Альфред Тайер Махан

редактировать
Американский военно-морской офицер, историк

Альфред Тайер Махан
Альфред Тайер Махан.jpeg
Родился(1840-09- 27) 27 сентября 1840 г.. Вест-Пойнт, Нью-Йорк, США
Умер1 декабря 1914 (1914-12-01) (74 года). Вашингтон, округ Колумбия, США
ПохороненКладбище Куог. Квог, Нью-Йорк
ПриверженностьСоединенные Штаты Америки
Сервис / филиалВМС США
Годы службы1859–1896
РангСША Знак различия капитана флота (1864-1866).png Капитан. Знаки отличия контр-адмирала USN в звании Контр-адмирал (после выхода в отставку)
Командование удерживаетсяUSS Chicago. USS Wasp. USS Wachusett
Сражения / войныГражданская война в США Испано-американская война
ПодписьПодпись Альфреда Тайера Махана.jpg

Альфред Тайер Махан (; 27 сентября 1840 - 1 декабря 1914) был военно-морским офицером Соединенных Штатов и историком, которого Джон Киган называл «важнейшим американским стратегом девятнадцатого века. ry. " Его книга Влияние морской мощи на историю, 1660–1783 (1890) сразу же получила признание, особенно в Европе, и с ее преемницей «Влияние морской мощи на Французскую революцию и империю 1793–1812 годов». (1892), сделал его всемирно известным и, возможно, самым влиятельным американским автором девятнадцатого века.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Ранняя карьера
  • 3 Военно-морское училище и сочинения
  • 4 Происхождение и ограничение стратегических взглядов
  • 5 Морская мощь
  • 6 Удар
    • 6,1 Германия
    • 6,2 Соединенное Королевство
    • 6,3 Франция
    • 6,4 Япония
    • 6,5 США
  • 7 Более поздняя карьера
  • 8 Религиозная жизнь
  • 9 Смерть и поминки
  • 10 Семья
  • 11 Даты звания
  • 12 Награды
  • 13 Художественная литература
  • 14 Работы
  • 15 См. Также
  • 16 Ссылки
  • 17 Библиография
  • 18 Дополнительная литература
  • 19 Внешние ссылки

Ранние годы

Махан родился 27 сентября 1840 года в Вест-Пойнт, Нью-Йорк, Деннису Харту Мэхану (профессору милиции США ry Academy ) и Мэри Хелена Окилл Махан (1815–1893), дочери Джона Окилла и Мэри Джей (дочь сэра Джеймса Джея ). Второе имя Махана чествует «отца Вест-Пойнта», Сильвана Тайера. Махан посещал школу Святого Джеймса, подготовительную академию епископального колледжа в западном Мэриленде. Затем он два года учился в Колумбии, где он был членом дискуссионного клуба Филолексианское общество. Вопреки здравому смыслу отца, Махан затем поступил в Военно-морскую академию, где в 1859 году получил второе высшее образование.

Начало карьеры

После окончания учебы он был назначен на фрегат Конгресс с 9 июня 1859 г. по 1861 г. Затем он присоединился к паровому корвету Покахонтас южноатлантической блокадной эскадры и участвовал в атаке на Порт-Ройял, юг. Каролина, начало Гражданской войны в США. Получив в 1861 году звание лейтенанта, Махан служил офицером на USS Worcester и James Adger, а также инструктором в Военно-морской академии. В 1865 году он получил звание капитан-лейтенанта, а затем до командира (1872 г.) и капитана (1885 г.). В качестве командира USS Wachusett он находился в Кальяо, Перу, защищая интересы США на заключительных этапах войны на Тихом океане.

Альфред Т. Махан в роли капитана

В то время как он фактически командовал кораблем, его навыки не были образцовыми; и ряд судов под его командованием были вовлечены в столкновения как с движущимися , так и с неподвижными объектами. Ему больше нравились старые суда с квадратным вооружением, чем дымные шумные пароходы его собственного времени; и он старался избегать активной морской службы.

