Тянься

редактировать
Тянься
Китайское имя
Китайское 天下
Буквальное значениепод небом
Вьетнамское имя
Вьетнамское thiên hạ
Хан-Ном 天下
Имя Чжуан
Чжуан Lajmbwn sawndip.png . lajmbwn
Корейское имя
Хангул 천하
Ханджа 天下
Японское имя
Кандзи 天下
Кана て ん か или て ん げ или て ん が или あ め の し た
Транскрипция>Романизация Тенка, или Тенге, или Тэнга, или Амэ-но-сита
Кунрей-шики Тенка, или Тенге, или Тэнга, или Амэ-но-Сита

Тианкс ia (китайский : 天下 ) - это китайский термин для древнего китайского культурного понятия, которое обозначало либо весь географический мир, либо метафизическое царство смертных, и позже стал ассоциироваться с политическим суверенитетом. В древнем Китае тянься обозначало земли, пространство и территорию, божественно назначенные Императору универсальными и четко определенными принципами порядка. Центр этой земли был непосредственно отнесен к Имперскому двору, образуя центр мировоззрения, сосредоточенного на Императорском дворе и концентрически направленного наружу к главным и второстепенным чиновникам, а затем к простым гражданам, подчиненным государствам, и, наконец, оканчивается отрывком «варвары ».

Центр этого мировоззрения не был исключительным по своей природе, и внешние группы, такие как этнические меньшинства и иностранцы, которые приняли мандат китайского императора, сами были приняты и включены в китайскую тянься. В классической китайской политической мысли «Сын Неба» (Император Китая ) (Китайский : 天子; пиньинь : tiānzǐ; Уэйд-Джайлс : тянь-цзы), получив Мандат Неба ( ; tiānmìng; 'небесный указ'), номинально будет правителем всего мира. Хотя на практике были бы области известного мира, которые не находились бы под контролем Императора, в китайской политической теории правители этих областей получали свою власть от Императора.

Более широкое понятие тянься тесно связано с цивилизацией и порядком в классической китайской философии и легло в основу мировоззрения китайского народа и наций. под их влиянием, по крайней мере, с первого тысячелетия до нашей эры. Тянься независимо применялась другими странами культурной сферы Восточной Азии, включая Японию, Корею и Вьетнам.

Содержание

  • 1 Историческое и политическое развитие
  • 2 Некитайское использование термина
    • 2.1 Япония
    • 2.2 Корея
  • 3 Западные кальки
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитаты
    • 5.2 Источники

Историческое и политическое развитие

Мировоззрение тянься не было полностью развито во время династии Шан. Только во время династии Чжоу, когда Небеса приобрели черты человеческого божества (или, по крайней мере, когда ссылки на Небеса как таковые вошли в письменную историю), концепция тянься стала общепринятой. Такие термины, как «Четыре четверти» и «Десять тысяч штатов» встречаются в текстах того времени; Термин «Четыре квартала» (四方; sìfāng) означает территорию, основанную королевским двором и управляемую царями Чжоу из столицы, но с периферийными неханьскими племенами на внешних границах и ханьскими китайцами в центре. Термин «Десять тысяч штатов» (万邦; 萬邦; wànbāng) относится как к территории, так и к проживающим на ней подданным, как ханьцам, так и «варварам». Короли Чжоу получили и уполномочили эти «Десять Тысяч Государств» на основании Мандата Неба. Это одно из самых ранних свидетельств различия Хуа-И.

В период весны и осени и периодов Сражающихся царств во второй половине династии Чжоу, власть феодалов быстро развивалась, и несколько неханьских регионов сами стали могущественными государствами. Поскольку многие из этих феодальных государств имели общие культурные и экономические интересы, понятие великой нации, сосредоточенной на равнине Желтой реки, постепенно расширялось. Термин тянься начал появляться в классических текстах, таких как Цзо Чжуань и Гоюй.

