Всенощное бдение | |
---|---|
Духовная хоровая музыка Сергей Рахманинов | |
Композитор | |
Каталог | Op. 37 |
Текст | Всенощное бдение |
Язык | Русский |
Посвящение | Степан Смоленский |
Совершено | 23 марта 1915 (1915-03- 23): Москва |
Движения | 15 |
Озвучивание | САТБ хор |
Всенощное бдение (Дореформенный русский : Всенощное бдѣніе, Всенощное бдение; Современный русский язык: Всенощное бдение ) - а капелла хоровое сочинение Сергея Рахманинова, его Оп. 37, премьера которого состоялась 23 марта 1915 года в Москве.
Произведение состоит из настроек текстов, взятых из русского православного всенощного бдения. Он был назван лучшим достижением Рахманинова и «величайшим музыкальным достижением Русской Православной Церкви». Это было одно из двух любимых произведений Рахманинова наряду с The Bells, и композитор попросил спеть его пятую часть (Nunc Dimittis) на его похоронах.
Название произведения часто повторяется. неправильно переведено как просто вечерня. Это и буквально, и концептуально неверно применительно ко всему произведению: только первые шесть из его пятнадцати частей устанавливают тексты из русского православного канонического часа из вечерни.
Рахманинов написал Всенощное бдение менее чем за две недели в январе и феврале 1915 года. Всенощное бдение, пожалуй, примечательно как одно из двух литургических событий (второе - Литургия св. Иоанна Златоуста ) композитора, переставшего посещать церковные службы. В соответствии с требованиями Русской Православной Церкви, Рахманинов основал десять из пятнадцати разделов на распеве. Однако пять оригинальных разделов (номера 1, 3, 6, 10 и 11) находились под настолько сильным влиянием пения, что композитор назвал их «сознательными подделками».
Творчество Рахманинова является кульминацией двух предыдущих десятилетий интереса к русской духовной музыке, инициированного Чайковским установкой всенощного бдения. Сходство между произведениями, например, широкое использование традиционных песнопений, демонстрирует степень влияния Чайковского; однако сеттинг Рахманинова гораздо сложнее в использовании гармонии, текстового разнообразия и полифонии.
Первое выступление было дано в Москве 10 марта, 1915 г., частично в интересах русских военных действий. Николай Данилин дирижировал мужским Московским Синодальным хором на премьере. Он был тепло встречен как критиками, так и публикой и был настолько успешным, что за месяц был исполнен еще пять раз. Однако русская революция 1917 года и подъем Советского Союза привели к осуждению правительством религиозной музыки, и 22 июля 1918 года Синодальный хор был заменен нерелигиозным " Народная хоровая академия ». Было написано, что «ни одно произведение не представляет конец эпохи так ясно, как это литургическое произведение».
Бдение включает три стиля пения: знаменный (под номерами 8, 9, 12, 13 и 14), более речитативным «греческим» стилем (номера 2 и 15) и «киевским» распевом - распевом, развившимся в Киеве в 16-17 веках (номера 4 и 5). Перед написанием Рахманинов изучал старинное пение у Степана Смоленского, которому и посвятил пьесу. Он написан для хора из четырех частей, в комплекте с basso profondo. Однако во многих частях присутствует трех-, пяти-, шести- или восьмичастная гармония ; в какой-то момент седьмой части хор делится на одиннадцать частей. Каждая часть 4 и 9 содержит короткое соло тенора, а части 2 и 5 содержат длинные соло для альта и тенора соответственно. Пятая часть, Nunc dimittis (Nyne otpushchayeshi), получила известность благодаря своему финалу, в котором низкие басы должны пересекаться с нисходящей гаммой, которая заканчивается низкой си-бемолью (третья си-бемоль ниже средней до). Когда Рахманинов сначала проиграл этот отрывок Кастальскому и Данилину при подготовке к первому спектаклю, Рахманинов вспомнил, что:
Данилин покачал головой и сказал: «А где же нам найти такие басы? Они так же редки, как спаржа на Рождество ! " Тем не менее он их нашел. Я знал голоса своих соотечественников...
Примечание: числа 1–6 содержат настройки из службы Русское Православие Вечерня (Русский : Вечерня, Večérnja), номера 7–14 из Утреня (Утреня, Útrenja) и номер 15 из The First Hour (Первый час, Pérvyj čas).
Посл. | Церковнославянский | Транслитерация | Английский эквивалент |
---|---|---|---|
Пріидите, поклонимся. | Приидите, поклонимся. | Давай поклонимся. | |
Благослови, душе моего, Господа.. Греческаго распѣва. | Благослови, душа моя, Господа.. Греческаго распева. | Благослови Господа, о Моя душа.. Греческое песнопение. | |
Блаженъ мужъ. | Блажен муж. | Благословен Человек. | |
Свѣте тихій.. Киевскаго распѣва. | Свет тихий.. Киевскаго распева. | О Свет радостный.. Киевское песнопение. | |
Нынѣ отпущаеши.. Киевскаго распѣва. | Ныне отпуски.. Киевскаго распева. | Даешь ты.. Киевское песнопение. | |
Богородице Дѣво. | Богородице Дево. | Радуйся, Дева. | |
Слава въ вышнихъ Богу (шестопсалміе). | Слава в вышних Богу (шестопсалмие). | Слава Богу Всевышнему (шесть псалмов). | |
Хвалите имя Господне.. Знаменнаго распѣва. | Хвалите имя Господне.. Знаменнаго распева. | Славьте Имя Господа.. Знаменный пение. | |
Благословенъ еси, Господи.. Знаменнаго распѣва. | Благословен еси, Господи.. Знаменнаго распева. | Благословен Ты, Господи.. Знаменный Песнь. | |
Воскресеніе Христово видѣвше. | Воскресение Христово видевше. | Увидев Воскресение Христово. | |
Величитъ душа моего Господа. | Величить душа моя Господа. | Моя душа возвеличивает Господа. | |
Великое славословіе.. Знаменнаго распѣва. | Великое славословие.. Знаменнаго распева. | Великое славословие.. Знаменный песнопение. | |
Тропарь.. Знаменнаго распѣва. | Тропарь. Днесение спасения.. Знаменнаго распева. | Тропарь. Сегодня пришло спасение.. Знаменный распев. | |
Тропарь. Воскресъ изъ гроба.. Знаменнаго распѣва. | Тропарь. Воскрес из гроба.. Знаменнаго распева. | Тропарь. Ты воскрес из гроба.. Знаменный пение. | |
Взбранной воеводѣ.. Греческаго распѣва. | Взбранной воеводе.. Греческаго распева. | Тебе, Победоносный вождь.. Греческое песнопение. |
Первая запись «Всенощной» была сделана Государственным академическим русским хором СССР для советского лейбла Мелодия в 1965 году - ровно через полвека после первого произведения. производительность. Из-за советской антирелигиозной политики эта пластинка никогда не продавалась на территории СССР, а предназначалась только для экспортного рынка и частного изучения. Эта запись до сих пор имеет легендарную репутацию, отчасти из-за ее чрезвычайно сильных низких басов, но также из-за соло от и. Запись впервые вышла в США в 1973 году на лейбле Мелодия-Ангел. В мартовском выпуске Stereo Review за 1974 г. отмечалось, что генеральный менеджер Angel Роберт Э. Майерс «отследил запись» и «вынужден был довольно сильно повлиять на советские власти, чтобы сделать ее частью своего торгового соглашения. с ангелочком ».
Год | Дирижер | Хор | Солисты | Лейбл |
---|---|---|---|---|
1965 | Государственный Академический Русский Хор СССР | Клара Коркан (меццо-сопрано). Константин Огневой (тенор) | Мелодия | |
1967 | Карл Линке | Йоханнес-Дамаскен- Chor für Ostkirchliche Liturgie | Мария-Луиза Жиль. Гюнтер Шмитц | Христофор |
1978 | Георгий Робев | Хор Светослава Обретенова | Наталья Пенева (альт). Тодор Григоров-Трес (тенор) | Авангард |
1983 | Евгений Светланов | Хор Святослава Обретенова | Русский Диск | |
1984 | Кеннет Монтгомери | Groot Omroepkoor | Wil Boekel (alto). Frank Hameleers (тенор) | KRO-klassiek |
1986 | Valer y Полянский | Камерный хор Министерства культуры СССР | Ирина Архипова (меццо-сопрано). Виктор Руманцев (тенор). Юрий Вишняков (basso profundo ) | Мелодия / Архив Московской Студии |
1986 | Владислав Чернушенко | Санкт-Петербург. Петербургская капелла | Жанна Полевцова (меццо-сопрано). Сергей Рокозица (тенор) | Chant du Monde / IML |
1987 | Мстислав Ростропович | Общество хорового искусства им. Вашингтон | Морин Форрестер (меццо-сопрано). (тенор) | Эрато |
1989 | Роберт Шоу | Карл Дент (тенор) | Теларк | |
1990 | Мэтью Бест | Джоя Логан (альт). (тенор) | Гиперион | |
1991 | Камерный хор Воронежского государственного института искусств | Елена Нечепоренко (меццо-сопрано). Александр Злобин (тенор). Рубен Севостьянов (тенор). Александр Назаров (бас) | Глобус | |
1993 | Дэвид Хилл | Хор филармонии | Сара Фрайер (меццо-сопрано). Питер Баттерфилд (тенор) | Нимбус |
1993 | Ольга Бородина (альт). Владимир Мостовой (тенор) | Philips | ||
1994 | Робин Гриттон | Berlin Radio Chorus | Татьяна Сотина (альт). Томас Кобер (тенор) | CPO |
1994 | Тыну Кальюсте | Шведский R adio Choir | Малена Эрнман (альт). Пер Бьёрслунд (тенор). Нильс Хёгман (тенор) | Девственница |
1994 | Георги Робев | Болгарский национальный хор | Каприччио | |
1995 | Уильям Холл | Уильям Холл Мастер хорал | Джонатан Мак (тенор) | |
1997 | Алексей Пузаков | Хор Никольской церкви Толмачи | Татьяна Геранж (альт). Дмитрий Борисов (тенор). Николай Соколов (протоиерей) | Богема |
1998 | Стивен Клеобери | Хор Королевского колледжа, Кембридж | Маргарет Кэмерон (альт). Ричард Этесон (тенор). Джеймс Гилкрист (тенор). Ян Лохманн (бас) | EMI |
1998 | Карен П. Томас | Seattle Pro Musica | Елена Посредникова (альт). Стюарт Люценхайзер (тенор). Миша Мызников (баритон) | |
1998 | Роджер МакМуррин | Киевский симфонический хор | Валентина Свитилнык (меццо-сопрано). Анатолий Главин (тенор) | Музыка Киев |
2000 | Александр Говоров | Аккорданс (мужской хор) | Дмитрий Попов (тенор). Владимир Пасюков (Basso Profundo) | |
2000 | Украинская национальная капелла «Думка» | Ольга Борусене (сопрано). Михаил Тищенко (тенор). Юрий Коринник (тенор) | Regis / Brilliant Classics | |
2000 | Ховард Арман | Лейпцигский радиохор | Клаудия Зейнер ( альт). Михаил Агафонов (тенор). Лью Майдаршевски (бас) | Берлинская классика |
2000 | Торстен Мариегаард | Копенгагенский хор ораторий | Лотте Ховман (альт). Пол Эмборг (тенор) | Классико |
2001 | Ярослав Брых | Пражский филармонический хор | Прага | |
2003 | Дейл Уорленд | Дейл Уорленд Певцы | Резоунд | |
2004 | Эрик-Улоф Сёдерстрем | Финский национальный оперный хор | Раиса Палму ( сопрано). Erja Wimeri (контральто). Eugen Antoni (тенор) | Naxos |
2004 | Paul Hillier | Камерный хор Эстонской филармонии | Iris Oja (alto). Владимир Миллер (бас). Мати Тури (тенор). Тиит Когерман (тенор) | Harmonia Mundi |
2004 | Найджел Шорт | Тенебра | Фрэнсис Джеллар ( альт). Пол Бэдли (тенор) | Signum Uk |
2005 | Томас Эдвард Морган | Ars Nova Singers | Адам Финкель (тенор). J.R. Гумберт (тенор). Филип Джадж (бас). Брайан дю Френ (куранты) | New Art Recordings |
2007 | Маркус Крид | SWR Vokalensemble Штутгарт | Хэнсслер | |
2008 | Виктор Попов | Академия хорового искусства, Москва | А. Тимофеева (меццо-сопрано). Д. Корчак (тенор) | Денон |
2010 | Паси Хёкки | Вокальный ансамбль Талла | Фуга | |
2012 | Сигвардс Клава | Хор Латвийского радио | Ундина | |
2012 | Эндрю Кларк | Harvard-Radcliffe Collegium Musicum | ||
2013 | Питер Бродбент | Joyful Company of Singers | Лорна Перри (альт). Эндрю Шепстон (тенор) | Nimbus Records |
2014 | Теему Хонканен | Ансамбль | Ключевые ансамбли | Кристина Рауданен (альт) Матс Лилльханнус (тенор) Рейно Котавиита (бас) | Фуга |
2014 | Каспарс Путниньш | Нидерланды Радио Хор | BIS | |
2015 | Charles Bruffy | Phoenix Chorale и Kansas City Chorale | Фрэнк Флешнер (тенор). Джулия Скоццафава (меццо-сопрано). Пол Дэвидсон, Тоби Вон Кидд, Брайан Пинкал, Брайан Тейлор и Джозеф Уорнер (incipits) | Chandos Records |
2016 | Николас Финк | WDR Rundfunkchor | Beate Кепп (альт). Квон-Шик Ли (тенор) | Кла рус |
2016 | Стефан Паркман | Патрик Валлин (тенор). Анника Худак (меццо-сопрано) | ||
2017 | Ристо Джуст | MDR Rundfunkchor | Клаудиа Зейнер (альт). Фальк Хоффманн (тенор) | Генуэн |
2017 | Марсель Верхофф | Великие русские академические мальчики и Малехор | Ольга Маринова (альт) Николай Алмазов (тенор) | VMS |
2017 | Петр Ермихов | Gloriae Dei Cantores (Режиссер: Ричард К. Пагсли ) | Мария Березовская (Альт) Дмитрий Иванченко (тенор) Вадим Ган (Духовное воззвание) | Gloriae Dei Cantores Recordings |
2018 | Ирина Богданович | Ядвига Раппе (альт) Матеуш Маркушевский (тенор) | Университет Варшавский хор, Варшавский университет |
Российская феминистская протестная панк-рок группа Pussy Riot использовала шестую часть в качестве основы для своей песни протеста «Богородица, погоня» Путин в гостях ».