Всероссийская нация

редактировать
Аллегория триединой Руси с плаката начала ХХ века

Всероссийский народ (русский : общерусский народ, романизированный : общрусский народ), также известный как панрусский народ или триединый русский народ (русский : триединый русский народ, романизированный : триединый русский народ) - это имперская русская и российская ирредентистская идеология, которая видит русская нация, состоящая из трех субнаций великороссов, малоросс и белых русских, которые включают современных восточных славян (а именно, русские, русины, украинцы и белорусы ), а не только современная Россия и этнические русские.

имперские нация строительства догма стала популярной в Царстве России и позже стала официальной государственной идеологией. Триединая «всероссийская» национальность была принята многими имперскими подданными (включая евреев и немцев ) и послужила основой Империи.

Содержание
  • 1 Этимология
    • 1.1 Номенклатура
  • 2 История
    • 2.1 История вопроса
    • 2.2 XVIII век
    • 2.3 XIX век
    • 2.4 XX век
    • 2.5 Настоящее время
      • 2.5.1 Религия
  • 3 Взгляды Роберта Гордона Лэтэма (XIX век)
  • 4 Современная статистика ДНК России, Украины и Беларуси
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
Этимология

Английский- В языковых научных трудах это понятие именуется «Великая Россия», «Всероссийский», «всероссийский» или «триединый русский народ».

В русском языке он именуется Триединым русским народом (Русский : Триединый русский народ). В XIX веке идея также именовалась общрусской (единороссийской или общероссийской) национальностью.

В украинском она упоминается как Тредыний российский народ (украинский : Триєдиний російський народ) или панрусский народ (украинский : пан-руський народ).

В белорусский упоминается к как Трядзины руский народ (бел. : Трыадзіны рускі народ).

Обратите внимание, что в этом контексте три восточнославянских языка используют слово народ, которое переводится как «народ ». Narod («люди») на этих языках выражает смысл «низкоуровневой этнокультурной агломерации», тогда как на английском языке слово «нация» (используемое учеными) также относится к большой группе людей, которые разделяют общий язык, культура, этническая принадлежность, происхождение или история.

Номенклатура

Славяне адаптировали топоним Малая Русь или Малая Русь из греческого термина, используемого Константинопольские патриархи с 14 века (впервые в церковных документах упоминается в 1335 году). Термины произошли от византийцев, которые идентифицировали северную и южную части земель Руси как: Великая Русь (Μεγάλη Ῥωσσία, Megálē Rhōssía) и Малая Русь (Μικρὰ Ῥωσσία, Mikrà Rhōssía). Условия были географическими по своей природе; византийцы использовали их, чтобы различать юрисдикции митрополий Московской и Галицкой ; «Маленькая» (или «Внутренняя») относится к региону ближе к Византии, Галиции ; «Большой» (или «Внешний») в более отдаленные и отдаленные регионы, Московия.

В русском языке слово русский (русский : русский, Русский) - единственное прилагательное к слову Русь (славянские языки : Русь). В период Российской империи, с 17 по 20 века, слово русский часто относилось к русским (восточнославянским ) народам, а не к этническим Русские, которых называли великороссами. В этот период общероссийская (имперская) и великорусская (этническая) идентичности все больше переплетались и неразличимы среди русского населения.

На Западе название «Малороссия » обозначало бывшие русские земли тех восточных славян (многие из которых впоследствии стали подданными Речи Посполитой ), в которую входили как украинцы, так и белорусы. В XVII веке в русский язык был введен термин Малороссия; на английском языке этот термин часто переводится как «Малая Россия» или «Малая Русь», в зависимости от контекста. Украинцы в различных обстоятельствах называли себя русинами (альтернативно руськами, русинами и руценци) и малороссы (Малоросы). В последнее время термин малоросс стал приобретать уничижительный подтекст, обозначающий как меньшую важность, так и провинциальную отсталость; в современном украинском языке этот термин стал совершенно уничижительным, ассоциируясь с «лишенным национального самосознания» и с теми, кто идентифицирует себя как ветвь общероссийского этноса. Исторически сложилось так, что украинцы также использовали термин хохол между собой как форму этнической самоидентификации, явно отличной от великороссов; Русские обычно используют этот термин как этническое оскорбление по отношению к украинцам и часто используют его в уничижительной или снисходительной манере.

В качестве различия, в то время как украинцы широко назывались русинами, члены из украинского русофилского движения (также известного как москофилы) были известны как «старорусины», тогда как украинофилы были известны как «молодые русины».

История

История вопроса

Княжества Киевской Руси, 1054-1132 гг.

Распад или разделение государства Киевской Руси в XI веке привело к значительным перемещениям населения и политическим изменениям., социальная и экономическая перегруппировка. Результатом объединения этих сил стало заметное появление новых народов. Хотя эти процессы начались задолго до падения Киева, его падение ускорило постепенное развитие и привело к значительной языковой и этнической дифференциации среди русов на украинцев, белорусов и россияне. Все это было подчеркнуто последующими политиями, в которые мигрировали эти группы: юго-западная и западная Русь, где развивались русины, а затем украинская и белорусская идентичности, подчинялась литовской, а позже польское влияние; тогда как (Великая) русская этническая идентичность, которая развивалась на московском русском северо-востоке и новгородском русском севере, оставалась далекой, определялась более примитивным стилем жизни в дикой местности, разделяемой уральские / финноязычные, славянские и татаро-тюркские племена, или обобщенные и, в конечном итоге, проторусские племена, изолированные от своих рутенских родственников. Два государства (Галицко-Волынский и Владимиро-Суздальский ) отличались своими отношениями с другими державами, вступали в союзы с разными партнерами, принадлежали к разным цивилизационным и торговым сообществам и находились в более тесных контактов с соседними государствами и обществами, чем друг с другом ».

Московские князья считали себя законными наследниками« Киевского наследия »и связывали свое выживание с исполнением исторической судьбы воссоединения земель Русь. Эта идеология якобы просматривалась в присвоенных ими титулах (великие князья и цари), которые определяли себя как правители «всей Руси». В 1328 Иван I Московский уговорил Феогноста, митрополита Киевского, поселиться в Москве; с этого момента титул изменился на «Киева и [всей Руси]» - титул, который сохранялся до середины пятнадцатого века. Позже, в 1341 г. Симеон Московский был назначен великим князем «всея Руси» Иваном III, Великим княжеством Московским, считавшим себя наследником всего бывшего Киевская Русь земли, а в 1493 году он принял титул, или "Государь всея Руси". Эта тенденция продолжала развиваться и к середине 17 века превратилась в «Царя Всей Великой, Малой и Белой Руси», а с Петром I созданием Российской Империи «Малоросс» стал демонимом для всех жителей Украины под имперским правлением.

В то время как политическая реинтеграция Руси прослеживается в политике российского царства, Киевский Синопсис, написанный в XVI веке прусским архимандритом Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель, содержит описание древнее единство «русских народов». Это считается самым ранним историческим свидетельством этнической идентичности единой Руси. Между тем, в конце XVI века слово «Украина » широко использовалось для описания «пограничного» региона Польши (ср. краина ), и местные русинские жители приняли украинская идентичность, чтобы «отличать свою национальность от польской». Предводитель украинских казаков Богдан Хмельницкий также объявил себя «правителем всей Руси» в 1648 году, после изгнания Польской империи из Украины в ходе Хмельницкого восстания.

18-го века. век

Вскоре после восшествия на престол Екатерины II она издала указ от мая 1763 г., провозгласив казацкую гетманщину администрируется по «малороссийским правам». Это побудило Генеральную военную канцелярию Гетманщины Глухов в следующем сентябре созвать гетман Кирилл Розумовский, на котором совет принял имперский (всероссийский) рассказ, потребовав признания Петра. Указ 1708 г., в котором говорилось, что «ни один другой народ не имеет таких привилегий, как малороссийская нация», и указывалось на их происхождение и лояльность к «малороссийской нации» (в ряды которой они включали всех, кроме крестьян). Несмотря на признание этого очевидного единства, требования Глуховского совета пытались установить «особую политическую, социальную и экономическую систему в Гетманщине» и реализовать видение украинской элиты Малой и Великой Руси как отдельных стран, объединенных только знакомый глава государства.

Концепция «общероссийской нации» приобрела политическое значение ближе к концу 18 века как средство легитимации российских имперских претензий на восточные территории разделенная Речь Посполитая. Это было в 18 веке, когда идея «русскости» заменила старую «московскую» идентичность, которая, возможно, была «сконструирована не только великороссами, но и малороссами / украинцами, которые были завербованы в имперскую правящую элиту. искали способы сформулировать свою новую ориентированную на империю идентичность ". «Русскость» как этническое понятие подчеркивает отличия восточнославянского населения от остальных. Это понятие распространилось на идеи объединения в рамках «России-матушки » и наличия «единой крови» (единокровные). Русская культура в этот период также была отмечена принятием многих западных идей, что сделало ее привлекательной для других как прогрессивную, а не отсталую. Традиционные обычаи и ценности в России в XVIII и XIX веках рассматривались западными наблюдателями как отсталость.

XIX век

Хотя Карамзин считал, что жители того, что он называл Великим, Белым и Малороссия составляла единый русский народ, к началу 19 века лингвистические и этнографические исследования вместе с публикацией современных описаний и путевых заметок заставили многих ученых осознать, что действительно существуют значительные различия между различными компонентами. так называемого единого русского народа, в частности между великороссами и малороссами, или украинцами. Подтверждение таких различий не только подорвало бы идею единого русского народа, но также могло бы поставить под угрозу связь между средневековым Киевом и Москвой и, таким образом, сделать ненадежным весь каркас, на котором строилась российская имперская концепция истории.

Павел Роберт Магочи 2010, «Исторические представления», История Украины: Земля и ее народы, стр. 15

В XIX веке территория Украины «стала объектом терминологической войны»; в России их называли «юго-западными» или «восстановленными» землями. Некоторые выступали за репрессивные меры по «очищению русской души западных окраин от чужеродных польских влияний» с целью «раскрыть чистую русскую природу» населения. Сторонники триединой русской нации считали украинский и белорусский языки диалектами русского языка ; эта точка зрения была официальной и преобладала в общественном мнении в XIX веке. В терминологической битве поляки называли украинцев «русинами» (русины), а (великие) русские - «москалями» (москали); «подчеркивая этническое различие между ними». В случае Галиции поляки настаивали на том, чтобы украинцы (русины) были ветвью польского народа. Между тем, в России украинцы были известны также как русины (русины, «всегда с двойным подчеркиванием, принадлежащие к« общероссийскому единству ») или, чаще, как малороссы (малороссы); Великороссы были известны как русский, термин для всех восточных славян под единой нацией.

Перепись населения Российской империи 1897 г. показала «распределение основных национальностей Европейской России (на родном языке)», включая великорусских, Малороссийский, белорусский и русский «в целом»

В течение первой половины XIX века украинизм / малороссизм был популярен в российских интеллектуальных кругах. Древнерусские и русофилы идеологи согласились, что у этих троих есть узнаваемые культурные и языковые различия, в то время как русофилы пошли дальше и выступили в пользу общей самоидентификации русского и использования одного литературного языка. Эту эпоху можно охарактеризовать как эпоху конкурирующей лояльности по отношению к множеству идентичностей, в отличие от взаимоисключающих идентичностей: «для многих жителей Приднепровской Украины было совершенно нормально быть и малороссом, и русским, или русским. из Малороссии говорит (украинский); " Русофилы из Галичины считали себя «малороссами из Галичины», многие другие попали бы в эту плюралистическую категорию, в том числе Николай Гоголь и дворяне казачьего происхождения. И наоборот, те, кто отдавал предпочтение взаимоисключающей украинской идентичности перед малороссийской, делали это для «усиления различий в восприятии». «В реальном смысле эволюцию украинского национального возрождения XIX века можно рассматривать как историю конфликта между структурой множественных лояльностей, с одной стороны, и одной из взаимоисключающих идентичностей, с другой».

<73 Доромантическое понимание «нации» было сообществом дворян, объединенных политической лояльностью и, что более важно, исключающим принадлежность к классу крестьян. Национализм славянофилов и панславистов находился под влиянием «немецкой философской традиции романтизма. Каждое из этих движений (например, движение Völkisch ) было задумано нация в культурном ключе, которая прославляла подлинность своего сельского жизненного мира и тысячелетнюю верность ортодоксии ». Ко второй половине XIX века российские публицисты восприняли и трансформировали идеологию панславизма; «убежденные в своем политическом превосходстве [они] утверждали, что все славяне могут с таким же успехом слиться с великороссами». Этой идеологической концепции отвечает поэт эпохи романтизма Александр Пушкин : «Не сольются ли все славянские ручьи в Русское море?» Национальный проект Западной и Юго-Западной Руси конца XIX века Алексей И. Миллер определил как проект «великой русской нации»; «Поддерживаемая и осуществляемая правительством, она должна была создать одну современную русскую нацию из Великих, Малых и Белорусских». По сравнению с британским ориентализмом, «русское дворянство также считало, что украинский пэзантри в силу своей православной веры, родственного языка и истории должен быть включен в трехчастную« русскую »нацию, состоящую из Востока. Славяне «Система« общероссийского единства »обсуждалась по двум моделям: французской модели национальной ассимиляции и британской модели региональных стран с общей нацией и идентичностью; защитники проекта рассматривают его как «золотую середину» между ними.

Русские и украинские интеллектуалы начали углубляться в понимание своих национальных особенностей через исследования фольклора, этнографии, литературы и истории; приводя к обоюдному выводу, что это разные народы. «Украинцы, в частности, сделали упор на то, чтобы бросить вызов и подорвать идею унитарной русской нации». Украинский историк XIX века Николай Костомаров писал о контрасте между малороссийскими и великорусскими народами в своем знаменитом эссе «Две русские народности», в котором говорилось о малороссийских и великорусских народах, составляющих «две русские национальности» и «два русских языка».. " В своей серии «Правда о Руси» он подчеркивал, что украинцы - уникальный народ; единство украинцев и русских рассматривалось «как единство равноправных независимых частей», и в ряде работ он подчеркивал федеративный характер государственного устройства Руси. Позиция, которая признавала украинцев «равноправными независимыми частями», могла длиться только до тех пор, пока украинцы Малороссии «принимали свою роль членов такой воображаемой русской нации», а после 1840-х годов большое количество украинских интеллектуалов стало отказываться общероссийская национальная идентичность, в то время как украинские националисты возникли и вмешались в польско-российскую терминологическую битву, представив термины Украина и украинцы в их современном значении. Общероссийская национальность, будучи «управляемой империей», в значительной степени опиралась на отсылки к славянской культуре и историческому состоянию Киевской Руси и, таким образом, требовала сотрудничества людей, населявших эту землю. С подъемом украинских и белорусских национальных движений в конце XIX века противодействие возникло не только со стороны большинства великороссов, но и многочисленных малороссийских интеллектуалов, которые настаивали на объединении всех -Русская идентичность. Отказ от украинского движения был напрямую связан с поддержанием веры в триединую русскую нацию, и украинские русофилы середины XIX века отказались от идеи создания отдельной украинской (древнерусской) идентичности в пользу триединой национальности.

После Январского восстания в 1863 году российское правительство было чрезвычайно настроено искоренить все проявления сепаратизма, и претензии на коллективную идентичность, отдельную от общероссийской идентичности, были полностью отвергнуты русскими националистами как попытки разделить нацию. Официальная политика начала полностью поддерживать идею о том, что украинского (по сравнению с малороссийским) языка и национальности не существует. Русифицированные жители Белой и Малороссии кто ассимилировался с триединой русской идентичностью, не считались инородцами (этнически чуждыми) в преимущественно великорусских регионах Российской империи, поскольку их отличия от настоящих русских не так легко распознать. На личном уровне люди из Белой и Малороссии, желающие отказаться от своей идентичности и слиться с «общероссийским» этносом, никогда не подвергались дискриминации по этническому признаку, однако «систематические репрессии применялись ко всем лицам, которые придерживались определенной украинской идентичности. будь то в политической или культурной сфере »и« продвижение вверх может быть достигнуто только через овладение русским языком и культурой ». Эмс Указ 1876 г. запрещает публикацию книг на «малороссийском диалекте», а также исполнение музыки или театра на этом языке; а исторические источники должны были быть переведены на русский язык орфография. Система образования стала основным инструментом национализации крестьянства (не принявшего малороссийскую идентичность), а преподавание украинского языка было запрещено государством. Это было сделано для того, чтобы «создать благоприятные условия для триединой русской, русофильской идентичности».

