Аллан Урхо Пайвио | |
---|---|
Родился | 29 марта 1925 г.. Тандер-Бей |
Умер | 19 июня 2016 г. |
Род занятий | Психолог, писатель |
Аллан Урхо Пайвио (29 марта 1925 - 19 июня 2016) был профессор психологии в Университете Западного Онтарио и бывший бодибилдер. Он получил докторскую степень. окончил Университет Макгилла в 1959 году и преподавал в Университете Западного Онтарио с 1963 года до выхода на пенсию.
Пайвио родился в Тандер-Бей, Онтарио как сын Аку Пяйвио и Иды Ханнинен. Его отец был финско-канадским журналистом, поэтом и социалистом. Брат Пайвио Жюль Пяйвио был архитектором и профессором. Он был последним выжившим членом батальона Маккензи-Папино, сражавшегося в гражданской войне в Испании.
Пайвио был успешным бодибилдером. В 1948 году Аллан Пайвио выиграл титул «Мистер Канада» на конкурсе, учрежденном Международной федерацией бодибилдеров.
. В статье 1948 года в журнале YOUR PHYSIQUE Павио описывается как хорошо известный спортсмен, культурист, гимнаст и физкультурник. Фотография Пайвио из фильма «Мистер Канада» 1948 года была перепечатана в книге Universal Hunks, 2013.
Пайвио получил степень бакалавра физкультуры в Университете Макгилла в 1949 году. Он основал тренажерный зал и студии здоровья в Монреале.
Пайвио опубликовал около двухсот статей и наиболее известен своей теорией двойного кодирования. Теория двойного кодирования утверждает, что невербальная и вербальная информация хранится в долговременной памяти отдельно. Теория двойного кодирования дополняется теорией Алана Баддели, в которой рабочая память разделена на зрительно-пространственный блокнот и фонологический цикл.
Работа Пайвио имеет значение во многих областях, включая человеческий фактор, дизайн интерфейса, а также разработку учебных материалов.
Аллан Пайвио получил три степени в Университете Макгилла в период с 1949 по 1959 год. Пайвио получил докторскую степень. Он получил степень доктора психологии и провел более сорока лет в исследованиях образов, памяти, языка, познания и других областей. Он опубликовал около двухсот статей и глав книг и пять книг. Свою книгу 2000 года «Образы и текст: теория двойного кодирования чтения и письма» он написал вместе с Марком Садоски. В 2006 году он опубликовал свою последнюю книгу «Разум и его эволюция: теоретический подход к двойному кодированию».
Теория двойного кодирования (DCT), согласно Пайвио, предполагает, что визуальная и вербальная информация действуют как две различные системы. Его корни уходят в практическое использование образов в качестве вспомогательного средства памяти 2500 лет назад. Например, можно думать об автомобиле, думая о слове «автомобиль» или создавая мысленный образ автомобиля. Вербальная и образная системы взаимосвязаны, так как можно представить мысленный образ автомобиля и затем описать его словами, или прочитать или послушать слова, а затем сформировать мысленный образ. DCT идентифицирует три типа обработки: (1) репрезентативная, прямая активация вербальных или невербальных представлений, (2) референциальная, активация вербальной системы невербальной системой или наоборот, и (3) ассоциативная обработка, активация представлений в рамках одной вербальной или невербальной системы. Данная задача может потребовать любого или всех трех видов обработки. Единицы вербальной системы называются логогенами; эти единицы содержат информацию, которая лежит в основе нашего употребления этого слова. Невербальные системные единицы называются имагами. Воображения содержат информацию, которая генерирует мысленные образы, такие как естественные объекты, целостные части объектов и естественные группировки объектов. Изображения работают синхронно или параллельно; таким образом, все части изображения доступны сразу. Логогены действуют последовательно; слова появляются по одному в синтаксически соответствующей последовательности в предложении. Эти два кода могут перекрываться при обработке информации, но больший акцент делается на одном или другом. Вербальные и невербальные системы подразделяются на подсистемы, обрабатывающие информацию из разных модальностей. Многие эксперименты, о которых сообщает Пайвио и другие, подтверждают важность образов в когнитивных операциях. В одном эксперименте участники видели пары предметов, которые различались по округлости (например, помидор, кубок), и их просили указать, какой член пары был круглее. Объекты были представлены в виде слов, картинок или пар слово-картинка. Время отклика было самым медленным для пар слово-слово, промежуточным для пар «картинка-слово» и самым быстрым для пар «картинка-изображение».
Исследования DCT первоначально были сосредоточены на памяти и вскоре распространились на другие когнитивные явления. Однако память остается решающей, потому что она является основой всех знаний и мысли. Акцент на память здесь еще более оправдан, потому что обучение и память лежат в основе образовательных целей. Эффекты можно объяснить двумя гипотезами DCT. Одна из гипотез состоит в том, что невербальные и вербальные коды, будучи функционально независимыми, могут иметь аддитивное влияние на запоминание. Например, участники экспериментов со свободным вспоминанием, вероятно, будут тайно называть представленные объекты и таким образом создать невербальный (изобразительный) и вербальный след в памяти. Они также могут установить двойной вербально-невербальный след памяти, образуя конкретные слова, но это несколько менее вероятно, чем наименование картинок, отсюда более низкая память на конкретные слова, чем на картинки. Абстрактные слова сложно изобразить, и поэтому вероятность их двойного кодирования меньше всего. Ожидаемое преимущество двойного кодирования в аддитивной памяти было подтверждено в многочисленных экспериментах, которые также показали, что невербальный код мнемонически сильнее (вносит больший вклад в аддитивный эффект), чем вербальный код.
Андерсон, Дж. Р. (2005). Когнитивная психология и ее последствия. Нью-Йорк: Издательство Worth.
Майер Р. Э. и Морено Р. (2003). Девять способов снизить когнитивную нагрузку при мультимедийном обучении. Психолог-педагог, 38 (1), 43-52.
Морено, Р., Майер, Р. Э. (2000). Эффект согласованности в мультимедийном обучении: аргумент в пользу минимизации посторонних звуков при разработке мультимедийных учебных сообщений. Журнал педагогической психологии, 92, 117-125.
Пайвио, А. (1971). Образные и вербальные процессы. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Пайвио, А. (1986). Ментальные представления: подход двойного кодирования. Оксфорд. Англия: Издательство Оксфордского университета.
Пайвио, А. (1986). Ментальные представления: подход двойного кодирования. Нью-Йорк: Oxford University Press
Ryu, J., Lai, t., Colaric, S., Cawley, J., Aldag, H. (2000). Теория двойного кодирования. Получено из Интернета 29 сентября 2003 г. с сайта http://www.coe.ecu.edu/ltdi/colaric/KB/Paivio.html