. Территория и правительства династии Чжоу и династии Цинь были объединены после завоеваний Цинь Ши Хуана, и концепция тянься была адаптирована, чтобы действовать как фактическая географическая сущность. Цель Цинь Шихуанди «объединить всех под Небесами» была, по сути, представлением его желания контролировать и расширять территорию Китая. При основании династии Хань эквивалентность тянься и китайской нации возникла из-за феодальной практики наделения аристократией земли и автономии, чтобы избежать военных расходов в их порабощение. Хотя многие районы пользовались большой автономией, практика установила и распространила китайский язык и культуру на еще более широкой территории.

Тему объединения применительно к тянься можно увидеть в книге Сунь Цзы Искусство войны, где высшей целью наступательной стратегии было завоевание, не уничтожая того, что вы стремился к победе:

Твоя цель должна состоять в том, чтобы сохранить все Поднебесное целым. Таким образом, ваши войска не истощены, и ваши успехи будут завершены. Это искусство наступательной стратегии.

Сунь Цзы, Искусство войны, Глава III, Строка 11

Объединенный Китай раскололся на множество различных наций во время Южного и Северные династии, а вместе с ними и практическое использование термина тянься. Когда император Гаозу воссоединил Китай под властью династии Тан в VII веке, некоторые северные племена, став вассалами, стали называть его «ханом небес».

Ко времени династии Сун северные границы Китая встретили киданей во главе династии Ляо, чжурчжэнь под руководством династия Цзинь и тангутское под руководством королевство Западная Ся. Под угрозой со стороны этих северных штатов и пониманием возможных последствий войны для страны и людей, правители Сун изобрели ложную концепцию родства с чжурчжэнями в попытке улучшить отношения. В период династии Юань монголы разделили китайских граждан на два типа: южных и северных. Когда династия Мин изгнала монголов и воссоединила Китай под властью Хань, концепция тянься вернулась в значительной степени, как это было во времена династии Хань.

В конце правления династии Мин критика неоконфуцианства и его мантр о «культивировании моральных качеств, создании семьи, упорядочивании государства и гармонизации тянься» (цитата из Великого обучения ) получили широкое распространение, что привело к большим сдвигам в конфуцианстве. Современный философ Ван Фучжи полагал, что тянься имеет фиксированное, неизменное измерение, несмотря на то, что Великое Учение упоминает «гармонизирующую тянься» на самом деле в отношении правительства. Используя эти аргументы, Ван резко критиковал неоконфуцианство. С другой стороны, крах династии Мин и установление династии Цин маньчжурами, людьми, ранее считавшимися «маргинальными варварами», сильно повлияли на взгляды людей на тянься. Гу Янву, современник Ван Фучжи, писал, что разрушение государства не было равносильно разрушению тянься. Он утверждал, что маньчжуры просто исполняли роль императора и что таким образом продолжалась тянься традиционной китайской культуры.

Идея абсолютной власти китайского императора и расширения тянься за счет ассимиляции вассальных государств начала исчезать навсегда с посольством графа Макартни в Китае в 1793 году. Граф Макартни надеялся вести дела с Китаем так же, как Великобритания с другими европейскими странами того времени, и убедить Императора снизить ограничения на торговлю. Император Цяньлун отклонил его просьбу и заявил, что Китай - самая передовая и самая божественная нация на Земле и не интересуется иностранными товарами. В начале 19 века победа Великобритании над цинским Китаем в Первой опиумной войне вынудила Китай подписать неравноправный договор. Это стало началом конца концепции тянься.

После поражения в Второй опиумной войне Китай был вынужден подписать Тяньцзиньский договор, в котором Китай был вынужден называть Великобританию " суверенная нация ", равная себе. Это сделало невозможным для Китая продолжить отношения с другими странами в рамках традиционной системы тянься и вынудило его создать бюро иностранных дел.

Поскольку система международных отношений западных стран была основана на Вестфальском суверенитете, идея о том, что суверенные государства обращаются друг с другом на равных, традиционное мировоззрение Китая тянься медленно рухнул. После поражения Китая в Первой китайско-японской войне японцы прекратили традиционный статус Кореи как протектората Китая, а также систему феодальной отмены и вассальной зависимости, которая практиковалась со времен ханьской войны. Династия подошла к концу, и этот шаг сильно изменил отношение к концепции тянься. В конце XIX века посол Китая в Великобритании Сюэ Фучэн взял традиционное различие Хуа-И в мировоззрении тянься и заменил его различием между китайцами и иностранцами.

