Алтайцы

редактировать
Монголы, проживающие в Сибирской Республике Алтай, Россия
Алтайцы
Флаг Республики Алтай.svg
Регионы со значительной численностью населения
Россия 74 238
Языки
Алтай, русский
Религия
тенгрианство, шаманизм, бурханизм, русский Православные, тибетский буддизм, суннитский ислам
Родственные этнические группы
ойраты, кеты, самоеды и другие тюрки

алтайцы (также алтайцы ) - тюркский народ, проживающий в сибирском Республика Алтай и Алтайский край, Россия. Несколько алтайцев также живут в Монголии и Северном Синьцзяне, Китай, но официально не признаны отдельной группой. Об альтернативных этнонимах см. Также Телеут, Теле, Теленгит, Черный Татар и Ойраты.

Алтайцы представлены две этнографические группы:

  • северные алтайцы включают тубалар (туба-кижи), челканцы и кумандинцы.
  • . Южные алтайцы включают алтайцев ( Алтай-Кижи), Телеут, Теленгит и использовались для включения Телесов, ассимилированных в пределах Теленгитов.

Северные и Южные Алтайцы образовались в районе Алтая. на основе племен кимеков - кипчаков.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Демография
  • 3 Культура
    • 3.1 Традиционный образ жизни
    • 3.2 Жилища
    • 3.3 Одежда
    • 3.4 Кухня
  • 4 Религия
    • 4.1 История
    • 4.2 Современная духовность
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Внешние ссылки
История

Недавние лингвистические, генетические и археологические данные свидетельствуют о том, что самые ранние тюркские народы произошли от земледелия. местные общины Северо-Восточного Китая, которые в конце 3-го тысячелетия до н. э. двинулись на запад в Монголию, где они приняли пастырский образ жизни. К началу I тысячелетия до нашей эры эти народы превратились в конных кочевников. В последующие века степные популяции Центральной Азии, по-видимому, постепенно заменялись и тюркизировались восточноазиатскими турками-кочевниками, покидающими Монголию

.

В регионе, где сегодня проживает алтайский народ, существовали разнородные этнические поселения в эпоху бронзы и железа. Начиная с V века до нашей эры и позже тюркские народы поселились в этом районе и вскоре начали сливаться с предшествующим населением. Затем регион был завоеван или попал в сферу влияния хунну, каганата жужан, тюркского ханганата, уйгурской империи и Енсей Кыргыз. В эти периоды времени местные жители региона стали тюркизироваться культурно и лингвистически.

Согласно одному исследованию в 2016 году, алтайцы, а именно некоторые южные алтайцы, ассимилировали местных енисейцев, которые были тесно связаны с палео-эскимосские группы.

С тринадцатого по восемнадцатый век на Алтае в политическом и культурном отношении доминировали монголы. Происхождение южных алтайцев в этот период можно проследить в результате смешения кипчакских и монгольских племен. Между тем северные алтайцы возникли в результате слияния тюркских племен с самоедами, кетами и другими сибирскими группами.

Алтайцы были присоединены к Четыре ойрата западных монголов в XVI веке. Монголы называли их «Теленгид» или «Теленгид аймак » в период династии Северный Юань. После падения Зунгхарского ханства в XVIII веке, алтайцы были порабощены династией Цин, которая называла их Алтан Нуур Уриянгхай. Но алтайцы генетически не связаны с урянхайцами, которые являются отдельной соседней ойратской монгольской этнической группой в Монголии.

Алтай вступил в контакт с русскими в 18 веке.. В царский период Алтай был известен как ойрот или ойрот (это название означает ойрат и впоследствии будет продолжено для Ойротская автономная область ). Алтай сообщают, что многие из них пристрастились к водке русских, которую они назвали «огненной водой».

Что касается религии, то некоторые алтайцы остаются шаманистами и другие (тенденция, начавшаяся с середины 19 века) перешли в Русскую Православную Церковь. Алтайская миссия была разработана преподобным Макарием Глухаревым († 1847), известным как «Апостол Алтая». В 1904 году среди этих людей возникло религиозное движение под названием Ак Джанг или бурханизм.

До 1917 года считалось, что на Алтае проживает множество различных этнических групп.

С началом революции 1917 года Алтай попытался сделать свой регион отдельной бурханистской республикой под названием Ойрот. Их поддержка меньшевиков во время Гражданской войны привела к краху предприятия после победы большевиков и более позднего восхождения Иосифа Сталина. В 1940-х годах, во время Второй мировой войны и когда он руководил многочисленными чистками, его правительство обвиняло Алтай в поддержке японцев. Слово «ойрот» было объявлено контрреволюционным. К 1950 году политика советской индустриализации и развитие в этой области привели к значительной миграции русских в эту республику, уменьшив долю Алтая в общей численности населения с 50% до 20%. В начале 21 века этнические алтайцы составляли около 31% населения Республики Алтай.

Сегодня особые интересы алтайцев формулирует и защищает Ассоциация северных этносов Алтая.

Демография
File:'Russia’s Tibet’ Opens to Jet-Age Tourism.theora.ogvPlay media Репортерский тур «Голос Америки» Алтайский край в 2012 году.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, всего на территории Республики Алтай проживало 69 963 алтайца. Это составляет 34,5% от общей численности населения республики по сравнению с 56,6% русского происхождения. Алтайские семьи составляют большинство только в некоторых селах. Однако алтайская культура по-прежнему остается местной культурой между людьми и сообществами.

Культура

Традиционный образ жизни

Южные Алтайцы были в основном кочевыми или полукочевыми скотоводами. Они выращивали лошадей, коз, овец и крупный рогатый скот. Северные Алтайцы в основном занимались охотой как основной формой существования. Их основной добычей были животные из тайги (бореальные леса). Однако некоторые алтайцы также занимались мелким земледелием, собирательством и рыболовством.

Жилища

Большинство южных алтайцев традиционно жили в юртах. Многие северные алтайцы строили в основном многоугольные юрты с конической крышей из бревен и коры. Некоторые алтай-кижи жили также в глинобитных избах с двускатной крышей из бересты и бревенчатыми или дощатыми стенами. Телеуты и несколько северных алтайцев жили в конических домах из окуней или коры. С притоком русских на родину алтайцев, из-за российского влияния увеличилось строительство больших хижин с двух- или четырехскатной крышей.

Несмотря на многие социальные и политические изменения, которые произошли у алтайцев. Многие современные и оседлые семьи до сих пор держат юрты в своих дворах. Эти юрты обычно используются как летняя кухня или дополнительная комната.

Одежда

Традиционная одежда южноалтайских мужчин и женщин очень похожа с небольшими различиями между ними. Обычная одежда состояла из длинных рубашек с широкими бриджами, восточных мантий и рукавов. Другая одежда часто включала меховые шапки, высокие сапоги и дубленки. Северные Алтайцы и некоторые Телеуты традиционно носили короткие бриджи, льняные рубашки и однобортные восточные мантии. Несмотря на то, что большинство алтайцев сегодня носят современную одежду, традиционная одежда все еще используется.

Кухня

Алтайская кухня состоит из супов из конины или баранины. Блюда из суслика, барсука, мармота, кисломолочные продукты, сливки (из кипяченого молока), кровяная колбаса, масло, жареная ячменная мука и некоторые овощи также являются основными продуктами алтайской кухни. Среди популярных напитков - арыки (молочная водка).

Религия

История

Традиционный алтайский шаманизм богат мифологией и сверхъестественными существами. Популярные божества включали Ерлика, бога подземного мира, и Ойрот-хана, мудрую и героическую фигуру, которая представляет собой смесь исторических зунгарских (ойратских) ханов и древних легендарных героев. Однако с многочисленными миграциями, сменой поселений и присутствием русских и их возможным союзом с Российской империей алтайцы столкнулись с тремя мировыми религиями: ислам, буддизм и христианство. Сначала алтайцы были равнодушны, а временами даже враждебны этим верованиям и их распространению. В 1829 году в этом районе (современная Республика Алтай) была основана православная миссия в составе протектората Российской империи. Православные миссионеры часто отбирали землю у алтайцев, отказавшихся от обращения. Остальные алтайцы были насильно обращены в христианство. Монгольские буддийские миссионеры пытались распространить веру среди алтайцев в 19 веке. Буддийские миссионеры также призвали алтайцев объединиться против русских. Однако их деятельность и проповедь пресекались российскими государственными и христианскими миссионерами. Буддизм мало продвинулся среди алтайцев, но многие буддийские идеи и принципы вошли в духовную мысль Алтая.

Миссия и ее миссионеры изначально были культурно восприимчивы и терпимы к алтайцам и их обычаям. Однако рост русского национализма в конце девятнадцатого века вызвал русификацию православного христианства, и в основном русское духовенство в Сибири также подхватило эту идеологию. Это создавало нетерпимые взгляды коренных жителей Сибири (в том числе алтайцев) и их культуры. Это привело к неприятию христианства многими алтайцами, которые считали его чуждой русской религии. Однако русское правление продолжало становиться все более строгим как в политическом, так и в религиозном отношении.

Примерно в 1904 году бурханизм среди алтайцев продолжал развиваться. Бурханизм - монотеистическая религия, названная в честь Ак-Бурхана, божества, которое, как верят и признают приверженцы, было единственным богом. Бурханизм был против как русских, так и традиционных шаманов. Враждебность к шаманам была настолько велика, что шаманам пришлось искать защиты у русских властей. Возвышение большевиков в первой четверти двадцатого века также привело к жестоким репрессиям против всех религий, включая вероисповедания в Алтайском крае. В течение следующих нескольких десятилетий большинство религий практически исчезли, и только шаманские и древние политеистические верования пережили хаос. Считалось, что это произошло потому, что древние религиозные верования могли легко передаваться устно из поколения в поколение. Также вероятно, что ни один бурханистский текст не пережил репрессий, и основные источники верований этой религии исходят от российских миссионеров, путешественников и ученых.

Современная духовность

В последнее время бурханизм и шаманизм стали свидетелями возрождение в Алтайском крае, особенно популярное среди алтайской молодежи. В настоящее время большинство кумандинцев, тубаларов, телеутов и челканцев являются русскими православными, хотя существует значительное меньшинство, практикующее шаманизм. Шаманизмом исповедуют многие Теленгиты, хотя многие также исповедуют православие. Бурханизм - основная религия Алтай-Кижи, но здесь проживает значительное количество православных христиан. Некоторые алтайцы также исповедуют суннитский ислам и тибетский буддизм.

См. Также
Заметки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 02:35:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте