Аллегория широко используется в литературе эпохи Возрождения. Возникнув на основе использования аллегории в средние века, литература эпохи Возрождения демонстрирует повышенный акцент на куртуазной любви, иногда отказываясь от разборчивости в пользу намеренно непонятных аллегорий.
Раннее Новое время. Теория аллегории обсуждается в книге сэра Джона Харингтона (включена в его перевод книги Ариосто Orlando furioso, 1591).
Аллегории эпохи Возрождения может быть непрерывным и систематическим или прерывистым и случайным. Возможно, наиболее известным примером тщательной и непрерывной аллегорической работы эпохи Возрождения являются шесть книг из Эдмунда Спенсера Королева фей. В книге 4, например, Агапэ имеет трех сыновей: Приамонд (от одного), Даймонд (от двух) и Теламонд (от téleios, совершенный, но исправленный Йортином на ' Триамон в издании 1734 г.). Три сына соответствуют трем мирам, рожденным от любви. Битва Кембелла с тремя сыновьями - это аллегория «битвы человека с тремя мирами, чтобы найти свое место во вселенной, установить гармонию в творении Бога и в конечном итоге достичь спасения». Более того, поскольку любая триада может быть аналогом другой, три брата также могут быть аллегорией трех миров человеческой души: растительного, чувствительного и ангельского ». (Многослойная) аллегория Спенсера разработана аналогичным образом. во всех шести книгах.
Торквато Тассо также писал непрерывную аллегорию, в отличие, например, от прерывистой аллегории Ариосто.
К XVI веку аллегория была прочно связана с тем, что известно как елизаветинская картина мира, взятая из Птолемея и Псевдо-Дионисия Ареопагита. Эта теория постулирует существование трех миров:
Пико делла Мирандола обсуждает взаимосвязь между этими тремя мирами во введении к своей книге: «Ибо euen как... три мира, опоясанные и переплетенные ланками согласия взаимной свободой, меняют свою природу; то же они делают и по своим наименованиям. И это принцип, из которого проистекает и растет дисциплина аллегорического смысла »(переведено Пьером де ла Примодей в Французской Академии, Лондон, 1618, стр. 671).