аллегория пещеры, или пещера Платона, является аллегорией представлен греческим философом Платоном в его работе Республика (514a – 520a) для сравнения «эффекта образования ( παιδεία ) и его отсутствие в нашей природе ». Он написан как диалог между братом Платона Главконом и его наставником Сократом, рассказанный последним. Аллегория представлена после аналогии с солнцем (508b – 509c) и аналогии с разделенной линией (509d – 511e).
В этой аллегории Сократ описывает группу людей, которые всю жизнь жили прикованными к стене пещеры и стояли перед глухой стеной. Люди наблюдают за тенями, проецируемыми на стену от объектов, проходящих перед огнем позади них, и дают имена этим теням. Тени - это реальность заключенных, но не точное представление о реальном мире. Существуют три более высоких уровня: естественные науки ; математика, геометрия и дедуктивная логика ; и теория форм.
Сократ объясняет, что философ подобен заключенному, который выходит из пещеры и приходит к пониманию, что тени на стене вовсе не реальность. Философ стремится понять и воспринять высшие уровни реальности. Однако другие обитатели пещеры даже не желают покидать свою тюрьму, поскольку они не знают лучшей жизни.
Сократ отмечает, что эту аллегорию можно сопоставить с предыдущими писаниями, а именно аналогией с солнце и аналог разделенной линии.
Платон начинает с того, что Сократ просит Главкона представить себе пещеру, в которой люди были заключены в тюрьму с детства, но не с рождения. Этих заключенных сковывают цепями так, чтобы их ноги и шеи были зафиксированы, заставляя их смотреть на стену перед ними и не смотреть по сторонам на пещеру, друг друга или себя (514a – b). Позади заключенных - огонь, а между огнем и заключенными - приподнятый переход с невысокой стеной, за которым идут люди, неся предметы или марионетки «людей и других живых существ» (514b). Люди ходят за стеной, так что их тела не отбрасывают тени для заключенных, а предметы, которые они несут, делают («так же, как у кукольных шоуменов есть экраны перед ними, на которых они работают со своими куклами» (514a)). Заключенные не могут видеть ничего из того, что происходит позади них, они могут видеть только тени, отбрасываемые на стену пещеры перед собой. Звуки говорящих людей эхом отражаются от стен, и заключенные полагают, что эти звуки исходят из теней (514c).
Сократ предполагает, что тени являются реальностью для заключенных, потому что они никогда не видели ничего другого; они не осознают, что то, что они видят, - это тени объектов перед огнем, не говоря уже о том, что эти объекты навеяны реальными вещами за пределами пещеры, которых они не видят (514b – 515a).
Огонь, или искусственный свет, а куклы, которые используются для создания теней, созданы художниками. Платон, однако, указывает, что огонь - это также политическая доктрина, которой учат в национальном государстве. Художники используют свет и тень, чтобы преподавать доминирующие доктрины времени и места.
Кроме того, немногие люди когда-либо выберутся из пещеры. Это непростая задача, и только настоящий философ с десятилетиями подготовки сможет покинуть пещеру по крутому склону. Большинство людей будут жить на дне пещеры, и некоторые из них будут главными художниками, проецирующими тени с использованием искусственного света.
Платон предполагает, что один заключенный освобожден. Этот заключенный оглядывался и видел огонь. Свет повредил бы его глазам и затруднил бы видеть объекты, отбрасывающие тени. Если бы ему сказали, что то, что он видит, реально, а не другую версию реальности, которую он видит на стене, он бы не поверил. В своей боли, продолжает Платон, освобожденный пленник отворачивался и бежал обратно к тому, к чему он привык (то есть к теням переносимых предметов). Он пишет: «... это повредило бы его глазам, и он сбежал бы, отвернувшись к вещам, на которые он мог смотреть, и это, по его мнению, было более ясным, чем то, что ему показывали».
Платон продолжает: «Предположим... что кто-то должен тащить его... силой, вверх по крутому подъему, по крутому пути вверх, и никогда не останавливаться, пока он не вытащит его на свет солнца». Заключенный будет сердиться и испытывать боль, и это только усугубится, когда сияющий свет солнца заслонит его глаза и ослепит его.
«Постепенно его глаза привыкают к свету солнца. Сначала он может видит только тени. Постепенно он может видеть отражения людей и предметов в воде, а затем видеть самих людей и предметы. В конце концов, он может смотреть на звезды и луну ночью, пока, наконец, не сможет взглянуть на само солнце ( 516а) ". Только после того, как он сможет смотреть прямо на солнце, «он сможет рассуждать о нем» и о том, что это такое (516b). (См. Также Платон аналогию солнца, которое встречается ближе к концу «Республики», Книга VI.)
Платон продолжает, говоря, что освобожденный заключенный будет думать, что мир за пределами пещеры превосходит мир, который он испытал в пещере, и пытается поделиться этим с заключенными, оставшимися в пещере, пытаясь привести их в путешествие, которое он только что пережил; «он благословит себя за перемену и пожалеет [других заключенных]» и захочет вывести своих товарищей по пещерным обитателям из пещеры на солнечный свет (516c).
Вернувшийся пленник, чьи глаза привыкнув к солнечному свету, он будет слепым, когда снова войдет в пещеру, точно так же, как он был, когда он впервые подвергся воздействию солнца (516e). Заключенные, согласно Платону, могли сделать вывод из слепоты возвращающегося человека, что путешествие из пещеры причинило ему вред, и что они не должны предпринимать подобное путешествие. Платон заключает, что заключенные, если бы они были в состоянии, поэтому протянули бы руку и убили любого, кто попытается вытащить их из пещеры (517a).
Аллегория содержит множество форм символизм, используемый для наставления читателя о природе восприятия. Пещера представляет собой поверхностную физическую реальность. Это также представляет собой невежество, поскольку живущие в пещере люди принимают то, что видят за чистую монету. Невежество также представлено тьмой, которая их окутывает, потому что они не могут знать истинные объекты, образующие тени, что заставляет их поверить, что тени - это истинные формы объектов. Цепи, которые не позволяют заключенным покинуть пещеру, представляют собой ловушку невежества, поскольку цепи не дают им узнать правду. Тени, отбрасываемые на стены пещеры, представляют собой поверхностную правду, иллюзию, которую заключенные видят в пещере. Освобожденный узник представляет тех, кто понимает, что физический мир - это лишь тень истины, а солнце, которое светит в глаза пленным, представляет высшую истину идей. Свет также символизирует мудрость, поскольку даже ничтожный свет, который проникает в пещеру, позволяет заключенным узнавать формы.
Аллегория, вероятно, связана с к платоновской теории Форм, согласно которой «Формы» (или «Идеи »), а не материальный мир, известный нам через ощущения, обладают высшим и наиболее фундаментальным видом реальности. Только знание Форм составляет настоящее знание или то, что Сократ считает «добром». Сократ сообщает Главкону, что самые выдающиеся люди должны следовать высшему из всех занятий, а именно видеть Добро. Однако те, кто поднялся на этот высший уровень, не должны оставаться там, а должны вернуться в пещеру и жить с пленниками, разделяя их труд и почести.
Платон Федон содержит образы, аналогичные образам аллегории пещеры; философ признает, что до философии его душа была «настоящим узником, привязанным к его телу... и что вместо исследования реальности самой себя и самой себя он вынужден всматриваться через решетку тюрьмы».
Ученые обсуждают возможные интерпретации аллегории пещеры, либо рассматривая ее с эпистемологической точки зрения, основанной на изучении того, как Платон считает, что мы приходим к познанию вещей. - или через политическую (politeia ) линзу. Большая часть исследований аллегории находится между этими двумя точками зрения, а некоторые полностью независимы от них. Наиболее часто обсуждаются эпистемологические и политические взгляды, основанные Ричардом Льюисом Неттлшипом и А.С. Фергюсоном соответственно. Неттлшип интерпретирует аллегорию пещеры как образец нашей врожденной интеллектуальной неспособности, чтобы противопоставить наше меньшее понимание пониманию философа, а также аллегорию о людях, которые не могут или не хотят искать истину и мудрость. Фергюсон, с другой стороны, основывает свою интерпретацию аллегории на утверждении, что пещера является аллегорией человеческой природы и что она символизирует оппозицию между философом и коррупцией преобладающего политического состояния.
Раскол. Однако возникли в рамках этих соответствующих лагерей мысли. Большая часть современных научных дебатов вокруг аллегории возникла из исследования Мартином Хайдеггером аллегории и философии в целом через призму человеческой свободы в его книге «Сущность человеческой свободы: введение» к философии и сущности истины: о пещерной аллегории Платона и Теэтете. В ответ Ханна Арендт, сторонница политической интерпретации аллегории, предполагает, что через аллегорию Платон «хотел применить свою собственную теорию идей к политике». Напротив, Хайдеггер утверждает, что сущность истины - это способ бытия, а не объект. Арендт раскритиковала интерпретацию аллегории Хайдеггером, написав, что «Хайдеггер… неправильно использует сравнение с пещерой для интерпретации и« критики »теории идей Платона».
Различные ученые также обсуждают возможность связи между работа в аллегории и пещере, и работа, проделанная Платоном с учетом аналогии разделенной линии и аналогии с солнцем. Разделенная линия - это теория, представленная нам Платоном работа республика. Это отображается в диалоге между Сократом и Главконом. В котором они исследуют возможность видимого и понятного мира. С видимым миром, состоящим из таких элементов, как тени и отражения (отображается как AB), затем поднимается до самого физического элемента (отображается как BC), в то время как понятный мир состоит из математических рассуждений (отображается на компакт-диске) и философского понимания (отображается DE). Многие видят в этом объяснение того, как заключенный в аллегории пещеры проходит свое путешествие. Сначала видимое слово с тенями, например, на стене. Сократ предполагает, что тени - реальность для заключенных, потому что они никогда не видели ничего другого; они не осознают, что то, что они видят, - это тени объектов перед огнем, не говоря уже о том, что эти объекты вдохновлены реальными вещами за пределами пещеры, которые они не видят, а затем осознанием физического с пониманием таких понятий, как дерево отделено от своей тени. Он входит в понятный мир, когда заключенный смотрит на солнце. Приводя к аналогии с Солнцем.
Разделенная линия - (AC ) обычно рассматривается как представляющая видимый мир, а (CE ) как представляющая умопостигаемый мирАналогия с Солнцем относится к моменту в шестой книге, в котором Сократ после того, как Главкон убедил его определить цели добра, вместо этого проводится аналогия через «дитя добра». Сократ раскрывает это «дитя добра» как солнце, предполагая, что, как солнце освещает, наделяя своим светом способность видеть и быть видимым глазом, так идея добра освещает разумное с правдой. Некоторые ученые склоняются к мысли, что это образует связь солнца и постижимого мира в царстве аллегории пещеры.
Темы и образы пещеры Платона появились в западной мысли и культуре. Некоторые примеры включают:
[A] Nettleship, Ричард Льюис (1955). «Глава 4 - Четыре стадии интеллекта». Лекции о Республике Платона (2-е изд.). Лондон: Macmillan Co.
Ниже приводится список дополнительной научной литературы по «Аллегории пещеры», которая включает статьи из эпистемологической, политической, альтернативной и независимой точки зрения на аллегорию:
В Викицитатнике есть цитаты, относящиеся к: Аллегория пещеры |
Викиисточник имеет оригинальный текст, связанный с этим статья: |
Викискладе есть материалы, связанные с Аллегория пещеры. |