Военно-морское училище и сочинения

В 1885 году он был назначен лектором по истории и тактике военно-морского флота в Военно-морском училище. Перед тем, как приступить к своим обязанностям, президент колледжа контр-адмирал Стивен Б. Люс указал Мэхану направление написания его будущих исследований о влиянии морской мощи. В течение своего первого года на факультете он оставался в своем доме в Нью-Йорке, исследуя и писал свои лекции. Хотя он был готов стать профессором в 1886 году, Люси получил командование Североатлантической эскадрильей, а Махан стал президентом Военно-морского колледжа по умолчанию (22 июня 1886 - 12 января 1889 г., 22 июля 1892 г. - 10 мая 1893 г.). Там в 1888 году он познакомился и подружился с будущим президентом Теодором Рузвельтом, затем приглашенным лектором.

Лекции Махана, основанные на вторичных источниках и военных теориях Джомини, стал его исследованиями морской силы: Влияние морской силы на историю, 1660–1783 (1890); Влияние морской силы на Французскую революцию и империю, 1793–1812 (2 тома, 1892); «Морская мощь в связи с войной 1812 года» (2 тома, 1905 г.) и «Жизнь Нельсона: воплощение морской мощи Великобритании» (2 тома, 1897 г.). Махан подчеркнул важность личности в формировании истории и превозносил традиционные ценности лояльности, отваги и служения государству. Махан стремился воскресить Горацио Нельсона как национального героя Британии и использовал его биографию как платформу для выражения своих взглядов на военно-морскую стратегию и тактику. Махана критиковали за столь резкое осуждение любовной связи Нельсона с леди Эммой Гамильтон, но она оставалась стандартной биографией до появления Нельсона Каролы Оман, 50 лет спустя

.

Махан завязал дружбу с пионером британского военно-морского историка сэром Джоном Ноксом Лотоном, пара поддерживала отношения посредством переписки и посещений, когда Махан был в Лондоне. Позже Махан был описан как «ученик» Лотона, но эти двое изо всех сил старались различать направления работы друг друга. Лотон считал Махана теоретиком, в то время как Махан называл Лотона «историком».

Происхождение и ограничение стратегических взглядов

Взгляды Махана сформировались в результате конфликтов 17-го века между Голландской республикой, Англией и Францией. и Испанией, а также военно-морскими войнами девятнадцатого века между Францией и Великобританией. Британское морское превосходство в конечном итоге победило Францию, последовательно предотвращая вторжение и эффективно блокируя. Махан подчеркивал, что морские операции должны быть выиграны главным образом решающими сражениями и блокадой. В XIX веке Соединенные Штаты стремились к усилению контроля над своей морской торговлей, чтобы защитить свои экономические интересы, которые в значительной степени зависели от экспорта, направлявшегося в основном в Европу.

Согласно Питер Парет «Создатели современной стратегии от Макиавелли до ядерной эры», Махан делал акцент на морской мощи как на самой важной причине восхождения Великобритании к мировой державе без внимания дипломатии и сухопутных вооружений.. Более того, теории морской мощи не объясняют возникновение сухопутных империй, таких как Германия Бисмарка или Российская империя.

Морская мощь

Махан считал, что национальное величие неразрывно связано с морем, с его коммерческим использованием в мирное время и его контролем во время войны; и он использовал историю как набор примеров, чтобы проиллюстрировать свои теории, утверждая, что образование военно-морских офицеров должно основываться на строгом изучении истории. Структура Мэхэна заимствована из Антуана-Анри Жомини и подчеркивает стратегические местоположения (такие как узкие проходы, каналы и угольные станции), а также поддающиеся количественной оценке уровни боевой мощи флота. Махан также считал, что в мирное время государства должны увеличивать производственные и судоходные мощности и приобретать владения за границей, хотя он подчеркнул, что количество угольных заправочных станций и стратегических баз должно быть ограничено, чтобы избежать истощения слишком большого количества ресурсов из метрополии.

Основная задача военно-морского флота заключалась в обеспечении господства на море, что позволяло бы поддерживать морские коммуникации для своих кораблей, не позволяя при этом их использовать противнику, и, при необходимости, пристально контролировать нейтральную торговлю. Контроль над морем мог быть достигнут не путем уничтожения торговли, а только путем уничтожения или нейтрализации вражеского флота. Такая стратегия требовала концентрации военно-морских сил, состоящих из крупных кораблей, не слишком больших, но многочисленных, хорошо укомплектованных, с тщательно обученными командами и действующих в соответствии с принципом, что лучшая защита - это агрессивное нападение.

Махан утверждал, что с командованием на море, даже если местное и временное, военно-морские операции в поддержку сухопутных войск могут иметь решающее значение. Он также считал, что военно-морское превосходство может осуществляться транснациональным консорциумом, действующим в защиту многонациональной системы свободной торговли. Его теории, изложенные до того, как подводная лодка стала серьезным фактором в войне, задержали введение конвоев в качестве защиты от немецких подводных лодок во время Первой мировой войны. К 1930-м годам ВМС США построили подводные лодки дальнего действия для набегов на японское судоходство; но во время Второй мировой войны японцы, все еще связанные с Маханом, проектировали свои подводные лодки в качестве вспомогательных средств флота и не смогли атаковать американские линии снабжения в Тихом океане.

Махан сначала считал, что хорошее политическое и военно-морское руководство не менее важно, чем география, когда дело касается развития морской мощи. Во-вторых, единицей политического анализа Махана в том, что касается морской мощи, был транснациональный консорциум, а не единое национальное государство. В-третьих, его экономическим идеалом была свободная торговля, а не автаркия. В-четвертых, его признание влияния географии на стратегию сдерживалось сильным осознанием силы непредвиденных обстоятельств, влияющих на результаты.

В 1890 году Мэхэн подготовил секретный план действий в чрезвычайных ситуациях для войны между Британией. и США. Махан считал, что, если британцы блокируют восточные порты, ВМС США следует сосредоточить в одном из них, предпочтительно в Нью-Йорке, с двумя широко разделенными выходами, и использовать торпедные катера для защиты других гаваней. Такая концентрация американского флота вынудила бы британцев связать такую ​​большую часть своего флота, чтобы следить за выходами из Нью-Йорка, чтобы другие американские порты были относительно безопасными. Отдельные американские крейсеры должны вести «постоянные наступательные действия» против незащищенных позиций противника; и если бы британцы ослабили свои силы блокады у Нью-Йорка, чтобы атаковать другой американский порт, сконцентрированный американский флот мог бы захватить британские угольные порты в Новой Шотландии, тем самым серьезно ослабив британскую способность участвовать в военно-морских операциях у берегов. Американское побережье. Этот план действий на случай непредвиденных обстоятельств был ярким примером применения Маханом своих принципов морской войны с явной опорой на принцип Джомини о контроле стратегических точек.

Воздействие

Своевременность внесла немалый вклад в повсеместное распространение. принятие теорий Махана. Хотя его история была относительно тонкой, так как она основана на вторичных источниках, его энергичный стиль и ясная теория завоевали широкое признание военно-морских сил и сторонников Нового империализма в Африке и Азии.

Учитывая быстрые технологические изменения, происходящие в силовых установках (от угля к маслу и от поршневых двигателей к турбинам), боеприпасам (с лучшими руководителями огня и новыми взрывчатыми веществами) и броне, а также появлением новых кораблей, таких как эсминцы и подводные лодки, Махан сделал акцент на главном корабле и управлении на море в подходящий момент.

Германия

Имя Махана стало нарицательным в немецком флоте после кайзера Вильгельм II приказал своим офицерам читать Махана, а адмирал Альфред фон Тирпиц (1849–1930) использовал репутацию Махана для финансирования мощного надводного флота. Тирпиц, убежденный военно-морской деятель, горячо веривший в изречение Махана о том, что какая бы держава ни владела морем, правит и миром, в 1898 году перевел на немецкий язык книгу «Влияние морской силы на историю» и бесплатно распространил 8000 копий, чтобы заставить Рейхстаг голосование за законопроект о первом флоте.

Тирпиц использовал Махана не только как способ завоевать признание немецкого общественного мнения, но и как руководство к стратегическому мышлению. До 1914 года Тирпиц полностью отвергал коммерческие набеги как стратегию и вместо этого принимал идеал Махана о решающей битве на уничтожение между двумя флотами как способ завоевать господство на море. Тирпиц всегда планировал, что немецкий флот открытого моря выиграет Entscheidungsschlacht (решающее сражение) против британского королевского флота где-то в «водах между Гельголандом и Темзой», - стратегию, которую он основал на своем прочтении The Influence of Sea Power Upon History.