Некитайское использование термина

Япония

Ссылки на тянься впервые появляются в японской истории в период Кофуна, примерно с 250 по 538 год нашей эры.. В то время японские правители были почтительны и покорны китайскому двору, а китайских иммигрантов (тогда называемых тораджин 渡 來人) радостно принимали и ценили за их знание китайского языка и культуры.. В раскопанном кургане Эда Фунаяма в Кумамото был обнаружен железный меч с выгравированными знаками, датируемый концом V века. Символы на мече относятся к королю того времени как «Великому королю, правящему всем под властью Тянься» (治 天下 大王). Это открытие демонстрирует, что японцы эпохи Кофуна (по крайней мере, из этой области) начали рассматривать свое царство как полную и назначенную Богом тянься, отдельную от тянься древней и более крупной Китайской империи.

Согласно Книге Суй, царь Ямато в 607 году послал рукописное послание императору Яну из Династия Суй, в которой он называл себя «Сыном Неба в Стране восходящего солнца» (日 出處 天子), показывая, что японские представления об их независимой тянься сохранились до того времени.

С развитием Ritsuryō в Японии 7-го века была представлена ​​синоцентрическая концепция тянься, которая заменила старые концепции. Отличительная черта Рицурё - концепция гражданства - обязательно сопровождала его введение в Японию, поскольку в неоконфуцианстве говорилось, что все были «равными гражданами под небом» (天下 公民).

В дневниках Фудзивара-но Канезане (藤原 兼 実 、 九 條 兼 実), чиновника сёгуната Камакура, чьи журналы стали Гёкуйо (玉 葉), он описывает основание сёгуната Минамото-но Ёритомо как «начало тянься». Его использование тянься полностью соответствует природе Рицюри, а его фраза «начало тянься» относится к установлению новой нации, юриспруденции и системе порядка. Однако, даже если Ёритомо намеревался стать правителем уровня монарха, японская концепция тянься не достигла китайского уровня императора, который управлял феодальными королевствами и которому Небеса доверили управление миром. В дневниках Гидо Шушина (義 堂 周 信) Гидо записывает беседу, которую он имел с Асикага Ёсимицу, где Сёгун неоднократно называл его владения «тянься». В период Муромати люди постепенно начали рассматривать Сёгуна как представителя Небес.

Когда сёгунат Муромати ослабел, региональные военачальники начали сражаться друг с другом за контроль над страной. Более могущественные дворяне, такие как Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, контролировали большие территории и рассматривали свои владения как тянься. Этот термин использовался все чаще, поскольку генералы стремились объединить Японию, и стал эквивалентом самой земли Японии.

К периоду Эдо, сёгун назывался «Человеком Тянься», а сёгунат - «Судом Тянься». Широкое распространение концепции тянься помогло повлиять на длительный период изоляции Японии до Реставрации Мэйдзи.

Кореи

На основании эпитафий, датируемых 4-5 веками, Когурё имел концепции Сына Неба (天帝 之 子) и независимой тянься. Правители Корё использовали титулы императора и Сына Неба и поместили Корё в центр тянься Хэдуна «Восток моря», который охватывал историческую область « Самхан », другое название Трех Королевств Кореи.

. В 17 веке, с падением династии Мин в Китае, Корея стала культурным центром конфуцианства или« Маленьким Китай "(корейский : 소중 화; Hanja : 小 中華), возник среди конфуцианских литераторов династии Чосон.

Западные кальки

Выражение «все под небом» стало источником литературных выражений, обозначающих Китай, в ряде западных языков, например в русском «Поднебесная» (Поднебесная, т. Е. «Под небом»). Английский термин «Поднебесная», как говорят, основан на титуле китайских императоров тянь цзы (Сын Неба).

См. Также

Ссылки

Цитаты

Источники

Последняя правка сделана 2021-06-11 11:36:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте