Обложка первого издания | |
Автор | Ян Макьюэн |
---|---|
Страна | Великобритания |
Язык | Английский |
Жанр | Роман |
Издатель | Джонатан Кейп |
Дата публикации | 1 декабря 1998 г. |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
ISBN | 0-385-49424-6 |
OCLC | 42992366 |
Предшествовал | Endurance Love |
, за ним следует | Искупление |
Амстердам - роман 1998 года британского писателя Иэна Макьюэна, за который он был награжден Букеровской премией 1998 .
Амстердам - это история пакта об эвтаназии между двумя друзьями, композитор и редактор газеты, отношения которых оборачиваются катастрофой.
На похоронах фотографа и писательницы Молли Лэйн сходятся трое бывших любовников Молли. Среди них редактор газеты Вернон Халлидей и композитор Клайв Линли, которые являются старыми друзьями, и британский министр иностранных дел Джулиан Гармони.
Клайв и Вернон размышляют о смерти Молли от неустановленной быстро развивающейся болезни мозга, оставившей ее беспомощной и в тисках ее мужа Джорджа Лейна, которого они оба презирают. Ни один из них не может понять ее влечение к Джулиану Гармони, министру иностранных дел правого толка, который собирается бросить вызов руководству своей партии.
Вскоре после смерти Молли Клайв, который не женат, начинает размышлять о том, что с ним случится, если его здоровье станет ухудшаться. Он обращается к Вернону и просит его выполнить эвтаназию, если он когда-нибудь достигнет этой точки. Вернон неохотно соглашается при условии, что Клайв сделает то же самое для него.
Вернон, чья газета находится в упадке, получает наводку от Джорджа, серию частных фотографий, сделанных Молли из Гармонии в переодевании в одежду другого пола. Вернон решает использовать скандал, чтобы сместить Гармони, с политикой которой он не согласен. Он сталкивается с возражениями со стороны редакции и членов правления его газеты по поводу публикации явно личных фотографий. В поисках утешения он поднимает этот вопрос перед Клайвом, который категорически не согласен с решением Вернона о публикации.
После их спора Клайв, которому было поручено написать симфонию для грядущего тысячелетия, уезжает в Озерный край, который вдохновлял его раньше. Во время прогулки он встречает женщину, на которую напал мужчина. Вместо того, чтобы вмешаться, Клайв уходит со сцены, чтобы закончить сочинение финальной мелодии своей симфонии. Затем он возвращается в свой отель и резко уезжает домой.
В тот день, когда в газете Вернона должны быть опубликованы фотографии Гармони, Вернон обращается к Клайву, и между ними происходит краткий разговор, в котором они прощают свои разногласия, и Клайв рассказывает Вернону о том, что он видел в Озерном крае. На работе, во время редакционной встречи, Вернон понимает, что один из его журналистов отслеживает историю насильника в Озерном крае, и понимает, что именно это Клайв, должно быть, видел. Он звонит Клайву и пытается заставить его пойти в полицию, но Клайв отказывается, поскольку он работает над своей симфонией. Их разговор прерывается тем, что жена Гармони проводит пресс-конференцию, на которой она называет Вернона блохой и называет фотографии личным делом, делая вид, что она знала, что Молли сделала их. Общественное мнение поворачивается против Вернона и его газеты, и он вынужден уйти в отставку.
Возмущенный их разговором, Клайв отправляет Вернону записку, в которой говорится, что он должен быть уволен, что Вернон видит после того, как его уволили, и смотрит на злорадного Клайва. Затем он звонит в полицию, чтобы заставить Клайва предоставить информацию о насильнике в Озерном крае, но разочарован тем, что Клайву не будут предъявлены уголовные обвинения. Вдохновленный статьей о эвтаназии, которую он видит в своей старой газете, Вернон решает заманить Клайва в Амстердам и убить его на том основании, что он психически нездоров. Между тем, сочинение симфонии Клайва прерывается полицией, вызывающей его в Озерный край. Поскольку симфония навсегда разрушена, Клайв также принимает решение попытаться заманить Вернона в Амстердам, где он репетирует свою симфонию, чтобы усыпить его на том основании, что он психически испорчен. Оба убийства совершены, и каждый мужчина в последний раз галлюцинирует, видя Молли Лейн.
Гармони и Джордж Лейн отправляются за телами, Гармони от имени правительства для Клайва и Джорджа от имени вдовы Вернона, Мэнди. У них сложилось впечатление, что это двойное самоубийство, отчасти вызванное тем, что симфония Клайва была неудачной и заканчивается тяжелым плагиатом «Ода к радости ». Гармони узнает, что на самом деле это было двойное убийство, и сообщает об этом Джорджу, который доволен. Джордж размышляет о том, что двое из бывших любовников Молли мертвы, и Гармони, несмотря на то, что выдержала скандал, никогда не сможет подняться на вечеринку. Он думает пригласить вдову Вернона Мэнди.
Роман был хорошо воспринят критиками. В The New York Times критик Мичико Какутани назвал Амстердам «мрачным туром по силе, моральной басней, замаскированной под психологический триллер». В The Guardian, Николас Лезард написал: «Нарежьте его, где хотите, Ян Макьюэн чертовски хороший писатель» и обсудил «навязчивую природу прозы Макьюэна: вы просто не хочу перестать это читать ". В The New York Times Book Review критик Уильям Х. Притчард назвал книгу «хорошо отлаженной машиной, а Макьюэн любит сдвигать время, представляя события вне их временного порядка (вспыхнувшее в уме Клайва. (скажем, к разговору, который у него был накануне)) повсюду видно. Владимир Набоков на вопрос, не вырываются ли иногда его персонажи из-под его контроля, ответил, что они были рабами на галерах, которых строго держали под его контролем. большой палец всегда. Макьюэн следует этому рецепту в полной мере. "
Амстердам получил в 1998 Букеровскую премию. Объявляя о награждении, Дуглас Херд, бывший министр иностранных дел Великобритании, который был председателем коллегии из пяти судей, назвал роман Макьюэна "сардоническим и мудрым исследованием морали и культуры нашего времени" <. 49>