Соединенное Королевство

Махан и британский адмирал Джон Фишер (1841–1920) оба обращались к проблеме того, как доминировать в домашних водах и далеких морях. с военно-морскими силами, неспособными сделать и то, и другое. Махан выступал за универсальный принцип концентрации мощных кораблей в домашних водах с минимальной силой в дальних морях. Вместо этого Фишер решил использовать подводные лодки для защиты родных вод и мобильные линейные крейсеры для защиты британских интересов.

Франция

Хотя в 1914 году во французской военно-морской доктрине доминировала теория морской мощи Махана, курс Первая мировая изменила представления о месте флота. Отказ германского флота от решающего сражения, Дарданелльская экспедиция 1915 г., развитие подводных лодок и организация конвоев - все это показало новую роль флота в совместных действиях с армией. Роль флота в обеспечении победы не была полностью понята французским общественным мнением в 1918 году, но синтез старых и новых идей явился результатом уроков войны, особенно адмиралом Раулем Кастексом (1878–1968), который синтезировал в своих пятитомных «Стратегических теориях» классическую и материалистическую школы военно-морской теории. Он перевернул теорию Махана о том, что владение морем предшествует морским коммуникациям, и предвидел возрастающую роль самолетов и подводных лодок в морской войне.

Япония

Было переведено «Влияние морской силы на историю», 1660–1783 гг. на японский язык и использовался в качестве учебника в Императорском флоте Японии (IJN). Это использование сильно повлияло на план IJN по прекращению российской военно-морской экспансии на Дальнем Востоке, которая завершилась русско-японской войной (1904–1905). Утверждалось, что стремление IJN к "решающей битве" способствовало поражению Императорской Японии во время Второй мировой войны, потому что разработка подводной лодки и авианосца в сочетании с достижениями в технологиях в значительной степени устарели. учение о решающей битве между флотами. Тем не менее, IJN не строго придерживался доктрины Махани, потому что его силы часто были тактически разделены, особенно во время атаки на Перл-Харбор и битвы при Мидуэе.

США

<32 Махан считал, что, если Соединенные Штаты построят Истмийский канал, они станут тихоокеанской державой, и поэтому они должны овладеть Гавайями для защиты западного побережья. Тем не менее, его поддержка американского империализма была более амбивалентной, чем это часто утверждается, и он оставался равнодушным к аннексии Филиппин Америкой.

Дальнейшая карьера

Между 1889 и 1892 гг. Махан занимался специальной службой в Бюро навигации, и в 1893 году он был назначен командиром нового мощного нового защищенного крейсера Чикаго с визитом в Европе. где его чествовали. Он вернулся, чтобы читать лекции в Военном колледже, а затем, в 1896 году, ушел в отставку с действующей службы, ненадолго вернувшись к службе в 1898 году, чтобы консультироваться по военно-морской стратегии во время испано-американской войны.

Махан продолжал писать, и он получил почетные степени от Оксфорд, Кембридж, Гарвард, Йель, Колумбия, Дартмут и МакГилл. В 1902 году Махан популяризировал термин «Ближний Восток », который он использовал в статье «Персидский залив и международные отношения», опубликованной в сентябре в National Review.

Как делегат Гаагской конвенции 1899 г., Махан возражал против запрещения использования удушающих газов в войне на том основании, что такое оружие приведет к таким ужасным потерям, что воюющие стороны будут вынуждены быстрее прекращать войны, тем самым обеспечивая чистое преимущество для мира во всем мире.

В 1902 году Махан был избран президентом Американской исторической ассоциации, и его обращение «Подчинение в исторической трактовке» является его наиболее подробным объяснением его философия истории.

В 1906 году Махан стал контр-адмиралом актом Конгресса, который продвинул всех отставных капитанов, служивших в Гражданской войне в США. В начале Первой мировой войны он опубликовал заявления, благоприятствующие делу Великобритании, но в попытке обеспечить нейтралитет Америки президент Вудро Вильсон приказал всем действующим и отставным офицерам воздерживаться от публичных комментариев о войне.

