amauti (также amaut или amautik, множественное число amautiit) - это парка, которую носит Инуиты женщины восточной части Северной Канады. Примерно до двух лет ребенок прижимается к спине матери во встроенном мешочке для ребенка чуть ниже капюшона. Сумочка большая и удобная для малыша. Мать может вести ребенка спереди назад для кормления грудью или для элиминационной функции без воздействия элементов. Эта традиционная для восточно-арктических инуитов парка, предназначенная для защиты ребенка от обморожения, ветра и холода, также помогает укрепить связь между матерью и ребенком.
язык | длиннохвостый стиль амаути | юбочный стиль амаути |
---|---|---|
инупиак | не используется | амааун ~ амауннак |
наттилиэммиут | акулик | амаути |
инуиннактун | ᐊᑯᖅ акук | ᐊᒪᐅᑎ амаути |
карибу инуит | ᐊᑯᖅ акук | ᐊᖏᔪᖅᑕᐅᔭᖅ ангижуктауджак |
диалект северного баффина | ᐊᑯᖅ акук | ᐊᖏᔪᖅᑕᐅᔭᖅ angijuqtaujaq |
Амаути может быть изготовлено из различных материалов, включая тюленькую кожу, кожу карибу или дафлкот (толстая шерстяная ткань) с непродуваемой внешней оболочкой. Детей по-прежнему носят таким образом в восточно-арктических общинах Нунавут и Нунавик, но эту одежду иногда можно увидеть в Северо-Западных территориях, Гренландия, Лабрадор, Российская Арктика и Аляска. Ткань амаутиит постепенно вытеснила кожную одежду.
Многие сторонние наблюдатели думают, что ребенка носят в капюшоне амаути, и это ошибочное изображение можно увидеть на много произведений искусства. Это не тот случай. Капюшон увеличен в виде амаути, что позволяет прикрыть ребенка и мать вместе, в то время как ребенка фактически переносят в увеличенной и вытянутой задней части одежды. Ребенок едет, опираясь животом на спину матери и согнув колени. Одежда закрепляется на талии с помощью галстука или ремня, чтобы ребенок не выскользнул из сумочки. Вес ребенка переносится на плечах одежды, хотя этот вес обычно перераспределяется еще двумя завязками, которые образуют букву «v» от ключицы, при этом основание фиксируется галстуком на талии. Последняя завязка прикрепляется к переднему краю капюшона, позволяя матери либо открыть капюшон, чтобы из него появился любопытный ребенок и осмотреть окружающую обстановку, либо натянуть капюшон, закрывая ребенка от ветра и непогоды.
Обычно есть два стиля амаути: юбка в стиле акулик, похожая на платье (показано справа, с две женщины); и длиннохвостый стиль angijuqtaujaq, более длинная спина со стилизованным хвостовым подолом сзади (показано на левой картинке - белым). Форма капюшона, украшения и форма хвоста говорят о регионе происхождения амаути. Рукава и подол зимних амаути отделаны однотонными полосами, подчеркивающими женственный / материнский крой и распашку «хвоста». Зимние амаути классически видны с белым хлопковым чехлом (силапак), но также и в других однотонных цветах, с внутренним слоем дафла, также обрезанным, более темного однотонного цвета.
В прошлом более длинные хвосты амаути украшались талисманами, такими как бусы, ракушки и проткнутые монеты, хотя неодобрение церковью этих талисманов как «языческих» уменьшало частоту, в которой они были использованы. Говорят, что талисманы привлекают духов к вращающемуся хвосту и тем самым защищают яичники (и плодородие), расположенные спереди, от привлечения внимания духов.
Не показаны более современные летние амаути, у которых нет рукавов, меньше утеплителей, и которые позволяют носить ребенка во время сбора ягод или других летних занятий. Они также используются в зимние месяцы года, с большой паркой, закрывающей мать и ребенка. Летние амаути обычно изготавливаются из стеганой ткани с любым количеством узоров.
В 2007 году амаути, расшитое бисером Оулози Ашевак, невесткой известного инуитского художника, Кеноджуак Ашевак, было продано на аукционе за 19 200 долларов США в Уоддингтона после оценки от 4000 до 6000 долларов.