20 век

К началу 20 века после Февральской революции русские Отношение к обособленности украинской идентичности было отрицательным. С их точки зрения, украинцы жили в Малороссии, которая для них «была неотъемлемой частью русской родины». Дмитрий Лихачев, признанный специалист по Киевской Руси ХХ века, лучше всего резюмировал это отношение: « В течение столетий после своего разделения на две части Россия и Украина сформировали не только политическое, но и культурно дуалистическое единство. Русская культура бессмысленна без украинского, как украинская без русского ». После революции большинство россиян (а также власти) рассматривали украинскую идентичность как поверхностное изобретение Запада, а именно Австро-Венгрия и Германия, без поддержки со стороны местное «русское» население помимо «нескольких заблудших интеллектуалов». В отличие от взглядов XVIII века, которые определяли малороссы как дворян, приверженцы триединой русской национальности теперь рассматривали крестьянство не как украинцев, а как малоросс. Этот термин, однако, не получил распространения среди украинского крестьянства и привел к дальнейшим репрессиям против украинского языка («русского языка»), греко-католической церкви и спровоцировал рост антироссийских настроений. настроения среди украинцев.

Ранние большевики отвергли любую концепцию триединого русского народа, считая его атрибутом царизма, буржуазного национализма, и враждебное Белое движение. Позже они пытались завоевать симпатии национально ориентированных групп, признав украинцев и белорусов отдельными народами. В 1920-е годы большевики ввели политику коренизации в нерусских советских республиках и начали кампании украинизации и белорусов в надежде ослабить консервативную имперскую политику. духа среди восточных славян и, в свою очередь, привнесет революционный интернационализм.

. Сталинская эпоха характеризовалась некоторым возрождением некоторой старой имперской политики, хотя статус украинцев и белорусов как отдельных народов не был под сомнение больше. Киевская Русь воспринималась в советской историографии как общая «колыбель» восточных славян, а советская политика кодифицировала восточных славян как исторически принадлежащих к одному русскому народу (Русский народ). Эта национальная идентичность была продолжением множественности начала XIX века, когда украинец или белорус мог быть советским или русским. Исторические тексты, заказанные правительством под руководством наркома культуры Андрея Жданова, стремились более заметно объединить религию, этническую принадлежность и государство в интерпретации истории, и спроецировать "триединую русскую нацию в центр внимания". Советского Союза ". Учебники, изданные в 1937 году, восстановили единство Российского государства и связали российскую историю от Киевской Руси до Советского Союза, а аннексию Украины в 17 веке представили как «освобождение и воссоединение».

Настоящее время раз

После распада Советского Союза и последующей независимости России, Украины и Беларуси, Понятие либо общероссийского, либо советского народа утратило идейное значение. Вместо этого концепции, отрицающие троицу или родство между этими народами, пережили быстрое развитие, отвечая потребностям строительства нации. Однако постсоветские русские националисты продолжают говорить о «триединой русской нации» (триединая русская нация), а концепция триединого русского народа в различных формах сохранилась в политической и публицистической сферах России., Украина и Беларусь. Кроме того, концепция троицы рассматривается как категория прошлого столетия, которую необходимо обновить за счет поиска новых идентичностей и новых объединяющих импульсов.

Согласно: «Сегодня мало кто в России будет утверждать роль Московии как единственный наследник Киевской Руси, но вместо этого будет утверждать, что Украина, Беларусь и Россия - это один народ, разделенный татарской и польской агрессией, и, таким образом, они являются равными наследниками киевского наследия.

В постсоветский период Россия была занята воссозданием национальной идентичности, основанной либо на советских, либо на досоветских традициях. Российские дипломаты и даже президент Российской Федерации Владимир Путин продолжали утверждать, что русские и Украинцы «составляют одну нацию», «один народ» и «братские». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также назвал Украину «братской страной». По словам историка Тимоти Д. Снайдера, опасная фантазия - это идея России о том, что Украина не т действительно другая страна, а скорее этакий славянский младший брат. Это наследие позднего Советского Союза и политики русификации 1970-х. У него нет реальной исторической основы: восточнославянская государственность возникла на территории современной Украины и была скопирована в Москве, а ранняя Российская империя сама сильно зависела от образованных жителей Украины ».

Всенародный опрос, проведенный в марте В 2000 г. в Беларуси выяснилось, что 42,6% респондентов заявили, что считают белорусов ветвью триединой русской нации.

Религия

Титул «Всей Руси», всегда используемый русскими правителей, все еще используется православными патриархами как в России, так и в Украине. В этом случае русский патриарх использует титул «Патриарх Московский и всей Руси ", а украинский патриарх из Украинской православной церкви - Киевского патриархата использует титул" патриарх Киевский и всея Руси ", подразумевая конкурирующие претензии на духовное руководство православным народом на всей территории бывшей Киевской Руси.

Инициатива Русской Православной Церкви - совместная Концепция «русского мира» (русский мир) рассматривается как «воссоединение» триединого русского народа, а иногда и как основная задача 21 века. Эта инициатива продвигалась совместно с российским правительством в его внешней политике с целью укрепления его позиций на постсоветском пространстве, поскольку она «ставит Москву в центр православной цивилизации родственных соседей: России, Беларуси и Украины.. "

Взгляды Роберта Гордона Лэтэма (XIX век)

Роберт Гордон Лэтэм в своем втором томе Описательной этнологии, опубликованном в 1859 году, описал сарматов (иранский народ классической античности период) как деление на две ветви: литовский и славянский ; причем последний имеет пять подразделений, одно из которых «русские или москвичи». Он считал, что «само разделение русов, однако, распадается на разделы и подразделы как по физическому строению, так и по диалекту», в то время как «великорусский [язык] распространен на большей части России», и описал украинский язык как «наиболее чисто славянский. " Он описал отличительные черты белорусов как «литовцев», и «Хактхаузен утверждает, что они слабее телом и хуже выглядят в лицо, чем другие». Для сравнения Латам заявил о малороссах следующее: «Украина и правительства юго-запада являются их главным регионом», они «выглядят намного лучше, чем большинство». Что касается украинской национальности, он сказал: «Гораздо больше, чем я могу подтвердить или опровергнуть, было сказано об их отдельной национальности. Я полагаю, что это ложь в тех же пределах, что и английский и Скотч, Киев малороссия Эдинбург."

Современная статистика ДНК России, Украины и Беларуси

Что касается 2020 года, то открытый MyHeritage источник определяет пользователей этого коммерческого сайта из Украины как самую разнообразную страну с 18 различными этническими группами, 16 из которых относятся к России и только 11 из них находятся среди пользователей из Беларуси. Эти 11 также являются единственными общими этническими группами среди всех в трех странах. Однако общее количество национальностей составляет 21. Учитывая сравнительно уникальные результаты, в России 2% протестированных людей имеют эскимосское / инуитское происхождение, 1,1% - Китайское и вьетнамское происхождение и 1% - монгольское происхождение. Между тем в Украине 4,4% протестированные люди имеют ближневосточное происхождение, 2,6% - североафриканское происхождение, 2,6% - евреи-сефарды - североафриканское происхождение, 1,4% - Еврей Мизрахи - иранцы / иракцы по происхождению и 1,2% - англичане по происхождению.

Проценты представляют долю пользователей ДНК MyHeritage в России, Украина и Беларусь, которые имеют эту этническую принадлежность (2020)
Этническая принадлежностьРоссияУкраинаБеларусь
Восточноевропейская 83,1%81,3%88,7%
Балтийский 83,5%70,2%90,6%
Балканский 52,8%67,8%64,6%
Финский 32,5%9,5%5,3%
Еврейские ашкенази 14,2%9,8%7,2%
Центральноазиатский 15,0%3,7%4,1%
Скандинавский 8,0%6,7%4,1%
Западная Азия 7,5%5,3%2,2%
Север и Западноевропейские 3,8%5,1%3,1%
греки и южноитальянские 3,3%3,2%2,8%
ирландский, шотландский и валлийский 2,0%1,6%1,1%
Ближний Восток 04,4%0
Итальянский 1,4%2,6%0
Североафриканский 02,6%0
Сефардские евреи - североафриканцы 02,6%0
иберийский 1,1%1,3%0
эскимосский / инуитский 2,0%00
мизрахи Еврей - иранец / иракец 01,4%0
английский 01,2%0
китайский и вьетнамский 1,1%00
монгольский 1,0%00
См. Также
  • flagпортал для России
Notes
References
Последняя правка сделана 2021-06-10 23:52:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте