаемый в Армении», укомплектованный священниками и жрицами, последние из выдающихся семей, которые служили в храме до свадьбы. Эта практика может снова выявить семитское синкретическое влияние, и в других областях не подтверждается. Плиний сообщает, что Марка Антония разбили огромную статую божества из чистого золота, а затем разделили части между собой. Также, по словам Плиния, которого поддерживал Дион Кассий, Ацилисена в конечном итоге стала известна как Анаитика. Дион Кассий также упоминает, что другой регион вдоль реки Кир, на границе Албании и Иберии, также называли «землей Анайтиды».
В Армении поклонение Анаит было установлено в Эрезе, Армавире, Арташате и Аштишате. Гора в районе Софены была известна как трон Анаит (Athor Anahta). Весь район Эрез в провинции Акилисене (Экегиатс) назывался Анахтакан Гавар.
Согласно Плутарху, храм Эреза был самым богатым и благородным в Армении. Во время экспедиции Марка Антония в Армению статуя была разбита на куски римскими солдатами. Плиний Старший рассказывает нам об этом следующую историю: Император Август, приглашенный на обед одним из своих генералов, спросил его, правда ли, что разрушители статуи Анаит имели был наказан разгневанной богиней. "Нет!" - ответил генерал: «Напротив, сегодня мне выпала удача лечить вас одной частью бедра этой золотой статуи». Армяне возвели в Эрезе новую золотую статую Анаит, которой поклонялись до Св. Грегори Просветитель.
Ежегодный праздник месяца Навасард, проводившийся в честь Анаит, был поводом для больших собраний с танцами, музыкой, сольными концертами, конкурсами и т. Д. Больные ходили в храмы в паломничестве, прося выздоровления. Символом древней армянской медицины была голова позолоченной бронзовой статуи богини Анаит.
Согласно Агафангелос, царь Трдат превозносит «великую госпожу Анаит, славу нашего народа и живительницу...; мать всего целомудрия и выпуск великого и доблестного Арамазда. " Историк Берос отождествляет Анаит с Афродитой, а средневековые армянские писцы отождествляют ее с Артемидой. Согласно Страбону, поклонение Анаит включало ритуалы священной проституции, но более поздние христианские писатели не упоминают такой обычай.
Имя соответствует авестийцу Анахите (Аредви Сура Анахита), похожей божественной фигуре.
На Викискладе есть материалы, связанные с Анаит. |