Амеде-Эрнест Болле (11 января 1844 - 20 января 1917) был французским основателем звонков и изобретателем, который специализируется на паровых автомобилях. После 1867 года он был известен как «Amédée père», чтобы отличать его от одноименного сына, Амеде-Эрнест-Мари Болле (1867–1926).
Болле был старшим сыном Эрнеста-Сильвена Болле, основателя колокола и изобретателя, который переехал в Ле-Ман в 1842 году. Он серьезно заболел в 1860-х годах и был вынужден передать повседневное ведение бизнеса своим трем сыновьям. Амеде-Эрнест возглавил цех по производству колоколов, Эрнест-Жюль (1846–1922) руководил бизнесом по производству гидроцилиндров, а младший сын Огюст-Сильвен Болле (1847–1906) взял на себя управление Эолиен Болле завод ветротурбин.
Амеде Пер изготовил свой первый паровой автомобиль L'Obéissante (Послушный) в 1873 году и сделал первый поездка между Парижем и Ле-Ман за 18 часов. L'Obéissante перевозил 12 пассажиров и имел крейсерскую скорость 30 км / ч (19 миль / ч) и максимальную скорость 40 км / ч (25 миль / ч). Он приводился в движение двумя V-образными паровыми двигателями, по одному на каждое заднее колесо. Оригинальный автомобиль хранится в коллекции Национальной консерватории искусств и ремесел в Париже.
В 1878 году Амеде Пер спроектировала La Mancelle, который считается первым автомобилем, запущенным в серийное производство, всего произведено 50 автомобилей. Он обладал такими (на тот момент) передовыми характеристиками, как задний привод (через вал к дифференциалу, а затем через цепь на задние колеса) и независимая подвеска на все четыре колеса. Оригинальный автомобиль хранится в коллекции Musée de l'Automobile de la Sarthe.
Публичные демонстрации L'Obeissante и La Mancelle получила заказы на фабрику Bollée, а Amédée père приняла заказ на автопоезд , который был построен в 1879 году. La Marie-Anne развивала 100 л.с., имела трехступенчатую коробку передач и могла буксировать 35 автомобилей. тонн на уклоне 6%.
La Marie-Anne была похожа на La Mancelle с вертикальным котлом, установленным в задней части, приводя в движение передние установленные двигатели, которые передавали свою мощность на задние колеса через карданные валы и цепи. тендер перевозил запасы угля и воды.
Амеде пер вытащил из La Mancelle различные автомобили, которые он доставил в кузове несколькими способами, такими как: лимузин, автобус, омнибус и т. д. La Nouvelle был из этой серии и был завершен в 1880 году. В задней части машины был установлен поршневой двигатель, на этот раз забракованный рядом с котлом, чтобы увеличить пассажирский салон.
Ла Рапид (Рапид) был построен в 1881 году и отличался скоростью 62 км / ч (39 миль в час). В La Rapide котел, двигатель и органы управления сгруппированы в передней части транспортного средства, что позволяет управлять им одним оператором.
По-французски: