Алиса Леншина | |
---|---|
Родилась | Алиса Муленга Любуша. 1920. Касама, Северная Родезия (Замбия |
Умер | 1978. Соединение в Новом Чили, Лусака |
Национальность | Замбия |
Оккупация | Лидер религиозной секты |
Супруг (ы) | |
Дети | 5 |
Алиса Леншина была замбийской женщиной и самозваной «пророчицей » которая известна своим участием в "", унесшем 700 жизней.
Леншина основала и возглавила церковь Лумпа, религиозную секту, в которую входили христиане и анимистские верования и ритуалы. Церковь Лумпа отвергла власть любого «земного правительства», отказалась платить налоги и учредила свои собственные суды. Вскоре после того, как Замбия стала независимой в соответствии с Президент Кеннет Каунда, она и ее последователи участвовали в так называемых "". Восстание было подавлено, и она была задержана, но церковь Лумпа никогда не был полностью искоренен.
Она родилась Алисой Муленга Любуша в 1920 году в районе Чинсали северной провинции Северной Родезии. Алиса было ее именем при крещении, а Муленга - ее традиционным африканским именем. Много информации о ее воспитании остается неизвестным. Кроме имени Мусунгу Чимба, нет никаких подробностей о ее матери. Любуша, ее отец, был деревенским полицейским, который воевал на стороне британцев во время Первой мировой войны и был посланником колониальной администрации. Они были членами Крокодила Клана, который был выдающимся кланом королевства Бемба.
Имя «Леншина» было Бемба форма латинского слова «regina » («королева»). Она вышла замуж за Гибсона Нквале. После его смерти она вышла замуж, от которого родила пятерых детей.
Расположенный в отдаленной части Северной Родезии район Чинсали был полем битвы для двух конкурирующих христианских миссий: католических миссионеров Африки («Белые отцы»), базировавшихся в Лондоле с 1934 года, и Объединенная свободная церковь Шотландии, базировавшаяся в Любве с 1905 года. Одним из миссионеров Любвы был Дэвид Каунда, отец Кеннета Каунды, который стал первым президентом Замбии и который был решительным противником Лумпа секта.
Леншина была членом Шотландской церкви, пока в сентябре 1953 года она не сильно заболела церебральной малярией и впала в глубокую кому. Придя в сознание, она заявила, что во время комы она встретила Иисуса Христа, который дал ей задание распространить особое послание. Она стала центром движения возрождения в миссии Любвы, где и крестилась. Леншина проповедовала христианское учение с крещением как единственным обрядом. Она атаковала колдовство и колдовство, осудила употребление алкоголя и практику многоженства. Большой храм был построен в Сионе (название, данное ее родной деревне) в 1958 году. Постепенно возрождение превратилось в движение за искоренение колдовства и превратилось в независимую церковь, названную Церковью Лумпа в 1955 году. Церковь Лумпа была ответ для женщин, которые хотели более активных руководящих ролей. Европейские миссионеры часто были доминирующими, что обесценило африканскую культуру, особенно важность женщин. По словам Хинфелаара, церковь Лумпа возникла в результате реакции женщин-бемба на миссионеров, которые продолжали ограничивать их подчиненными должностями.
Новая церковь быстро присоединилась к борьбе за души против Римско-католической церкви и церкви Шотландии. Лумпа была настолько успешной, что к концу 1950-х годов она могла насчитывать до 150 000 членов в северных и восточных провинциях Северной Родезии. Стремление церкви к членству было настолько агрессивным, что колониальное правительство Северной Родезии рассматривало это как политическую угрозу.
Сначала Церковь Лумпа была близка к главной организации чернокожих, борющейся за независимость, Африканскому национальному конгрессу Северной Родезии (АНК). Однако, когда Кеннет Каунда покинул АНК в 1958 году и сформировал более воинственную Объединенную партию национальной независимости (UNIP), возникла конкуренция за членов между новой церковью и новой партией. Деревни были разделены, поскольку лидеры Лумпа приказали своим членам основать отдельные деревни, переехав из деревень, где они жили вместе с членами UNIP. Конфликт между UNIP и церковью Лумпа достиг апогея в июле-октябре 1964 года, незадолго до обретения Северной Родезией независимости. 24 июля 1964 г. вспыхнула перестрелка между членами UNIP и церковью Лумпа. Возникшие в результате беспорядки были подавлены только вмешательством государственных войск и объявлением чрезвычайного положения новым премьер-министром до обретения независимости Кеннетом Каунда.
Около тысячи человек погибли в столкновениях между приверженцами церкви Лумпа, членами UNIP и силами безопасности. Приблизительно 15 000 членов церкви Лумпа бежали и нашли убежище в Конго; некоторые из них так и не вернулись в Замбию. Церковь Лумпа была запрещена 3 августа 1964 года, и через несколько дней Леншина сдалась полиции. Вряд ли кто-то упрекнул Леншину в совершенном насилии. Это стало очевидно, когда ее самый главный критик, Каунда, никогда не вызывала ее в суд. Несмотря на то, что она была символом церкви Лумпа, она категорически отрицала свою причастность к политическим беспорядкам. Политические устремления ее современников превалируют над стремлением Леншиной к религиозному и культурному возрождению.
Сама Алиса Леншина не играла значительной роли в политической деятельности церкви Лумпа. Она выразила сожаление по поводу того, что политические действия ослабили религиозное влияние ее послания, в котором подчеркивалась святость брака, выступала против полигамии и традиционной африканской народной магии и способствовал возвышению простых людей, особенно женщин. Леншина так и не предстала перед судом, но была задержана Кеннетом Каунда в районе Мумбва, начиная с августа 1964 года. Вместе с ней был задержан ее муж Петрос Чинтанква (умерший в 1972 году). В 1965 году их перевели в район Калабо, недалеко от границы с Анголой, но в октябре 1967 года они бежали. Их поймали, посадили в тюрьму на 6 месяцев и ограничили в районе Мкуши. В мае 1970 года Каунда поместил ее под стражу и приказал разрушить ее храмовую церковь в ее родной деревне Касомо. Наконец, в декабре 1975 года она была освобождена из-под стражи, но была помещена под домашний арест в резиденции Лусаки в Нью-Чилендже, на Нкунда-роуд.
Леншина умерла 7 декабря 1978 года, находясь под домашним арестом, и в конце концов была похоронена в деревне Касомо, где стояла церковь Камутола.
Церковь Лумпа продолжает существовать по сей день, хотя она разделена и называется разными именами, наиболее известными из которых являются церковь Улусе Камутола под Чилемвени Нконде (самая большая), Иерусалимская церковь под Бубилем (дочь Леншины) и Церковь Нового Иерусалима под Нкайей в городке Китве Чимвемве.