Всенощное бдение для хора. Всенощное бдение для хора | |
---|---|
от Петр Ильич Чайковский | |
Форма | Установка всенощного бдения |
Язык | Церковнославянский |
Составлен | май 1881 г. (1881-май) - март 1882 г. (1882-март): Москва, Каменка, Неаполь |
Движения | 17 |
Вокальный | SATBхор |
The Все- Ночное бдение для хора (Русский : Всенощное бдение для хора, Всеенощное бдение для хоры) - это а капелла хоровое произведение Автор Петр Ильич Чайковский, его соч. 52, написанная с 1881 по 1882 год. Она состоит из настроек текстов, взятых из русского православного всенощного бдения.
Эта работа, как и Сергея Рахманинова Всенощное бдение, получила название Вечерня. Как и у Рахманинова, это и буквально, и концептуально неверно применительно ко всему произведению, поскольку оно содержит настройки из трех канонических часов, вечерни, утрени и Первый час.
До того, как Чайковский устроил всенощное бдение, единственное существующее место действия было Артемием Веделем в 18 веке. Русская церковная музыка в XVIII и XIX веках пережила период застоя. Частично это было связано с монополией на его состав и исполнение, принадлежавшей Дмитрию Бортнянскому, когда он был директором Императорской капеллы.
Чайковского, известного прежде всего своими симфониями, концертами и балетами, глубоко интересовался музыкой и литургией Русской Православной Церкви. Как и Алексей Львов до него, он сожалел о растущем итальянском влиянии церковной музыки, написанной Бортнянским и Березовским, и стремился вернуться к старому русскому стилю. В 1875 году он опубликовал книгу «Краткий курс гармонии, адаптированный для изучения русской церковной музыки».
В письме 1877 года своему другу Надежде фон Мек он писал:
Для меня [церковь] по-прежнему обладает поэтическим очарованием. Я очень часто хожу на службы... Если мы очень внимательно следим за служением и вникаем в смысл каждой церемонии, невозможно не быть глубоко тронутой литургией нашей собственной Православной Церкви. Еще я люблю вечерню... выходить из транса от звука хора; увлечься поэзией этой музыки; быть в восторге, когда... звучат слова: «Слава имени Господа!» - все это мне бесконечно дорого! Одна из самых сокровенных моих радостей!
Эта страсть проявилась в 1878 году в композиторской постановке Литургии св. Иоанна Златоуста, которую церковные власти запретили исполнять в церквях после того, как она была исполнена на публичном концерте.. Это не уменьшило его интереса к русской хоровой музыке, и в мае 1881 года он попросил своего издателя и друга Петра Юргенсона предоставить текст всенощного бдения и русского текста Дмитрия Разумовского. Церковные песни. В том же году Юргенсон попросил его отредактировать полное собрание священных сочинений Дмитрия Бортнянского.
Редактирование обширной продукции Бортнянского было сложной задачей, занимавшей Чайковского с июня по октябрь 1881 года; он, кажется, пожалел о комиссии, с сожалением спросил: «О, этот Бортнянский! Почему он так много написал!» Тем не менее он сохранил свое уважение к композитору и духовной музыке, сказав Юргенсону в июне 1881 г., что он пишет церковную музыку в «попытке (хотя и очень скромной) вступить в борьбу со стилем, установленным Бортнянским и tutti quanti других».. В письме к Эдуарду Направнику он определил это как место проведения всенощного бдения, заявив о своем желании улучшить «бездарную и банальную» церковную музыку, исходящую из Императорской капеллы.
Хотя черновик был завершен к середине-концу июля, завершение работы было отложено его работой над сочинениями Бортнянского и его собственными сочинениями, такими как Мазепа и Фортепианное трио. Он завершил его в марте 1882 года в Неаполе, а первое представление состоялось в Москве в июне 1882 года.
Чайковский привлек огромное количество традиционных Славянские песнопения за работу. Мелодия пения обычно используется как линия сопрано с простой гармонизацией для линий альта, тенора и баса. Он редко отходит от этого гомофонического стиля, за исключением кратких полифонических частей в движениях «Gladsome Light » и «Polyeleon ». Такое использование омофонии имеет сходство с немецкими хоралами.
, где Чайковский устроил всенощное бдение, Божественная литургия и его сборник из девяти священных песен были основополагающими. важность в последующем интересе к православной музыке в целом и постановке всенощного бдения в частности. Музыка всегда была фундаментальным аспектом Православной церкви, но предыдущие русские композиторы в значительной степени игнорировали «обширное, почти нетронутое поле» духовной музыки, уделяя особое внимание западноевропейским жанрам, таким как опера и симфония. Такие композиторы, как Глинка и Римский-Корсаков внесли свой вклад в репертуар духовной хоровой музыки, но не подошли к нему с намерением создать крупномасштабные произведения. Таким образом, Чайковский стал первым крупным композитором, который использовал традиционные русские православные песнопения в качестве основы для всего литургического цикла.
Двойные атрибуты творчества Чайковского: «свободная композиция и аранжировка полифонического пения», а также его широкое использование из уже существовавших русских песнопений, послужила образцом для следующего поколения русских композиторов. На оформление бдения таких композиторов, как Чесноков (1909 и 1913), Гречанинов (1912) и Ипполитов-Иванов (1907) повлияло творчество Чайковского..
Самая известная постановка службы, Рахманинов Всенощное бдение, является кульминацией двух предыдущих десятилетий интереса к православной музыке, как положено Чайковского. Сходство между произведениями, например, широкое использование традиционных песнопений, демонстрирует степень влияния Чайковского; однако сеттинг Рахманинова гораздо сложнее в использовании гармонии, текстового разнообразия и полифонии.
Сам Чайковский, похоже, разочарован работой. В письме 1881 года своему другу и коллеге-композитору Сергею Танееву он писал: «Я почти уверен, что ничто в моей вечерне не доставит вам удовольствия. Я не вижу в них ничего, что могло бы заслужить ваше одобрение... Я не дольше в состоянии сочинять ". В другом письме 1891 года Юргенсону потребовались копии его литургии и других священных произведений, «за исключением вечерни».
Произведение состоит из 17 основных разделов. Спектакль занимает около 45 минут.
Секв. | церковнославянский. (русская транслитерация) | английская транслитерация | английский перевод |
---|---|---|---|
1 | «Благослови, душе моя» | Благослови, душе моя | Вступительный псалом: «Благослови, Господи, душа моя» |
2 | «Господи, помилуй» | Господи, помилуй | Великая ектения : «Господи, помилуй » (Киевское песнопение) и другие краткие отзывы |
3 | «Блажен муж» | Блажен муж | Кафизма : «Блаженна мужчина " |
3a | «Господи, помилуй» | Господи, помилуй | Литания : «Господи, помилуй» (Знаменный распев ) |
4 | « Господи, воззвах к Тебе » | Господи, воззвах к тебе | "Господи, я взываю к Тебе " |
5 | « Свете тихий » | Свят тихий | "Свет радостный " |
5a | « Господь воцарися » | Господ воцарися | Прокименон :« Господь царствует » |
6 | « Богородице, Дево, радуйся » | Богородицы, Диево, радуися | "Богородица Богородица, радуйся " |
7 | «Бог Господь» | Бог Господень | «Господь Бог» |
8 | «Хвалите имя Госпо дне » | Хвалите имя Господные | Полиелеон :« Славьте Имя Господне » |
9 | « Благословен еси Господи » | Благословен еси, Господи | Тропари Воскресения: «Благословен Ты, Господи» |
9a | «Господи, помилуй» | Господи, помилуй | Литания : «Господи, да милосердие » |
10 | « От юности моея » | От юности моея | Антифон :« Из юности моей » |
11 | « Воскресение Христово видевше » | Воскресение Христово видьевше | Гимн: «Увидев Воскресение Христово» |
11a | «Господи, помилуй» | Господи, помилуй | Молитва Покровительства: «Господи, помилуй» |
12 | «Отверзну уста моя» | Отверзну уста моя | Обыкновенная Катавасия 1: «Я открою уста мои» |
13 | «Величитъ душа моего Господа» | Величит душа моя Господа | Песнь Пресвятой Богородицы : «Величит душа моя Господа» |
13a | «Всяк земнородный » | Всек земнородии | Общ. Катавасия 9:" L эт все рожденные на земле » |
14 | « Свят Господь Бог наш » | Свят Господь Бог наш | « Свят Господь Бог наш » |
15 | « И ныне и присно » | Ee nïne ee prisno | Богородица Евангелия Стихерон : «И ныне и навсегда " |
16 | « Слава в вышних Богу » | Слава в вышних Богу | Великое славословие : «Слава Богу в высшем» |
16a | «Честнейшую херувим» | Честнешую херувим | При увольнение - «Славнее херувимов» |
17 | «Взбранной Воеводе» | Взбранной Воеводе | Кондак : «Тебе, Вождь победоносный» |