Религиозная жизнь

Махан воспитывался как епископальный член и стал набожным священником с симпатиями Высокой церкви. Например, в конце жизни он решительно выступал против пересмотра Книги общих молитв. Тем не менее, Махан, похоже, также претерпел переживание обращения около 1871 года, когда он осознал, что может испытать благосклонность Бога не за счет собственных заслуг, а только через «доверие к завершенной работе Христа на кресте». Гайсслер назвал одно из своих религиозных адресов почти «евангельским, хотя и с достоинством». И Махан ни разу не упомянул переживания обращения в своей автобиографии.

В более позднем возрасте Махан часто разговаривал с епископальными приходами. В 1899 году в церкви Святой Троицы в Бруклине Махан подчеркнул свой собственный религиозный опыт и заявил, что человеку необходимы личные отношения с Богом, данные через работу Святого Духа. В 1909 году Махан опубликовал книгу «Урожай внутри: мысли о жизни христианина», которая была «частично личным свидетельством, частично библейским анализом, частично разъяснительной проповедью».

Смерть и поминовение

Махан-холл в Военно-морская академия США названа в честь Махана.

Махан умер в Вашингтоне, округ Колумбия, от сердечной недостаточности 1 декабря 1914 года, через несколько месяцев после начало Первой мировой войны

Family

Альфред Тайер Махан женился на Эллен Лайл Эванс в июне 1872 года. У них было две дочери и один сын.

Даты звания

  • Исполняющий обязанности гардемарина: 30 сентября ember 1856
  • Гардемарин: 9 июня 1859 г.
  • Лейтенант: 31 августа 1861 г.
  • Лейтенант-командир: 7 июня 1865 г.
  • Командир: 20 ноября 1872 г.
  • Капитан: 23 сентября 1885 года
  • Список в отставке: 17 ноября 1896 года
  • Контр-адмирал в отставке: 1906 год

Награды

В художественной литературе

В 1901, альтернативной истории Роберта Конроя, главный герой молодой армейский офицер по имени Патрик Махан, вымышленный племянник адмирала Махана, который сам ненадолго появляется в этой истории.

В другой альтернативной истории Гарри Тертледоу Southern Victory, Махан часто упоминается, но никогда не появляется. Говорят, что он был президентом Соединенных Штатов с 1889 по 1897 год, а спальня Махана - известная комната в Пауэл-хаус в Филадельфии, аналог реальной спальни Линкольна в Белом доме.

Главный герой в GC Роман Эдмондсона «Корабль, плывший по потоку времени» часто упоминает Махана и / или призрак Махана как восклицательный знак.

Работы

См. также

  • P vip.svg Портал биографии

Ссылки

Примечания

Библиография

Первоисточники

  • Сигер II, Роберт, изд. Письма и документы Альфреда Тайера Махана (3 том 1975 г.) т. 1. 1847–1889. - v. 2. 1890–1901. - v. 3. 1902–1914
  • Махан, Альфред Тайер. Влияние морской силы на историю, 1660–1783 (1890) онлайн-издание
  • Махан, Альфред Тайер. Влияние морской мощи на Французскую революцию и Империю, 1793–1812 гг. (2 тома, 1892 г.) интернет-издание
  • Махан, Альфред Тайер. Морская мощь в связи с войной 1812 года (2 тома, 1905). онлайн-издание
  • Махан, Альфред Тайер., Размышления, исторические и другие, предложенные битвой в Японском море. Капитан А. Т. Махан, ВМС США. Журнал US Naval Proceedings, июнь 1906 г., том XXXVI, № 2 Военно-морской институт США.
  • Махан, Альфред Тайер. Жизнь Нельсона: воплощение морской мощи Великобритании (2 тома, 1897) онлайн-издание
  • Махан, Альфред Тайер. Махан о военно-морской стратегии: отрывки из трудов контр-адмирала Альфреда Тайера Махана под редакцией Джона Б. Хаттендорфа (1991)
  • Переговоры в Генте в 1814 году, А. Т. Махан, The American Historical Review, Vol. 11, No. 1 (октябрь 1905 г.), стр. 68–87, опубликовано: The University of Chicago Press от имени Американской исторической ассоциации Article Stable URL: JSTOR 1832365

Дополнительная литература

  • Апт, Бенджамин. «Предшественники Махана: дебаты о морской стратегии, 1868–1883 ​​гг.» Обзор военно-морского колледжа (лето 1997 г.). В сети. Военно-морское училище. 24 сентября 2004 г.
  • Боулинг, Роланд Альфред. «Негативное влияние Махана на защиту судоходства в военное время: споры о конвоях в двадцатом веке». Кандидатская диссертация U. of Maine 1980. 689 pp. DAI 1980 41 (5): 2241-A. 8024828 Полный текст: ProQuest Dissertations Theses
  • Краул, Филип А. «Альфред Тайер Махан: военно-морской историк» в книге «Создатели современной стратегии от Макиавелли до ядерной эры», изд. Питер Парет (Oxford: Clarendon Press, 1986)
  • Хаттендорф, Джон Б., изд. Влияние истории на Махана. Naval War College Press, 1991. 208 с.
  • Холмс, Джеймс Р., Стратегические особенности Южно-Китайского моря: трудное соседство для гегемонов, Обзор военно-морского колледжа, весна 2014 г., том 67, номер 2, С. 30–51.
  • Каплан, Роберт Д. (2012) Месть географии: что карты говорят нам о надвигающихся конфликтах и ​​битве против судьбы Нью-Йорк: Случайный дом. ISBN 978-1-4000-6983-5
  • Карстен, Питер. «Природа« влияния »: Рузвельт, Махан и концепция морской мощи». American Quarterly 1971 23 (4): 585–600. в Jstor
  • ЛаФебер, Уолтер. «Заметка о« меркантилистском империализме »Альфреда Тайера Махана», Историческое обозрение долины Миссисипи, Vol. 48, No. 4 (март, 1962 г.), стр. 674–685 онлайн в JSTOR
  • Ливези, Уильям Э. Махан о Sea Power (Norman, OK: University of Oklahoma Press, перепечатано в 1981 г.)
  • Пулестон, У.Д. Махан: Жизнь и работа капитана Альфреда Тайера Махана, USN 1939 онлайн-издание
  • St. Джон, Рональд Б. «Европейская военно-морская экспансия и Махан, 1889–1906». Обзор военно-морского колледжа 1971 г. 23 (7): 74–83. ISSN 0028-1484. Утверждает, что ключевые европейцы уже были настроены расширять свои военно-морские силы, а Махан кристаллизовал их идеи и получил широкую поддержку.
  • Шлютер, Рэндалл Крейг. «Взгляд в сторону Америки: идеологическая критика риторики капитана Альфреда Тайера Махана, USN, в американских журналах 1890-х». Докторская диссертация U. of Iowa 1995. 261 стр. DAI 1995 56 (6): 2045-A. DA9536247 Полный текст: ProQuest Dissertations Theses
  • Сигер, Роберт. Альфред Тайер Махан: Человек и его письма (Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, 1977), стандартная биография
  • Шульман, Марк Рассел. «Влияние Махана на морскую мощь». Обзоры в американской истории 1991 19 (4): 522–527. в Jstor
  • Шульман, Марк Рассел. Навализм и появление американских морских сил, 1882–1893 (1995)
  • Сумида, Джон Тетсуро. Изобретая великую стратегию и обучающую команду: классические произведения Альфреда Тайера Махана (2000) 184 страницы отрывок и онлайн-поиск с Amazon.com
  • Терк, Ричард У. Неоднозначные отношения: Теодор Рузвельт и Альфред Тайер Махан (1987)) онлайн-издание
  • Варакалли, Томас FX "Национальный интерес и моральная ответственность в политической мысли адмирала Альфреда Тайера Махана" Обзор военно-морского колледжа, Vol. 69, нет. 2 (весна 2016 г.), 108–127
  • Циммерманн, Уоррен. Первый большой триумф: как пять американцев сделали свою страну мировой державой. (2002). 562 стр., Глава о Махане

Внешние ссылки

Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные или о:. Альфред Тайер Махан
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Альфредом Тайером Махан
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Альфредом Тайером Маханом.
Военные службы
Предшествовал. Стивен Люс Президент Военно-морское училище. 1886–1889Преемник. Каспар Ф. Гудрич
Предыдущий. Каспар Ф. Гудрич Президент военно-морского флота Военный колледж. 1892–1893Преемник. Чарльз Герберт Стоктон
Последняя правка сделана 2021-06-10 22:26:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте