Амос | |
---|---|
Русский значок 18 века пророка Амоса (Иконостас из Преображенская церковь, Кижи монастырь, Карелия, Россия ). | |
Пророк | |
Родился | Текоа |
Умер | 745 г. до н.э. |
Почитал | иудаизм. Христианство. Ислам |
Праздник | 15 июня (православный) |
майор труды | Книга Амоса |
В Еврейской Библии и христианском Ветхом Завете, Амос (Иврит : עָמוֹס - Mōs) был одним из Двенадцати малых пророков. Старший современник Осии и Исайи, Амос был действующим ок. 760–755 гг. До н. Э. Во время правления царей Иеровоам II и Озия. Он был из южного Иудейского царства, но проповедовал в северном царстве Израиль. Амос писал во времена относительного мира и процветания, но также и во времена пренебрежения законами Бога. Он выступал против увеличения неравенства между очень богатыми и очень бедными. Его основные темы справедливости, всемогущества Бога и божественного суда стали главными элементами пророчества. Ему приписывается Книга Амоса.
Прежде чем стать пророком, Амос был пастухом овец и смоковница фермер. Его предыдущие профессии и его заявление «Я не пророк и не сын пророка» (7:14 ) указывают на то, что Амос не был из школы пророков, что, по утверждению Амоса, делает его истинным пророком. Заявление Амоса знаменует собой поворотный момент в развитии ветхозаветных пророчеств. Это не просто случайность, что Осия, Исайя, Иеремия, Иезекииль и почти все пророки, получившие значительное освещение на иврите Библия, расскажи прежде всего об их особом призвании. Все они стремятся протестовать против подозрений в том, что они профессиональные пророки, поскольку последние дискредитировали себя, льстив национальному тщеславию и игнорируя проступки выдающихся людей.
Библия говорит о его служении и пророчествах, завершившихся около 762 г. за два года до землетрясения, о котором говорится в Амос 1: 1, «... за два года до землетрясения». пророк Захария, вероятно, имел в виду то же самое землетрясение несколько столетий спустя: Захария 14: 5 : «И убежите, как вы бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иуда ».
Хотя он происходил из южного царства Иуды, Амос нацелил свое пророческое послание на северное царство Израиль, особенно на города Самария и Вефиль.
Иеровоам II (ок. 781–741 до н. Э.), Правитель Северного царства, быстро завоевал Сирию, Моав и Аммон и тем самым расширил свои владения от источника Оронт на севере до Мертвого моря на юге. Вся северная империя пережила долгий период мира и безопасности, отмеченный возрождением художественного и коммерческого развития. Социальная коррупция и угнетение бедных и беспомощных были преобладающими. Другие, увлеченные свободным объединением с языческими народами, возникшим в результате завоеваний или коммерческих контактов, зашли так далеко, что слились с поклонением Господу языческим божествам.
Амос - первый из пророков, записавших свои записи. сообщения, которые он получил. Он всегда восхищался чистотой его языка, красотой дикции и поэтическим искусством. Во всех этих отношениях он является духовным прародителем Исайи. То, что мы знаем об Амосе, основано исключительно на книге, автором которой является он сам. Это затрудняет понимание того, кем на самом деле был исторический Амос.
Амос почувствовал себя призванным проповедовать в Вефиле, где было царское святилище (7:13 ), и провозглашать падение правящей династии и северного царства. Но главный священник Амасия объявляет его королю Иеровоаму II и советует покинуть королевство. Нет оснований сомневаться в том, что он действительно был вынужден покинуть северное королевство и вернуться в родную страну. Из-за этого он не смог довести свое послание до конца и не дошел до ушей тех, кому он был послан. Если они не могли слышать его послания, они могли их читать, а если его современники отказывались это делать, последующие поколения могли по-прежнему получать от них пользу. Неизвестно ни одного более раннего литературного пророка; но его примеру последовали другие в почти непрерывной последовательности. Невозможно доказать, что Осия знал книгу Амоса, хотя нет оснований сомневаться в том, что он был знаком с работой и опытом последнего. Несомненно, что Исайя знал свою книгу, поскольку он следует и даже подражает ему в его ранних речах (ср. Амос 5: 21–24, 4: 6 и далее, 5 : 18 с Исайя 1: 11–15 ; Амос 4: 7 и далее с Исайя 9: 7 и далее, 3:12 ). Чейн заключает, что Амос написал отчет о своей пророческой работе в Иерусалиме после своего изгнания из северного царства и что он передал ее кругу проживающих там верных последователей.
апокриф В работе Жития пророков говорится, что Амос был убит сыном Амасии, священником из Вефиля. Далее в нем говорится, что перед смертью Амос вернулся на свою родину и был там похоронен.
Вот некоторые из его основных учений:
Древние толкования
Древний призыв к справедливости выражается голосом Бога в учениях Амоса. Амосу сказано Богом что израильтяне столкнутся с божественным вмешательством, поскольку в Израиле свирепствует притеснение. Бог выразил это притеснение, сказав, что израильтяне практиковали религиозность без праведности. Угнетая бедных и не соблюдая справедливость, израильтяне вели себя неправедно; справедливость была в пророческих учениях Амоса.
Современные интерпретации
Влияние или ссылки на учение Амоса можно найти в некоторых современных выступлениях о политических и гражданских правах. В Мартин Лютер Кинг-младший. "У меня есть мечта ", Кинг заявляет, что "мы не будем удовлетворены, пока справедливость не потечет вниз, как вода, а праведность - как могучий поток", что является намеком на Амоса 5:24 : «Но пусть справедливость продолжается, как река, праведность, как непрекращающийся поток! ». Берни Сандерс также упомянул Амоса 5:24 в своей речи во время своей президентской кампании 2016 года. Он был использован в дополнительном твите Джеймса Коми после того, как Майкл Флинн признал себя виновным во лжи агентам ФБР во время продолжающегося скандала с Трампом в России.
В римских, византийских и других высших литургических церквях святых регулярно чествуют и почитают в праздничные дни в течение календарного года. Эта практика чествует христианских мучеников в традиционный день их смерти, сообщая им факты об их жизни и приписываемые им идеи, призванные наставлять верующих.
В восточно-православном литургическом календаре, праздник Амоса отмечается 15 июня (для тех церквей, которые следуют традиционному юлианскому календарю, 15 июня в настоящее время приходится на 28 июня по современному григорианскому календарю ). Он поминается вместе с другими малыми пророками в Календаре святых Армянской Апостольской церкви 31 июля.
На Востоке В церкви тропарь Амоса поется:
«Празднуя память / Твоего пророка Амоса, Господи, / Ради него мы умоляем Тебя, спаси наши души».
Отражая чувство неотложности и социальной справедливости Амоса, Кондак Амоса поется:
«Очищая ваше пылкое сердце Духом, / о славный пророк Амос, / И получив дар пророчества свыше, / Вы громким голосом взываете к народам: / Это наш Бог, и нет никого кроме Него ».
.